город Омск |
|
30 сентября 2019 г. |
Дело N А46-1094/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 сентября 2019 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Дерхо Д.С.,
судей Рожкова Д.Г., Аристовой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Набиевым М.З.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7330/2019) рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7330/2019) Территориального фонда обязательного медицинского страхования Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 25.04.2019 по делу N А46-1094/2019 (судья Савинов А.В.) по иску общества с ограниченной ответственностью "АльфаСтрахование - ОМС" (ИНН 7106060429, ОГРН 1047100775963) к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Омской области (ИНН 5504019137, ОГРН 1025501245197), о взыскании 18 046 206 руб. 13 коп.,
при участии в судебном заседании представителей: от Территориального фонда обязательного медицинского страхования Омской области - Никитина Р.В. (по доверенности от 18.02.2019 N 07/06-01-01д), Ковтун Т.И. (по доверенности от 11.07.2018 N 21/06-01-01Д); от общества с ограниченной ответственностью "АльфаСтрахование - ОМС" - Герасимова С.И. (по доверенности от 20.12.2018 N 87), Комарова А.А. (по доверенности от 30.11.2018 N 50), Кириковой Е.В. (по доверенности от 09.01.2019 N 014/02-38),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "АльфаСтрахование - ОМС" (далее - ООО "АльфаСтрахование - ОМС") обратилось в суд с иском к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Омской области (далее - ТФОМС) о взыскании долга в размере 16 292 191 руб. 64 коп.; процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 19.02.2016 по 10.12.2018 года в размере 1 708 112 руб. 78 коп. неустойки по договору о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования N 1 от 31 декабря 2015 года в размере 45 901 руб. 71 коп.
Решением Арбитражного суда Омской области от 25.04.2019 исковые требования ООО "АльфаСтрахование - ОМС" удовлетворены, в его пользу с ТФОМС взыскано 16 292 191 руб. 64 коп. основного долга, 1 708 112 руб. 07 коп. - процентов за пользование чужими денежными средствами, 45 901 руб. 71 коп. - неустойки.
Не согласившись с решением суда, ТФОМС подал апелляционную жалобу с просьбой о его отмене. В обоснование указано на неправильное определение судом размера задолженности по договорам о финансовом обеспечении, расчет которой произведен страховой медицинской организацией (далее - СМО) в нарушение требований бюджетного законодательства и законодательства в сфере обязательного медицинского страхования (далее - ОМС), в том числе пункта 112.2 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N 158н (действовавших в спорный период времени) (далее - Правила N 158н).
В судебном заседании апелляционной инстанции представители ТФОМС на доводах апелляционной жалобы настаивали по изложенным в ней основаниям.
Представители ООО "АльфаСтрахование - ОМС" против удовлетворения апелляционной жалобы возражали по доводам отзыва, полагая принятое по делу решение суда обоснованным и законным.
Судебное заседание откладывалось по основаниям части 5 статьи 158 АПК РФ.
Сторонам предложено представить в порядке статьи 81 АПК РФ пояснения по вопросам, связанным с методикой определения экономии целевых средств. Истцу - дополнительно обосновать мотивы включения в расчет экономии суммы перечисленных штрафов и сумм по регрессным требованиям, а также различия в штрафных санкциях, заявленных по периодам 2015 и 2016 годов.
У Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - ФФОМС) запрошена информация по следующим вопросам:
1) Каким образом подлежит исчислению сумма экономии, предусмотренная пунктом 112.2 Правил N 158н?
2) Следует ли определять эту экономию одним арифметическим действием (вычитанием из суммы ежемесячных объемов средств для оплаты медицинской помощи, рассчитанных для страховой медицинской организации исходя из количества застрахованных лиц в данной СМО и дифференцированных подушевых нормативов, объема целевых средств, фактически направленных СМО на оплату медицинской помощи; либо, как на это указывает СМО, необходимо определить остаток целевых средств, полученных по заявкам, которые возвращены СМО в ТФОМС в течение года, после чего вычесть из указанного выше остатка сумму, заявленную СМО для оплаты медицинской помощи в последующие периоды?
3) Учитывается ли при определении суммы экономии: штрафные санкции, примененные СМО к медицинским учреждениям и направленные в ФОМС; денежные средства, поступившие от физических и юридических лиц в возмещение вреда по регрессным требованиям?
4) Какие именно цифровые значения суммы ежемесячных объемов средств для оплаты медицинской помощи (рассчитанных для страховой медицинской организации исходя из количества застрахованных лиц в данной страховой медицинской организации и дифференцированных подушевых нормативов) и объема целевых средств, фактически направленных СМО на оплату медицинской помощи, следует принимать во внимание? Необходимо ли учитывать средства, перечисленные ФОМС в пользу СМО и СМО в пользу медицинских учреждений исключительно в рамках финансового года (без учета окончательного расчета в начале следующего года по обязательствам предыдущего периода, например в январе 2016 года за 2015 год), как на этом настаивает ответчик? Либо только средства, перечисленные по обязательствам спорного периода вне зависимости от даты фактического платежа, как на этом настаивает истец?
5) Следует ли понимать разъяснения, изложенные в Письме от 02.06.2017 N 5457/30-2/2914 "О порядке расчета", таким образом, что средства, перечисленные для окончательного расчета за предыдущий год в следующем финансовом периоде, подлежат учету при расчете экономии предыдущего (отчетного) года, обязательства которого они погашают?
После отложения судебного заседания ООО "АльфаСтрахование - ОМС" и ТФОМС представлены дополнительные письменные пояснения, которые приобщены судом к материалам дела в соответствии со статьей 81 АПК РФ. Также к материалам дела приобщено письмо ФФОМС по поставленным судом вопросам.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, устные и письменные пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные в материалы дела письменные доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит изменению по следующим основаниям.
При рассмотрении дела установлено, что между ТФОМС и ООО "МСК "АСКО-ЗАБОТА" (правопредшественник истца) заключены: договор о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования N 3 от 30.12.2013 (далее - Договор 2013); договор о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования N 1 от 31.12.2015 года (далее - Договор 2015).
Указанные договоры заключены в соответствии с типовой формой, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 09.09.2011 N ЮЗОн "Об утверждении формы типового договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования".
Истец является страховой медицинской организацией, осуществляющей функции по обязательному медицинскому страхованию, в том числе, на территории Омской области.
Согласно пункту 111 Правил обязательного медицинского страхования утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N 158н (далее - Правила ОМС) взаимодействие территориального фонда со страховыми медицинскими организациями и страховых медицинских организаций с медицинскими организациями осуществляется в соответствии с договорами в сфере обязательного медицинского страхования.
В соответствии с пунктом 2.9.5. Договоров, частью 4 статьи 28 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326- ФЗ) страховая медицинская организация (Истец) обязана формировать собственные средства, в том числе, за счет 10% средств, образовавшихся в результате экономии рассчитанного для страховой медицинской организации годового объема средств, определяемого исходя из количества застрахованных лиц в данной страховой медицинской организации и дифференцированных подушевых нормативов (далее - средства ОМС).
Обязанность Ответчика перечислить указанные денежные средства закреплена в пункте 4.6.2. Договоров и в пункте 112.2. Правил ОМС, согласно которому в случае наличия по истечении календарного года экономии целевых средств, образовавшейся в результате превышения суммы ежемесячных объемов средств для оплаты медицинской помощи, рассчитанных для страховой медицинской организации исходя из количества застрахованных лиц в данной страховой медицинской организации и дифференцированных подушевых нормативов, над объемом целевых средств, фактически направленных СМО на оплату медицинской помощи, с учетом средств, полученных из нормированного страхового запаса территориального фонда, 10 процентов экономии целевых средств предоставляются страховой медицинской организации в сроки, установленные договором о финансовом обеспечении.
Срок перечисления указанных денежных средств установлен пунктом 4.6.2. Договоров, в соответствии с которым ответчик обязан перечислить истцу 10 процентов от образовавшейся в результате экономии целевых средств после подписания акта сверки расчетов по итогам года в течение 30 рабочих дней года, следующего за отчетным.
Удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что размер экономии целевых средств ОМС по итогам 2015 - 2016 годов составил 162 921 916 руб. 42 коп. (из них: по итогам 2015 года - 71 118 488,64 рублей; по итогам 2016 года - 91 803 427 руб. 78 коп.), в связи с чем общая сумма задолженности в размере 10 процентов от образовавшихся в результате экономии рассчитанного для СМО годового объема средств, подлежащая перечислению ООО "АльфаСтрахование-ОМС" спорный период составляет 16 292 191 руб. 64 коп.
Согласно выводам ТФОМС экономия целевых средств за 2015 год отсутствует, а за 2016 год сложилась в сумме 85 210 179 руб. 56 коп.
Основное расхождение в позициях сторон, сводится к тому, что при расчете экономии целевых средств за 2015 год СМО учитывает суммы целевых средств, фактически направленные ТФОМС для окончательного расчета по обязательствам 2015 года в январе 2016 года; при расчете экономии целевых средств за 2016 год СМО учитывает суммы целевых средств, фактически направленные ТФОМС для окончательного расчета по обязательствам 2016 года в январе 2017 года.
ТФОМС, напротив, настаивает на том, что с учетом требований бюджетного законодательства при расчете экономии целевых средств за каждый календарный год следует учитывать только те средства, которые были перечислены от ТФОМС в пользу СМО в рамках конкретного финансового года (с 01 января по 31 декабря) без учета средств, поступивших в рамках окончательного расчета в январе следующего года.
Исходя из обозначенной разницы в подходах, по утверждению СМО по обязательствам 2015 года от ТФОМС в качестве средств для оплаты медицинской помощи, рассчитанных исходя из количества застрахованных лиц и дифференцированных подушевых нормативов, перечислено 9 009 745 989 руб. 98 коп.; по обязательствам 2016 года - 8 923 591 698 руб.
По утверждению ТФОМС соответствующая величина (средства для оплаты медицинской помощи, рассчитанные исходя из количества застрахованных лиц и дифференцированных подушевых нормативов) в 2015 году составила 8 891 206 000 руб. 82 коп., а в 2016 году - 8 929 294 179 руб. 56 коп.
Аналогичным образом разнятся позиции сторон и по объему средств, фактически направленных СМО на оплату медицинской помощи.
Так, цифровые значения сумм, фактически направленных СМО на оплату медицинской помощи, истец в рамках каждого календарного года (2015, 2016) определяет на основании платежных поручений о перечислении денежных средств медицинским организациям по обязательствам соответственно 2015, 2016 годов (даже если окончательный расчет производился по окончании этого периода, например по обязательствам 2015 года - в январе 2016 года). За 2015 год по утверждению СМО в медицинские учреждения перечислено 8 913 503 081 руб. 12 коп., а за 2016 год 8 818 871 311 руб. 29 коп.
ТФОМС принимает соответствующие цифровые значения из составляемых СМО и ТФОМС ежемесячных актов сверки, согласно которым объем средств, фактически направленных СМО на оплату медицинской помощи, в 2015 году составил 8 933 615 400 руб., а в 2016 году - 8 844 084 000 руб. (без учета платежей следующего года, связанных с расчетами по обязательствам предыдущего периода).
С учетом приведенных выше позиций ТФОМС определяет размер экономии за 2016 год вычитанием из общей суммы средств для оплаты медицинской помощи, рассчитанных исходя из количества застрахованных лиц и дифференцированных подушевых нормативов (8 929 294 179 руб. 56 коп.) общей суммы средств, фактически направленных СМО на оплату медицинской помощи (перечисленных в пределах 2016 года) (8 844 084 000 руб.), что составляет: 85 210 179 руб. 56 коп. (на 10 % из которых (8 521 017 руб. 96 коп.) вправе претендовать истец). За 2015 год, по мнению ТФОМС экономия отсутствует.
СМО, напротив, настаивает на образовании экономии как в 2015, так и в 2016 годах. Однако при этом, осуществляя расчет экономии:
1) принимает иные (отличные от ТФОМС) цифровые значения (как указано выше - учитывая совокупные перечисления в рамках финансового года и окончательные расчет, состоявшийся в следующем году);
2) применяет иной порядок расчета экономии (исходя из толкования пункта 112.2 Правил 158н), в рамках которого:
- определяет остаток целевых средств, полученных по заявкам, которые возвращены СМО в ТФОМС в течение года (за 2015 год 238 092 432 руб.
12 коп.; за 2016 год 229 325 488 руб. 09 коп.) (абзац первый пункта 112.2 Правил N 158н);
- вычитает из указанного выше остатка сумму, заявленную СМО для оплаты медицинской помощи в последующие периоды (за 2015 год 168 505 703 руб. 62 коп.; за 2016 год 139 942 718 руб. 66 коп.) (абзац второй пункта 112.2 Правил);
- прибавляет к сумме экономии штрафные санкции, направленные в ФОМС (50% от штрафных санкций, наложенных на медицинские организации) (за 2015 год 705 260 руб. 33 коп.; за 2016 год 1 620 522 руб. 13 коп.);
- прибавляет к сумме экономии сумму средств, поступивших от физических и юридических лиц в возмещение вреда по регрессным требованиям (за 2015 год 826 499 руб. 81 коп.; за 2016 год 800 136 руб. 23 коп.).
Сопоставление приведенных выше расчетов позволяет сделать вывод о том, что основные различия в позициях сторон состоят в следующем: 1) СМО при расчете экономии целевых средств (как указано выше) учитывает произведенные выплаты (как поступившие из ТФОМС в СМО, так и перечисленные СМО на оплату медицинской помощи) по обязательствам конкретного календарного года (даже если окончательный расчет осуществлялся по окончании отчетного периода), тогда как ТФОМС настаивает на учете исключительно тех платежей, которые состоялись в рамках календарного года; 2) СМО при расчете экономии целевых средств учитывает (увеличивая сумму экономии) денежные средства, направленные в ТФОМС в виде штрафных санкций, наложенных на лечебные учреждения, а также поступившие от физических и юридических лиц в возмещение вреда по регрессным требованиям, тогда как ТФОМС настаивает, что соответствующие суммы не подлежат учету в расчете экономии.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 8 устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - ФОМС), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.1998 N 857 "Об утверждении", к полномочиям ФОМС отнесено издание нормативных правовых актов и методических указаний в соответствии с полномочиями, установленными Федеральным законом "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
В рамках реализации этих полномочий ФФОМС издано Письмо от 02.06.2017 N 5457/30-2/2914 "О порядке расчета" десяти процентов экономии целевых средств, в котором указано, в частности, что бюджет ФОМС и бюджет ТФОМС принимается на очередной финансовый год. Договор о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования также заключается на очередной финансовый год. Финансовый год имеет продолжительность с 1 января по 31 декабря включительно, и сумма целевых средств, образовавшаяся в результате экономии в отчетном финансовом году, не может быть использована при расчете суммы экономии целевых средств, рассчитываемых для следующего финансового года.
При разрешении настоящего спора в апелляционном порядке суд запрашивал у ФФОМС информацию о порядке расчета экономии целевых средств применительно к позициям сторон и содержанию Письма ФФОМС от 02.06.2017 N 5457/30-2/2914.
В ответ на указанное обращение от ФФОМС поступил ответ, содержащий лишь общее указание на то, что для расчета экономии целевых средств учитываются годовой объем средств, определяемый исходя из количества застрахованных лиц в данной СМО и дифференцированных подушевых нормативов, и объем целевых средств, фактически направленных СМО на оплату медицинской помощи, с учетом средств, полученных из нормированного страхового запаса ТФОМС.
Тем не менее, буквальное толкование соответствующего разъяснения (Письма ФФОМС от 02.06.2017 N 5457/30-2/2914) указывает на то, что образовывающаяся в конкретном отчетном периоде сумма экономии целевых средств не может быть включена в расчет экономии следующего финансового года. Фактически это означает, что все расчеты, касающиеся обязательств конкретного финансового года, должны быть учтены в этом (отчетном) году и не могут быть приняты во внимание при расчете суммы экономии целевых средств, рассчитываемых для следующего финансового года.
Таким образом, при определении суммы экономии целевых средств истец обоснованно принимает во внимание все произведенные выплаты (как поступившие из ТФОМС в СМО, так и перечисленные СМО на оплату медицинской помощи) по обязательствам конкретного календарного (финансового) года (даже если окончательный расчет осуществлялся по окончании отчетного периода). Иное означало бы, что целевые средства, перечисляемые, например, в январе 2016 года по обязательствам 2015 года не будут учтены ни в 2015 году (так как не отражены в соответствующих ежемесячных отчетах и не включаются ТФОМС в расчет экономии) ни в 2016 году (так как относятся к иному финансовому году и согласно Письму ФФОМС от 02.06.2017 N 5457/30-2/2914 не могут учитываться в следующем периоде).
Ссылка ТФОМС в данной части на ежемесячные акты сверки расчетов является безосновательной, поскольку соответствующие акты, как указано выше, не учитывают итогового состояния расчетов между сторонами по конкретному финансовому году. При этом по смыслу пункта 4.6.2 типового договора (о чем указано также в письме ФФОМС на запрос суда апелляционной инстанции) значение для определения размера экономии целевых средств и сроков выплаты мог иметь лишь акт сверки расчетов между СМО и ТФОМС, составляемый по итогам года, который в отношении спорных периодов подписан не был.
В отсутствие ежегодных актов сверки суд апелляционной инстанции признает правомерным расчет экономии целевых средств, выполненный СМО на основании анализа первичной документации (совокупного объема средств, перечисленных по платежным поручениям во исполнение обязательств СМО и ТФОМС применительно к каждому финансовому году). Математическая правильность такого расчета ТФОМС не опровергнута, сведений о том, что в соответствующий расчет включены какие-либо излишние платежи (либо наоборот не включены фактически произведенные платежи), не представлено.
Между тем, включение СМО в расчет экономии целевых средств: суммы штрафных санкций, направленных в ФОМС (50% от штрафных санкций, наложенных на медицинские организации) (за 2015 год 705 260 руб. 33 коп.; за 2016 год 1 620 522 руб. 13 коп.), а также денежных средств, поступивших от физических и юридических лиц в возмещение вреда по регрессным требованиям (за 2015 год 826 499 руб. 81 коп.; за 2016 год 800 136 руб. 23 коп.), является необоснованным, поскольку не соответствует существу правового регулирования данного вида обязательств, ведь из буквального толкования пунктов 2.9.5 Договоров, части 4 статьи 28 Закона N 326-ФЗ и пункта 112.2 Правил ОМС не следует, что в формуле расчета экономии (при определении показателя, из которого производится вычитание объема целевых средств, фактически направленных СМО на оплату медицинской помощи) участвуют заявленные истцом дополнительные величины.
Кроме того, согласно отчетной форме 10 "Сведения о поступлении и расходовании денежных средств СМО" (утвержденного Приказом Росстата от 21.06.2013 N 221) средства, поступающие от регрессных исков (08.3) и средства, поступившие в СМО по штрафам (08.2.1) на оплату медицинской помощи не направляются, а перечисляются в ТФОМС.
При этом (в отличие от возврата целевых средств) суммы, перечисленные по штрафам и регрессным искам, не уменьшают расходную часть бюджета ТФОМС, а поступают на статьи доходной части бюджета в соответствии с пунктом 154 Правил ОМС, что в свою очередь фактически касается порядка формирования целевых средств на оплату медицинской помощи, но не расчета экономии целевых средств в соответствии с пунктом 112.2 Правил ОМС.
С учетом изложенного, при расчете подлежащей взысканию суммы экономии за 2015 и 2016 годы следует исключить: штрафные санкции, направленные в ФОМС (за 2015 год 705 260 руб. 33 коп.; за 2016 год 1 620 522 руб. 13 коп.); денежные средства, поступившие от физических и юридических лиц в возмещение вреда по регрессным требованиям (за 2015 год 826 499 руб. 81 коп.; за 2016 год 800 136 руб. 23 коп.).
Таким образом, общая сумма экономии составит 15 896 949 руб. 79 коп. (6 958 672 руб. 85 коп. за 2015 год и 8 938 276 руб. 94 коп. за 2016 год).
В соответствии с пунктом 5 части 4 статьи 28 Закона N 326-ФЗ 10 процентов средств, образовавшихся в результате экономии рассчитанного для страховой медицинской организации годового объема средств, определяемого исходя из количества застрахованных лиц в данной страховой медицинской организации и дифференцированных подушевых нормативов, относится к числу собственных средств СМО.
При таких обстоятельствах обязательство ТФОМС по выплате сумм экономии является денежным и, следовательно, может быть обеспечено неустойкой.
Пунктами 8 договора предусмотрено, что ТФОМС несет ответственность перед СМО за нарушение сроков перечисления средств на ОМС или неполное выделение средств на ОМС, установленных настоящим договором, поступивших в бюджет ТФОМС за соответствующий период, в виде уплаты штрафа в размере пяти десятых процента от неперечисленных сумм.
По сумме экономии 2016 года (договор 2015) истцом заявлена ко взысканию соответствующая договорная неустойка, размер которой должен быть определен в сумме 44 691 руб. 38 коп. (8 938 276 руб. 94 коп. * 0,5%).
По сумме экономии 2015 года (договор 2013) истцом заявлены ко взысканию проценты за пользование чужими денежными средствами (по день фактического исполнения денежного обязательства), что является обоснованным, поскольку редакция статьи 395 ГК РФ, действовавшая до 01.06.2015, не содержала запрета на взыскание процентов за пользование чужими денежными средствами в том случае, если соглашением сторон предусмотрена неустойка за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежного обязательства. Такое ограничение появилось только в связи с введением в действие с 01.06.2015 Законом N 42-ФЗ пункта 4 статьи 395 ГК РФ.
Согласно сложившейся до 01.06.2015 практике применения ГК РФ в случае нарушения возникшего из договора денежного обязательства кредитор был вправе предъявить либо требование о взыскании с должника процентов на основании статьи 395 ГК РФ, либо требование о взыскании предусмотренной договором неустойки (пункт 6 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016).
За период с 19.02.2016 по 10.12.2018 размер процентов за пользование чужими денежными средствами от суммы 6 958 672 руб. 85 коп. составляет 1 671 323 руб. 19 коп. (по ключевой ставке Центробанка России, действовавшей в соответствующие периоды). За период с 11.12.2018 по день фактического погашения задолженности от суммы 6 958 672 руб. 85 коп. подлежат начислению проценты по ставке, действовавшей на момент принятия решения судом первой инстанции по существу спора (7,75% годовых).
Формой типового договора (пункт 4.6.2) предполагается согласование сторонами конкретного срока перечисления ТФОМС в пользу СМО средств экономии:
"4.6.2. средства в размере 10 процентов от образовавшихся в результате экономии рассчитанного для страховой медицинской организации годового объема средств, определяемого исходя из количества застрахованных лиц в данной страховой медицинской организации и дифференцированных подушевых нормативов, после подписания акта сверки расчетов между страховой медицинской организацией и территориальным фондом по итогам года в течение __ рабочих дней года, следующего за отчетным;".
При заключении договора на 2016 год такой срок установлен сторонами продолжительностью 30 рабочих дней. При заключении договора на 2015 год соответствующий срок не установлен (в представленном суду экземпляре договора содержится текст "в течение __ рабочих дней года, следующего за отчетным"). Тем не менее, применительно к правилам статьи 314 ГК РФ разумным и подлежащим применению к отношениям сторон по обязательствам 2015 года является аналогичный временной отрезок 30 рабочих дней, что предполагает возникновение просрочки с 19.02.2016 (как и заявлено истцом).
Отсутствие ежегодных актов сверки расчетов от ответственности за неисполнение денежного обязательства ТФОМС не освобождает.
Согласно статье 401 ГК РФ лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Следовательно, на должника возлагается бремя доказывания того, что им предприняты все необходимые меры для надлежащего исполнения обязанности, то есть меры, отвечающие той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру обязательства.
В данном случае должником по обязательству перечисления суммы экономии является ТФОМС, который и должен был принимать разумные и достаточные меры для выявления факта соответствующей экономии и определения ее размера, тем более, что этом согласно информационному письму ФСФР России от 21.03.2013 N 13-ДП-12/9549 "О Методических рекомендациях по составлению страховыми организациями консолидированной финансовой отчетности за 2012 год в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности" сумма экономии целевых средств, причитающаяся к получению страховой медицинской организацией, доводится до ее сведения территориальным фондом ОМС.
Понесенные ответчиком расходы по оплате государственной пошлины в соответствии с требованиями статьи 110 АПК РФ и разъяснениями, содержащимися в пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", распределяются судебной коллегией пропорционально удовлетворенной части требований с последующим зачетом в счет причитающихся истцу выплат.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 25.04.2019 по делу N А46-1094/2019 изменить. С учетом изменения изложить резолютивную часть решения суда следующим образом. Взыскать с Территориального фонда обязательного медицинского страхования Омской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "АльфаСтрахование - ОМС" 15 896 949 руб. 79 коп. основного долга, 44 691 руб. 38 коп. неустойки, 1 671 323 руб. 19 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 19.02.2016 по 10.12.2018, 110 441 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Взыскать с Территориального фонда обязательного медицинского страхования Омской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "АльфаСтрахование - ОМС" проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 11.12.2018 по день фактического погашения задолженности от суммы 6 958 672 руб. 85 коп. по ставке 7,75% годовых.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Д.С. Дерхо |
Судьи |
Д.Г. Рожков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-1094/2019
Истец: ООО "АльфаСтрахование - ОМС"
Ответчик: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Омской области, Территориальный фонд ОМС Омской области
Третье лицо: Федеральный фонд обязательного медицинского страхования ФФОМС