г. Ессентуки |
|
24 сентября 2019 г. |
Дело N А63-23494/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.09.2019.
Полный текст постановления изготовлен 24.09.2019.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Семенова М.У., судей: Белова Д.А., Макаровой Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ковалевой З.С., при участии в судебном заседании от заявителя - товарищества собственников жилья "Майское" (г. Ставрополь, ОГРН 1022601991125) - Хорошавцева Д.Е. (доверенность от 01.06.2019) и Ермаковой И.В. (доверенность от 28.05.2019), в отсутствие заинтересованного лица - Управления Ставропольского края по строительному и жилищному надзору (г. Ставрополь, ОГРН 1082635013670), третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Кологриевой Ларисы Александровны, надлежаще извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе посредством размещения информации о движении дела на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в открытом доступе, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Ставропольского края по строительному и жилищному надзору на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 25.06.2019 по делу N А63-23494/2018 (судья Галушка В.В.),
УСТАНОВИЛ:
товарищество собственников жилья "Майское" (далее-заявитель, товарищество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Управлению Ставропольского края по строительному и жилищному надзору (далее - управление) о признании недействительным и отмене предписания от 06.11.2018 N 6967.
Определением от 16.05.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена гражданка Кологриева Лариса Александровна (далее-Кологриева Л.А.).
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 25.06.2019 заявленные требования удовлетворены. Суд признал недействительными предписание от 06.11.2018 N 6967, поскольку установлено, что все проведенные работы по капитальному ремонту соответствуют характеристикам, выделенные денежные средства использованы по назначению.
В апелляционной жалобе управление просит отменить решение суда и отказать в заявленных требованиях в полном объёме, ссылаясь на нецелевое расходование ТСЖ денежных средств, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах.
Товарищество в отзыве возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда.
Изучив и оценив в совокупности все материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, с 16.10.2018 по 06.11.2018 должностными лицами управления была проведена внеплановая выездная проверка в отношении товарищества, на основании обращений гражданки Кологривой Л.А., проживающей в квартире N 66 в многоквартирном доме (далее - МКД) N 8/2 по пер. Макарова в г. Ставрополе по вопросам соблюдения товариществом требований жилищного законодательства, неудовлетворительного содержания и ремонта общего имущества, а также по вопросам проведения капитального ремонта общего имущества.
В ходе проверки 16.10.2018 проведено визуальное обследование придомовой территории, фасада, отмостки, мусорокамер, подвалов, мест общего пользования, мусоропроводов, помещения технического этажа и кровли указанного МКД, в результате которого выявлены нарушения Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила) и СП 31-108-2002 "Мусоропроводы жилых и общественных зданий и сооружений" (далее - СП 31-108-2002), а именно:
- отсутствие окраски потолка масляной краской, наличие наслоения отходов на стенах мусорокамер (пункт 5.9.5 (СП 31-108-2002), пункты 5.1.15, 5.1.17 Правил),
- устройство подвальных приямков не соответствует установленным требованиям, стены приямков выполнены на одном уровне с поверхностью отмостки фундамента (пункт 4.1.5),
- частичное разрушение герметизирующей заделки межпанельного шва (торцевая часть здания, на уровне 1-го этажа (пункт 4.2.1.7),
-частичное подтопление подвала N 1 вследствие забоя системы канализации (подпункты 4.1.1, 4.1.3),
- наличие строительного мусора на кровле-1 место ( пункт 4.6.1.18),
- не обеспечена надлежащая эксплуатация осветительных приборов в местах общего пользования (лестничные марши) (пункт 5.6.2),
- наличие частичных неисправностей штукатурного и окрасочного слоев в подъездах указанного МКД (подпункты 3.2.2, 3.2.9),
- частичная захламленность чердачных помещений (наличие строительного мусора) (пункт 4.6.1.1),
- отсутствие фурнитуры (ручек) на окнах в подъездах, тем самым не обеспечено регулярное проветривание лестничных клеток (пункт 4.8.14),
- наличие паутины на окнах, загрязнение окон на верхних этажах в подъездах указанного МКД (пункт 4.8.14).
Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки от 06.11.2018 N 3802-12/1.
Кроме того, согласно указанному акту для организации аварийно-диспетчерского обслуживания указанного выше многоквартирного дома, в соответствии требованиями и нормами главы IV Постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами" товариществом 01.01.2018 был заключен договор с ООО "Афоня-Сервис".
По вопросу проведения капитального ремонта общего имущества установлено следующее.
Капитальный ремонт кровли проведен в 2016 году.
В соответствии с постановлением Правительства Ставропольского края от 03.04.2014 N 127-п "О некоторых мерах по обеспечению своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ставропольского края", объектами контроля за целевым расходованием денежных средств, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт, являются:
1) соответствие финансирования, направленного на цели, указанные в статье 174 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), и частей 7 и 8 статьи 3 Закона Ставропольского края "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ставропольского края" от 28.06.2013 N 57-кз (далее - Закон N 57-кз), размеру предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
2) соответствие объема и видов выполненных работ объему и видам, предусмотренным соответствующим договором с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем об оказании услуг и (или) выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (далее соответственно - договор, исполнитель) и региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах;
3) соответствие расчетных счетов исполнителей реквизитам, указанным в договоре.
товариществом не привлекалась организация, осуществляющая строительный контроль за ходом работ по капитальному ремонту крыши. В управление не представлены общий журнал работ по капитальному ремонту общего имущества (мягкой кровли) в данном МКД, график производства работ, акты скрытых работ.
При изучении сметы на капитальный ремонт кровли от 15.01.2016 и акта о приёмке выполненных работ от 25.07.2016 N 1.3 (не соответствует форме КС-2, отсутствует обоснование цен в соответствии с действующими территориальными едиными расценками), предоставленных ТСЖ "Майское" установлено, что были запланированы и подрядной организацией - обществом с ограниченной ответственностью "Позитив" - выполнены работы по демонтажу и последующему монтажу примыканий мягкой кровли к парапету, а также ремонту мягкой кровли, подъёму и доставке материала.
Вместе с тем, товариществом не представлены акты осмотров, заключение специализированной (проектной) организации или другое, на основании которых были определены:
- физический износ имущества, в соответствии с которым было определено, что восстановление нормативного технического состояния имущества необходимо в процессе выполнения капитального ремонта;
- техническая и экономическая целесообразность и обоснованность проведения капитального ремонта (пункт 9.З.1 "ГОСТ Р 56193-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов. Общие требования", утвержденный Приказом Росстандарта от 27.10.2014 N 1445-ст, далее - ГОСТ Р 56193-2014).
В соответствии с пунктом 9.3.2. ГОСТ Р 56193-2014 по итогам осмотра делается оценка группам показателей, в том числе, устанавливается процент износа, что является основанием для определения состава работ и плана организации работ капитального ремонта. В перечень работ капитального ремонта имущества не включаются конструкции и входящие в его состав системы инженерно-технического обеспечения, находящиеся в нормативном и (или) работоспособном состоянии, эксплуатация которых при фактических нагрузках и воздействиях возможна без ограничений.
Оценка показателей и их отклонение от нормативных, по каждой группе показателей, является основанием для определения состава работ, которые можно выполнить в процессе текущего содержания имущества и (или) текущего ремонта, а в случае невозможности восстановления их нормативного или работоспособного технического состояния, в том числе по технологическим и (или) экономическим причинам, включить такие работы в план работ и рекомендовать собственникам принять решение о проведении капитального ремонта по отношению к этой части имущества.
Капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий (пункт 5.1. ВСН 58-88 (р)).
Подрядной организацией, в части капитального ремонта крыши, не выполнены работы по демонтажу старого кровельного покрытия, ремонту стяжки для кровельного покрытия, замене (восстановлению) теплоизоляции, полной замене покрытия кровли из рулонных материалов в 3 слоя, ремонту всех выступающих над кровлей элементов.
Также, товариществом не представлен акт о приемке в эксплуатацию рабочей комиссией законченной капитальным ремонтом части жилого здания, что является нарушением пункта 1.5. "ВСН 42-85 (р) Правила приемки в эксплуатацию законченных капитальным ремонтом жилых зданий", утвержденных Приказом Госгражданстроя СССР от 07.05.1985 N 135.
Акт приёмки выполненных работ формы по ОКПО 22009929 от 25.07.2016 в адрес управления представлен, подписанный обеими сторонами договора подряда. Однако справка о стоимости работ формы КС-3 в управление не представлена.
Оплата работ по ремонту крыши осуществлена товариществом со специального счета N 40705810260100000051 (далее-специальный счёт), открытого для данного МКД. Расчетные счета исполнителей соответствуют реквизитам, указанным в договоре подряда капитального ремонта МКД от 20.07.2016 N 1. В ходе проверки предоставлены документы по оплате произведенных работ на общую сумму 556 910,00 рублей.
В соответствии с частью 3 статьи 172 ЖК РФ и частью 2 статьи 4 Закона N 57-кз владелец специального счета обязан предоставлять в органы государственного жилищного надзора Ставропольского края (управление) ежемесячно до 15 числа месяца - сведения о поступлении на специальный счёт взносов на капитальный ремонт от собственников помещений в многоквартирных домах.
Проведено визуальное обследование крыши и технического этажа данного МКД, течей кровли не выявлено.
При визуальном осмотре крыши установлено, что объемы и виды выполненных работ соответствуют видам и объемам работ, указанным в акте приёмки выполненных работ от 25.07.2016, подписанным председателем товарищества.
Товариществом проведены работы по устройству рулонного покрытия в один слой с устройством примыканий к выступающим над кровлей элементам.
Таким образом, товарищество проведены работы по ремонту отдельных элементов крыши.
В соответствии с требованиями пункта 4.1 части 4 ВСН 58-88 (р) и пункта 4 Приложения N 2 Методического пособия по содержанию и ремонту жилищного фонда МДК 2-04.2004, пункта 18 главы II Постановления Правительства РФ от 13 августа 2006 года N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", пункт 3.1. "ГОСТ Р 56535-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги текущего ремонта общего имущества многоквартирных домов. Общие требования", замена (ремонт) отдельных частей строительной конструкции относится к работам по текущему ремонту.
Вместе с тем, оплата выполненных работ по договору от 20.07.2016 N 1 (далее - Договор), заключенному с ООО "Позитив" произведена со специального счета, открытого для данного МКД.
Капитальный ремонт наружной части фундамента (отмостки и цоколя), проведенный в 2018 году. Товариществом не привлекалась организация, осуществляющая строительный контроль за ходом работ по капитальному ремонту крыши. В управление не представлены общий журнал работ по капитальному ремонту общего имущества (фундамента) в данном МКД, график производства работ, акты скрытых работ.
При изучении сметы на капитальный ремонт наружной части фундамента от 26.06.2018 и акта о приёмке выполненных работ от 30.08.2018 N 4 (составленный по форме КС-2), предоставленных товариществом установлено, что были запланированы и подрядной организацией ООО "ЮгСпецМонтаж" выполнены работы по ремонту отмостки, установке гидроизоляционного слоя, разборке бортовых камней, установке бортовых камней, установке закладных конструкций, устройству основания из металлической сетки, затирке цементных покрытий цементом, отбивке штукатурки с поверхностей, очистке поверхности щётками, покрытию поверхностей грунтовкой, штукатурке по сетке без устройства каркаса, устройству основания под шпатлевку из сетки стеклотканной, сплошной шпаклевке ранее оштукатуренных поверхностей, отделке фасадов мелкозернистыми декоративными покрытиями из минеральных или полисерминеральных пастовых составов, окраске фасадов, устройству гидроизоляции обмазочной и вывозу мусора.
Однако товариществом не представлены акты осмотров, заключение специализированной (проектной) организации или другое, на основании которых были определены:
- физический износ имущества, в соответствии с которым было определено, что восстановление нормативного технического состояния имущества необходимо в процессе выполнения капитального ремонта;
- техническая и экономическая целесообразность и обоснованность проведения капитального ремонта (пункт 9.3.1. "ГОСТ Р 56193-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов. Общие требования", утвержденный Приказом Росстандарта от 27.10.2014 N 1445-ст, (далее - ГОСТ Р 56193-2014).
В соответствии с пунктом 9.3.2. ГОСТ Р 56193-2014 по итогам осмотра делается оценка группам показателей, в том числе, устанавливается процент износа, что является основанием для определения состава работ и плана организации работ капитального ремонта.
В перечень работ капитального ремонта имущества не включаются конструкции и входящие в его состав системы инженерно-технического обеспечения, находящиеся в нормативном и (или) работоспособном состоянии, эксплуатация которых при фактических нагрузках и воздействиях возможна без ограничений.
Оценка показателей и их отклонение от нормативных, по каждой группе показателей, является основанием для определения состава работ, которые можно выполнить в процессе текущего содержания имущества и (или) текущего ремонта, а в случае невозможности восстановления их нормативного или работоспособного технического состояния, в том числе по технологическим и (или) экономическим причинам, включить такие работы в план работ и рекомендовать собственникам принять решение о проведении капитального ремонта по отношению к этой части имущества.
Капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий (пункт 5.1. ВСН 58-88 (р)).
Также, товариществом не представлен акт о приемке в эксплуатацию рабочей комиссией законченной капитальным ремонтом части жилого здания, что является нарушением пункта 1.5. "ВСН 42-85 (р) Правила приемки в эксплуатацию законченных капитальным ремонтом жилых зданий", утвержденных Приказом Госгражданстроя СССР от 07.05.1985 N 135.
Акт приёмки выполненных работ формы КС-2 от 30.08.2018 N 4 в адрес управления представлен, подписанный обеими сторонами договора подряда.
Также представлена справка о стоимости работ формы КС-3.
Оплата работ по ремонту наружной части фундамента осуществлена товариществом со специального счета, открытого для данного МКД. Расчетные счета исполнителей соответствуют реквизитам, указанным в договоре подряда капитального ремонта МКД от 20.07.2016 N 1. В ходе проверки предоставлены документы по оплате произведенных работ на сумму 865 394,20 рублей (принято решение об оплате работ в рассрочку, протокол общего собрания от 26.06.2018).
В соответствии с частью 3 статьи 172 ЖК РФ и частью 2 статьи 4 Закона N 57-кз владелец специального счета обязан предоставлять в органы государственного жилищного надзора Ставропольского края (управление) ежемесячно до 15 числа месяца -ведения о поступлении на специальный счёт взносов на капитальный ремонт от собственников помещений в многоквартирных домах.
При визуальном осмотре наружной части фундамента (отмостки, цоколя) не представилось возможным установить факт выполнения всех объемов и видов работ, указанных в акте приёмки выполненных работ от 30.08.2018 N 4, подписанным председателем ТСЖ "Майское", в связи с отсутствием у товарищества актов на скрытые работы.
Таким образом, с учетом изложенного, товариществом были проведены работы по частичному ремонту отмостки и ремонту цоколя, а также проведены работы по ремонту отдельных элементов наружной части фундамента.
В соответствии с требованиями пункта 4.1 части 4 ВСН 58-88 (р) и пунктом 4 Приложения N 2 Методического пособия по содержанию и ремонту жилищного фонда МДК 2-04.2004, пунктом 18 главы II Постановления Правительства РФ от 13 августа 2006 года N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", пунктом 3.1. "ГОСТ Р 56535-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги текущего ремонта общего имущества многоквартирных домов. Общие требования", замена (ремонт) отдельных частей строительной конструкции относится к работам по текущему ремонту.
Вместе с тем, оплата выполненных работ по договору от 27.06.2018 N 4, заключенному с ООО "ЮгСпецМонтаж" произведена со специального счета, открытого для данного МКД.
При проверке наличия в подъездах многоквартирного дома информационных стендов, в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 15.03.2013 N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами" (далее - Правила N 416), установлено, что в подъездах многоквартирного дома имеются информационные стенды, на которых размещена следующая информация: - наименование товарищества, режим работы, адрес официального сайта в сети "Интернет", контактные телефоны товарищества. В нарушение требований Правил N 416 отсутствует информация об адресе официального сайта государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в сети "Интернет" номера телефонов аварийных служб ресурсоснабжающих организаций.
Управлением 06.11.2018 выдано предписание N 6967, в котором товариществу предлагается в срок до 06.05.2019 осуществить возврат на специальный счет денежных средств, затраченных на проведение работ по текущему ремонту крыши, в размере 556 910 рублей, а также осуществить возврат на специальный счет денежных средств, затраченных на проведение работ по текущему ремонту наружной части фундамента (отмостки и цоколя), в размере 865 394,20 рублей.
Не согласившись с вынесенным предписанием, товарищество обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его недействительным.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 1 статьи 36.1 ЖК РФ, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат права на денежные средства, находящиеся на специальном счете, предназначенном для перечисления средств на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и открытом в кредитной организации, и сформированные за счет взносов на капитальный ремонт, пеней, уплаченных в связи с ненадлежащим исполнением обязанности по уплате таких взносов, и начисленных кредитной организацией процентов за пользование денежными средствами на специальном счете.
Согласно части 1 статьи 166 ЖК РФ перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя: 1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; 2) ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт; 3) ремонт крыши; 4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; 5) ремонт фасада; 6) ремонт фундамента многоквартирного дома.
Согласно пункту 4.1 статьи 170 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в более ранние сроки, чем это установлено региональной программой капитального ремонта, при условии, что на дату принятия данного решения средств на специальном счете достаточно для финансирования капитального ремонта или выбраны иные способы его финансирования.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Федеральный закон от 21.07.2007 N 185-ФЗ), к видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в соответствии с настоящим Федеральным законом относятся: 1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; 2) ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, при необходимости ремонт лифтовых шахт; 3) ремонт крыш; 4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах; 5) утепление и ремонт фасадов; 6) установка коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов и узлов управления (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа); 7) ремонт фундаментов многоквартирных домов.
Положения части 3 статьи 15 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ не противоречат части 1 статье 166 ЖК РФ. Все названные нормы дублируют друг друга в части определения перечня работ по капитальному ремонту. Вместе с тем, все они являются общими и требующими соответствующих уточнений.
Так, указанные в части 3 статьи 15 Федерального закона от 21.07.2007 " 185-ФЗ виды работ по капитальному ремонту раскрываются и уточняются в содержании "Методических рекомендаций по формированию состава работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, финансируемых за счет средств, предусмотренных Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищнокоммунального хозяйства" (утв. Госкорпорацией "Фонд содействия реформированию ЖКХ" 15.02.2013) (далее - Рекомендации).
Во вводной части Рекомендаций указано, что они предназначены для применения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в процессе отбора многоквартирных домов для включения в муниципальные и региональные адресные программы капитального ремонта, финансируемые за счет средств, предусмотренных в соответствии с Федеральным законом N 185-ФЗ, а также товариществами собственников жилья, жилищными, жилищностроительными, иными специализированными потребительскими кооперативами, управляющими организациями, а также собственниками жилых помещений в многоквартирных домах.
Отсюда следует, что в контексте с финансированием за счет средств, предусмотренных в соответствии с Федеральным законом N 185-ФЗ, упоминаются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. Товарищества собственников жилья упоминаются уже не во взаимосвязи с процессом отбора многоквартирных домов для включения в муниципальные и региональные адресные программы капитального ремонта, финансируемые за счет средств, предусмотренных в соответствии с Федеральным законом N 185-ФЗ.
Спорные отношения иным способом не урегулированы.
Рекомендации призваны вносить необходимую конкретику для понимания общих положений Федерального закона N 185-ФЗ. В частности, в пункте 2.3.2 Рекомендаций приведены наименования видов работ в соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона N 185-ФЗ, в том же пункте изложены подвиды и перечень работ, входящие в состав каждого конкретного вида.
Согласно пункту 1.3 Рекомендаций, капитальный ремонт подразделяется на комплексный ремонт и выборочный. Выборочный капитальный ремонт - это ремонт с полной или частичной заменой отдельных конструктивных элементов зданий и сооружений или оборудования, направленные на полное возмещение их физического и частично функционального износа.
Выборочный капитальный ремонт применительно к Федеральному закону N 185-ФЗ назначается для выполнения отдельных видов работ, предусмотренных статьей 15 Закона.
Выборочный капитальный ремонт проводится исходя из технического состояния отдельных конструкций и инженерных систем путем их полной или частичной замены.
Следовательно, не во всех случаях капитальный ремонт предполагает выполнение всех возможных работ вне зависимости от того, требуется ли вообще их проведение или нет.
В Рекомендациях указано, что к работам по утеплению и ремонту фасадов относятся:
1. Ремонт фасадов, не требующих утепления: Ремонт штукатурки (фактурного слоя), включая архитектурный ордер; Ремонт облицовочной плитки; Окраска по штукатурке или по фактурному слою; Ремонт и восстановление герметизации горизонтальных и вертикальных стыков стеновых панелей крупноблочных и крупнопанельных зданий; Ремонт и восстановление со стороны фасада герметизации стыков оконных и дверных проемов мест общего пользования; Окраска со стороны фасада оконных переплетов; Ремонт ограждающих стен; Ремонт и замена окон и балконных дверей (в составе общего имущества); Ремонт или замена входных наружных дверей;
2. Работы по ремонту фасадов, требующих утепления: Ремонт и утепление ограждающих стен с последующей отделкой поверхностей; Ремонт окон и балконных дверей (в составе общего имущества) или замена на окна и двери в энергосберегающем конструктивном исполнении (оконные блоки с тройным остеклением и др.) с последующим их утеплением (герметизацией); Ремонт входных наружных дверей с последующим их утеплением или замена на металлические двери в энергосберегающем конструктивном исполнении.
Кроме того в Рекомендациях также указано, что к работам по ремонту крыш относятся:
2. Замена покрытий крыш: 2.1. Полная замена металлического покрытия крыш с устройством примыканий; 2.2. Полная замена покрытия кровли из рулонных битумородных материалов (рубероид) на кровли из наплавляемых материалов с устройством примыканий; 2.3. Полная замена покрытия кровли из штучных материалов (шифер, черепица и т.п.) с устройством примыканий.
Учитывая вышеизложенное, товариществом был произведен капитальный ремонт по работам, предусмотренными статьёй 166 ЖК РФ.
Таким образом, в рассматриваемом случае расходование денежных средств фонда капитального ремонта (средств собственников), товариществом, является целевым и в полной мере соответствующим нормам действующего законодательства.
При этом судом первой инстанции отмечено, что выявленные управлением нарушения сами по себе не свидетельствуют о нецелевом использовании денежных средств со специального счета, выявленные нарушения сами по себе не свидетельствуют о нецелевом использовании денежных средств со специально счета.
Все проведенные работы по капитальному ремонту соответствуют характеристикам, содержащимися в нормах статьи 166 ЖК РФ были полностью выполнены по договорам подрядов и подтверждены актами выполненных работ, что свидетельствует о целевом использовании товариществом денежных средств со специального счета.
Кроме того товариществом в материалы дела представлены заключения специалиста от 25.04.2017 N 41/26 и от 19.11.2018 N 40/18, согласно которым кровля отвечает требованиям в области строительства подобного рода объектов, на объекте выполнен полный капитальный ремонт аварийных частей конструкции кровли, а также, что устройство цоколя и отмостки отвечает требованиям документации соответствует СНиП, ГОСТ, на объекте выполнен полный капитальный ремонт аварийных конструкций отмостки и цоколя.
Оспариваемое предписание нарушает права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности товарищества, возлагает обязанность по восстановлению уплаченных по договорам подряда денежных средств в размере 1 422 304,20 рублей на специальный счет товарищества.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке, установленном в статье 71 АПК РФ, суд пришел к правильным выводам о том, что предписание, не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.
При таких обстоятельствах суд правомерно удовлетворил требование товарищества и признали недействительным предписание.
Доводы, приведенные в жалобе, были предметом рассмотрения суда первой инстанций и получили соответствующую правовую оценку. Эти доводы не опровергают выводов суда и, по существу, направлены на переоценку установленных названным судом обстоятельств и исследованных доказательств.
В этой связи, принимая во внимание, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, апелляционный суд считает судебное решение законным и обоснованным.
При таких обстоятельствах, руководствуясь статьями 268-271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 25.06.2019 по делу N А63-23494/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.У. Семенов |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.