город Омск |
|
02 октября 2019 г. |
Дело N А70-9031/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 октября 2019 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Ивановой Н.Е., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бралиной Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-11722/2019) Межрайонной инспекция Федеральной налоговой службы N 12 по Тюменской области на решение Арбитражного суда Тюменской области от 31.07.2019 по делу N А70-9031/2019 (судья Бадрызлова М.М.), принятое по заявлению Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Тюменской области к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Тюменской области о признании недействительным решения N 238 от 28.02.2019 об отказе в зачете (возврате) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вынесенного в отношении индивидуального предпринимателя Нагибина С.Г., об обязании возвратить страховые взносы за 2017 год в сумме 129 303,76 рублей,
при участии в деле в качестве третьего лица индивидуального предпринимателя Нагибина Сергея Геннадьевича,
при участии в судебном заседании представителей:
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Тюменской области - Бойко А.С. по доверенности от 09.01.2019 N 20 сроком действия по 31.12.2019, Севоян Д.Г. по доверенности от 24.01.2019 N 18 сроком действия по 31.12.2019;
в отсутствие Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Тюменской области, индивидуального предпринимателя Нагибина Сергея Геннадьевича, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы,
установил:
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Тюменской области (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 12 по Тюменской области (далее - налоговый орган, заинтересованное лицо, инспекция) о признании недействительным решения от 28.02.2019 N 238 об отказе в зачете (возврате) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вынесенного в отношении индивидуального предпринимателя Нагибина С.Г., об обязании возвратить страховые взносы за 2017 год в сумме 129 303 руб. 76 коп.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен индивидуальный предприниматель Нагибин Сергей Геннадьевич (далее - предприниматель).
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 31.07.2019 по делу N А70-9031/2019 заявление удовлетворено. Признано недействительным решение от 28.02.2019 N 238 об отказе в зачете (возврате) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вынесенное МИФНС России N 12 по Тюменской области. На заинтересованное лицо возложена обязанность возвратить ИП Нагибину С.Г. из соответствующего бюджета суммы излишне уплаченных страховых взносов за 2017 год в размере 129 303 руб. 76 коп.
Возражая против принятого по делу решения, инспекция в апелляционной жалобе просит его отменить и вынести по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы ее податель указывает, что судом первой инстанции дана ненадлежащая оценка обстоятельствам настоящего спора с учетом постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 N 27-П, а также определения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 304-КГ16-16937, изложенная в которых позиция не может быть применена к делу N А70-9031/2019. При исчислении размера страховых взносов, уплачиваемых плательщиками, находящимися на упрощенной системе налогообложения и не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 руб., учитывается сумма дохода плательщика в соответствии с пунктом 1 статьи 346.15 Налогового кодекса российской Федерации (далее - НК РФ), без учета расходов, предусмотренных статьей 346.16 НК РФ. Основания для возврата ИП Нагибину С.Г. сумм страховых взносов за 2017 год в размере 129 030 руб. 76 коп. отсутствуют.
В письменном отзыве на жалобу Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Тюменской области просит оставить решение по делу без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заявитель и третье лицо, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
В заседании суда апелляционной инстанции представителями МИФНС России N 12 по Тюменской области поддержаны доводы поданной жалобы.
Рассмотрев апелляционную жалобу, письменный отзыв на нее, заслушав представителей налогового органа, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что Нагибин С.Г. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя за государственным регистрационным номером записи о государственной регистрации 313723235000080.
Предприниматель применяет специальный налоговый режим, а именно - упрощенную систему налогообложения (УСН) с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов".
05.07.2018 предпринимателем в инспекцию представлена налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН (корректировка "1") за 2017 год, согласно которой общая сумма дохода заявителя составила 13 203 076 руб. (стр. 3 стр. 213 налоговой декларации по УСН), расходы - 13 372 110 руб. (стр. 3 стр. 223 налоговой декларации по УСН).
Ввиду того, что доход предпринимателя за вычетом понесенных расходов за 2017 год предпринимателя составил 0 руб., то есть не превысил 300 000 руб., страховые взносы на ОПС за 2017 год были рассчитаны и уплачены предпринимателем следующим образом.
Страховые взносы в фиксированном размере + 1% * (доход за вычетом расходов - 300 000 руб.).
Страховые взносы в фиксированном размере на обязательное пенсионное страхование рассчитываются согласно пункту 1 статьи 430 НК РФ следующим образом.
1 МРОТ (7 500 руб. на 2017 год в соответствии с Федеральным законом от 19.06.2000 N 82-ФЗ) х 26% х 12 мес. = 23 400 руб.
ИП Нагибиным С.Г. были уплачены страховые взносы в виде фиксированного платежа в сумме 23 400 рублей, что подтверждается платежным поручением от 08.12.2017 N 337.
Расчет 1% от доходов, превышающих 300 000 руб., осуществлялся по следующей формуле.
1% = (годовой доход по УСН - годовой расход по УСН - 300 000 руб.) * 1%, где: годовой доход по УСН - 13 203 076 руб.; годовой расход по УСН - 13 372 110 руб.
Сумма, с которой исчисляется размер 1% страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, исчисляемых с дохода, превышающих 300 000 руб., равна нулю. Таким образом, страховые взносы на ОПС за 2017 год Нагибина С.Г. составили 23 400 руб.
Налоговым органом в адрес предпринимателя направлено требование N 5078 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 09.07.2018, согласно которому предпринимателю необходимо погасить задолженность в размере 129 030 руб. 76 коп. по обязательному пенсионному страхованию, начисленную с дохода, превышающего 300 000 руб. и соответствующие пени срок до 07.08.2018.
По решению инспекции N 5677 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка) в банках, а также электронных денежных средств от 14.08.2018 произведено списание денежных средств со счета предпринимателя 3-мя частями на общую сумму 129 030 руб. 76 коп:
- 14.08.2018 платежным ордером N 11327 на сумму 37 758 руб. 62 коп.;
- 21.08.2018 платежным ордером N 11327 на сумму 9 600 руб.;
- 23.08.2018 платежным ордером N 11327 на сумму 81 672 руб. 14 коп.
Считая выставление требования неправомерным, 21.02.2019 ИП Нагибин С.Г. направил в инспекцию заявление о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) на сумму 129 030 руб. 76 коп. за 2017 год (по форме КНД 1150058).
14.03.2019 предпринимателем получено решение об отказе в зачете (возврате) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) от 28.02.2019 N 238, что подтверждается информацией с электронного сервиса "Почта России" (N почтового идентификатора 62775133802653). Отказ в возврате денежных средств мотивирован отсутствием у ИП Нагибина С.Г. переплаты в указанной предпринимателем сумме по страховым взносам за 2017 год.
04.04.2019 предпринимателем направлена жалоба в Управление Федеральной налоговой службы России по Тюменской области на неправомерные действия инспекции в порядке, предусмотренном статьей 139 НК РФ.
По результатам рассмотрения жалобы предпринимателя вышестоящим налоговым органом принято решение от 29.04.2019 N 222 об оставлении жалобы ИП Нагибина С.Г. без удовлетворения.
В связи со сложившейся ситуацией предприниматель обратился к уполномоченному по защите прав предпринимателей с жалобой на решение МИФНС России N 12 по Тюменской области об отказе в зачете (возврате) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) от 28.02.2019 N 238, считая, что у него отсутствует обязанность по уплате вышеуказанных страховых взносов за 2017 год, поскольку расходы за указанный период превышают доходы, что соответствует позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в постановлении N 27-П от 30.11.2016.
Указав на отраженные выше обстоятельства, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Тюменской области обратился в суд с настоящим заявлением.
Требования заявителя удовлетворены судом первой инстанции, с чем налоговый орган не согласился, реализовав право апелляционного обжалования вынесенного по делу судебного акта.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены.
В 2017 году страховые взносы на обязательное пенсионное страхование подлежали исчислению и уплате в соответствии с нормами НК РФ. Ранее эти отношения регулировались нормами Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ).
В соответствии с нормами Федерального закона N 212-ФЗ установлена обязанность плательщиков страховых взносов, в том числе индивидуальных предпринимателей, своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
В соответствии с установленным порядком определения размера страховых взносов, уплачиваемых плательщиками страховых взносов, которые не производят выплат и иных вознаграждений физическим лицам, плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 названного Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 статьи 14.
Частью 1.1 статьи Федерального закона N 212-ФЗ установлен порядок определения размера страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию.
Перечисленные нормы Федерального закона N 212-ФЗ воспроизведены в главе 34 НК РФ.
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, признаются плательщиками страховых взносов.
Согласно пункту 1 статьи 430 НК РФ индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке:
- в случае если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 руб., в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 НК РФ;
- в случае если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 руб., в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 НК РФ плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 руб. за расчетный период.
Следовательно, если доход индивидуального предпринимателя в расчетном периоде превышает 300 000 руб., такой индивидуальный предприниматель помимо фиксированного размера страховых взносов доплачивает на свое пенсионное страхование 1,0 процента с суммы дохода, превышающего 300 000 руб., но до установленной предельной величины.
Как указано в части 2 статьи 432 НК РФ, суммы страховых взносов за расчетный период (2017 год) уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года. В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса в срок до 31.12.2017, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками. При превышении суммы страховых взносов, определенной налоговым органом в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта, над суммой страховых взносов, фактически уплаченных плательщиком за расчетный период, налоговый орган выявляет в порядке, установленном настоящим Кодексом, недоимку по страховым взносам.
В соответствии с частью 3 статьи 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для индивидуальных предпринимателей признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, а в случае, предусмотренном абзацем 3 подпункта 1 пункта 1 статьи 430 Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 Кодекса.
Согласно подпункту 3 пункта 9 статьи 430 Кодекса в целях применения положений пункта 1 данной статьи для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, доход учитывается в соответствии со статьей 346.15 Кодекса "Порядок определения доходов".
Статья 346.15 НК РФ устанавливает, что при определении объекта налогообложения учитываются доходы, определяемые в порядке, установленном пунктами 1 и 2 статьи 248 настоящего Кодекса - доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы.
Согласно положениям статьи 346.14 НК РФ налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения (за исключением налогоплательщиков, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи), вправе по своему усмотрению выбрать объект налогообложения: доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов.
Таким образом, налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении объекта налогообложения уменьшают полученные доходы, исчисленные в соответствии со статьей 346.15 НК РФ, на предусмотренные статьей 346.16 Кодекса расходы.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30.11.2016 N 27-П, для целей исчисления дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим налог на доходы физических лиц и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, доход индивидуального предпринимателя подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Налоговым кодексом Российской Федерации правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты указанного налога.
С учетом приведенных выше норм права, а также в силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30.11.2016 N 27-П, страховые взносы за 2017 год правомерно исчислены и уплачены предпринимателем исходя из сумм дохода за вычетом расходов. Вопреки доводам апелляционной жалобы, обозначенная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, изложенная в постановлении от 30.11.2016 N 27-П, к рассматриваемым правоотношениям применима, поскольку принцип определения объекта налогообложения плательщиками НДФЛ аналогичен принципу определения объекта налогообложения для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.
Выводы Конституционного Суда Российской Федерации сформулированы не применительно к конкретной системе налогообложения, а к принципам определения базы для начисления страховых взносов в общем, что согласуется с позицией, изложенной в пункте 27 "Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2017)", утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 12.07.2017.
При этом суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что изменения в законодательство, регулирующее порядок начисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (признание Федерального закона N 212-ФЗ утратившим силу и введение в действие главы 34 НК РФ), внесены до вынесения постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 N 27-П. Следовательно, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для утверждения о том, что законодатель был осведомлен о выявленном конституционно-правовом смысле норм Федерального закона N 212-ФЗ, регулирующих порядок определения базы для начисления предпринимателями страховых взносов, и сознательно и целенаправленно, вопреки позиции Конституционного суда Российской Федерации, установил в главе 34 НК РФ различный порядок определения данной базы для предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.
Довод налогового органа о том, что по настоящему делу следует применить правовую позицию, изложенную в письме Минфина России от 12.02.2018 N 03-15-07/8369, согласно которому налоговым законодательством вычет сумм расходов при определении размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за соответствующий расчетный период предусмотрен только в отношении индивидуальных предпринимателей, которые уплачивают НДФЛ, и поддержанную в решении Верховного Суда Российской Федерации от 08.06.2018 по делу N АКПИ18-273, по иску предпринимателя о признании вышеуказанного письма Министерства финансов Российской Федерации недействующим, отклоняется апелляционным судом по следующим основаниям.
В решении Верховного Суда Российской Федерации от 08.06.2018 по делу N АКПИ18-273 указано на то, что оспариваемое письмо Министерства финансов Российской Федерации имеет информационно-разъяснительный характер и в силу статьи 1 НК РФ, статьи 13 АПК РФ не относится к числу нормативных правовых актов, применяемых арбитражными судами при рассмотрении и разрешении соответствующих дел, следовательно, содержащиеся в нем разъяснения не являются обязательными для судов. Верховный Суд Российской Федерации указал, что изложенные в письмах разъяснения Минфином России официально не опубликованы, не изменяют и не дополняют законодательство о налогах и сборах.
Апелляционный суд считает необходимым обратить внимание налогового органа на то, что решение Верховного Суда Российской Федерации от 08.06.2018 по делу N АКПИ18-273 не содержит вывода о том, что позиция, отраженная в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 N 27-П, не может быть применена к рассматриваемым правоотношениям.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, удовлетворив требования Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Тюменской области.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Оснований для отмены обжалуемого решения судом апелляционной инстанции не установлено, в связи с этим апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Инспекция от обязанности по уплате государственной пошлины в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ освобождена, в связи с судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не распределяется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тюменской области от 31.07.2019 по делу N А70-9031/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-9031/2019
Истец: Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Тюменской области
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 12 ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ИП НАГИБИН СЕРГЕЙ ГЕННАДЬЕВИЧ