город Омск |
|
01 октября 2019 г. |
Дело N А46-8687/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 октября 2019 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Рыжикова О.Ю., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-11755/2019) Администрации Омского муниципального района Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 19.07.2019 по делу N А46-8687/2019 (судья Чернышев В.И.),
принятое по заявлению публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная компания Сибири" в лице филиала "Омскэнерго" (ИНН 2460069527, ОГРН 1052460054327)
к Администрации Омского муниципального района Омской области (ИНН 5528003601, ОГРН 1025501867962)
о признании незаконным, не соответствующим Земельному кодексу Российской Федерации, постановлению Правительства Омской области от 24.06.2015 N 170-п решения от 11.04.2019 N ИСХ-19/ОМСС-3499, об обязании совершить действия,
при участии в судебном заседании представителей:
от Администрации Омского муниципального района Омской области - Степанов Егор Сергеевич (удостоверение, по доверенности от 20.03.2019 N 14 сроком действия до 31.12.2019);
от публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная компания Сибири" в лице филиала "Омскэнерго" - Хирт Алексей Владимирович (паспорт, по доверенности от 24.09.2018 N 55/38/55/186 сроком действия по 16.06.2020);
установил:
публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (далее - ПАО "МРСК Сибири", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Администрации Омского муниципального района Омской области (далее - Администрация, заинтересованное лицо) о признании незаконным и не соответствующим Земельному кодексу Российской Федерации и постановлению Правительства Омской области от 24.06.2015 N 170-п "О порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" решения об отказе в выдаче разрешения на использование земельных участков, выраженного в письме от 11.04.2019 N Исх-19/ОМС-3499; обязании Администрации Омского муниципального района Омской области выдать разрешение на использование земельных участков с кадастровыми номерами 55:20:200803:1410 и 55:20:200803:1406.
Решением от 19.07.2019 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-8687/2019 заявленные обществом требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Администрация обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель, настаивая на правомерности оспариваемого отказа, изложенного в письме от 11.04.2019 N Исх-19/ОМС-3499, указал на то, что размещение объекта не соответствует установленному виду разрешенного использования земельных участков.
Заинтересованное лицо отмечает, что заявитель обратился за выдачей разрешения на использование частей земельного участка с кадастровым номером 55:20:050101:3914 для размещения объекта: линии электропередачи ВЛИ- 0,4кВ, в то время как вид разрешенного использования названного земельного участка определён "для строительства гаражей".
В предоставленном до начала судебного заседания отзыве ПАО "МРСК Сибири" просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Администрации поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение от 19.07.2019 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-8687/2019 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ПАО "МРСК Сибири" с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу и отзыв на нее, заслушав пояснения участников процесса, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, филиалом ПАО "МРСК Сибири" "Омскэнерго" заключен договор об осуществлении технологического присоединения с Кудником Виктором Карловичем (договор от 21.06.2018 N 20.5500.2417.18).
Для технологического присоединения энергопринимающих устройств указанного лица ПАО "МРСК Сибири" необходимо выполнить строительство ВЛИ-0,4 кВ.
Строительство воздушных линий (далее - ВЛИ) планировалось на земельных участках с кадастровыми номерами 55:20:200803:1410 и 55:20:200803:1406.
В соответствии со статьями 39.33-39.36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Постановлением Правительства Омской области от 24.06.2015 N 170-п "О порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" (далее - Постановление N 170) в адрес Администрации Омского муниципального района было направлено письмо от 01.03.2019 N 1.5/16-19/2910-исх с приложением заявления о выдаче разрешения на использование земельных участков.
В ответ получено письмо от Администрации, содержащее решение об отказе в выдаче разрешения на использование земельных участков от 11.04.2019 N ИСХ-19/ОМС-3499 (вх. от 15.04.2019 N 1.5/931-вх-пов).
Полагая отказ Администрации незаконным и нарушающим его права и интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
19.07.2019 Арбитражным судом Омской области принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, часть 2 статьи 201 АПК РФ и пункта 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя. Данные обстоятельства должны быть установлены арбитражным судом в совокупности.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции, оценив в соответствии со статьями 67, 68, 71 АПК РФ имеющиеся в материалах деле документы, пришел к выводу о доказанности обстоятельств, необходимых для вывода о несоответствии оспариваемого отказа в выдаче разрешения на использование земельных участков действующему законодательству и нарушении этим отказом прав и законных интересов общества.
Суд апелляционной инстанции поддерживает данный вывод суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в том числе в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 39.36 ЗК РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Согласно пункту 5 перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, к таким объектам относятся ЛЭП классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 постановления Правительства Омской области от 31.05.2017 N 150-п получение разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции кабельных, воздушных и кабельно-воздушных линий электропередачи, в том числе кабельных линий электропередачи, исполненных в блочной канализации, трансформаторных подстанций, распределительных пунктов и иного предназначенного для осуществления передачи электрической энергии оборудования напряжением до 20 кВ включительно, солнечных батарей, линий наружного освещения, архитектурной подсветки.
В качестве обоснования оспариваемого отказа было указано, что согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости земельные участки с кадастровыми номерами 55:20:200803:1410 и 55:20:200803:1406 площадью 2412 кв. м и 3209 кв. м, соответственно, местоположение которых: Омская область, Омский район, с. Розовка, ул. Маршала Жукова (далее - земельные участки), имеют вид разрешенного использования - трубопроводный транспорт, для размещения и эксплуатации объектов трубопроводного транспорта и трубопроводный транспорт, для размещения газопроводов, соответственно. В связи с этим на основании подпункта 6 пункта 8 Постановления N 170-п в выдаче разрешения на использование частей земельных участков с кадастровыми номерами 55:20:200803:1410 и 55:20:200803:1406 было отказано.
Аналогичные доводы приведены в апелляционной жалобе, отклоняя которые, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
На основании пункта 2 статьи 7 ЗК РФ определение видов разрешенного использования земельных участков, а также описание деятельности, допускаемой на земельных участках в соответствии с такими видами разрешенного использования, осуществляется на основании Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 (далее - Классификатор, Приказ).
Примечанием N 2 к Приказу установлено, что содержание видов разрешенного использования, перечисленных в Классификаторе, допускает без отдельного указания в Классификаторе размещение и эксплуатацию линейного объекта (кроме железных дорог общего пользования и автомобильных дорог общего пользования федерального и регионального значения), размещение защитных сооружений (насаждений), объектов мелиорации, антенно-мачтовых сооружений, информационных и геодезических знаков, если федеральным законом не установлено иное.
Согласно разъяснению, приведенному в письме Департамента недвижимости Министерства экономического развития Российской Федерации от 18.03.2016 N Д23и-1239, положения примечания N 2 к названному Приказу следует понимать как дополнение к любому из видов разрешенного использования, указанного в Классификаторе, если иное прямо не запрещено федеральным законом. Размещение указанных в этом примечании объектов допускается на земельных участках с любым видом разрешенного использования без дополнительного кадастрового учета изменений в части разрешенного использования земельного участка.
Данный вывод подтверждается правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 12.05.2017 N . 31-АД 17-5, от 29.06.2018 N 41-АД18-14, от 21.02.2018 N 41-АД 18-5, определении от 14.06.2018 N 127-КГ18-13.
При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что в апелляционной жалобе Администрация приводит доводы относительно земельного участка с кадастровым номером 55:20:050101:3914, в то время как спор по настоящему делу касается земельных участков с кадастровыми номерами 55:20:200803:1410 и 55:20:200803:1406.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что, удовлетворив заявленные обществом требования, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы Администрации не имеется.
В соответствии подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины, в связи с чем государственная пошлина по ее апелляционной жалобе распределению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, пунктом 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 19.07.2019 по делу N А46-8687/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
О.Ю. Рыжиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-8687/2019
Истец: ПАО "МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ СИБИРИ"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ОМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ