г. Красноярск |
|
01 октября 2019 г. |
Дело N А33-4797/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена "25" сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен "01" октября 2019 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Споткай Л.Е.,
судей: Радзиховской В.В., Хабибулиной Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания Щекотуровой Я.С.,
при участии:
от истца - ООО "Центр Сибири" - Зарубицкого А.И., представителя по доверенности от 18.09.2019; Панихиной М.А., представителя по доверенности от 18.09.2019,
от ответчика - Министерства лесного хозяйства Красноярского края - Клюева А.И., представителя по доверенности от 28.12.2018 N МЛХ /1-04071,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства лесного хозяйства Красноярского края (ИНН 2463102814, ОГРН 1162468093952)
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "16" июля 2019 года по делу N А33-4797/2019, принятое судьёй Альтергот М.А.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Центр Сибири" ИНН 2463238597, ОГРН 1122468037361 (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Министерству лесного хозяйства Красноярского края ИНН 2463102814, ОГРН 1162468093952 (далее - ответчик) об обязании заключить дополнительное соглашение к договору аренды лесного участка N 38-з от 25.08.2008.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от "16" июля 2019 года требования удовлетворены.
Ответчик обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, приводя следующие доводы:
- Министерство не согласно с использованием истцом понижающего коэффициента 0,3 для расчета арендной платы по санитарным рубкам, в связи со следующими обстоятельствами. Пунктом 10 примечания к таблице 1 приложения к Правительству Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - постановление N 310) предусмотрено, что при заготовке древесины в порядке проведения сплошных рубок лесных насаждений, поврежденных вредными организмами, ветром, пожарами и в результате других стихийных бедствий, ставки корректируются с учетом степени повреждения насаждений путем их умножения на следующие коэффициенты: 0,3 - при степени повреждения лесных насаждений до 70% процентов; таким образом, Постановлением N 310 предусмотрено, что понижающие коэффициенты определяются и применяются в зависимости от степени повреждения лесных насаждений выраженной в процентах;
- истец не наделен полномочиями по самостоятельному определению степени повреждения лесных насаждений и как следствие не вправе по своему усмотрению применять понижающие коэффициенты.
Представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал, просит суд отменить решение суда первой инстанции, принять по новый судебный акт.
Представитель истца в отзыве на апелляционную жалобу не согласился с содержащимися в ней доводами, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
23.08.2008 Агентством лесной отрасли администрации Красноярского края (арендодатель) подписан договор аренды согласно пункту 1 которого арендодатель, действующий в соответствии со статьями 72 и 74 Лесного кодекса Российской Федерации, обязался предоставить, а арендатор обязался принять во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, площадью 46 640 га сроком на 45 лет. Пунктом 2 договора определен участок, подлежащий сдаче в аренду.
В соответствии с п. 1.1 договора о передаче прав и обязанностей по договору аренды лесного участка от 25.08.2008 N 38-з, заключенного 20.03.2015 между обществом с ограниченной ответственностью "Центр Сибири" (арендатор, ИНН 2461200206) и обществом с ограниченной ответственностью "Центр Сибири" (пользователь, ИНН 2463238597), арендатор передает (уступает право аренды), а пользователь принимает на себя права и обязанности арендатора, вытекающие из договора аренды лесного участка от 25.08.2008 N 38-з, номер государственной регистрации N 24-24-34/005/2008-485 от 26 декабря 2008 года.
В п. 1.2. договора о передаче прав и обязанностей по договору аренды лесного участка от 25.08.2008 N 38-з указаны основные характеристики лесных участков, являющихся предметом договора аренды лесного участка от 25.08.2008 N 38-з.
В акте лесопатологического обследования лесных насаждений Большемуртинского лесничества Красноярского края от 26.11.2018 N 248 отражено, что лесопатологическое обследование насаждений проведено на общей площади 1105,6 га, в насаждениях, находящихся в аренде ООО "Центр Сибири" (договор аренды от 25.08.2008 N38-з).
Обследованные насаждения повреждены стволовыми вредителями, болезнями леса, также в обследованных насаждениях произошел ветровал деревьев прошлых лет.
С целью предотвращения негативных процессов или снижения ущерба от их воздействия назначено в Верхне-Казанском участковом лесничестве Большемуртинского лесничества Красноярского края до 2021 года проведение сплошной санитарной рубки насаждений в квартале 9 (выд.13); квартале 10 (выд. 5, 13, 24 (1 ярус), 24 (2 ярус)); квартале 49 (выд. 14, 19, 20, 21, 22, 29); квартале 50 (выд. 28, 29, 31, 34, 37, 38, 39, 40); квартале 51 (выд. 9, 10, 11, 24); квартале 89 (выд. 20 (1 ярус), 20 (2 ярус), 25); квартале 125 (выд. 11, 19, 29, 30, 35); квартале 151 (выд. 4, 13, 14, 22, 24, 27); квартале 152 (выд. 6, 18 (1 ярус), 18 (2 ярус), 22, 24, 25, 27); 153 (выд. 4, 5, 7, 11, 39).
Согласно акту согласования работ по наземному лесопатологическому обследованию инструментальным способом в Большемуртинском лесничестве от 26.11.2018 назначение сплошной санитарной рубки в эксплуатационных лесах в древесины в объеме 255 875 кбм соответствует Правилам санитарной безопасности в лесах РФ.
В акте лесопатологического обследования лесных насаждений Большемуртинского лесничества Красноярского края от 07.12.2018 N 306 отражено, что лесопатологическое обследование насаждений проведено на общей площади 34,0 га, в насаждениях, находящихся в аренде ООО "Центр Сибири" (договор аренды от 25.08.2008 г. N38-з).
Обследованные насаждения повреждены стволовыми вредителями, болезнями леса, также в обследованных насаждениях произошел ветровал деревьев прошлых лет.
С целью предотвращения негативных процессов или снижения ущерба от их воздействия назначено в Верхне-Казанском участковом лесничестве Большемуртинского лесничества Красноярского края до 2021 года проведение сплошной санитарной рубки насаждений в квартале 153 (выд. 35, 46, 49).
Согласно акту согласования работ по наземному лесопатологическому обследованию инструментальным способом в Большемуртинском лесничестве от 07.12.2018 назначение сплошной санитарной рубки в защитных лесах "нерестоохранные полосы лесов" в квартале 153 (выд. 35, 46, 49), на общей площади 34,0 га, с выбираемым запасом древесины в объеме 7 884 кбм соответствует Правилам санитарной безопасности в лесах РФ.
В акте лесопатологического обследования лесных насаждений Большемуртинского лесничества Красноярского края от 07.12.2018 N 307 отражено, что лесопатологическое обследование насаждений проведено на общей площади 24,7 га, в насаждениях, находящихся в аренде ООО "Центр Сибири" (договор аренды от 25.08.2008 N38-з).
Обследованные насаждения повреждены стволовыми вредителями, болезнями леса, также в обследованных насаждениях произошел ветровал деревьев прошлых лет.
С целью предотвращения негативных процессов или снижения ущерба от их воздействия назначено в Верхне-Казанском участковом лесничестве Большемуртинского лесничества Красноярского края до 2021 года проведение выборочной санитарной рубки в квартале 153 (выд. 15, 29).
Согласно акту согласования работ по наземному лесопатологическому обследованию инструментальным способом в Большемуртинском лесничестве от 07.12.2018 назначение выборочной санитарной рубки в защитных лесах "леса, расположенные в водоохранных зонах" в квартале 153 (части выд. 15, 29), на общей площади 24,7 га, с выбираемым запасом древесины в объеме 2 453 кбм соответствует Правилам санитарной безопасности в лесах РФ.
ООО "Центр Сибири" обратилось в Министерство с просьбой о заключении дополнительного соглашения к договору аренды лесного участка от 25.08.2008 N 38-з, с целью проведения санитарно-оздоровительных мероприятий (письмо вх. N МЛХ/5-319 от 11.01.2019).
Министерство в ответном письме от 01.02.2019 исх. N МЛХ/5-319 сообщает, что у Министерства отсутствуют правовые основания для подготовки дополнительного соглашения к договору аренды лесного участка от 25.08.2008 N 38-з до принятия решения суда ввиду того, что будет изменена характеристика лесного участка в связи с осуществлением мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, что относится к существенным изменениям условий договора.
В соответствии с п. 27 договора аренды лесного участка, спорные вопросы, возникающие в ходе исполнения настоящего договора, или вопросы, не оговоренные в настоящем договоре, разрешаются путем переговоров. В случае, если согласие путем переговоров не достигнуто, указанные вопросы подлежат передаче на рассмотрение Арбитражного суда Красноярского края.
Указанные обстоятельства послужили основанием для предъявления настоящего иска.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.
В соответствии с частью 4 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Согласно статье 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наниматель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В силу пункта 1 статьи 420 Гражданского кодекса Российской Федерации договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Согласно пункту 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Пунктом 4 названной статьи предусмотрено, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 настоящего Кодекса).
На основании пункта 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В соответствии с частью 3 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
Согласно частям 1 и 2 статьи 60.1 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат защите от вредных организмов (жизнеспособных растений любых видов, сортов или биологических типов, животных либо болезнетворных организмов любых видов, биологических типов, которые способны нанести вред лесам и лесным ресурсам). Защита лесов направлена на выявление в лесах вредных организмов и предупреждение их распространения, а в случае возникновения очагов вредных организмов - на их ликвидацию.
Невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части защиты лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесных участков, договором купли-продажи лесных насаждений, а также для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесными участками или права безвозмездного пользования лесными участками (часть 5 статьи 60.1 Лесного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 3 статьи 60.3 Лесного кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации устанавливаются Правила санитарной безопасности в лесах.
В целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются лесопатологические обследования и лесопатологический мониторинг в соответствии с подпунктом "б" пункта 2 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 N 414 (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 14 Правил граждане и юридические лица, осуществляющие использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов, в случае обнаружения погибших или поврежденных вредными организмами, иными природными и антропогенными воздействиями лесных насаждений обязаны в 5-дневный срок с даты обнаружения таких насаждений проинформировать об этом указанные в подпункте "б" пункта 3 настоящих Правил органы государственной власти или органы местного самоуправления, предоставившие лесные участки для использования или являющиеся заказчиками соответствующих работ по охране, защите, воспроизводству лесов.
Согласно части 4 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Постановление Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 установлены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности.
В соответствии с пунктом 10 примечания к таблице 1 приложения к Постановлению от 22.05.2007 N 310, при заготовке древесины в порядке проведения сплошных рубок лесных насаждений, поврежденных вредными организмами, ветром, пожарами и в результате других стихийных бедствий, ставки корректируются с учетом степени повреждения насаждений путем их умножения на следующие коэффициенты: 0,9 - при степени повреждения лесных насаждений до 10 процентов; 0,8 - при степени повреждения лесных насаждений до 20 процентов; 0,7 - при степени повреждения лесных насаждений до 30 процентов; 0,6 - при степени повреждения лесных насаждений до 40 процентов; 0,5 - при степени повреждения лесных насаждений до 50 процентов; 0,4 - при степени повреждения лесных насаждений до 60 процентов; 0,3 - при степени повреждения лесных насаждений до 70 процентов; 0,2 - при степени повреждения лесных насаждений до 80 процентов; 0,1 - при степени повреждения лесных насаждений до 90 процентов; 0 - при степени повреждения лесных насаждений до 100 процентов.
Таким образом, постановлением от 22.05.2007 N 310 предусмотрено, что понижающие коэффициенты определяются и применяются в зависимости от степени повреждения лесных насаждений выраженной в процентах.
Согласно актов лесопатологического обследования лесных насаждений Большемуртинского лесничества Красноярского края: от 26.11.2018 N 248 лесопатологическое обследование насаждений проведено на общей площади 1105,6 га, в насаждениях, находящихся в аренде ООО "Центр Сибири", от 07.12.2018 N 306 лесопатологическое обследование насаждений проведено на общей площади 34,0 га, в насаждениях, находящихся в аренде ООО "Центр Сибири", от 07.12.2018 N 307 лесопатологическое обследование насаждений проведено на общей площади 24,7 га, в насаждениях, находящихся в аренде ООО "Центр Сибири" (договор аренды от 25.08.2008 N38-з).
Из представленных актов лесопатологического обследования следует, что доля поврежденных деревьев составляет от 64% до 65% в различных кварталах участка, переданного в аренду, что не превышает 70% и складывается из средней величины поврежденных деревьев.
Учитывая, что одной из задач лесопатологического обследования является определение степени повреждения лесных насаждений; учитывая, что характеристики и степени поражения лесных насаждений должны быть зафиксированы в акте лесопатологического обследования с указанием необходимых санитарных мероприятий; принимая во внимание, что в представленных актах лесопатологического обследования содержится сведения о доле поврежденных деревьев; учитывая, что среднее процентное значение поврежденных деревьев не превышает 70 %, а в пункте 10 примечания к таблице 1 приложения к Постановлению от 22.05.2007 N 310, при степени повреждения лесных насаждений до 70 % применяется коэффициент в размере 0,3.
Ответчик указанные акты не оспорил, при этом акты содержат данные о степени повреждения лесных насаждений, выраженных в процентах, на основании которых можно применить механизм корректировки ставок согласно Постановлению N 310.
Принимая во внимание, что объемы санитарных рубок не являлись предметом торгов и не были включены в условия договора аренды, оплата за них не может быть квалифицирована как арендная плата, подлежащая исчислению исходя из условий торгов и заключенного по их результатам договора, в связи с чем, исчисление платы за дополнительный к ежегодной расчетной лесосеке объем санитарных рубок должен быть произведен исходя из минимального размера платы, определяемого в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности", с учетом степени повреждения лесных насаждений.
ООО "Центр Сибири" обратилось в Министерство с просьбой о заключении дополнительного соглашения к договору аренды лесного участка от 25.08.2008 N 38-з, с целью проведения санитарно-оздоровительных мероприятий (письмо вх. N МЛХ/5-319 от 11.01.2019).
Предложение истца ответчиком не принято, дополнительное соглашение не заключено.
Довод ответчика о то, что истец, равно как и суд, не наделен полномочиями по самостоятельному определению степени повреждения лесных насаждений и не вправе по своему усмотрению применять понижающие коэффициенты, обоснованно отклонен.
В соответствии с Правилами санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.05.2017 N 607 (далее - правила от 20.05.2017 N 607), ухудшением санитарного состояния лесного участка или отдельного лесного выдела (либо его части) является увеличение объема деревьев следующих категорий состояния: усыхающие, свежий и старый сухостой, свежий и старый ветровал, свежий и старый бурелом, ухудшением лесопатологического состояния лесов является увеличение площади существующих очагов вредных организмов.
В обоснование правомерности применения корректирующих коэффициентов истец ссылается на пункт 10 примечаний к таблице 1 приложения к Постановлению Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление от 22.05.2007 N 310).
Постановлением от 22.05.2007 N 310 предусмотрено, что понижающие коэффициенты определяются и применяются в зависимости от степени повреждения лесных насаждений выраженной в процентах.
Степень повреждения лесных насаждений подлежит обязательному определению при лесопатологическом обследовании лесных насаждений, которое производится в соответствии с порядком его проведения и по форме, утвержденных приказом министерства природных ресурсов и экологии РФ от 16.09.2016 N 480 (далее - Приказ N 480).
Согласно Приложению N 2 к Приказу N 480 утверждена форма Акта лесопатологического обследования, в соответствии с которой таблица "Результаты проведения лесопатологического обследования лесных насаждений" содержит указание на такой показатель как "Доля поврежденных деревьев, %", исходя из которого и определяется средний процент поврежденных насаждений, используемый в дальнейшем для расчета арендной платы в соответствии с коэффициентом степени повреждения, установленным Постановлением N 310.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 13.03.2018 по делу N А33-11778/2017.
Представленные в материалы дела акты N 248, 306, 307 содержат данные о степени повреждения лесных насаждений от 64% до 65% в различных кварталах участка, переданного в аренду, что не превышает 70%, на основании актов можно применить механизм корректировки ставок согласно Постановлению N 310, в данном случае - 0,3%.
Таким образом, истец обоснованно при расчете арендной платы применил корректирующий коэффициент.
Иные доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, оценены судом первой инстанции и обоснованно отклонены как несоответствующие обстоятельствам и материалам дела.
Апелляционный суд соглашается, что заключение сторонами дополнительного соглашения к договору обусловлено изменением количественных и качественных характеристик лесного участка, что является существенным изменением обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, основания для его отмены в порядке статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины. Следовательно, расходы по оплате государственной пошлины при рассмотрении апелляционной жалобы не понесены, в связи с чем, не подлежат распределению.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "16" июля 2019 года по делу N А33-4797/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Л.Е. Споткай |
Судьи |
В.В. Радзиховская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-4797/2019
Истец: ООО "ЦЕНТР СИБИРИ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ