г. Санкт-Петербург |
|
27 сентября 2019 г. |
Дело N А56-35915/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 сентября 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Лопато И.Б., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Хариной И.С.
при участии:
от заявителя: Кулешовой М.В. по доверенности от 20.03.2019
от заинтересованного лица: Байкаловой А.М. по доверенности от 20.04.2018
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-21647/2019) ООО "ИНСТАНТ ИНВЕСТ" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.07.2019 по делу N А56-35915/2019 (судья Черняковская М.С.), принятое
по заявлению ООО "ИНСТАНТ ИНВЕСТ"
к Северо-Западному главному управлению ЦБ РФ
о признании незаконным постановления
установил:
ООО "ИНСТАНТ ИНВЕСТ" (далее Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным постановления Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации (далее - Управление) о назначении административного наказания от 01.03.2019 N 19-2335/3110-1.
Решением суда от 02.07.2019 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с указанным решением суда, Общество обжаловало его в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, а представитель Управления их отклонил по мотивам, изложенным в отзыве на жалобу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество является профессиональным участником рынка ценных бумаг (далее - профессиональный участник), осуществляющим деятельность на основании лицензии на осуществление брокерской деятельности N 040-13188-100000, лицензии на осуществление дилерской деятельности N 040-13194-010000 и лицензии на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами N 040-13199-001000, выданных ФСФР России 06.07.2010.
В соответствии с положениями статьи 76.5 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", пункта 6 статьи 44 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон N 39-ФЗ) Банк России осуществляет регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за профессиональными участниками и вправе проводить проверки их деятельности, направлять обязательные для исполнения предписания, а также применять предусмотренные федеральными законами иные меры.
Волго-Вятским главным управлением Центрального банка Российской Федерации в рамках проведения надзорных мероприятий по оценке организации системы управления рисками Общества установлено следующее.
В соответствии с документами, представленными Обществом в ответ на запрос Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации от 10.10.2018 N Т4-26-7/31477, мониторинг и оценка рисков профессионального участника осуществляется в Обществе на основании "Реестра рисков профессионального участника рынка ценных бумаг" (далее - Реестр рисков), а также "Плана мероприятий системы управления рисками с 01.07.2018 по 31.12.2018" (далее - План мероприятий СУР), утвержденных приказом генерального директора Общества N 1/30/06 от.30.06.2018.
В Реестре рисков Обществом отмечены следующие виды рисков: значимые -операционный риск и правовой риск; незначимые - рыночный и кредитный риски, риск ликвидности, кастодиальный и коммерческий риски. При этом указанным рискам в Реестре рисков присвоены номера в хронологической последовательности от 1 до 7.
Вместе с тем, в План мероприятий СУР Обществом включены мероприятия исключительно в отношении операционного и правового рисков. Мероприятия в отношении других рисков, включенных в Реестр рисков Общества, в Плане мероприятий СУР отсутствуют.
Кроме того, поскольку Указание N 4501-У вступило в силу 28.06.2018, внутренние документы Общества по организации системы управления рисками, предусмотренные указанным нормативным актом, должны были быть утверждены Обществом к указанной дате.
Таким образом, отсутствие в Плане мероприятий СУР мероприятий по снижению или исключению всех рисков, включенных в Реестр рисков, а также отсутствие в Обществе по состоянию на дату вступления в силу Указания N 4501-У (28.06.2018) утвержденных внутренних документов по организации системы управления рисками профессионального участника, свидетельствует о нарушении Обществом требований законодательства, установленных к деятельности профессионального участника.
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении Общества дела об административном правонарушении N ТУ-40-ЮЛ-19-23 35 и составлении протокола от 15.02.2019.
Постановлением от 01.03.2019 N 19-2335/3110-1 Общество привлечено к административной ответственности по части 12 статьи 15.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обжаловал его в судебном порядке.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
К обстоятельствам, подлежащим выяснению (доказыванию) по делу об административном правонарушении, отнесены наличие события административного правонарушения и виновность лица в совершении административного правонарушения.
Суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности административным органом наличия состава и события вменяемого Обществу административного правонарушения, процессуальных нарушений в ходе привлечения Общества к ответственности не выявил, оснований для признания административного правонарушения, совершенного Обществом, малозначительным не установил, в связи с чем отказал в удовлетворении заявления ООО "Инстант Инвест".
Апелляционный суд, исследовав материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Частью 12 статьи 15.29 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение профессиональным участником рынка ценных бумаг, депозитарием, клиринговой организацией, лицом, осуществляющим функции центрального контрагента, акционерным инвестиционным фондом, негосударственным пенсионным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда при осуществлении ими соответствующих видов деятельности установленных законодательством требований к этим видам деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 11 настоящей статьи, статьями 13.25, 15.18 - 15.20, 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.30 и 19.7.3 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 5 статьи 10.1-1 Закона N 39-ФЗ профессиональный участник обязан организовать систему управления рисками, связанными с осуществлением профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и с осуществлением операций с собственным имуществом, которая должна соответствовать характеру совершаемых операций профессионального участника и содержать систему мониторинга рисков, обеспечивающую своевременное доведение необходимой информации до сведения органов управления профессионального участника.
Требования к организации профессиональными участниками системы управления рисками установлены Указанием Банка России от 21.08.2017 N 4501-У "О требованиях к организации профессиональным участником рынка ценных бумаг системы управления рисками, связанными с осуществлением профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и с осуществлением операций с собственным имуществом, в зависимости от вида деятельности и характера совершаемых операций" (далее - Указание N 4501 -У).
В соответствии с пунктом 2.2.2 Указания N 4501-У профессиональный участник в рамках выявления рисков профессионального участника должен обеспечить, в том числе, внесение выявленных рисков профессионального участника и результатов их оценки во внутренний документ профессионального участника (далее - реестр рисков). При этом в отношении рисков, не признанных профессиональным участником значимыми, внесение таких рисков в реестр рисков осуществляется по решению должностного лица (руководителя отдельного структурного подразделения), ответственного за организацию системы управления рисками.
Согласно абзацу 2 пункта 2.4.3 Указания N 4501-У профессиональный участник должен обеспечить в отношении рисков профессионального участника, включенных в реестр рисков, разработку внутреннего (внутренних) документа (документов), содержащего (содержащих) перечень мероприятий по снижению этих рисков или их исключению (далее - план мероприятий).
Как следует из материалов административного дела, в нарушение указанных положений Обществом в План мероприятий СУР включены мероприятия исключительно в отношении операционного и правового рисков. Мероприятия в отношении других рисков, включенных в Реестр рисков Общества, в Плане мероприятий СУР отсутствуют.
Кроме того, внутренние документы Общества по организации системы управления рисками, предусмотренные указанным нормативным актом, не были утверждены своевременно, то есть к 28.06.2018.
В заявлении Общество указывает, что все внутренние документы по организации системы управления рисками, предусмотренные Указанием N 4501-У, были утверждены Обществом 25.06.2018, то есть до даты вступления в силу Указания N 4501-У (до 28.06.2018).
Между тем, согласно документам, представленным Обществом в ответ на запрос Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации от 10.10.2018 N Т4-26-7/31477 (письмом Общества N 01/221018 от 22.10.2018), Приказом генерального директора Общества N 1/25/06 от 25.06.2019 утверждены следующие документы: регламент по управлению рисками, должностная инструкция риск-менеджера, а также должностные инструкции заместителя генерального директора и руководителя службы внутреннего контроля Общества в новых редакциях. При этом Реестр рисков и План мероприятий СУР утверждены приказом генерального директора N 1/30/06 от 30.06.2018, то есть позднее 28.06.2018. Оценивая критически возражения Общества в указанной части суд отмечает, что данный довод был заявлен только при обжаловании постановления в судебном порядке, при этом в ходе административного расследования и при составлении протокола об административном правонарушении представитель Общества данные обстоятельства не указал.
Учитывая то, что Указанием N 4501-У не предусмотрены отдельные сроки для утверждения вышеуказанных внутренних документов, а также то, что Обществом ни в Управление, ни суду не представлены доказательств опровергающих то, что по состоянию на дату вступления в силу Указания N 4501-У (28.06.2018) в Обществе отсутствовали Реестр рисков и План мероприятий СУР, заявленный Обществом довод является несостоятельным.
Выражая несогласие с постановлением, Общество также полагает, что отсутствие в Плане мероприятий СУР мероприятий в отношении рисков, не признанных Обществом значимыми, соответствует требованиям Указания N 4501-У в силу того, что указанные риски у Общества отсутствовали и фактических мероприятий в отношении указанных рисков Общество осуществлять не предполагало.
Вместе с тем пунктом 2.2.2 Указания N 4501-У установлено, что профессиональный участник вносит в реестр рисков выявленные риски и результаты их оценки. При этом в отношении рисков, не признанных профессиональным участником значимыми, внесение таких рисков в реестр рисков осуществляется по решению должностного лица (руководителя отдельного структурного подразделения), ответственного за организацию системы управления рисками.
Абзацем 2 пункта 2.4.3 Указания N 4501-У установлено императивное требование о том, что профессиональный участник должен обеспечить в отношении всех рисков, включенных в реестр рисков, разработку внутреннего (внутренних) документа (документов), содержащего (содержащих) план мероприятий по их снижению или исключению.
Согласно имеющимся в материалах дела доказательствам и представленным письмом Общества N 01/221018 от 22.10.2018 документам, План мероприятий СУР не содержал мероприятий в отношении всех рисков, включенных Обществом в Реестр рисков. Указанное обстоятельство Обществом в заявлении о признании постановления незаконным не оспаривается. При этом в соответствии с ответом Общества (письмо Общества от 28.11.2018 N 281118) на предписание Банка России от 19.11.2018 N Т4-26-7/35729, Общество откорректировало Реестр рисков таким образом, чтобы в нем содержались только те риски, в отношении которых Планом мероприятий СУР содержались мероприятия по их снижению или исключению. Изложенное позволило Банку России признать допущенное Обществом нарушение Указания N 4501-У устраненным.
При таких обстоятельствах, Управлением сделан правомерный и обоснованный вывод о наличии в действиях Общества состава вменяемого административного правонарушения, предусмотренного частью 12 статьи 15.29 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о принятии заинтересованным лицом необходимых и достаточных мер по соблюдению законодательства в области государственного регулирования рынка ценных бумаг, по недопущению правонарушения и невозможности его предотвращения, в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии вины заинтересованного лица во вмененном ему правонарушении в соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд соглашается с выводом первой инстанции о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 12 статьи 15.29 КоАП РФ.
Судом апелляционной инстанции также проверено соблюдение процедуры привлечения к административной ответственности, в том числе и соблюдение установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока, и не выявлено нарушений, являющихся безусловным основанием для признания оспариваемого постановления незаконным.
Доводы подателя жалобы о малозначительности совершенного Обществом административного правонарушения правомерно отклонены судом первой инстанции.
Оценив характер и степень общественной опасности допущенного обществом правонарушения с учетом конкретных обстоятельств дела, а также принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения обществом правонарушения, суд апелляционной инстанции также не усматривает оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного заявителем правонарушения малозначительным.
Размер административного штрафа проверен судами первой и апелляционной инстанции и признан обоснованным, назначенным с учетом характера вменяемого административного правонарушения, с учетом отсутствия сведений об обстоятельствах, смягчающих административную ответственность, в минимальных пределах санкции части 12 статьи 15.29 КоАП РФ.
По мнению суда апелляционной инстанции, назначенное обществу наказание отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суд правомерно и обоснованно отказал в удовлетворении заявления Общества.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.07.2019 по делу N А56-35915/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-35915/2019
Истец: ООО "ИНСТАНТ ИНВЕСТ"
Ответчик: Северо-Западное главное управление Центрального Банка Российской Федерации