г. Санкт-Петербург |
|
03 октября 2019 г. |
Дело N А56-11367/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 октября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 октября 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Лопато И.Б., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Гаджиевым М.С.
при участии:
от истца: не явился (извещен)
от ответчика: Яхъевой Э.Р. по доверенности от 28.03.2019, Урюпина С.В. по доверенности от 11.04.2019
от 3-го лица: не явился (извещен)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-23287/2019) Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Томской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.06.2019 по делу N А56-11367/2019 (судья Константинова Е.В.), принятое
по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Томской области
к ООО "ГАЗПРОМ ПЕРЕРАБОТКА"
3-е лицо: АО "ПОЛИГОН"
о взыскании
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Томской области (далее Истец) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к ООО "ГАЗПРОМ ПЕРЕРАБОТКА" (далее Ответчик) с требованием о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 в размере 663 491 руб. 86 коп.
Определением от 02.04.2019 суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - АО "ПОЛИГОН" (634006 Томская Область, Город Томск, Улица Железнодорожная Дом 3).
Решением суда от 14.06.2019 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с указанным решением суда, истец обжаловал его в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.
В судебном заседании представители ответчика возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве на жалобу.
Истец и третье лицо уведомлены о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) не является процессуальным препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы по существу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в обоснование исковых требований истец указал следующее.
ООО "Газпром переработка" в 2017 году разместило отходы производства 1 класса опасности на полигоне промышленных отходов г. Томска Томской области.
В соответствии с п. 7 Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду к приказу Минприроды России от 09.01.2017 г. N 3 "Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы" "В случае, если объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, объекты размещения отходов производства и потребления находятся на территории разных субъектов Российской Федерации, по каждому субъекту Российской Федерации лицами, обязанными вносить плату, представляется отдельная декларация о плате". В нарушение данного положения ООО "Газпром переработка" декларацию по плате за негативное воздействие на окружающую среду, содержащую расчет суммы платы за размещение отходов производства и потребления за 2017 год на территории города Томска Томской области в Управление до настоящего момента не представило.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год плательщиком не рассчитана и не внесена.
Управлением в рамках осуществления полномочий по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду доначислило ООО "Газпром переработка" плату за размещение отходов производства на основе письма АО "Полигон" от 01.03.2018 N 123.
Размер доначисленной Управлением платы за размещение отходов производства за 2017 год составляет 663 491,86 рубль.
По результатам проведенной проверки Управлением было подготовлено и направлено в адрес ООО "Газпром переработка" требование от 24.12.2018 N 7129/03 об уплате задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год в размере 663 491,86 рубль в добровольном порядке. В ответ на требование получено письмо от ООО "Газпром переработка" от 049.01.2019 N ГП/32/14220 о том, что данные отходы были переданы АО "Полигон" с переходом права собственности, и плата за это Ответчиком вноситься не должна.
По состоянию на 11.01.2018 декларация по плате за негативное воздействие на окружающую среду не представлена, уплата задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду в добровольном порядке не осуществлена.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, правомерно отказал в удовлетворении иска.
Апелляционная инстанция, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в процессе осуществления хозяйственной деятельности Ответчиком образуются отходы производства и потребления. Указанные отходы передаются Ответчиком на утилизацию путем заключения договоров на оказание услуг по утилизации отходов со специализированными организациями.
В соответствии со статьями 1, 3, 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды), пунктом 1 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 (далее - Порядок, Постановление N 632), Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2006 N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления" платным является негативное воздействие на окружающую среду, к одному из видов которого относится размещение отходов производства и потребления.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления) под размещением отходов понимается их хранение и захоронение; хранение отходов определено как содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду; при этом объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Таким образом, утилизация отходов является отдельным видом деятельности, не является хранением либо захоронением и, как следствие, указанная деятельность не подпадает под виды негативного воздействия на окружающею среду.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) негативное воздействие на окружающую среду - это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии с пунктами 1 - 2 статьи 16 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным; к видам негативного воздействия на окружающую среду относится, в том числе, размещение отходов производства и потребления.
Под размещением отходов в силу статьи 1 Закона об отходах производства и потребления понимается хранение и захоронение отходов. Хранение отходов - это содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Статьей 1 Закона об отходах производства и потребления определено, что отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в хозяйственной деятельности которых образуются отходы (пункт 1 статьи 18 Закона об отходах производства и потребления).
Во исполнение пункта 3 статьи 16 Закона об охране окружающей среды постановлением N 632 утвержден Порядок, определяющий плату и правила ее исчисления за вредное воздействие на окружающую среду, который распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием (в дальнейшем именуемые природопользователями).
Из пункта 2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 N 5-П "По делу о проверке конституционности статьи 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и Постановлении Правительства РФ "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Тополь" (далее - Постановление) следует, что поскольку эксплуатация природных ресурсов и их вовлечение в хозяйственный оборот наносят ущерб окружающей среде, издержки на осуществление государством мероприятий по ее восстановлению в условиях рыночной экономики должны покрываться прежде всего за счет субъектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую природную среду.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 3.2 Постановления, установление формальной принадлежности обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду - имея в виду публично-правовую природу данного платежа - должно осуществляться путем нормативно-правового регулирования, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти не исключают решения этого вопроса в рамках договорных отношений.
При этом с экономической точки зрения не имеет принципиального значения, на какую из сторон в гражданско-правовом договоре, определяющем отношения, в том числе финансовые, по поводу размещения отходов, будет возложена обязанность по внесению в бюджет платы за негативное воздействие на окружающую среду - организацию, в результате хозяйственной и иной деятельности которой образуются такие отходы, либо непосредственно осуществляющую их размещение специализированную организацию, поскольку в любом случае указанные организации, исходя в том числе из вида заключенного между ними договора (предполагающего отчуждение отходов и, соответственно, переход права собственности на них или предусматривающего оказание услуг по размещению отходов), могут - с тем чтобы не действовать себе в убыток - учесть данный публично-правовой платеж в стоимости размещения отходов.
Согласно пункту 4.1 данного Постановления не могут рассматриваться как согласующиеся с конституционной обязанностью сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам имевшие место в правоприменительной практике требования организаций, хозяйственная и иная деятельность которых привела к образованию отходов, о возврате внесенной ими в бюджет за последние три года платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно пункту 1 статьи 4 Закона об отходах производства и потребления право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.
Бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник, если иное не предусмотрено законом или договором (статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации).
К расходам на содержание имущества относится также обязанность по внесению платежей за негативное воздействие на окружающую среду. При этом при передаче отходов, образованных и накопленных природопользователями, на специализированный полигон, не происходит перехода права собственности на отходы. Оказание услуг по размещению отходов специализированной организацией на основании гражданско-правового договора не означает автоматического перехода на эту организацию бремени уплаты данного публично-правового платежа.
Аналогичная правовая позиция отражена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2008 N 8672/08 и Определении Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2010 N 78-Впр10-33.
Таким образом, поскольку предусмотренная законом обязанность по компенсации причиненного окружающей среде вреда в виде внесения платы за негативное воздействие возложена на природопользователя, она не может быть прекращена только в связи с заключением договора по сбору, вывозу и захоронению отходов и автоматически возникнуть у лиц, оказывающих эти услуги, в отсутствие соответствующих согласованных контрагентами условий в договорах и без передачи природопользователем специализированной организации денежных средств для цели внесения данных платежей.
Оценив представленные по делу доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что поскольку Ответчиком не осуществляется деятельность по размещению отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона N 89-ФЗ, у ООО "Газпром переработка" отсутствует обязанность вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду.
Об отсутствии обязанности по внесению платы свидетельствует и пункт 22 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду". Согласно указанных правил, при исчислении платы за размещение отходов, подлежащих накоплению и фактически утилизированных или переданных для утилизации в течение срока, не превышающего 11 месяцев, предусмотренного законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами, расчет осуществляется по формуле, указанной в пункте 20 Правил исчисления и взимания платы, с применением коэффициентов равных 0.
Ответчиком отходы (совтолсодержащие трансформаторы) переданы на утилизацию, заключен договор на оказание услуг по утилизации со специализированной организацией АО "Полигон".
ООО "Газпром переработка" (далее - также Заказчик) заключен договор возмездного оказания услуг от 23.03.2017 N Z32-036517 (далее - договор) с АО "Полигон" (далее - Исполнитель) по утилизации совтолсодержащих трансформаторов для нужд ООО "Газпром переработка".
Согласно п. 1.1 договора АО "Полигон" обязалось по заданию Заказчика оказать на возмездной основе услуги по утилизации совтолсодержащих трансформаторов для нужд ООО "Газпром переработка", а Заказчик обязался принять оказанные услуги и провести оплату, на условиях, предусмотренных договором.
В соответствии с пунктом 1.2 перечень (виды), объем услуг, объекты заказчика, на которые направлено оказание услуг, указаны в приложении N 1 к договору. Передача отходов Заказчиком и его приемка Исполнителем производится единовременно. Передача Заказчиком отхода (с указанием наименования, количества и веса отхода) и его приемка исполнителем удостоверяется товарно-транспортной накладной, подписанной обеими сторонами. С момента передачи Заказчиком отхода право собственности на данный отход переходит Исполнителю. С данного момента Исполнитель несет полную ответственность за деятельность в области обращения с отходами в соответствии с природоохранным законодательством.
Во исполнение вышеуказанных условий договора Ответчик передал, а АО "Полигон" приняло совтолсодержащие трансформаторы согласно товарно-транспортным накладным от 26.04.2017 N 9, от 31.04.2017 N 10, от 26.04.2017 б/н.
Факт передачи Ответчиком отходов (совтолсодержащих трансформаторов) на утилизацию по договору от 23.03.2017 N Z32-036517 также подтверждается подписанным сторонами Актом сдачи-приёмки оказанных услуг N 01 от 28.04.2017.
Согласно п. 4.1 договора цена, указанная в договоре, рассчитана согласно Расчету стоимости услуг (приложение N 3 к договору) и включает в себя затраты АО "Полигон", связанные с исполнением обязательств по договору, в т.ч. налоги, сборы и другие выплаты, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Согласно вышеуказанному расчету, Ответчиком оплачиваются услуги за утилизацию отходов. Платежным поручением от 29.05.2017 N 8284 ООО "Газпром переработка" оплатило АО "Полигон" услуги по утилизации отходов в полном объеме. Назначение платежа - за услуги по утилизации совтолсодержащих трансформаторов по договору от 23.03.2017 N Z32-036517.
Таким образом, с момента передачи отхода АО "Полигон" на утилизацию в соответствии с условиями заключенного договора от 23.03.2017 N Z32-036517, право собственности на отходы, а также ответственность за деятельность в области обращения с отходами в соответствии с природоохранным законодательством в том числе и обязанность уплаты любых публично-правовых платежей перешла к АО "Полигон".
Указанная правовая позиция соответствует обязательным к применению разъяснениям, изложенным в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 N 5-П "По делу о проверке конституционности статьи 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды".
Ответчиком передано право собственности на отходы АО "Полигон" и обязанность по оплате платы за негативное воздействие на окружающую среду. В соответствии с условиями договора полностью уплачены платежи по договору от 23.03.2017 N Z32-036517 за услуги по утилизации совтолсодержащих трансформаторов.
При таких обстоятельствах, как правильно указал суд, ООО "Газпром переработка" не может быть признано надлежащим ответчиком, поскольку не является собственником переданных отходов, субъектом, обязанным уплачивать платежи за негативное воздействие на окружающую среду.
С учетом изложенного, оценив представленные по делу доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
Доводы, положенные в основу апелляционной жалобы, проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основанием к отмене судебного акта, не установлено.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.06.2019 по делу N А56-11367/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-11367/2019
Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользоввания по Томской области
Ответчик: ООО "ГАЗПРОМ ПЕРЕРАБОТКА"
Третье лицо: АО "ПОЛИГОН"