г. Самара |
|
03 октября 2019 г. |
Дело N А72-5152/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 октября 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Корнилова А.Б.,
судей Бажана П.В., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Меликян О.В.,
с участием:
от администрации муниципального образования "Майнский район" - Доблин А.А. (доверенность от 04.10.2019),
от Прокуратуры Ульяновской области - Амбарцумян А.Г. (удостоверение N 277741),
другие представители не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Газпром межрегионгаз Ульяновск" на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 25 июля 2019 года по делу N А72-5152/2018 (судья Юдин П.Г.)
по исковому заявлению заместителя прокурора Ульяновской области в интересах муниципального образования "Майнский район" в лице главы муниципального образования "Майнский район", г. Ульяновск,
к администрации муниципального образования "Майнский район",
к обществу с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Ульяновск",
с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - МУП Майнского городского поселения "ЖКХ Майнское",
о признании сделки недействительной (ничтожной) в части,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Ульяновской области в интересах муниципального образования "Майнский район" в лице Главы муниципального образования "Майнский район" обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к Администрации муниципального образования "Майнский район", к обществу с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Ульяновск" о признании недействительным (ничтожным) договора поставки природного газа от 01.09.2017 N МК-18/09, заключенного между ООО "Газпром межрегионгаз Ульяновск" и администрацией МО "Майнский район", в части предоставления муниципальной гарантии (поручительства) администрацией МО "Майнский район" в части, а именно п. 3.2.2 раздела 3 договора, п. 4.2 в части слов "и (или) самим заказчиком солидарно".
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 26.07.2018 исковые требования удовлетворены. Признан недействительными пункт 3.2.2 и пункт 4.2 в части слов "и (или) самим Заказчиком солидарно" муниципального контракта от 01.09.2017 N МК-18/09, заключенного между Обществом с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Ульяновск" и Администрацией муниципального образования "Майнский район" Ульяновской области.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2018 решение Арбитражного суда Ульяновской области от 26.07.2018 по делу N А72-5152/2018 оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 28.03.2019 решение Арбитражного суда Ульяновской области от 26.07.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2018 по делу N А72-5152/2018 отменены.
Дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ульяновской области.
При новом рассмотрении решением Арбитражного суда Ульяновской области от 25 июля 2019 года заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе ООО "Газпром межрегионгаз Ульяновск" просит суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В материалы дела поступили отзывы администрации муниципального образования "Майнский район" и прокуратуры Ульяновской области на апелляционную жалобу, в которых они просят апелляционный суд оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представители администрации муниципального образования "Майнский район" и прокуратуры Ульяновской области, считая решение суда верным, просили в удовлетворении жалобы отказать и оставить решение суда без изменения.
Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. Представители в судебное заседание не явились.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 01.09.2017 между Администрацией МО "Майнский район" Ульяновской области (Заказчик) и ООО "Газпром межрегионгаз Ульяновск" (Поставщик) заключен муниципальный контракт на поставку природного газа N МК-18/09, согласно которому Заказчик поручает, а Поставщик осуществляет на возмездной основе поставку природного газа для муниципальных нужд муниципального образования "Майнский район" Ульяновской области. Поставка природного газа производится непосредственно уполномоченным Заказчиком организациям, указанным в Реестре (Приложение N 1), являющемся неотъемлемой частью настоящего Контракта, в согласованных объемах. Поставка газа уполномоченным Заказчиком организациям проводится на основании отдельных договоров поставки газа между ними и Поставщиком, заключаемых во исполнение настоящего Контракта (п.2.1 контракта).
Согласно п. 3.2.2 муниципального контракта Заказчик обязался ежемесячно, в полном объеме, в соответствии с условиями заключенных между Поставщиком и уполномоченными Заказчиком организациями договоров поставки газа, организовывать поступление денежных средств от уполномоченных Заказчиком организаций Поставщику за поставленный указанным организациям природный газ. Условие настоящего пункта предусматривает гражданско-правовую солидарную ответственность Заказчика и уполномоченных Заказчику организаций по оплате поставленного Поставщиком газа (ст.322 Гражданского кодекса РФ) и не предусматривает предоставление муниципальной гарантии (ст.115 Бюджетного кодекса РФ).
Расчеты с Поставщиком за поставляемый газ производятся уполномоченными Заказчиком организациями и (или) самим Заказчиком солидарно, в сроки, определенные договорами, заключенными между Поставщиком и уполномоченными Заказчиком организациями (п. 4.2 муниципального контракта).
Приложением N 1 к муниципальному контракту на поставку газа установлено, что МУП "ЖКХ Майнское" является уполномоченной организацией-потребителем газа для муниципальных нужд администрации МО "Майнский район".
Также установлено, что 01.09.2017 между Обществом с ограниченном ответственностью "Газпром межрегионгаз Ульяновск" (Поставщик) и Муниципальным унитарным предприятием Майнского городского поселения "ЖКХ Майнское" (Покупатель) заключен договор поставки газа N 57-5-6023/18, согласно п.2.1 которого Поставщик обязуется поставлять с 01.01.2018 по 31.12.2022 газ горючий природный и /или газ горючий природный сухой отбензиненный (далее - газ) до границы газопровода, принадлежащего Покупателю, а Покупатель получать (выбирать) и оплачивать газ (стоимость газа, снабженческо-сбытовые услуги (ПССУ), расходы по транспортировке газа от газораспределительной станции (далее-ГРС) N 109, 85 ООО "Газпром трансгаз Самара" по сетям газораспределительной организации ООО "Газпром газораспределение Ульяновск" (далее - ГРО), специальную надбавку к тарифу на услуги по транспортировке для финансирования программ газификации).
В соответствии с п. 2.4 договора, местом приема-передачи (точка подключения) газа от Поставщика к Покупателю является граница раздела газораспределительных систем ГРО с сетями (газопроводами) Покупателя.
Пунктом 2.9 договора установлено, что договор заключен во исполнение муниципального контракта, заключенного между администрацией муниципального образования и ООО "Газпром межрегионгаз Ульяновск".
Посчитав положения муниципального контракта от 01.09.2017 N МК-18/09 не соответствующими закону, заместитель Прокурора Ульяновской области обратился с настоящим иском в суд с требованием о признании недействительными п. 3.2.2 и п. 4.2 контракта.
Возражая против удовлетворения исковых требований, представитель ООО "Газпром межрегионгаз" указывает, что оспариваемый муниципальный контракт заключен в целях обеспечения муниципальных нужд Муниципального унитарного предприятия Майнского городского поселения "ЖКХ Майнское", а Администрация муниципального образования "Майнский район" является заказчиком, выступающим от имени муниципального образования. Поскольку в силу положений статей 14 и 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Согласно статье 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации, закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса.
Поставка товаров для государственных нужд осуществляется на основе государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных нужд (статья 525 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 8 статьи 3 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ государственный контракт, муниципальный контракт - договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.
По государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров (ст.526 ГК РФ).
Из пункта 1 статьи 527 ГК РФ следует, что государственный или муниципальный контракт заключается на основе заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
На основании статьи 18 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" при заключении государственного или муниципального контракта на поставку газа для государственных или муниципальных нужд в нем должен учитываться объем потребления газа, согласованный государственным или муниципальным заказчиком в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в постановлении от 02.09.2010 N 667 "О порядке согласования государственным (муниципальным) заказчиком объемов потребления газа для государственных (муниципальных) нужд".
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" муниципальный заказчик - муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки.
При поставке товаров покупателям по договорам поставки товаров для государственных или муниципальных нужд оплата товаров производится покупателями по ценам, определяемым в соответствии с государственным или муниципальным контрактом, если иной порядок определения цен и расчетов не предусмотрен государственным или муниципальным контрактом. При оплате покупателем товаров по договору поставки товаров для государственных или муниципальных нужд государственный или муниципальный заказчик признается поручителем по этому обязательству покупателя (статья 532 ГК РФ).
Согласно ст.13 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" закупки осуществляются для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд, а именно для:
1) достижения целей и реализации мероприятий, предусмотренных государственными программами Российской Федерации (в том числе федеральными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования Российской Федерации), государственными программами субъектов Российской Федерации (в том числе региональными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования субъектов Российской Федерации), муниципальными программами;
2) исполнения международных обязательств Российской Федерации, реализации межгосударственных целевых программ, участником которых является Российская Федерация, за исключением исполняемых в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи государственных программ;
3) выполнения функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов, за исключением выполняемых в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи функций и полномочий.
Согласно статьям 14-16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст.8.1 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ (в ред. от 03.08.2018) "О газоснабжении в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации газоснабжения населения на соответствующих территориях относятся:
подготовка населения к использованию газа в соответствии с межрегиональными и региональными программами газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций;
согласование схем расположения объектов газоснабжения, используемых для обеспечения населения газом.
Статьей 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ (в ред. от 29.07.2018) "О теплоснабжении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях отнесены:
1) организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств;
2) рассмотрение обращений потребителей по вопросам надежности теплоснабжения в порядке, установленном правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации;
3) реализация предусмотренных частями 5 - 7 статьи 7 настоящего Федерального закона полномочий в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения;
4) выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду;
5) в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, согласование вывода источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации;
6) утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек, в том числе присвоение статуса единой теплоснабжающей организации;
7) согласование инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, за исключением таких программ, которые согласовываются в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике;
8) осуществление в ценовых зонах теплоснабжения после окончания переходного периода муниципального контроля за выполнением единой теплоснабжающей организацией мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации объектов теплоснабжения, необходимых для развития, повышения надежности и энергетической эффективности системы теплоснабжения, определенных для нее в схеме теплоснабжения;
9) рассмотрение разногласий, возникающих между единой теплоснабжающей организацией и потребителем тепловой энергии при определении в договоре теплоснабжения значений параметров качества теплоснабжения и (или) параметров, отражающих допустимые перерывы в теплоснабжении, в ценовых зонах теплоснабжения, в порядке обязательного досудебного урегулирования споров и определение значений таких параметров, рекомендуемых для включения в договор теплоснабжения;
9.1) направление в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, для утверждения проекта схемы теплоснабжения или проекта актуализированной схемы теплоснабжения поселения, городского округа с численностью населения пятьсот тысяч человек и более, разработанных в соответствии с требованиями к схемам теплоснабжения, порядку их разработки, утверждения и актуализации;
10) осуществление иных полномочий, установленных настоящим Федеральным законом.
Из пояснений лиц участвующих в деле следует, что Муниципальное унитарное предприятие Майнского городского поселения "ЖКХ Майнское" является теплоснабжающей организацией.
Согласно представленным Администрацией муниципального образования "Майнский район" реестрам по состоянию на 01.01.2018 поставка Обществом с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Ульяновск" газа Муниципальному унитарному предприятию Майнского городского поселения "ЖКХ Майнское" осуществлялась в целях оказания услуг теплоснабжения юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также теплоснабжения жилого фонда, расположенных в р.п.Майна.
Согласно письменным пояснениям представителя Прокуратуры Ульяновской области, предусмотренный контрактом объем газа непосредственно в администрацию МО "Майнский район" для муниципальных нужд не поставлялся, а был распределен между потребителями, расположенными на территории муниципального образования - физическими и юридическими лицами, которые не имеют отношения к администрации МО "Майнский район".
Из пояснений представителя Администрации муниципального образования "Майнский район" следует, что в 2018 году муниципальными учреждениями финансируемыми из бюджета муниципального образования "Майнский район" Ульяновской области с ООО "Газпром межрегионгаз Ульяновск" заключены более двадцати контрактов поставки газа, в том числе: N 57-5-655/18 от 16.01.2018 (ИКЗ 183730990025773090100100040043522244); N 57-5-6561/18 от 16.01.2018 (ИКЗ 183730990025773090100100040043522244); N 57-5-6558/18 от 16.01.2018 (иКЗ 183730990025773090100100040043522244); N 57-5-6559/18 от 15.01.2018 (иКЗ 183730990034573090100100030033522244); N 57-5-6560/18 от 15.01.2018 (ИКЗ 183730990086773090100100040043522244); N 57-5-6561/18 от 16.01.2018 (иКЗ 18373099003607390100100030033522244).
Указанные муниципальные контракты исполнены сторонами в полном объёме, в том числе по оплате.
Таким образом, оспариваемый муниципальный контракт от 01.09.2017 N МК-18/09 не связан с осуществлением Администрацией муниципального образованием "Майнский район" полномочий органа местного самоуправления, установленных ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", следовательно, не может рассматриваться в качестве контракта, заключенного в целях обеспечения муниципальных нужд муниципального образования.
Сведения о том, что Администрация муниципального образования "Майнский район" выполняла функции муниципального заказчика либо функции уполномоченного органа размещению заказа по смыслу пунктов 1, 2 статьи 4 ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в материалах дела отсутствуют.
Следовательно, ссылка представителя ООО "Газпром межрегионгаз Ульяновск" на статью 532 Гражданского кодекса РФ является несостоятельной.
Кроме того, определением Арбитражного суда Ульяновской области от 20.05.2016 по делу N А72-18317/2015 в отношении Муниципального унитарного предприятия Майнского городского поселения "ЖКХ Майнское" введена процедура банкротства - наблюдение. Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 13.09.2016 года по делу N А72-18317/2015 МУП "ЖКХ Майнское" признано несостоятельным (банкротом), в отношении должника открыто конкурсное производство.
Пунктом 2 статьи 134 Федерального закона от 26.12.2002 "127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" установлена очередность удовлетворения требований кредиторов по текущим платежам, в соответствии с которой платежи по договорам энергоснабжения удовлетворяются в четвертую очередь.
Согласно сведениям, размещенным на сайте http://kad.arbitr.ru/ ООО "Газпром межрегионгаз Ульяновск" в 2016-2017г.г. неоднократно обращалось в Арбитражный суд Ульяновской области к МУП Майнского городского поселения "ЖКХ Майнское" с исковыми требования о взыскании задолженности за поставленный газ. Решениями Арбитражного суда Ульяновской области исковые требования ООО "Газпром межрегионгаз Ульяновск" удовлетворены.
Сведения об оплате задолженности за поставленный газ, взысканной решениями арбитражного суда в материалах дела отсутствуют.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что ООО "Газпром межрегионгаз Ульяновск" знало о неплатежеспособности унитарного предприятия.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд первой инстанции правомерно согласился с доводами представителей Прокуратуры Ульяновской области и Администрации муниципального образования "Майнский район", что оспариваемый муниципальный контракт от 01.09.2017 N МК-18/09 заключен исключительно в целях перевода обязательств МУП Майнского городского поселения "ЖКХ Майнское" на публично-правовое образование.
Также, согласно ч.1 ст.2 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию. От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с ч.1 ст.7 указанного Федерального закона, унитарное предприятие несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
Таким образом, Федеральный закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" не предусматривает солидарной ответственности муниципального образования по долгам созданного муниципального унитарного предприятия.
В соответствии с п. 1 ст. 166 Гражданского кодекса РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
В силу п. 2 ст. 168 Гражданского кодекса РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения (п. 1 ст. 167 Гражданского кодекса РФ).
Согласно п. 1 ст. 422 Гражданского кодекса РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Согласно разъяснениям, изложенным в пунктах 74, 75 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" ничтожной является сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц.
Договор, условия которого противоречат существу законодательного регулирования соответствующего вида обязательства, может быть квалифицирован как ничтожный полностью или в соответствующей части, даже если в законе не содержится прямого указания на его ничтожность.
Применительно к статьям 166 и 168 Гражданского кодекса РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды.
Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы.
Оспариваемые пункты контракта N МК-18/09 от 01.09.2017 совершены с нарушением приведенных выше норм закона и являются ничтожными.
При таких обстоятельствах, требования заявителя судом первой инстанции были обоснованно удовлетворены.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу и им дана надлежащая оценка.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 13.09.2016 года по делу N А72-18317-8/2015 МУП "ЖКХ Майнское" признано несостоятельным (банкротом), в отношении должника открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утверждён Вахтанов Элгуджа Георгиевич, член Союза " С О АУ "Альянс " ".
В соответствии с ч.1 ст.7 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях унитарное предприятие несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
В данном случае подписанные муниципальные контракты, с учетом экономического статуса МУП "ЖКХ Майнское", переводят коммерческий долг в обязательство публично-правового образования причем, на данный переход обязательств установлен прямой запрет.
Так статьей 7 Закона N 161-ФЗ предусмотрено, что Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование не несут ответственность по обязательствам государственного или муниципального предприятия, за исключением случаев, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана собственником его имущества.
По своей правовой, сути муниципальные контракты на поставку природного газа N МК-17/09 от 01.09.2018 года и N МК-18/09 от 01.09.2018 нацелены исключительно на возложение обязанности оплаты задолженности за поставленный газ на Администрацию МО "Майнский район", так как не регулирует сам процесс поставки газа и существенных условий присущих договору поставки не содержат, это обусловлено тем, что между ООО "Газпром межрегионгаз Ульяновск" и Муниципальным унитарным предприятием Майнского городского поселения "ЖКХ Майнское" были заключены основные договоры поставки газа регулировавшие правоотношения связанные с поставкой газа в адрес МУП "ЖКХ Майнское".
Статьей 422 ГК РФ установлено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивными нормами), действующим в момент его заключения.
В соответствии со ст. 167 Гражданского кодекса РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента его совершения.
Применение положений п. 2 ст. 322, ч. 2 ст. 532 ГК РФ является возможным при наличии правоотношений урегулированных § 4, главы. 30, части второй Гражданского кодекса Российской Федерации "Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд", и кроме того в силу части 1 статьи 527 ГК РФ специального законодательства, а именно Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"(Федеральный закон 44-ФЗ). Указанные правоотношения представляют собой, совокупность последовательно выстроенных, четко определённых действий, отступление от которых влечёт применение мер административного воздействия, а как следствие и недействительность сделок.
Так закупки органами местного самоуправления могут осуществляться только для государственных (муниципальных) нужд, т.е. для нужд непосредственно самого органа местного самоуправления (ОМСУ), либо для решения вопросов местного значения (глава 1 Федерального закона 44 - ФЗ, Бюджетный кодекс РФ), только в пределах лимитов бюджетных ассигнований (глава -2 Федерального закона 44 - ФЗ, Бюджетный кодекс РФ), инициация закупки осуществляется исключительно ОМСУ (ст. 528 ГК РФ, глава 3 Федерального закона 44 - ФЗ), в случае осуществления закупки в интересах уполномоченных лиц прямые договоры заключаются только после заключения муниципального контракта и на основе прямого указания ОМСУ (ст. 529 ГК РФ).
Ни одно из вышеперечисленных условий при заключении спорного контракта выполнено не было, газ поставлялся для коммерческой организации, инициация заключения контракта исходила от ООО "Газпром межрегионгаз Ульяновск" (указанное подтверждается материалами дела в частности письмом от 22.09.2017 года, исход А4-09/11620 об этом прямо указано в п. 7.4 контракта), лимиты бюджетных обязательств отсутствовали (подтверждается выписками из бюджета 2018 года), установленные процедуры соблюдены не были (план - график имеется в материалах дела, единый портал закупок не содержит сведения о заключении контракта), кроме того основной договор поставки газа в адрес объектов МУП "ЖКХ Майнское" был заключен несколькими неделями ранее чем контракт (подтверждается приложением к контракту, письмом N А4-09/11620 от 22.09.2017 года).
Ссылка в разделе втором апелляционной жалобы на перечень объектов газоснабжения (теплоисточники) с перечисленными объектами теплоснабжения в виде жилых домов и объектов соцсферы как подтверждение решения спорным контрактом вопросов местного значения и как следствие заключение его для муниципальных нужд является несостоятельной, т.к. во все перечисленные объекты тепло поставлялось на коммерческой основе, на основании заключенных договоров теплоснабжения, в том числе в отношении жилой недвижимости.
С целью обеспечения муниципальных нужд в период 2018 года муниципальными учреждениями финансируемыми в установленном законом порядке из бюджета муниципального образования "Майнский район" Ульяновской области с ООО "Газпром межрегионгаз Ульяновск", с соблюдением всех установленных законом процедур, были заключены более двадцати муниципальный контракт поставки газа например Муниципальный поставки газа N 57-5-655/18 от 16.01.2018 года (ИКЗ 183730990025773090100100040043522244), Муниципальный контракт поставки газа N 57-5-6561/18 от 16.01.2018 года (ИКЗ 183730990025773090100100040043522244), Муниципальный контракт поставки газа N 57-5-6558/18 от 16.01.2018 года (ИКЗ 183730990025773090100100040043522244), Муниципальный контракт поставки газа N 57-5-6559/18 от 15.01.2018 года (ИКЗ 183730990034573090100100030033522244), Муниципальный контракт поставки газаN 57-5-6560/18 от 15.01.2018 года (ИКЗ 183730990086773090100100040043522244), Муниципальный контракт поставки газа N 57-5-6561/18 от 16.01.2018 года (ИКЗ 183730990036073090100100030033522244). Указанные муниципальные контракты исполнены сторонами в полном объёме, в том числе по оплате, что в свою очередь подтверждается актами сверки взаимных расчётов, сведения о заключениях указанных контрактов содержатся на едином портале осуществления закупок.
Кроме того муниципальное образование "Майнское городское поселение" Майнского района Ульяновской области, является самостоятельным публично-правовым образованием и не находится в подчинение у муниципального образования "Майнский район" Ульяновской области. Согласно ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Уставами муниципального района и поселения, являющегося административным центром муниципального района, может быть предусмотрено образование местной администрации муниципального района, на которую возлагается исполнение полномочий местной администрации указанного поселения.
В этом случае в поселении, являющемся административным центром муниципального района, местная администрация не образуется, глава поселения входит в состав представительного органа поселения и исполняет полномочия его председателя. Во исполнении указанного пункта Советами депутатов муниципальное образование "Майнское городское поселение" (далее СД), муниципального образования "Майнский район" были приняты решения о внесении изменений в Уставы муниципальных образований в части наделения Администрации МО "Майнский район" полномочием местной администрации МО "Майнское городское поселение", в свою очередь учитывая передачу полномочий СД МО "Майнское городское поселение" принимает решение N 1/3 от 20.09.2019 "О ликвидации муниципального учреждения Администрации муниципального образования "Майнское городское поселение", при этом администрация МО "Майнский район" правоприемником администрации МО "Майнское городское поселение" не является. Бюджетные обязательства муниципального образования "Майнский район"' по обязательствам муниципального образования "Майнское городское поселение" возникнуть не могут.
Учредителем МУП "ЖКХ Майнское" Администрация МО "Майнский район" не является, учредителем предприятия является муниципальное образование "Майнское городское поселение", а Администрация МО "Майнский район" лишь исполняет функции учредителя ввиду отсутствия в МО "Майнское городское поселение" собственного исполнительно-распорядительного органа.
Учитывая всё выше изложенное, наличие в муниципальном контракте на поставку природного газа от 01.09.2017 N МК-18/09, условий, возлагающих на администрацию МО "Майнский район" и уполномоченных администрации (Заказчику) организаций солидарной ответственности, противоречит действующему законодательству Российской Федерации.
Таким образом, выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Расходы по уплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации относятся на подателя апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 25 июля 2019 года по делу N А72-5152/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Б. Корнилов |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-5152/2018
Истец: Заместитель прокурора Ульяновской области в интересах муниципального образования "Майнский район", Заместитель прокурора Ульяновской области в интересах муниципального образования "Майнский район" в лице главы муниципального образования "Майнский район"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "МАЙНСКИЙ РАЙОН", ООО "ГАЗПРОМ МЕЖРЕГИОНГАЗ УЛЬЯНОВСК"
Третье лицо: Прокуратура Ульяновской области
Хронология рассмотрения дела:
28.02.2020 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-56865/19
03.10.2019 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-15413/19
25.07.2019 Решение Арбитражного суда Ульяновской области N А72-5152/18
28.03.2019 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-42821/18
16.10.2018 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-14204/18
26.07.2018 Решение Арбитражного суда Ульяновской области N А72-5152/18