город Ростов-на-Дону |
|
02 октября 2019 г. |
дело N А53-15720/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 октября 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Галова В.В.,
судей Абраменко Р.А., Малыхиной М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания
секретарем судебного заседания Решетовой В.А.,
при участии:
от истца - представитель Кушнир А.С., доверенность N 333 от 19.02.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Лидер"
на решение Арбитражного суда Ростовской области (судья Украинцева Ю.В.) от 15 июля 2019 года по делу N А53-15720/2019
по иску общества с ограниченной ответственностью "Донэнерготранзит" (ИНН 6163075726)
к ответчику: обществу с ограниченной ответственностью "Лидер" (ИНН 6102064340),
о взыскании неосновательного обогащения, процентов,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Донэнерготранзит" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Лидер" (далее - ответчик) о взыскании 1 034 642 рублей 12 копеек неосновательного обогащения, 12 302 рублей 33 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами, процентов до момента фактического возврата аванса (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Иск мотивирован отсутствием со стороны ответчика встречных обязательств по выполнению работ на сумму предварительной оплаты.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 15.07.2019 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, апеллянт обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что соглашение о расторжении договора от 14.02.2019 не было подписано директором ООО "Лидер".
В судебном заседании представитель истца против доводов апелляционной жалобы возражал, дал пояснения по существу спора.
Ответчик в судебное заседание явки не обеспечил, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
При названных обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть жалобу по существу в отсутствие представителя ответчика в соответствии с положениями статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, между истцом и ответчиком был заключен договор подряда N 211/П-18 от 11.09.2018 о выполнении электромонтажных работ внутриплощадочной сети производственных помещений, где истец (ООО "ДЭТ") выступает заказчиком, а ответчик (ООО "Лидер") - подрядчиком.
Истец 05.10.2018 перечислил ответчику авансовый платеж в размере 1 034 643 рублей 12 копеек, что подтверждается платежным поручением N 1210.
14.02.2019 стороны пришли к соглашению о расторжении договора, поскольку работы по договору не выполнялись.
Пунктом 2 соглашения о расторжении договора от 14.02.2019 предусмотрено, что ответчик обязуется в трехдневный срок с момента подписания соглашения возвратить истцу полученный авансовый платеж в размере 1 034 643 рублей 12 копеек.
В целях досудебного урегулирования спора истцом в адрес ответчика была направлена претензия с требованием возвратить полученные денежные средства, которая оставлена ответчиком без удовлетворения, что и послужило основанием для обращения истца в суд за защитой нарушенного права.
При принятии настоящего судебного акта суд апелляционной инстанции полагает законным и обоснованным исходить из следующего.
По своей правовой природе спорные правоотношения подпадают под правовое регулирование общих норм обязательственного права части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, а также норм главы 37 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с положениями статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В соответствии с положениями статьи 711 Гражданского кодекса Российской Федерации, если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно. Подрядчик вправе требовать выплаты ему аванса либо задатка только в случаях и в размере, указанных в законе или договоре подряда.
В соответствии с пунктом 1 статьи 711, пунктом 2 статьи 746 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 8 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2000 N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда" основанием для возникновения обязательства заказчика по оплате выполненных подрядчиком работ является сдача результата работ заказчику.
При этом подрядчик в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен документально подтвердить факт выполнения и сдачи заказчику результата работ на спорную сумму.
Доказательств, свидетельствующих о выполнении работ в рамках спорного договора, ответчиком не представлено.
Из материалов дела следует, что 14.02.2019 сторонами было заключено соглашение о расторжении договора.
Из выраженной в пункте 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.06.2014 N 35 "О последствиях расторжения договора" правовой позиции следует, что расторжение договора по любому основанию при нарушении эквивалентности встречных имущественных предоставлений по договору может порождать кондиционное обязательство в той части, в которой согласованная сторонами эквивалентность таких предоставлений нарушена. В настоящее время данное положение закреплено в абзаце втором пункта 4 статьи 453 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с положениями пункта 4 статьи 453 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае, когда до расторжения или изменения договора одна из сторон, получив от другой стороны исполнение обязательства по договору, не исполнила свое обязательство либо предоставила другой стороне неравноценное исполнение, к отношениям сторон применяются правила об обязательствах вследствие неосновательного обогащения (глава 60), если иное не предусмотрено законом или договором либо не вытекает из существа обязательства.
На основании статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Учитывая обстоятельство отсутствия у ответчика правовых оснований для удержания суммы неотработанного аванса, требования истца правомерно признаны судом первой инстанции законными и подлежащими взысканию в размере 1 034 643 рублей 12 копеек.
Также истцом было заявлено о взыскании 2302 рублей 33 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами, процентов до момента фактического возврата аванса.
Положениями пункта 2 статьи 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что на сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами (ст. 395) с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств.
Согласно частям 1, 3 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Проценты за пользование чужими средствами взимаются по день уплаты суммы этих средств кредитору, если законом, иными правовыми актами или договором не установлен для начисления процентов более короткий срок.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 48 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" сумма процентов, подлежащих взысканию по правилам статьи 395 ГК РФ, определяется на день вынесения решения судом исходя из периодов, имевших место до указанного дня. Проценты за пользование чужими денежными средствами по требованию истца взимаются по день уплаты этих средств кредитору. Одновременно с установлением суммы процентов, подлежащих взысканию, суд при наличии требования истца в резолютивной части решения указывает на взыскание процентов до момента фактического исполнения обязательства (пункт 3 статьи 395 ГК РФ). При этом день фактического исполнения обязательства, в частности уплаты задолженности кредитору, включается в период расчета процентов.
Расчет процентов проверен судом апелляционной инстанции и признан верным.
Довод ответчика о том, что соглашение о расторжении договора не было подписано директором ООО "Лидер", подлежит отклонению.
Исходя из положений статьи 182 Гражданского кодекса Российской Федерации полномочия на представление интересов общества могут подтверждаться не только выданной представителю доверенностью, но и явствовать из обстановки, в которой действует представитель, в частности, из наличия у него доступа к печати представляемого лица.
Так, на спорном соглашении имеется подпись заместителя директора Преснякова Д.А., а также проставлен оттиск печати ответчика. При этом апеллянт не заявлял о том, что печать выбыла из его владения помимо его воли либо утрачена им. Доказательств обращения по данному факту в правоохранительные органы не представлено. О фальсификации соглашения ответчиком также не заявлено.
Более того, из соглашения о расторжении договора от 14.02.2019 явствует воля истца о прекращении договорных отношений в связи с существенным нарушением ответчиком сроков выполнения работ.
Пунктом 2 статьи 715 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
При этом на момент подписания соглашения ответчиком уже была допущена просрочка.
Таким образом, даже при принятии судом апелляционной инстанции позиции ответчика о том, что заместитель директора был неправомочен подписывать спорное соглашение, суд не может игнорировать тот факт, что истец надлежащим образом выразил волю на прекращение договорных отношений ввиду неисправности подрядчика.
При этом заместитель директора ООО "Лидер", имеющий доступ к печати организации, признается судом апелляционной инстанции надлежащим лицом для уведомления ответчика об отказе от договора.
На основании изложенного у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы.
Суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований к отмене либо изменению решения суда первой инстанции.
Суд правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.
Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
В соответствии с правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 15 июля 2019 года по делу N А53-15720/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в кассационном порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия постановления.
Председательствующий |
В.В. Галов |
Судьи |
Р.А. Абраменко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-15720/2019
Истец: ООО "ДОНЭНЕРГОТРАНЗИТ"
Ответчик: ООО "ЛИДЕР"
Хронология рассмотрения дела:
18.12.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10967/19
01.11.2019 Определение Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10967/19
02.10.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-15902/19
15.07.2019 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-15720/19