г. Чита |
|
02 октября 2019 г. |
дело N А10-3335/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 октября 2019 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Басаева Д.В., Никифорюк Е.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сахаровой Б.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Теплоэнерго" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 12 августа 2019 года по делу N А10-3335/2019 по заявлению Забайкальского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ОГРН 1027501164833, ИНН 7536010966) к акционерному обществу "Теплоэнерго" (ОГРН 1093818001375, ИНН 3818026815, 671700, Республика Бурятия, г. Северобайкальск, ул. Морских Пехотинцев, д. 7, офис 19) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, акционерного общества "Читаэнергосбыт" (ОГРН 1057536132323, ИНН 7536066430),
(суд первой инстанции: судья Логинова Н.А.),
в отсутствие в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц,
установил:
Забайкальское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - заявитель, Управление или административный орган) обратился в Арбитражный суд Республики Бурятия к акционерному обществу "Теплоэнерго" (далее - общество, АО "Теплоэнерго") с заявлением о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 12 августа 2019 года АО "Теплоэнерго" привлечено к административной ответственности по статье 14.61 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 105 000 рублей.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, как незаконного и необоснованного, при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, по мотивам, изложенным в жалобе.
Акционерного общества "Читаэнергосбыт" (далее - АО "Читаэнергосбыт") в представленном письменном отзыве на апелляционную жалобу просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Управление отзыв на апелляционную жалобу не представило.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается отчётом о публикации на официальном сайте Арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако лица, участвующие в деле явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии с частью 3 статьи 205 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришёл к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, что на основании заявления АО "Читаэнергосбыт" N 1798/исх от 03.04.2019 (вх. N 4910- гр от 04.04.2019) Управлением проведена проверка надлежащего исполнения АО "Теплоэнерго" обязанности по оплате потребленной электрической энергии.
Так за период с 01.07.2018 по 31.12.2018 задолженность АО "Теплоэнерго" составила 25707020,12 рублей.
По результатам проверки установлено, что АО "Теплоэнерго" допущено нарушение установленного действующим законодательством порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), сопряженное в неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязательств по оплате в соответствии с установленным договором энергоснабжения сроками платежей.
Уведомлением от 18.04.2019 N 2333-09/03 Управление известило общество о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
16 мая 2019 года АО "Теплоэнерго" представило в Управление ходатайство о прекращении производства по делу.
16 мая 2019 года главным государственным инспектором Байкальского отдела энергетического надзора и надзора за гидротехническими сооружениями Управления в отношении АО "Теплоэнерго" составлен протокол об административном правонарушении N 62/09-03-2019 по статье 14.61 КоАП РФ.
На основании части 3 статьи 23.1 и части 1 статьи 28.8 КоАП РФ, административный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении АО "Теплоэнерго" к административной ответственности, предусмотренной статьёй 14.61 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции считает правильными выводы суда первой инстанции о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной статьёй 14.16 КоАП РФ, исходя из следующего.
В силу части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности в силу части 1 статьи 208 АПК РФ подается в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства заявителя либо по месту нахождения административного органа, которым принято оспариваемое решение о привлечении к административной ответственности.
По делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности согласно части 4 статьи 210 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2, 3 и 4 статьи 14.1, статьей 19.20 КоАП РФ согласно части 3 статьи 28.3 КоАП РФ вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов.
Таким образом, протокол об административном правонарушении от 16.05.2019 N 62/09-03-2019 составлен главным государственным инспектором Байкальского отдела энергетического надзора и надзора за гидротехническими сооружениями Забайкальского управления Ростехнадзора в пределах полномочий уполномоченным должностным лицом.
В силу статьи 14.61 КоАП РФ нарушение потребителем электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, потребителем газа, потребителем тепловой энергии либо теплоснабжающей организацией установленного законодательством порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), газа, тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, сопряженное с неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязательств по их оплате в соответствии с установленными договорами о предоставлении указанных энергетических ресурсов сроками платежей влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Субъектом ответственности по данной статье выступают потребители электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, а также потребители газа, потребители тепловой энергии либо теплоснабжающие организации, категории которых предусмотрены в абзаце 1 пунктом 255 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442.
Объективной стороной данного правонарушения является нарушение указанным субъектом установленного законодательством порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), газа, тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, сопряженное с неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязательств по их оплате в соответствии с установленными договорами о предоставлении указанных энергетических ресурсов сроками платежей.
Как следует из материалов дела, АО "Теплоэнерго" в соответствии с концессионным договором 28.07.2017 с МО "Город Северобайкальск" и МП "Жилищник" осуществляет деятельность, в том числе по осуществлению теплоснабжения и горячего водоснабжения потребителей с использованием объекта соглашения и имущества, принадлежащего Концеденту на праве собственности, образующего единое целое с объектом соглашения и (или) предназначенного для использования в целях выполнения Концессионером условий настоящего соглашения.
Поскольку общество осуществляет теплоснабжение и горячее водоснабжение потребителей, население, то оно относится к категории потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям.
При этом, доводы ответчика о том, что АО "Теплоэнерго" не является субъектом правонарушения, предусмотренного статьей 14.61 КоАП РФ, поскольку общество не является потребителем электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям; АО "Теплоэнерго" как теплоснабжающая организация не является стороной договора, который бы обязывал её предоставить банковские гарантии на оплату потребленной электрической энергии судом первой инстанции верно не принят ввиду следующего.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии определяются Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике).
Статья 36 Закона об электроэнергетике устанавливает, что для потребителей электрической энергии, к которым относится заявитель по делу, ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям (далее - потребители), установлена обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), поставляемой по договорам энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), заключенным с гарантирующим поставщиком.
Статьей 38 Закона об электроэнергетике установлено, что Правительство Российской Федерации устанавливает критерии, при соответствии которым у потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, возникает обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), поставляемой по договорам энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), заключенным с гарантирующим поставщиком. При установлении данных критериев Правительство Российской Федерации исходит из случаев неисполнения или ненадлежащего исполнения данными потребителями электрической энергии обязательств по оплате электрической энергии (мощности). При этом не возникает обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) у потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям и которые не имеют неисполненных обязательств по оплате электрической энергии (мощности).
Указанная в абзаце первом настоящего пункта обязанность не устанавливается в отношении потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям и которые являются органами государственной власти, органами местного самоуправления, казенными, автономными и бюджетными учреждениями.
Гарантирующие поставщики обязаны в предусмотренном Правительством Российской Федерации порядке определить потребителей электрической энергии, соответствующих установленным Правительством Российской Федерации критериям, и уведомить их в сроки и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, о необходимости предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности). В направляемом потребителю электрической энергии уведомлении указываются основания для возникновения у него обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), срок, в течение которого данное обеспечение должно быть предоставлено гарантирующему поставщику, а также другая информация, установленная Правительством Российской Федерации.
Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в установленном Правительством Российской Федерации порядке в информационных целях обеспечивает формирование и ведение перечня потребителей электрической энергии в субъекте Российской Федерации, в отношении которых гарантирующими поставщиками установлена обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности).
Информация об устранении потребителем электрической энергии допущенных нарушений обязательств по оплате электрической энергии (мощности) учитывается при ведении предусмотренного настоящим пунктом перечня потребителей электрической энергии, обязанных предоставлять обеспечение, в соответствии с устанавливаемым Правительством Российской Федерации порядком формирования и ведения данного перечня (часть 6).
Из указанного следует, что гарантирующие поставщики обязаны определить потребителей электрической энергии соответствующих критериям при соответствии которым у потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, возникает обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), поставляемой по договорам энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), заключенным с гарантирующим поставщиком.
Гарантирующие поставщики обязаны уведомить потребителей электрической энергии в сроки и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, о необходимости предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности).
В свою очередь высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в установленном порядке в информационных целях обеспечивает формирование и ведение перечня потребителей электрической энергии в субъекте Российской Федерации, в отношении которых гарантирующими поставщиками установлена обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности).
Значит, в обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации входит в информационных целях обеспечивать формирование и ведение перечня потребителей электрической энергии в субъекте Российской Федерации, в отношении которых гарантирующими поставщиками установлена обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности).
Следовательно такой перечень не является определяющим для отнесения того или иного потребителя электрической энергии к потребителям электрической энергии в отношении которых гарантирующими поставщиками установлена обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности).
Из указанного следует, что потребителями электрической энергии, в отношении которых гарантирующими поставщиками установлена обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), являются те потребители электрической энергии, которые соответствуют установленным критериям таких лиц, а не те, которые включены в перечень высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. Не включение потребителя электрической энергии, АО "Теплоэнерго" в перечень потребителей электрической энергии в субъекте Российской Федерации, в отношении которых гарантирующими поставщиками установлена обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) не свидетельствует о том, что общество не относится к таким субъектам.
Таким образом, АО "Теплоэнерго" является потребителем, обязанным предоставить гарантирующему поставщику обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), поставляемой по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), в соответствии с требованиями пункта 255 Основных положений.
При определении соответствия указанного потребителя критерию, установленному абзацем первым пункта 255 Основных положений, учитывается задолженность перед гарантирующим поставщиком по оплате электрической энергии (мощности), подтвержденная вступившим в законную силу решением суда или признанная таким потребителем.
При этом, как следует из пояснений третьего лица, АО "Теплоэнерго" пользуется электрической энергией, поставляемой АО "Читаэнергосбыт" с 01.09.2017, однако от заключения договора энергоснабжения уклоняется, между тем, согласно абзаца 9 пункта 2 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров" сложившиеся отношения рассматриваются как договорные.
Задолженность АО "Теплоэнерго" за период с 01.07.2018 по 31.12.2018 составила 25 707 020,12 рублей.
Наличие задолженности по оплате электрической энергии подтверждается материалами дела, и документально заявителем не опровергнут.
АО "Читаэнергосбыт" 22.01.2019 в адрес АО "Теплоэнерго" направлено уведомление N 235/15-14 с требованием по истечении 60 календарных дней с момента получения уведомления предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии. Данное уведомление вручено 23.01.2019 представителю АО "Теплоэнерго".
Неисполнение в установленный срок требования, указанного в уведомлении, послужило основанием для обращения АО "Читаэнергосбыт" в административный орган с заявлением 03.04.2019 N 1798/исх о привлечении АО "Теплоэнерго" к административной ответственности, предусмотренной статьёй 14.61 КоАП РФ.
Ответчиком доказательств исполнения уведомления гарантирующего поставщика не представлено.
По делу об административном правонарушении на основании статьи 26.1 КоАП РФ выяснению подлежат, в том числе, виновность лица в совершении административного правонарушения, а также обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
Административное правонарушение в понимании части 1 статьи 2.1 КоАП РФ - это противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Общество в силу своего правового статуса, как хозяйствующего субъекта на рынке электрической энергии, не приняло всех зависящих от него мер по соблюдению нарушенных им правил и норм, в то время как, согласно материалам дела у него имелась такая возможность.
Само по себе отсутствие средств для оплаты обязательств либо отсутствие возможности получения кредита или банковской гарантии, не свидетельствует об объективной невозможности заявителем исполнить возложенную на него законом обязанность.
Материалы дела не содержат сведений о том, что обществом принимались достаточные меры для исполнения обязанности по оплате долга или соблюдения порядка по предоставлению обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии. Так, в частности в деле нет доказательств того, что общество принимало меры по взысканию дебиторской задолженности со своих контрагентов.
Суд апелляционной инстанции полагает, что материалы дела не содержат сведений о том, что обществом принимались все необходимые меры к соблюдению принятых на себя обязательств и обязанности по предоставлению обеспечения исполнения обязательств.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении на основании статьи 24.5 КоАП РФ, а также обстоятельств, вызывающих неустранимые сомнения в виновности лица, привлеченного к административной ответственности, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учётом изложенного, суд апелляционной инстанции исходит из того, что имеющиеся в материалах дела доказательства являются достаточными для квалификации противоправного деяния общества по статье 14.16 КоАП РФ, и приходит к выводу о наличии в его действиях состава этого административного правонарушения.
Нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел не истёк.
Мера наказания (административный штраф) определена с учётом повторности совершенного правонарушения, а также отсутствия в материалах дела каких-либо иных доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, в соответствии с санкцией, предусмотренной статьи 14.16 КоАП РФ, в размере 105 000 рублей.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как неопровергающие вышеуказанные выводы суда первой инстанции.
При таких фактических обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 12 августа 2019 года по делу N А10-3335/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путём подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Басаев Д.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-3335/2019
Истец: Ростехнадзор по РБ
Ответчик: АО ТЕПЛОЭНЕРГО
Третье лицо: АО Читаэнергосбыт