г. Вологда |
|
30 сентября 2019 г. |
Дело N А05-5269/2019 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Черединой Н.В. без вызова сторон, рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Орехова Игоря Борисовича на решение Арбитражного суда Архангельской области от 27 июня 2019 года по делу N А05-5269/2019,
установил:
казенное учреждение Вологодской области "Управление автомобильных дорог Вологодской области" (адрес: 160019, г. Вологда, ул. Комсомольская, д. 55; ОГРН 1023500878356, ИНН 3525092617; далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к индивидуальному предпринимателю Орехову Игорю Борисовичу (адрес: 163000, г. Архангельск; ОГРНИП 304290119500142, ИНН 290110413437; далее - Предприниматель) о взыскании 53 506 руб. платы за провоз тяжеловесных грузов в счет компенсации ущерба автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Вологодской области.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда от 27 июня 2019 года исковые требования Учреждения удовлетворены в полном объеме, также с ответчика в доход федерального бюджета взыскано 2 140 руб. государственной пошлины.
Предприниматель с решением суда не согласился, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. В обоснование жалобы ссылается на отсутствие у истца полномочий на взимание платы в счет возмещения вреда, причиненного дорогам транспортным средством, осуществляющим перевозку тяжеловесного груза. Указывает на отсутствие установленных по пути следования транспортного средства ответчика временных дорожных знаков, запрещающих движение тяжеловесного транспорта.
Учреждение в отзыве с доводами подателя жалобы не согласилось.
Согласно части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Стороны надлежащим образом извещены о принятии апелляционной жалобы к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения суда.
Как следует из материалов дела, 28.02.2019 сотрудниками службы весового контроля ППВК на 18+150 км автодороги "Чекшино-Тотьма-Никольск" установлен факт несанкционированного (без специального разрешения) провоза тяжеловесного груза принадлежащим Предпринимателю транспортным средством марки "DAF" FT XF 105 государственный номер К526НТ 29, с полуприцепом "ПР" SG360TK, государственный номер АЕ 014229, под управлением водителя Костина А.И. с превышением установленных ограничений по осевым массам автотранспортного средства. В частности, по 3-й оси разрешенная масса составляет 7,58 т, фактическая - 7,7 т, по 4-й оси разрешенная масса - 7,58 т, фактическая - 8,44 т, по 5-й оси разрешенная масса - 7,7 т, фактическая - 8,14 т.
По данному факту составлен акт от 28.02.2019 N 8, согласно которому расстояние, пройденное транспортным средством по автомобильным дорогам общего пользования регионального значения, составляет 400 км; взвешивание транспортного средства произведено с применением весов ВА-20П заводской номер 48714 (свидетельство о поверке от 10.08.2018 N1/1243). Указанный акт подписан водителем Костиным А.И.
В претензии от 05.03.2019 Учреждение потребовало Предпринимателя в добровольном порядке внести плату за провоз тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования регионального значения Вологодской области в сумме 53 506 руб.
Поскольку претензия оставлена без удовлетворения, истец обратился в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции признал требования обоснованными.
Апелляционная инстанция, проверив судебный акт, не находит оснований для его отмены или изменения.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ).
В силу пункта 2 части 1 статьи 29 названного Закона пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, и (или) на крупногабаритных транспортных средствах и на транспортных средствах, осуществляющих перевозки опасных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
На основании части 2 статьи 31 Закона N 257-ФЗ движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, за исключением движения самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями этой статьи.
Согласно части 3 статьи 31 Закона N 257-ФЗ требования к организации движения по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.
Частью 12 статьи 31 Закона N 257-ФЗ предусмотрено, что порядок возмещения вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Из пункта 2 части 13 названной статьи Закона следует, что размер вреда, причиняемого тяжеловесным транспортным средством, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае движения указанного транспортного средства по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения.
В соответствии с частью 9 статьи 31 Закона N 257-ФЗ порядок выдачи специального разрешения, указанного в частях 1, 2 настоящей статьи, включая порядок согласования маршрута движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, а также транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, порядок осуществления весового и габаритного контроля (в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля) и порядок установления постоянных маршрутов (в том числе маршрутов, движение по которым осуществляется в соответствии со специальным разрешением, выданным в упрощенном порядке в соответствии с частью 17 настоящей статьи) указанных в настоящей части транспортных средств, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации" (далее - Постановление N 934) утверждены в том числе Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 2 Правил вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств. Внесение платы в счет возмещения вреда осуществляется при оформлении специального разрешения на движение транспортных средств.
На основании пункта 3 Правил осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда организуется Федеральным дорожным агентством, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, владельцами частных автомобильных дорог в отношении соответственно участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут движения транспортного средства.
Согласно пункту 5 Правил размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от: а) превышения установленных правилами перевозки грузов автомобильным транспортом, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, или решением о временном ограничении движения транспортных средств, принимаемом в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 30 Закона N 257-ФЗ, значений: предельно допустимой массы транспортного средства; предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства; б) размера вреда, определенного соответственно для автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения, частных автомобильных дорог; в) протяженности участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут транспортного средства; г) базового компенсационного индекса текущего года.
В силу пункта 6 Правил размер платы в счет возмещения вреда рассчитывается применительно к каждому участку автомобильной дороги, по которому проходит маршрут транспортного средства.
В рассматриваемом случае актом от 28.02.2019 N 8 подтверждается факт выявленного нарушения - превышения транспортным средством, находящимся в собственности Предпринимателя, установленных ограничений по нагрузке на ось при проезде по региональным дорогам, расположенным на территории Вологодской области.
При этом у ответчика отсутствовало специальное разрешение, при наличии которого согласно статье 31 Закона N 257-ФЗ допускается движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов. Доказательств обратного ответчиком в материалы дела не представлено.
Довод ответчика об отсутствии у органов государственной власти субъектов полномочий в регулировании вопросов определения порядка возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, выдачи специального разрешения на движение транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов, правомерно отклонен судом первой инстанции со ссылкой на пункт 3 Правил.
Ссылка ответчика на часть 1 статьи 31 Закона N 257-ФЗ обоснованно не принята судом во внимание, поскольку в соответствии с представленными документами ответчик перевозил крафтлайнер в рулонах, то есть груз, не являющийся опасным, при этом спорное транспортное средство является тяжеловесным, но не крупногабаритным, следовательно, в данном случае необходимо руководствоваться частью 2 статьи 31 названного Закона.
Плата за провоз тяжеловесных грузов рассчитана истцом исключительно в отношении дорог регионального и межмуниципального значения Вологодской области, закрепленных за Учреждением, согласно распоряжению N 1796-р от 23.10.2012.
Доказательств того, что ответчик согласовывал маршрут в отношении автодорог федерального значения, а также что у него имеется разрешение на провоз тяжеловесных грузов по автодорогам федерального значения, материалы дела не содержат.
Указание апеллянта на отсутствие введенного в спорный период временного ограничения движения тяжеловесных транспортных средств по автодорогам регионального значения Вологодской области (отсутствие временных дорожных знаков) не имеет правового значения, так как при расчетах истцом применены как ставки платы, так и допустимые осевые нагрузки, нормативно установленные для периодов, в которые временное ограничение не вводилось.
При изложенных обстоятельствах суд пришел к верному выводу о необходимости возложения на Предпринимателя обязанности по возмещению вреда, причиненного автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Вологодской области при перевозке тяжеловесного груза.
Представленный истцом расчет ущерба в сумме 53 506 руб. проверен судом, признан обоснованным по праву и по размеру, арифметически верным. Ответчик контррасчет ущерба в суд не представил.
Поскольку факт нарушения Предпринимателем правил перевозки тяжеловесных грузов нашел свое подтверждение в ходе рассмотрения спора, исковые требования Учреждения правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Доводы, приведенные ответчиком в апелляционной жалобе, не опровергают законность и обоснованность решения суда, основаны на иной правовой оценке подателем жалобы обстоятельств спора, что не свидетельствует об ошибочности выводов суда и не может служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Решение суда соответствует имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения, судом при рассмотрении спора не допущено.
В свете изложенного апелляционная жалоба Предпринимателя удовлетворению не подлежит.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины, в соответствии со статьей 110 АПК РФ, относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 27 июня 2019 года по делу N А05-5269/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Орехова Игоря Борисовича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Н.В. Чередина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-5269/2019
Истец: Казенное учреждение Вологодской области "Управление автомобильных дорог Вологодской области"
Ответчик: ИП Орехов Игорь Борисович