г. Чита |
|
01 октября 2019 г. |
Дело N А19-26826/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 октября 2019 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Мациборы А.Е., судей Корзовой Н.А., Барковской О.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Вохмяниной О.С.,
при участии в судебном заседании:
представителя Забайкальской краевой организации общественно-государственного объединения "Всероссийское физкультурно-спортивное общество "Динамо" по доверенности от 05.09.2019Гаркушевой Т.Б.,,
представителя Межрегионального территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае по доверенности от 11.03.2019Вольф А.Б.,,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае на решение Арбитражного суда Иркутской области от 15.07.2019 по делу N А19-26826/2018 по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лидер" (ОГРН 1057536070900, ИНН 7536060653) к Межрегиональному территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае (ОГРН 1103850013772, ИНН 3808214087) о взыскании 310 576 руб. 74 коп., а также неустойки по день фактической оплаты задолженности,
с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Забайкальской краевой организации общественно-государственного объединения "Всероссийское физкультурно-спортивное общество "Динамо" (ОГРН 1027500000615, ИНН 7534014203),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Лидер" обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Межрегиональному территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае о взыскании 211 424 руб. 60 коп. - основного долга за период с 20.09.2015 по 30.06.2018 и 99 152,14 руб. - неустойки за период с 11.10.2015 по 31.01.2019, а также неустойки по день фактической оплаты задолженности.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 15.07.2019 исковые требования удовлетворены частично, с ответчика в пользу истца взыскано 157 280,12 руб. основного долга, 62 025,21 руб. неустойки, а также неустойка, начисленная на сумму долга в размере 157 280,12 руб. исходя из ставки пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день 13 фактической оплаты, за каждый день просрочки за период с 09.07.2019 г. по день фактического исполнения обязательства по оплате долга.
Не согласившись с указанным решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой в Четвертый арбитражный апелляционный суд, в которой просит принятый по делу судебный акт отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов жалобы указывает, что задолженность перед ООО "Лидер" за спорное помещение возникла в период действия договоров аренды, в соответствии с которыми обязанность по оплате расходов на содержание и обслуживание имущества была возложена на арендатора - Забайкальскую краевую организацию общественно - государственного объединения "Всероссийское физкультурно-спортивное общество "Динамо". Вместе с тем, дополнительным соглашением N 1 к договору аренды N 83-16Ф установлена обязанность несения бремени содержания общего имущества с 01.11.2016. Поскольку после передачи имущества в аренду обязанность по содержанию переданного в аренду имущества возлагается на общество, то собственник утрачивает фактические (не юридические) права по пользованию, содержанию данного имущества. Судом не дана оценка данного обстоятельства, в связи с чем задолженность взыскана с МТУ Росимущества в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае, а не с фактического пользователя - Забайкальской краевой организации общественно - государственного объединения "Всероссийское физкультурно-спортивное общество "Динамо", на которую возложена обязанность по несению бремени содержания общего имущества в многоквартирном доме с 01.11.2016 в период образования задолженности. Также указывает, что ходатайства ООО "Лидер" об уточнении размера исковых требований в адрес МТУ Росимущества в Иркутской области. Республике Бурятия и Забайкальском крае не направлялись; истцом не исполнены определения суда, которыми которым суд обязал стороны провести за инициативой истца (с предварительным уведомлением ответчика о времени и месте проведения сверки) совместную сверку арифметической правильности суммы задолженности ответчика за содержание спорного нежилого помещения за спорный период; представить письменные мотивированные возражения на дополнительные письменные пояснения ответчика.
Третье лицо представило отзыв на апелляционную жалобу, считает что решение суда должно быть изменено в части взыскания суммы основного долга.
Представители истца в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей истца, надлежащим образом уведомленного о времени и месте судебного заседания.
В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебный акт проверяется в пределах доводов апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 25.07.2017, помещение 3, общей площадью 338,2 кв.м, расположенное, по адресу: Забайкальский край, г. Чита, Чкалова, 44, принадлежит на праве собственности Российской Федерации.
На основании решения общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Чита, ул. Чкалова, 44, управляющей организацией избрано ООО "Лидер".
На основании договора аренды от 30.04.2014 N 52-14/ф указанное помещение занимает Забайкальская краевая организация общественно-государственного объединения "Всероссийское физкультурно-спортивное общество "Динамо".
За период с 20.09.2015 по 30.06.2018 ответчик не вносил платежи за содержание имущества управляющей организации.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, истец обратился в суд с настоящим иском, заявив ко взысканию основной долг в размере 211 424,60 руб. за период с 20.09.2015 по 30.06.2018 и неустойку в размере 99 152,14 руб. за период с 11.10.2015 по 31.01.2019, начисленную на основании статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Суд первой инстанции исковые требования удовлетворил частично.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, проверив правильность применения норм материального и соблюдения норм процессуального права в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
По смыслу указанной нормы на собственника или иное лицо, которому делегированы правомочия собственника, возлагаются обязанности (бремя) по содержанию принадлежащего ему имущества.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, помещение 3, общей площадью 338,2 кв.м, расположенное, по адресу: Забайкальский край, г. Чита, Чкалова, 44, принадлежит на праве собственности Российской Федерации.
В этой связи доводы жалобы о том, что обязанность несения бремени содержания общего имущества возложена на арендатора, подлежат отклонению.
Согласно статье 249 Гражданского кодекса Российской Федерации каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в издержках по его содержанию и сохранению.
Как указано в пункте 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункте 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.
В силу положений части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с частью 2 статьи 154 Жилищного Кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.
Согласно части 3 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Согласно части 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 статьи 155 и статьей 171 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Частью 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) (часть 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации). В соответствии с пунктами 28, 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме), собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений.
Плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая оплату расходов на содержание и ремонт внутридомовых инженерных сетей электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, включая истребование задолженности с собственников помещений, не выполняющих надлежащим образом свои обязательства по оплате жилых помещений и коммунальных услуг.
В силу части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
01.07.2018 между Забайкальской краевой организацией общественно-государственного объединения "Всероссийское физкультурно-спортивное общество "Динамо" и истцом был заключен договор управления многоквартирным жилым домом N 149.
По расчетам истца задолженность ответчика за оказанные услуги, за период с 20.09.2015 по 30.06.2018 составила 211 424,60 руб.
Истец пояснил, что тариф размера оплаты за помещение на собрании собственников помещения не был принят.
При расчете истцом был применен тариф на услуги за минусом работы по содержанию детских площадок и земельного участка по формуле (размер платы за содержание и ремонт - 0,21-1,96) из тарифа убрана плата за содержание детской площадке и содержание земельного участка.
Судом установлено, что постановлениями Управления регулирования цен и тарифов городского округа г. Чита установлены фиксированные тарифы на определенные виды услуг, утверждаемые ежегодно.
Постановлением Управления регулирования цен и тарифов городского округа г. Чита от 19.06.2015 N 19 утвержден Перечень обязательных и дополнительных работ и услуг по содержанию и ремонту помещений в многоквартирном доме жилищного фонда городского округа "город Чита" (Приложение N 4 к постановлению от 19.06.2015 N19), в котором подробно указано, что входит в размер платы за содержание и ремонт помещения в многоквартирном доме, в том числе: п. 1.7 Содержание мест общего пользования (лестничные клетки) -1,11; п. 2.1 Содержание земельного участка - 2.98; п. 2.2. Содержание детских площадок 0,18; п.4. Установленный размер платы - 1.7,10.
Постановлением Управления регулирования цен и тарифов городского округа г. Чита от 24.06.2016 N 10 утвержден Перечень обязательных и дополнительных работ и услуг по содержанию и ремонту помещений в многоквартирном доме жилищного фонда городского округа "город Чита" (Приложение N 4 к постановлению от 24.06.2016 N10), в котором указано что входит в размер платы за содержание и ремонт помещения в многоквартирном доме, в том числе: п. 1.7 Содержание мест общего пользования (лестничные клетки) -1,47; п. 2.1 Содержание земельного участка -3,33; п. 2.2. Содержание детских площадок - 0,21; п.4. Установленный размер платы - 18,56
Постановлением Управления регулирования цен и тарифов городского округа г. Чита от 28.06.2017 N 21 утвержден Перечень обязательных и дополнительных работ и услуг по содержанию и ремонту помещений в многоквартирном доме жилищного фонда городского округа "город Чита" (Приложение N 5 к постановлению от 28.06.2017 N 21), в котором подробно расписано что входит в размер платы за содержание и ремонт помещения в многоквартирном доме, в том числе: п. 1.7 Содержание мест общего пользования (лестничные клетки) -1,47; п. 2.1 Содержание земельного участка - 3,33; п. 2.2. Содержание детских площадок - 0,21; п.4. Установленный размер платы - 19.30.
С учетом, тарифов, установленных указанными постановлениями, ответчиком представлен контррасчет задолженности, согласно которому сумма основного долга составила 157 280,12 руб., правильность которого истцом не оспорена.
В силу положений статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таковых - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
Истцом заявлено требование о взыскании неустойки в размере 99 152 руб. за период с 11.10.2015 по 31.01.2019.
В соответствии с пунктом 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательства может обеспечиваться неустойкой.
Согласно статье 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Ответчиком представлен контррасчет неустойки в порядке ч. 14 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходя из начисления пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, за период с 11.10.2015 по 28.02.2019 в размере 56 772,06 руб.
Правильность расчета, а также правильность примененных величин, не оспорена.
Учитывая факт несвоевременного исполнения ответчиком обязательств по оплате оказанных услуг, суд первой инстанции правомерно признал обоснованным требование истца о взыскании с ответчика неустойки, приняв во внимание контрсчёт ответчика, а также удовлетворил требование истца о взыскании с ответчика неустойки, начисленной в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, за каждый день просрочки за период с 09.07.2019 по день фактического исполнения обязательства по оплате долга.
Доводы ответчика о допущенных истцом злоупотреблениях, не исполнении определений суда оценены судом, но подлежат отклонению как не влияющие на выводы суда о наличии оснований удовлетворении исковых требований.
При этом вопреки доводам апелляционной жалобы, размер неустойки связан не со сроком рассмотрения дела судом, а со сроком надлежащего исполнения ответчиком обязанности по оплате услуг управляющей организации.
С учетом фактических обстоятельств дела суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но признаются судом необоснованными и не способными повлиять на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции судебного акта.
Нарушений норм материального и процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь его отмену, судом апелляционной инстанции не установлено в связи с чем, решение по делу подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 15.07.2019 по делу N А19-26826/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
А.Е. Мацибора |
Судьи |
Н.А. Корзова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-26826/2018
Истец: ООО "Лидер"
Ответчик: Забайкальская краевая организация Общественно-государственное объединение "Всероссийское физкультурно-спортивное общество "Динамо", Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае