город Томск |
|
2 октября 2019 г. |
Дело N А45-1394/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30.09.2019.
Постановление в полном объеме изготовлено 02.10.2019.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Сухотиной В.М., |
судей |
|
Кайгородовой М.Ю., |
|
|
Марченко Н.В. |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Смолиной Т.Д. с использованием средств аудиозаписи рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (N 07АП-8788/2019) на решение от 15.07.2019 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-1394/2019 (судья Рыбина Н.А.) по иску общества с ограниченной ответственностью производственная компания "Агросиб" (ОГРН 1144246000140), г. Томск к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295), г. Москва о признании недействительными в силу ничтожности пункта 3 в части принадлежности перевозчику (ОАО "РЖД") 598, 4 метра железнодорожного пути необщего пользования, подпункта "з" пункта 18 договора N 3/22 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования общества с ограниченной ответственностью производственная компания "АгроСиб" при станции Анжерская Западно-Сибирской железной дороги - филиала ОАО "РЖД"; о применении последствий недействительности части сделки и взыскании с открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295) в пользу общества с ограниченной ответственностью производственная компания "Агросиб" (ОГРН 1144246000140) денежных средств в размере 2 390 749, 12 рублей,
с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, индивидуального предпринимателя Сотниковой Татьяны Сергеевны (ОГРНИП 314424607800011), г. Анжеро-Судженск.
В судебном заседании приняли участие:
от истца: Погудина Ю.А. - доверенность от 03.09.2018 (сроком на 3 года), паспорт;
от ответчика: Михайлова Е.О. - доверенность N 3-Сиб-171/Дот 22.05.2018 до 18.12.2020, доверенность N1124-Д от 19.12.2017 до 18.12.2020,паспорт;
от третьих лиц: не явился (извещен).
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью производственная компания "Агросиб" (далее - ООО ПК "Агросиб") обратилось в арбитражный суд с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") о признании недействительными в силу ничтожности пункта 3 в части принадлежности перевозчику (ОАО "РЖД") 598, 4 метра железнодорожного пути необщего пользования, подпункта "з" пункта 18 договора N 3/22 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО производственная компания "АгроСиб" при станции Анжерская Западно-Сибирской железной дороги - филиала ОАО "РЖД"; о применении последствий недействительности части сделки и взыскании с ответчика денежных средств в размере 2 390 749, 12 рублей.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена индивидуальный предприниматель Сотникова Татьяна Сергеевна.
Решением от 15.07.2019 Арбитражного суда Новосибирской области исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе ОАО "РЖД" просит решение отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование жалобы податель указывает на то, что истцом не доказано, что право на спорный участок пути необщего пользования не принадлежит ОАО "РЖД". Решение Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-819/2018 от 15.08.2018 не имеет преюдициального значения для рассмотрения настоящего спора. Полагает, что в отношении срока исковой давности судом должна быть применена статья 125 Устава железнодорожного транспорта.
Оспаривая доводы апелляционной жалобы, истец представил отзыв, в котором просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Третье лицо в отзыве на апелляционную жалобу с ее доводами также не согласилось, считает решение законным и обоснованным.
Третье лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции представителей не направило.
В порядке части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие третьего лица.
В судебном заседании представители истца, ответчика каждый настаивал на своей позиции, изложенной в апелляционной жалобе и отзыве на нее.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыв, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, между ООО ПК "АгроСиб" (поименованным "владельцем") и ОАО "РЖД" (поименованным "перевозчиком") заключен договор N 3/22 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования общества с ответственностью Производственная компания "АгроСиб" при станции Анжерская Западно-Сибирской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" (далее - договор), по условиям которого осуществляется эксплуатация принадлежащего владельцу железнодорожного пути необщего пользования, находящегося на продолжении пути N 20 станции Анжерская (пункт 1 договора).
Границей железнодорожного пути необщего пользования владельца является знак "Граница подъездного пути", установленный на расстоянии 719, 9 метров от изолирующего стыка светофора М71 в сторону железнодорожного пути необщего пользования (пункт 2 договора).
Развернутая длина железнодорожного пути необщего пользования составляет 3 538, 4 метра, из которых принадлежит владельцу 2 940 метров, перевозчику - 598, 4 метров (пункт 3 договора).
Пунктом 18 договора определены условия и основания уплаты владельцем перевозчику денежных средств, в частности, владелец уплачивает перевозчику в том числе: з) плату за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим ОАО "РЖД", согласно Единому перечню работ и услуг, оказываемых ОАО "РЖД" при организации перевозок грузов, исходя из протяженности 598,4 метров и ставки договорного сбора, равной 2 556,0 рублей за 1 км в сутки за фактическое использование. В случае изменения, индексации ставки договорного сбора платы за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим ОАО "РЖД", перевозчик уведомляет владельца об изменении данной ставки, при этом новая ставка платы подлежит применению с момента, указанного в уведомлении.
Пунктом 19 договора стороны предусмотрели, что расчеты по договору производятся в соответствии с условиями Соглашения об организации расчетов N ЕЛС/СЗ-1158/14-К от 29.09.2014, код плательщика 1005119347, заключенного между владельцем и перевозчиком в лице Западно-Сибирского территориального центра фирменного транспортного обслуживания - филиала ОАО "РЖД" (ТЦФТО).
Железнодорожный путь необщего пользования, принадлежащий перевозчику и эксплуатируемый в рамках заключенного договора N 3/22 от 01.02.2015, поименован как ж/д путь необщего пользования N 20б (полное наименование пути: железнодорожный путь необщего пользования ст. Анжерская - N 20б (ООО ПК "АгроСиб"), от знака граница подъездного пути через СП N 77 СС до упора).
Согласно масштабному плану ж/д пути необщего пользования ООО ПК "АгроСиб" (Приложение N 1 к Инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования ООО ПК "АгроСиб", примыкающего к станции Анжерская Западно-Сибирской железной дороги (далее - Инструкции)), ведомости железнодорожных путей (Приложение N 2 к Инструкции), границы пути N 20б: от стр. N 77, через стр. 102, 110 до упора. Правоустанавливающие документы на ж/д путь необщего пользования N20б в вышеуказанных границах на момент заключения договора с ООО ПК "АгроСиб" у ответчика отсутствовали: в Перечне объектов недвижимости железнодорожного транспорта на Анжерской дистанции пути путь N 20б не числится.
В соответствии с правоустанавливающими документами ОАО "РЖД" в Перечне объектов недвижимости железнодорожного транспорта на Анжерской дистанции пути числился "Путь подъездной заготзерно Кемеровская область, ст. Анжерская, 1389 м, 1962 г.". Словесное описание границ данного объекта в Сводном передаточном акте отсутствует. В качестве местоположения (начальные и конечные точки учетных участков столбец N 5 таблицы Перечня) указана станция Анжерская.
В указанном Перечне имеются ссылки на номера Литер на плане (столбец N 2 таблицы Перечня), а именно объект обозначен под Литерами 97 (путь), 98 (земельное полотно). На схеме станции Анжерская указанные Литеры обозначены на 20 пути (непосредственно на пути литер 97) и около него до стрелочного перевода (СП) 77 (Литер 98), а это значит, что объекты ОАО "РЖД" заканчиваются на СП 77, не выходя за его границы, не переходя через него.
В таком виде "Путь подъездной заготзерно Кемеровская область, ст. Анжерская, 1389 м" был зарегистрирован за ОАО "РЖД" на праве собственности в составе объекта недвижимости Анжерской дистанции пути "сооружение, состоящее из 36 зданий и 341 сооружения", о чем выдано свидетельство серии 42 АА 762441, регистрационная запись N 42-01/00-108/2003-788 от 17.03.2004.
При этом следует отметить, что сведения о начале и окончании "Пути подъездного заготзерно, 1389 м." отсутствуют, а имеющиеся правоустанавливающие документы свидетельствуют о том, что данный путь не выходил за пределы СП 77.
По распоряжению заместителя начальника железной дороги по Кузбасскому территориальному управлению от 21.10.2016 N 3-Си6-1500/р в целях обеспечения соответствия наименований объектов недвижимого имущества, входящих в состав производственно-технологического комплекса Анжерской дистанции пути (свидетельство серии 42 АА 762441) с их фактическим назначением и использованием, уточнения их местоположения при проведении работ по пообъектной государственной регистрации прав, "Путь подъездной заготзерно" был переименован и разделен на 2 объекта: "железнодорожный путь ст. Анжерская-20 вытяжной, от СП N 67 до знака границы подъездного пути, 791 м." и "железнодорожный путь необщего пользования ст. Анжерская - N 20б (ООО ПК "АгроСиб"), от знака граница подъездного пути через СП 77 СС до упора 598 м." (порядковые номера в Перечне объектов - приложении к распоряжению - 63, 65). С изданием указанного распоряжения появляются сведения о начале и окончании путей, образованных из подъездного пути "заготзерно ст. Анжерская" (1389 м).
Право собственности на образованные пути как на отдельные объекты недвижимости не зарегистрированы.
Путь N 20б был поставлен на кадастровый учет 10.01.2017 с кадастровым номером 42:20:0103003:366 согласно выписке из ЕГРН от 27.01.2017, но снят в последующем с кадастрового учета на основании решения Арбитражного суда Кемеровской области от 18.09.2018 по делу N А27-819/2018 (далее - решение), в соответствии с резолютивной частью которого удовлетворено требование ИП Сотниковой Т.С. к ОАО "РЖД": об истребовании у ОАО "РЖД" в пользу ИП Сотниковой Т.С. объекта недвижимости 1-й приемо-сдаточный ходовой путь, кадастровый номер 42:20:0103003:363, расположенный по адресу: Кемеровская область, Анжеро-Судженский городской округ, г. Анжеро-Судженск, ул. Водоканальная, 11, протяженностью 501 м, право собственности на который зарегистрировано за Сотниковой Татьяной Сергеевной (регистрационная запись N 42:20:103003:363-42/010/2017-1 от 24.03.2017, используемый открытым акционерным обществом "Российские железные дороги", как железнодорожный путь необщего пользования ст. Анжерская - N 20 Б (ООО ПК "АгроСиб"), от знака граница подъездного пути через СП 77 СС до упора, кадастровый номер 42:20:0103003:366, расположенный по адресу: Кемеровская область, Анжеро-Судженский городской округ, г. Анжеро- Судженск, протяженностью 598 м, образованный в результате раздела исходного сооружения путь подъездной заготзерно ст. Анжерская, протяженностью 1389 м, входящего в состав сооружений, право собственности на которые зарегистрировано за открытым акционерным обществом "Российские железные дороги", как на сооружение, состоящее из 36 зданий и 341 сооружения, кадастровый номер 42:00:0000000:401, адрес: Кемеровская область, Анжерская дистанция пути (регистрационная запись N 42-01/00-108/2003-788 от 17.03.2004), в границах от остряков стрелки 102 через стрелку 110 до упора и о снятии с кадастрового учета объекта недвижимости с кадастровым номером 42:20:0103003:366, железнодорожный путь необщего пользования ст. Анжерская - N 20б (ООО ПК "АгроСиб"), от знака граница подъездного пути через СП N 77 СС до упора, адрес: Российская Федерация, Кемеровская область, Анжеро-Судженский городской округ, г. Анжеро-Судженск, протяженностью 598 м.
В абз. 2 на с. 16 решения указано: "в ходе судебного разбирательства, а также путем проведения совместных осмотров, в том числе с кадастровым инженером ООО "КОКЦ" Чакилевой О.М. установлено, что на земельном участке с кадастровым номером N 42:20:0103003:19 имеется только один железнодорожный путь, который в настоящее время использует ОАО "РЖД" (договор на эксплуатацию от 01.02.2015 N 3/22 с ООО ПК "АгроСиб")".
В соответствии с данными публичной кадастровой палаты по адресу: Кемеровская область, г. Анжеро-Судженск, ул. Водоканальная, 11 ж/д путь необщего пользования N 20б отсутствует.
На продолжении пути N 20 станции Анжерская располагается только один ж/д путь необщего пользования - 1-ый приемо-сдаточный ходовой путь (кадастровый номер 42:20:0103003:363), расположенный по адресу: Кемеровская область, г. Анжеро-Судженск, ул. Водоканальная, 11 и принадлежащий на праве собственности не ОАО "РЖД", а Сотниковой Татьяне Сергеевне на основании договора купли-продажи N5 от 16.03.2017, о чем Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области внесена запись N42:20:0103003:363-42/010/2017-1 от 24.03.2017, что подтверждается Выпиской из ЕГРН от 23.05.2019.
Предыдущий собственник ТОО "Хлебопродукты" (ЗАО "Сибирский колос") приобрел данное имущество (1-ый приемо-сдаточный ходовой путь) по договору N 12 купли-продажи государственного арендного предприятия Анжеро-Судженский комбинат хлебопродуктов по конкурсу от 07.09.1992, в составе которого согласно акту оценки стоимости зданий и сооружений на 01.04.1992 имелись железнодорожные подъездные пути 1976 г. постройки и железнодорожные пути 1973 года постройки, о чем было выдано свидетельство о собственности N 34 от 12.10.1992.
Согласно инвентарной карточке основных средств ТОО "Хлебопродукты" от 1992 года, отчету N 11 160 (88) (1988 года) о расчете нормы (срока) оборота вагонов на подъездные пути Анжеро-Судженского комбината хлебопродуктов, примыкающем к станции Анжерская Кемеровской железной дороги, следует, что 1-й приемо-сдаточный ходовой путь имеет границы от остряков стрелочного перевода 102, через стрелочный перевод N 110 до упора, схема подъездного пути приведена на рисунке 1. В схеме подъездного пути Анжеро-Судженского комбината хлебопродуктов этот путь описан как приемосдаточный, ходовой от стр. 77 через стр. 102, 110, 2 до упора. Указанный расчет оборота вагонов был составлен для использования при разработке договора на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути Анжеро-Судженского комбината хлебопродуктов. К расчету был приложен договор N 22 на эксплуатацию подъездного пути с Кемеровской железной дорогой (дорога) и ветвевладельцем (Анжеро-Судженским комбинатом хлебопродуктов), в котором имеется указание, что эксплуатация принадлежащего ветвевладельцу пути осуществляется дорогой на условиях настоящего договора, путь примыкает к пути станции Анжерская Кемеровской железной дороги через стрелку 77, границей подъездного пути является знак "граница подъездного пути", установленный железной дорогой напротив остряков стр. 102.
Как следует из технического паспорта железнодорожного пути необщего пользования ЗАО "Сибирский колос" (по состоянию на 05.01.2005), согласованного с начальником Анжерской дистанции пути, подъездной путь ЗАО "Сибирский колос" примыкает стрелочным переводом N 77 к 20 вытяжному пути станции Анжерская. Границей подъездного пути (ГПП) ЗАО "Сибирский колос" со станцией Анжерская является знак "Граница подъездного пути", установленный у остряков стрелки N 102 (с. 2 Технического паспорта, раздел 1 Общие сведения абз. 1, 2).
1-ый приемо-сдаточный ходовой путь имеет границы: от знака "граница подъездного пути" (который установлен у остряков стрелки 102) через стр. 102, 110 до упора. Границы 1-го приемо-сдаточного пути тождественны границам ж/д пути необщего пользования N 20б согласно ведомости железнодорожных путей (Приложение N 2 к Инструкции): от стр. N 77, через стр. 102, 110 до упора. При обозрении масштабного плана ж/д путей необщего пользования ООО ПК "АгроСиб" (Приложение N 1 к Инструкции) и схемы подъездного пути ЗАО "Сибирский колос", примыкающего к ст. Анжерская (Приложение N 1 к техническому паспорту ж/д пути необщего пользования ЗАО "Сибирский колос" станция Анжерская) видно, что расположение ж/д пути N 20б относительно других ж/д путей совпадает с месторасположением 1-го приемо-сдаточного ходового пути, принадлежащего в 2015 году ЗАО "Сибирский колос", а с 24.03.2017 - Сотниковой Т.С.
Фактически на момент заключения договора ответчиком с ООО ПК "АгроСиб" (01.02.2015) железнодорожный путь необщего пользования ст. Анжерская - N 20б (ООО ПК "АгроСиб"), от знака граница подъездного пути через СП N77 СС до упора, указанный в договоре, не существовал и не мог существовать, поскольку был образован путем переименования и разделения исходного сооружения на основании Распоряжения заместителя начальника железной дороги по Кузбасскому территориальному управлению "О переименовании объектов недвижимого имущества и уточнении их местоположения" N3-Си6-1500/р от 21.10.2016, то есть спустя более полутора лет после заключения договора N3/22 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования общества с ограниченной ответственностью Производственная компания "АгроСиб" при станции Анжерская Западно-Сибирской железной дороги - филиала ОАО "РЖД".
Предметом договора в соответствии с пунктом 1 является эксплуатация принадлежащего владельцу железнодорожного пути необщего пользования, находящегося на продолжении пути N 20 станции Анжерская.
Согласно сведениям публичной кадастровой палаты на продолжении пути N 20 станции Анжерская располагается только один ж/д путь необщего пользования - 1-й приемо-сдаточный ходовой, принадлежащий на праве собственности Сотниковой Т.С., а по состоянию на 01.02.2015 (дату заключения договора N 3/22) собственником указанного сооружения было ЗАО "Сибирский колос". Ж/д путь N 20б на продолжении пути N 20 ст. Анжерская отсутствует.
Отсутствие ж/д пути N 20 б на земельном участке, принадлежащем Сотниковой Т.С., расположенном по адресу: Кемеровская область, г. Анжеро-Судженск, ул. Водоканальная, 11 с кадастровым номером 42:20:0103003:19 подтверждается и актом обследования от 31.01.2017, выданным кадастровым инженером МАНУ "АГБ" Кармерьян М.П.
Учитывая указанные обстоятельства, следует, что ОАО "РЖД" незаконно пользуется 1-ым приемо-сдаточным ходовым путем в рамках заключенного с ООО ПК "АгроСиб" договора, взимая плату за пользование чужим имуществом, выдавая его за ж/д путь N 20б. Фактически используемый ж/д путь необщего пользования (1-й приемо-сдаточный ходовой) на дату заключения договора принадлежал ЗАО "Сибирский колос", а с 24.03.2017 право собственности зарегистрировано за Сотниковой Т.С.
Ссылаясь на названные обстоятельства, истец обратился к ответчику с претензией о возврате денежных средств. Претензия оставлена ответчиком без удовлетворения.
Перечисленные обстоятельства послужили основаниями обращения ООО ПК "Агросиб" в арбитражный суд.
На основании пункта 3 статьи 60 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав железнодорожного транспорта) отношения между контрагентом и перевозчиком при обслуживании железнодорожного пути необщего пользования локомотивами, принадлежащими перевозчику, регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов. Указанные договоры могут быть заключены только при согласии владельца железнодорожного пути необщего пользования.
Согласно пункту 1 статьи 209 Гражданского кодекса российской Федерации права владения, пользования и распоряжения своим имуществом принадлежат собственнику.
В соответствии с пунктом 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Судом первой инстанции правильно установлено, что 1-й приемо-сдаточный ходовой путь, расположенный по адресу: Кемеровская область, г. Анжеро-Судженск, ул. Водоканальная, 11, кому-либо не отчуждался ни Сотниковой Т.С, ни предыдущими собственниками, разобран не был. Своего согласия собственники 1-го приемо-сдаточного ходового пути на его эксплуатацию открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" не давали (ни ЗАО "Сибирский колос", ни ИП Сотникова Т.С. в последующем).
В нарушение требований статьи 60 Устава железнодорожного транспорта договор N 3/22 от 01.02.2015 заключен без согласия собственника используемого ж/д пути необщего пользования, а также нарушает права владения, пользования, распоряжения собственником своим имуществом, лишает собственника права получать доходы от использования имущества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
В силу пункта 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Согласно пункту 1 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом (пункт 2 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Оценив представленные доказательства в их совокупности в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд пришел к правомерному выводу о том, что действие пункта 3 договора в части принадлежности перевозчику (ОАО "РЖД") 598,4 метра железнодорожного пути необщего пользования, подпункта "з" пункта 18 договора N 3/22 нарушает права истца ввиду использования ответчиком 1-го приемо-сдаточного ходового пути, без согласия Сотниковой Т.С. вместо ж/д пути необщего пользования N 20б.
Исходя из изложенного, арбитражный суд пришел к обоснованному выводу о наличии достаточных оснований для признания указанных пунктов договора ничтожными и удовлетворения настоящего иска.
ОАО "РЖД" не имело правовых оснований для взимания с ООО ПК "АгроСиб" платы за пользование имуществом.
С учетом положений пункта 2 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве применения последствий совершения недействительной сделки, суд обоснованно взыскал с ОАО "РЖД" в пользу истца денежные средства в размере 2 390 749, 12 рублей.
Отклоняя доводы ОАО "РЖД" о применении годичного срока исковой давности, установленного статьей 125 Устава железнодорожного транспорта, суд принимает во внимание, что в данном случае спорные правоотношения возникли не из договора перевозки, а относятся к требованиям о взыскании платы за пользование имуществом, не принадлежащим ответчику, необоснованно списанной со счета истца.
Исходя из того, что требования истца не вытекают из обязательств по перевозке, следовательно, отношения сторон по настоящему спору не входят в предмет регулирования специального транспортного законодательства, устанавливающие особые правила предъявления исков, поэтому для них устанавливается общий трехгодичный срок исковой давности, не истекший, на момент предъявления иска в суд.
Ссылки апеллянта на судебную практику по иным делам судом апелляционной инстанции не принимаются, поскольку круг обстоятельств, установленных в иных делах, а также предметы заявленных требований различны; более того, иные судебные акты не являются преюдициальными по отношению к настоящему делу.
При наличии вступившего в законную силу судебного акта по делу N А27-819/2018, которым установлены обстоятельства касательно использования ОАО "РЖД" железнодорожного пути на земельном участке с кадастровым номером N 42:20:0103003:19, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для повторного установления этого же обстоятельства.
ОАО "РЖД" не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, выводы суда первой инстанции о законности оспариваемого решения являются обоснованными.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение в обжалуемой части является законным и обоснованным, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 15.07.2019 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-1394/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
В.М. Сухотина |
Судьи |
М.Ю. Кайгородова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-1394/2019
Истец: ООО ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ КОМПАНИЯ "АГРОСИБ"
Ответчик: ОАО "РЖД"-Западно-Сибирская железная дорога, ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Третье лицо: Сотникова Татьяна Сергеевна