город Воронеж |
|
16 сентября 2019 г. |
Дело N А64-7223/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 сентября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 сентября 2019 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей: Семенюта Е.А.,
Протасова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем
Малюгиным П.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации на решение арбитражного суда Тамбовской области от 04.04.2019 по делу N А64-7223/2018 (судья Павлов В.Л.), принятое по заявлению федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1027700430889, ИНН 7729314745) к управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Тамбовской области о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания,
при участии:
от федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации: Попова Т.В., представитель по доверенности от 19.06.2019 N 48 сроком по 31.12.2019;
от управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Тамбовской области - представители не явились, надлежаще извещено,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГБУ "Центральное ЖКУ", бюджетное учреждение) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением об отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Тамбовской области (далее - управление Росприроднадзора, управление, административный орган) от 04.10.2018 N 584 о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст.7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс).
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 04.04.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ФГБУ "Центральное ЖКУ" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Считает, что имеются такие основания для отмены или изменения постановления как отсутствие в действиях состава вменяемого ему административного правонарушения, истечение срока давности привлечения к административной ответственности, малозначительность правонарушения или замена штрафа на предупреждение.
В судебном заседании представитель бюджетного учреждения поддержал доводы апелляционной жалобы.
В судебное заседание управление Росприроднадзора явку своих представителей не обеспечило, о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом. Дело рассматривалось в отсутствие указанного лица в порядке ст. ст. 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
ФГБУ "Центральное ЖКУ" Министерства обороны Российской Федерации зарегистрировано в качестве юридического лица 21.01.2002, что подтверждается сведениями Единого государственного реестра юридических лиц.
Основным видом деятельности бюджетного учреждения, согласно данным ЕГРЮЛ, является деятельность, связанная с обеспечением военной безопасности, дополнительными, в том числе - сбор и обработка сточных вод, сбор неопасных отходов, забор и очистка воды для питьевых и промышленных нужд.
Бюджетному учреждению Управлением по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области выдано Решение от 18.12.2017 N 306 "О предоставлении водного объекта в пользование".
Данным решением бюджетному учреждению предоставлено право пользования водным объектом "Ручей без названия, приток р. Цна у пос. Первомайское Знаменского района Тамбовской области".
В том числе, данным решением бюджетному учреждению предоставлено право на сброс хозяйственно-бытовых и производственных сточных вод в Ручей без названия, приток р. Цна у пос. Первомайское Знаменского района Тамбовской области: выпуск береговой, сосредоточенный режим отведения постоянный, координаты выпуска 52 градуса 26 минут 39,6 секунд северной широты, 41 градус 27 минут 37,5 секунд восточной долготы. Место сброса сточных вод отражается в графических материалах, являющихся приложением к решению согласно пункту 5.1 Решения.
Срок водопользования установлен с 25.12.2017 по 01.01.2019 Управлением по охране окружающей среды и природопользованию по Тамбовской области.
25.04.2018 в управление Росприроднадзора поступило письмо Отдела водных ресурсов по Тамбовской области Донского БВУ N 438 об имеющемся превышении нормативов допустимых сбросов веществ в водные объекты.
Письмом от 26.07.2018 N 724 в адрес управления была направлена информация о водопользователях, имеющих превышение нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов по результатам представленных сведений за 2 квартал 2018 года.
На основании поступившей информации Отдела водных ресурсов по Тамбовской области возбуждено дело об административном правонарушении по факту использования р. Цна без разрешения.
Административный орган пришел к выводу о нарушении бюджетным учреждением требований статей 1, 9, 11 Водного кодекса Российской Федерации, статей 22, 23, 34 и 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления 06.08.2018 в присутствии защитника ФГБУ "Центральное ЖКУ" Поповой Т.В. протокола N 04-085/2018 об административном правонарушении по ст. 7.6 КоАП РФ (самовольное занятие водного объекта или пользование им с нарушением установленных условий).
Защитник бюджетного учреждения вину в совершении вменяемого административного правонарушения не признала.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении 21.08.2018 управлением Росприроднадзора при участии защитника ФГБУ "Центральное ЖКУ" Литвиненко Ю.Н. было вынесено постановление N 04-085/2018, которым бюджетное учреждение признано виновным в совершении административного правонарушения по ст. 7.6 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 руб. зза самовольное занятие водного обьекта р. Цна.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с соответствующим заявлением.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Статьей 7.6 КоАП РФ предусмотрена ответственность за самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий.
Указанные действия влекут наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объект правонарушения - общественные отношения в сфере государственной собственности на водные объекты и установленный порядок пользования ими.
Объективная сторона выражается в виде совершения активных действий, направленных на фактическое завладение водным объектом целиком или в части в целях использования в последующем для удовлетворения личных, хозяйственных или иных нужд, а также для извлечения прибыли, без оформления в установленном законом порядке необходимых документов либо с нарушением условий, установленных разрешительными документами.
Согласно ст. 1 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) акваторией является водное пространство в пределах естественных, искусственных или условных границ (пункт 1); под водным объектом понимается природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима (пункт 4); под использованием водных объектов (водопользованием) понимается использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц (пункт 14).
Исходя из части 1 статьи 9 ВК РФ, физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 данного Кодекса, в соответствии с которой право пользования водными объектами возникает на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 11 Водного кодекса.
В ч. 1 ст. 11 ВК РФ предусмотрено общее правило, предусматривающее, что на основании договора водопользования, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 настоящей статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование, в том числе, для использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей.
В силу пункта 2 части 3 статьи 11 ВК РФ право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, в целях сброса сточных вод приобретается на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование.
Согласно части 6 статьи 23 ВК РФ порядок подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование утверждается Правительством Российской Федерации.
Порядок подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта или его части в пользование определен в постановлении Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 844.
Кроме того, приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 14.09.2011 N 763 утвержден Административный регламент по предоставлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации государственной услуги в сфере переданного полномочия Российской Федерации по предоставлению водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в пользование на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование.
Решение о предоставлении водного объекта или его части в пользование вступает в силу с момента регистрации этого решения в государственном водном реестре.
Решение о предоставлении водного объекта в пользование должно содержать цель, виды и условия использования водного объекта, а также требования к качеству воды в водных объектах в местах сброса сточных вод.
Таким образом, в целях привлечения бюджетного учреждения к административной ответственности, управление в данном случае должно было доказать факт использования ФГБУ "Центральное ЖКУ" водного объекта путем сброса сточных вод в р. Цна в отсутствие решения на представление водного объекта в пользование, либо использование его с нарушением условий, установленных разрешительными документами.
Между тем, решением от 18.12.2017 N 306 обществу было предоставлено в установленном порядке право пользования водным объектом "Ручей без названия, левый приток р. Цна (бассейн р. Волга) длиной 4 км" и установлены нормативы сброса загрязняющих веществ.
Указанным документом установлены точки сброса сточных вод.
Доказательств сброса сточных вод в иных, не предусмотренных разрешительными документами точках, в том числе непосредственно в реку Цна, собранные административным органом и представленные суду материалы не содержат.
В связи с чем, по мнению суда апелляционной инстанции, факт сброса сточных вод (использование водного объекта) без разрешительных документов и установленных нормативов административным органом не доказан.
Поскольку согласно протоколу об административном правонарушении бюджетному учреждению вменялось использование водного объекта без разрешения и установленных нормативов, то приведенные в нем одновременно факты превышения нормативов не могут расцениваться как вменение второго самостоятельного эпизода нарушения, предусмотренного диспозицией статьи 7.6 КоАП РФ, так как могут быть превышены лишь установленные Решением о предоставлении водного объекта в пользование нормативы.
Кроме того, за их превышение таких нормативов бюджетное учреждение было привлечено к административной ответственности в рамках иного дела, постановление по которому было обжаловано в арбитражный суд (дело N А64-8419/2018).
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 30.08.2019 по указанному делу оставлены без изменения судебные акты первой и апелляционной инстанции, по которым суды пришли к выводу о наличии в действиях ФГУП "Центральное ЖКУ" состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 7.6 КоАП РФ.
Постановлением от 04.10.2018 N 9584 административный орган привлек ФГБУ "Центральное ЖКУ" к административной ответственности по ч.1 ст.7.6 КоАП РФ за использование водного объекта - реки Цна с превышением нормативов сброса загрязняющих веществ, установленных п.2.3 того же Решения от 18.12.2017 N 306.
То обстоятельство, что учреждение, возражая против обвинения его в превышении нормативов сброса загрязняющих веществ по ч.1 ст.7.6 КоАП РФ, ссылалось на показатели проб воды в самой реке Цна (за пределами ее притока Ручья без названия), не свидетельствует об использовании водного объекта путем сброса сточных вод в точках, не указанных в Решении о предоставлении водного объекта в пользование, зарегистрированном в установленном порядке.
Исходя из приведенных обстоятельств, суд объективно пришел к выводу о наличии неустранимых сомнений в виновности учреждения в совершении вменяемого ему административного правонарушения.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Также части 3 и 4 этой статьи предусматривают, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность (за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье, к которым рассматриваемый по данному делу случай не относится); неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Аналогичная правовая позиция высказана Верховным судом Российской Федерации в п.13 постановления Пленума от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ".
При указанных обстоятельствах с учетом требований ч.4 ст.210 АПК РФ апелляционная коллегия приходит к выводу о недоказанности наличия события и состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.6 КоАП РФ, а следовательно и отсутствии оснований для привлечения ФГБУ "Центральное ЖКУ" к административной ответственности.
Таким образом, апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, а решение Арбитражного суда Тамбовской области от 04.04.2019 по настоящему делу - отмене.
В силу положений статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности по статье 7.6 КоАП РФ составляет один год со дня совершения административного правонарушения.
При указанных обстоятельствах ссылки апелляционной жалобы истечении срока давности привлечения к административной ответственности, наличие признаков малозначительности и возможность замены штрафа на предупреждение не принимаются судом во внимание.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решений административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 04.04.2019 по делу N А64-7223/2018 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Тамбовской области N 04-085/2018 от 21.08.2018 о привлечении федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.6 КоАП РФ, и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
Е.А. Семенюта |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-7223/2018
Истец: ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации "ЦЖКУ" Минобороны России в лице ЖЭКО N 7 филиала ФГБУ "ЦЖКУ"
Ответчик: Управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования(Росприроднадзора) по Тамбовской области