г. Красноярск |
|
30 сентября 2019 г. |
Дело N А33-10217/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена "24" сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен "30" сентября 2019 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Споткай Л.Е.,
судей: Радзиховской В.В., Хабибулиной Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания Щекатуровой Я.С.,
при участии:
от истца - ООО "ЕЛЗК" - Горовенко А.Н., представителя по доверенности от 02.04.2019,
от ответчика - Министерства лесного хозяйства Красноярского края - Клюева А.И., представителя по доверенности от 29.12.2018 N МЛХ/1-04071,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства лесного хозяйства Красноярского края (ИНН 2463102814, ОГРН 1162468093952)
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "24" июля 2019 года по делу N А33-10217/2019, принятое судьёй Антроповой О.А.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ЕЛЗК" ИНН 2447006609, ОГРН 1022401276017 (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Министерству лесного хозяйства Красноярского края ИНН 2463102814, ОГРН 1162468093952 (далее - ответчик) об обязании заключить дополнительное соглашение к договору аренды лесных участков от 21.08.2008 N 16-з.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от "24" июля 2019 года исковые требования удовлетворены.
Ответчик обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, приводя следующие доводы:
- Министерство не согласно с использованием истцом понижающего коэффициента 0 для расчета арендной платы по санитарным рубкам, в связи со следующими обстоятельствами. Пунктом 10 примечания к таблице 1 приложения к Правительству Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - постановление N 310) предусмотрено, что при заготовке древесины в порядке проведения сплошных рубок лесных насаждений, поврежденных вредными организмами, ветром, пожарами и в результате других стихийных бедствий, ставки корректируются с учетом степени повреждения насаждений путем их умножения на следующие коэффициенты: 0 - при степени повреждения лесных насаждений до 100 процентов; таким образом, Постановлением N 310 предусмотрено, что понижающие коэффициенты определяются и применяются в зависимости от степени повреждения лесных насаждений выраженной в процентах;
- по результатам обследования отраженных в акте лесопатологического обследования лесных насаждений N 135 установлено, что для предотвращения негативных процессов или снижения ущерба от их воздействия необходимо назначить сплошные санитарные рубки. При этом в данных актах отсутствуют сведения о степени повреждения насаждений выраженной в процентах;
- истец не наделен полномочиями по самостоятельному определению степени повреждения лесных насаждений и как следствие не вправе по своему усмотрению применять понижающие коэффициенты;
- вывод суда о том, что сумма арендной платы в полном объеме отнесена к неналоговым доходам федерального бюджета не соответствует сложившимся правоотношениям и действующему законодательству;
- также истцом необоснованно приведен расчет арендной платы за вырубаемую в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий без внесения платежей в бюджет Красноярского края согласно протоколу конкурса в размере 1,03.
Представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал, просит суд отменить решение суда первой инстанции, принять по новый судебный акт.
Представитель истца в отзыве на апелляционную жалобу не согласился с содержащимися в ней доводами, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Между Агентством лесной отрасли Красноярского края (арендодателем) и обществом с ограниченной ответственностью "ЕЛЗК" (арендатором) заключен договор аренды лесного участка от 21.08.2008 N 16-з (далее - договор), в соответствии с пунктом 1 которого арендодатель, действующий в соответствии со статьями 72 и 74 Лесного кодекса Российской Федерации, обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, определенный пунктом 2 договора (далее - лесной участок).
Пунктом 2 договора установлено, лесной участок, общей площадью 17599 га., расположенный: участок N 1, N 2, N 3, N 4 Таловского участкового лесничества (за исключением указанных в договоре выделов), N 5 Ферхнеказанского участкового лесничества (за исключением указанных в договоре выделов), предназначенный для заготовки древесины.
Из пункта 3 договора следует, что схема расположения лесного участка и его характеристика приводятся в приложениях N 1 и 2 (границы лесного участка определены на кадастровой карте (плане) лесного участка, являющейся неотъемлемой частью договора).
Пунктом 4 договора предусмотрено, что арендатору передается лесной участок для использования в целях и объемах согласно приложению N 3.
В соответствии с пунктом 5 договора ежегодная арендная плата по договору составляет 2 476 130 рублей.
Пунктом 20 предусмотрено, что все изменения к договору оформляются путем подписания сторонами дополнительных соглашений, подлежащих государственной регистрации, за исключением пункта 8 договора.
Согласно пункту 21 договора по требованию одной из сторон договор может быть изменён или расторгнут по решению суда в порядке, установленном гражданским законодательством, а также в случаях, указанных в разделе VI договора.
В соответствии с пунктом 21-а договора при изменении положений лесохозяйственного регламента, проекта освоения лесов, договор подлежит приведению в соответствие, посредством внесения в него соответствующих изменений.
Пунктом 25 договора предусмотрено, что срок действия договора устанавливается с момента государственной регистрации по 18.08.2024 включительно.
Государственная регистрация договора произведена 25.12.2008.
По акту приема-передачи от 21.08.2008 лесной участок предан арендодателем арендатору.
Из акта лесопатологического обследования лесных насаждений N 135 Большемуртинского лесничества Красноярского края следует, что основная причина повреждения древесины - повреждение стволовыми вредителями (полиграфом уссурийским, черным пихтовым усачом). Для предотвращения негативных процессов или снижения ущерба от их воздействия назначены сплошные санитарные рубки в эксплуатационных лесах Верхне-Казанского участкового лесничества, в квартале N 21, выделы 12, 19, 21, 23, 24, 25, квартал 45, выделы 1, 2, 3, 5, 7, 8, 9, 10, 11, 14, 15, 19, на общей площади 780,3 га с выбираемым запасом древесины в объеме 156 774,0 куб.м. Сведения для расчета степени повреждения: год образования старого сухостоя - 2005-2011, основная причина повреждения древесины - полиграф уссурийский. Выборке подлежат 58,7% деревьев, доля поврежденных деревьев 91,4 %.
Письмом от 07.12.2018, направленным истцом в адрес руководителя Министерства лесного хозяйства Красноярского края, в связи с выполнением санитарно-оздоровительных мероприятий, согласно разрешительного письма от 01.10.2018 N МЛХ/2-14556, истец обратился в министерство с просьбой внести изменения в договор аренды от 21.08.2008 N 16-з.
Ссылаясь на то, что ответчик не принял мер к заключению дополнительного соглашения, истец обратился в арбитражный суд с требованием об обязании заключить дополнительное соглашение.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.
В соответствии с частью 4 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Согласно статье 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наниматель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В силу пункта 1 статьи 420 Гражданского кодекса Российской Федерации договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Согласно пункту 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Пунктом 4 названной статьи предусмотрено, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 настоящего Кодекса).
На основании пункта 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В соответствии с частью 3 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
Согласно частям 1 и 2 статьи 60.1 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат защите от вредных организмов (жизнеспособных растений любых видов, сортов или биологических типов, животных либо болезнетворных организмов любых видов, биологических типов, которые способны нанести вред лесам и лесным ресурсам). Защита лесов направлена на выявление в лесах вредных организмов и предупреждение их распространения, а в случае возникновения очагов вредных организмов - на их ликвидацию.
Невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части защиты лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесных участков, договором купли-продажи лесных насаждений, а также для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесными участками или права безвозмездного пользования лесными участками (часть 5 статьи 60.1 Лесного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 3 статьи 60.3 Лесного кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации устанавливаются Правила санитарной безопасности в лесах.
В целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются лесопатологические обследования и лесопатологический мониторинг в соответствии с подпунктом "б" пункта 2 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 N 414 (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 14 Правил граждане и юридические лица, осуществляющие использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов, в случае обнаружения погибших или поврежденных вредными организмами, иными природными и антропогенными воздействиями лесных насаждений обязаны в 5-дневный срок с даты обнаружения таких насаждений проинформировать об этом указанные в подпункте "б" пункта 3 настоящих Правил органы государственной власти или органы местного самоуправления, предоставившие лесные участки для использования или являющиеся заказчиками соответствующих работ по охране, защите, воспроизводству лесов.
Согласно части 4 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Постановление Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 установлены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности.
В соответствии с пунктом 10 примечания к таблице 1 приложения к Постановлению от 22.05.2007 N 310, при заготовке древесины в порядке проведения сплошных рубок лесных насаждений, поврежденных вредными организмами, ветром, пожарами и в результате других стихийных бедствий, ставки корректируются с учетом степени повреждения насаждений путем их умножения на следующие коэффициенты: 0,9 - при степени повреждения лесных насаждений до 10 процентов; 0,8 - при степени повреждения лесных насаждений до 20 процентов; 0,7 - при степени повреждения лесных насаждений до 30 процентов; 0,6 - при степени повреждения лесных насаждений до 40 процентов; 0,5 - при степени повреждения лесных насаждений до 50 процентов; 0,4 - при степени повреждения лесных насаждений до 60 процентов; 0,3 - при степени повреждения лесных насаждений до 70 процентов; 0,2 - при степени повреждения лесных насаждений до 80 процентов; 0,1 - при степени повреждения лесных насаждений до 90 процентов; 0 - при степени повреждения лесных насаждений до 100 процентов.
Таким образом, постановлением от 22.05.2007 N 310 предусмотрено, что понижающие коэффициенты определяются и применяются в зависимости от степени повреждения лесных насаждений выраженной в процентах.
В утвержденном первым заместителем министра лесного хозяйства Красноярского края акте лесопатологического обследования от 06.09.2018 N 135 лесных насаждений Большемуртинского лесничества Красноярского края (в границах, лесного участка, переданного в аренду для заготовки древесины ООО "ЕЛЗК" по договору от 21.08.2008 N 16-з), отражено, что основная причина повреждения древесины - повреждение стволовыми вредителями (полиграфом уссурийским, черным пихтовым усачом). Для предотвращения негативных процессов или снижения ущерба от их воздействия назначены сплошные санитарные рубки в эксплуатационных лесах Верхне-Казанского участкового лесничества, в квартале N 21, выделы 12, 19, 21, 23, 24, 25, квартал 45, выделы 1, 2, 3, 5, 7, 8, 9, 10, 11, 14, 15, 19, на общей площади 780,3 га с выбираемым запасом древесины в объеме 156 774,0 куб.м. Сведения для расчета степени повреждения: год образования старого сухостоя - 2005-2011, основная причина повреждения древесины - полиграф уссурийский. Выборке подлежат 58,7% деревьев, доля поврежденных деревьев 91,4 %.
Ответчик указанный акт не оспорил, при этом акт содержит данные о степени повреждения лесных насаждений, выраженных в процентах, на основании которых можно применить механизм корректировки ставок согласно Постановлению N 310.
Принимая во внимание, что объемы санитарных рубок не являлись предметом торгов и не были включены в условия договора аренды, оплата за них не может быть квалифицирована как арендная плата, подлежащая исчислению исходя из условий торгов и заключенного по их результатам договора, в связи с чем, исчисление платы за дополнительный к ежегодной расчетной лесосеке объем санитарных рубок должен быть произведен исходя из минимального размера платы, определяемого в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности", с учетом степени повреждения лесных насаждений.
Письмом от 07.12.2018, направленным истцом в адрес руководителя Министерства лесного хозяйства Красноярского края, в связи с выполнением санитарно-оздоровительных мероприятий, согласно разрешительного письма от 01.10.2018 N МЛХ/2-14556, истец обратился в министерство с просьбой внести изменения в договор аренды от 21.08.2008 N 16-з.
Предложение истца ответчиком не принято, дополнительное соглашение не заключено.
Довод ответчика о том, что действующее законодательство не содержит понятия степени повреждения, а содержит понятие доля повреждения, что не соответствует степени повреждения; истец, равно как и суд, не наделен полномочиями по самостоятельному определению степени повреждения лесных насаждений и не вправе по своему усмотрению применять понижающие коэффициенты, обоснованно отклонен.
В соответствии с Правилами санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.05.2017 N 607 (далее - правила от 20.05.2017 N 607), ухудшением санитарного состояния лесного участка или отдельного лесного выдела (либо его части) является увеличение объема деревьев следующих категорий состояния: усыхающие, свежий и старый сухостой, свежий и старый ветровал, свежий и старый бурелом, ухудшением лесопатологического состояния лесов является увеличение площади существующих очагов вредных организмов.
В обоснование правомерности применения корректирующих коэффициентов истец ссылается на пункт 10 примечаний к таблице 1 приложения к Постановлению Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление от 22.05.2007 N 310).
Постановлением от 22.05.2007 N 310 предусмотрено, что понижающие коэффициенты определяются и применяются в зависимости от степени повреждения лесных насаждений выраженной в процентах.
Степень повреждения лесных насаждений подлежит обязательному определению при лесопатологическом обследовании лесных насаждений, которое производится в соответствии с порядком его проведения и по форме, утвержденных приказом министерства природных ресурсов и экологии РФ от 16.09.2016 N 480 (далее - Приказ N 480).
Согласно Приложению N 2 к Приказу N 480 утверждена форма Акта лесопатологического обследования, в соответствии с которой таблица "Результаты проведения лесопатологического обследования лесных насаждений" содержит указание на такой показатель как "Доля поврежденных деревьев, %", исходя из которого и определяется средний процент поврежденных насаждений, используемый в дальнейшем для расчета арендной платы в соответствии с коэффициентом степени повреждения, установленным Постановлением N 310.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 13.03.2018 по делу N А33-11778/2017.
Представленный в материалы дела акт N 135 содержит данные о степени повреждения лесных насаждений 91,4 %, на основании которых можно применить механизм корректировки ставок согласно Постановлению N 310.
Таким образом, истец обоснованно при расчете арендной платы применил корректирующий коэффициент.
Иные доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, оценены судом первой инстанции и обоснованно отклонены как несоответствующие обстоятельствам и материалам дела.
Апелляционный суд соглашается, что заключение сторонами дополнительного соглашения к договору обусловлено изменением количественных и качественных характеристик лесного участка, что является существенным изменением обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, основания для его отмены в порядке статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины. Следовательно, расходы по оплате государственной пошлины при рассмотрении апелляционной жалобы не понесены, в связи с чем, не подлежат распределению.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "24" июля 2019 года по делу N А33-10217/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Л.Е. Споткай |
Судьи |
В.В. Радзиховская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-10217/2019
Истец: ООО "ЕЛЗК"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ