г. Саратов |
|
03 октября 2019 г. |
Дело N А57-18887/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 октября 2019 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Борисовой Т.С.,
судей Волковой Т.В., Жаткиной С.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Беджанян Э.А.,
при участии в судебном заседании представителя ФГБУ "ФКП Росреестра" по Саратовской области - Е.В. Колосова, действующая на основании доверенности от 10.09.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента лесного хозяйства по Приволжскому Федеральному округу на решение Арбитражного суда Саратовской области от 17 июня 2019 года по делу N А57-18887/2018
по исковому заявлению Департамента лесного хозяйства по Приволжскому Федеральному округу (ОГРН 1075262003992)
к обществу с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственное предприятие "ЭЛИТА-С" (ОГРН 1076441001450),
третьи лица: Министерство природных ресурсов и экологии Саратовской области, Управление Росреестра по Саратовской области, Филиал ФГБУ "Рослесинфорг" "Воронежлеспроект", Территориальное Управление Росимущества по Саратовской области, ГАУ Черкасский лесхоз, ФГУП "Ростехинвентаризация" Саратовский филиал Вольское отделение,
о признании недействительными результатов межевания земельного участка,
о признании недействительным постановку на кадастровый учет, признании отсутствующим права собственности ответчика на земельный участок в части,
УСТАНОВИЛ:
Департамент лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу (далее - истец) обратился в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственное предприятие "Элита-С" (далее - ответчик) о признании недействительными результатов межевания земельного участка с кадастровым номером 64:08:000000:65, снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 64:08:000000:65, признании отсутствующим права собственности и исключении сведений из Единого государственного реестра недвижимости.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 17 июня 2019 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Истец, не согласившись с принятым судебным актом, обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неполное выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
ООО "Сельскохозяйственное предприятие "Элита-С" в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела представлен письменный отзыв на жалобу, в котором указанное лицо возражает против доводов жалобы, настаивает на законности и обоснованности решения суда первой инстанции, просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Министерство природных ресурсов и экологии Саратовской области в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела представлен письменный отзыв на жалобу, в котором указанное лицо поддерживает позицию апеллянта.
Представитель ФГБУ "ФКП Росреестра" по Саратовской области в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы.
Представители иных лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились. О времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом путем направления почтовых извещений в порядке, предусмотренном статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и размещением информации о времени и месте судебного заседания на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с требованиями абзаца 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебный акт в сети "Интернет" размещен 28.08.2019, что следует из отчета о публикации судебного акта.
Публикация судебного акта в сети Интернет произведена.
Принимая во внимание наличие сведений о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, основываясь на положениях статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, установленным статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав представителя ФГБУ "ФКП Росреестра" по Саратовской области, изучив и исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
На участок лесного фонда для ведения лесохозяйственной деятельности, относящийся к категории "земли лесного фонда" земли лесного фонда, разрешенное использование: защитные леса, общей площадью 58,8 га, адрес объекта: Саратовская область, Вольский район, Черкасское лесничество, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации N 64-64-16/017/2008-484 от 15.04.2008 года, а также выдано свидетельство о государственной регистрации 64 АБ N 875327 от 16.04.2008 года.
Право собственности Российской Федерации на земли лесного фонда признано в силу закона. В то же время правообладателем части лесного земельного участка из земель лесного фонда (условный номер 64-64-16/017/2008-484) с кадастровым номером 64:08:000000:65 (единое землепользование, в состав которого входят земельные участки с кадастровыми номерами 64:08:090107:18, 64:08:090109:13, 64:08:090109:14, 64:08:090107:15, 64:08:090107:17, 64:08:090108:3, 64:08:090108:4, 64:08:090107:19, 64:08:090107:16, 64:08:090109:12, 64:08:090109:15) (дата присвоения кадастрового номера 06.06.2007 года), по адресу: Саратовская область, Вольский район, Кряжимское МО, площадью 21 950 400 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, вид права: собственность, является ООО "Сельскохозяйственное предприятие "Элита-С".
В отношении указанного земельного участка зарегистрировано обременение в виде ипотеки в пользу ПАО "Сбербанк России", дата государственной регистрации 23.03.2018 года, номер государственной регистрации 64:08:000000:65-64/007/2018-2, срок ипотеки с 27.03.2018 года по 13.03.2019 года.
Согласно заключению филиала ФГБУ "Рослесинфорг" "Воронежлеспроект" N 11 "О пересечении границ земельного лесного фонда с границами земель иных категорий", участок лесного фонда с условным номером 64-64-16/017/2008-484, площадью 58,8 га (Саратовская область, Черкасское лесничество, Черкасское участковое лесничество, квартал 31С часть выдела 7, квартал 33С часть выдела 1, часть квартала 111А, вторая часть квартала 111А, квартал 34С часть выделов 3 и 6) частично пересекается с земельным участком с кадастровым номером 64:08:000000:65 площадью 21 950 400 кв.м; общая площадь пересечения 1 313 376 кв.м (26 041 + 1 033 + 1 215 390 + 1 412 + 60 780 + 8 720), которая состоит из 6 контуров (отдельных друг от друга участков пересечения).
На основании заключения и выписки из Единого государственного реестра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 64:08:000000:65 истец полагает, что часть земель лесного фонда площадью 1 313 376 кв.м, находящихся в собственности Российской Федерации, были незаконно переведены в другую категорию и переданы в собственность ответчика, чем нарушены имущественные права и законные интересы Российской Федерации.
Кроме того, как указывает истец в исковом заявлении, Управлением Россельхознадзора по Саратовской области 17.05.2017 года был произведен осмотр земельного участка с кадастровым номером 64:08:000000:65, в результате чего составлен акт, где указано, что данный земельный участок, одним из контуров которого является участок с кадастровым номером 64:08:090107:17, налагается с северо-восточной стороны на земельный участок Черкасского лесничества и не может использоваться для сельскохозяйственного производства по причине произрастания на нем хвойной растительности с признаками искусственного высева, о чем свидетельствует рядность полос и плотность произрастания, а также противопожарная опашка лесного массива.
Осмотром установлено, что контур с кадастровым номером 64:08:090108:4 налагается с северо-восточной стороны на земельный участок Черкасского лесничества и не может использоваться по причине произрастания на нем древесной и кустарниковой растительности.
Истец полагает, что данные обстоятельства, свидетельствуют о том, что земельный участок не может быть использован и не используется как земли сельскохозяйственного назначения, следовательно, исходя из пункта 3 части 6 статьи 60.2 Федерального закона от 13.07.2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", границы (и категория) лесных участков не изменяются.
Постановка на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 64:0:000000:65, по мнению истца, была произведена без обязательного согласования границ в нарушение статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" и должна быть признана ничтожной, так как совершена в нарушение требований действующего законодательства.
Ссылаясь на приведенные обстоятельства, а также указывая, что имеется факт нарушения, выразившийся в постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 64:08:000000:65 (в части пересечения с землями лесного фонда) с изменением категории земель с земель лесного фонда на земли сельскохозяйственного назначения и передача участка в залог, Департамент обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, отказывая в иске, исходил из отсутствия достаточных оснований для его удовлетворения.
Выводы суда первой инстанции не противоречат закону, фактическим обстоятельствам дела и собранным доказательствам.
Пунктами 1, 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление N 10/22) установлено, что в соответствии со статьей 212 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Права всех собственников подлежат судебной защите равным образом.
Согласно статье 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации. Отнесение государственного имущества к федеральной собственности осуществляется в порядке, установленном законом. От имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Органы государственной власти от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде.
Статьей 3 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон к Лесному кодексу) земли лесного фонда отнесены к федеральной собственности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Закона N 221 государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Таким образом, описание границ земельного участка в установленном порядке и его постановка на кадастровый учет подтверждают существование такого земельного участка с характеристиками, позволяющими определить земельный участок в качестве индивидуально-определенной вещи, что позволяет земельному участку быть объектом сделок и участвовать в гражданском обороте.
В силу части 3 статьи 45 Закона N 221 сведения о ранее учтенных объектах недвижимости с учетом предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона состава сведений и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Данная норма соответствует нормам ранее действовавших Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" и Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве", поскольку при составлении землеустроительной документации и документов государственного земельного кадастра подлежали определению границы земельных участков, сведения о которых в силу части 3 статьи 45 и статьи 7 Закона N 221 подлежат включению в государственный кадастр недвижимости.
В случае наличия у правообладателей землеустроительной документации, составленной в соответствии с нормами Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" и требований, и представления ее на государственный кадастровый учет в период действия Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", координаты границ земельных участков подлежали внесению в государственный земельный кадастр и впоследствии в государственный кадастр недвижимости. В этом случае границы земельных участков являются установленными.
При этом пунктом 21 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42, предусмотрено, что орган кадастрового учета на основании заявления правообладателя, а также правоустанавливающих и подтверждающих право документов выносит решение о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений с присвоением им статуса "ранее учтенных объектов недвижимости".
Согласно пункту 59 Постановления N 10/22, если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 6 статьи 72 Закона N 218-ФЗ со дня вступления в силу Закона N 218-ФЗ сведения реестра и сведения государственного кадастра недвижимости считаются сведениями, содержащимися в реестре и не требующими дополнительного подтверждения, в том числе, указанными в статье 4 Закона N 218-ФЗ участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно части 2 статьи 7 Закона N 218-ФЗ реестр недвижимости состоит, в том числе, из реестра объектов недвижимости (кадастр недвижимости) и реестра прав, ограничений прав и обременении недвижимого имущества (реестр прав на недвижимость).
Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером 64:0:000000:65, выделен из состава земель сельскохозяйственного назначения и поставлен на кадастровый учет. Образование земельного участка 64:0:000000:65 осуществлено в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", с учетом положений статьи 38-40 Закона N 221-ФЗ.
Доказательств обратного суду не представлено.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из установленного факта отсутствия в материалах дела доказательств межевания границ участка лесного фонда, согласования границ участков со смежными землепользователями, наличия границ данного участка на местности.
Согласно пункту 6 статьи 47 закона N 221-ФЗ участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.
Согласно пункту 1 статьи 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 01.01.2017, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Статья 92 Лесного кодекса (в редакции ФЗ N 361-ФЗ от 03.07.2016 г.) предусматривает, что государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Кадастровый учет по единым правилам всех, и в том числе лесных земельных участков, позволяет установить их точное количество, местоположение, границы, площадь, исключить наложение, предотвратить или разрешить споры о правах и границах, обеспечить надлежащее предоставление земельных участков из публичных земель под разрешенные законодательством цели использования.
В соответствии с нормами Лесного кодекса Российской Федерации местоположение, границы и площадь лесных участков определяются на основании материалов лесоустройства по лесным кварталам и (или) лесотакционным выделам, их границам и площади.
При этом, государственный лесной реестр ведется на основании материалов лесоустройства (топографических карт, фотопланшетов, описаний), которые не согласуются с системой ведения геодезической основы кадастра недвижимости в виде списка координат характерных (узловых и поворотных) точек и в настоящее время не могут быть в нее преобразованы без проведения кадастровых работ.
Из представленных в материалы дела кадастровых выписок и иных документов усматривается, что земельный участок: земли лесного фонда, общей площадью 58,8 га с условным номером 64-64-16/017/208-484, не имеет установленных в соответствии с требованиями земельного законодательства границ. Данное обстоятельство апеллянтом не опровергнуто.
Выписка из государственного лесного реестра, заключение ФГУП "Рослесинфорг" на основании материалов лесоустройства, подготовленные с использованием системы РГИС, не могут являться достаточными доказательствами, подтверждающими факт наложения спорного земельного участка на земли лесного фонда.
Иных доказательств наложения границ не представлено.
Согласно пункту 4 статьи 60.2 Закона N 218 границы лесных участков изменяются в соответствии с описанием местоположения границ земельного участка, содержащимся в сведениях реестра, в случае выявления их пересечения с границами земельного участка, права на который зарегистрированы до 01.01.2016, если пересечение их границ было выявлено органом регистрации прав при осуществлении регистрации прав на данный земельный участок, обнаружении ошибки, указанной в части 3 статьи 61 настоящего Федерального закона (далее - реестровая ошибка), в том числе выявленной по заявлению правообладателя земельного участка.
Таким образом, поскольку постановка на кадастровый учет и приобретение ООО "СХП "Элита-С" прав, с их последующей регистрацией, на земельный участок с кадастровым номером 64:0:000000:65 произошли до 01.01.2016, следовательно, границы лесного участка подлежат изменению в соответствии с описанием местоположения границ земельного участка, содержащимся в сведениях реестра.
Доказательств нарушения прав истца ответчиком суду не представлено.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации, леса могут располагаться как на землях лесного фонда, так и на землях иных категорий. При этом границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Согласно позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.05.2012 г. N 16576/11, сами по себе материалы лесоустройства и таксационные описания не являются доказательствами принадлежности земельного участка к землям лесного фонда при наличии документов, свидетельствующих об отнесении земельного участка к землям иной категории.
Более того, согласно статье 8 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Согласно пункту 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями реестра, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в реестре, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01.01.2016.
Действующим законодательством закреплен приоритет сведений, содержащихся в реестре над сведениями государственного лесного реестра, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что земельный участок с кадастровым номером 64:0:000000:65 относится к категории земель сельскохозяйственного назначения.
Судом первой инстанции установлено, что сведения о земельном участке с кадастровым номером 64:08:000000:65 внесены в Единый государственный реестр недвижимости 06.06.2007 года на основании заявления представителя ОАО "Нижнечернавский элеватор" по доверенности Черкасовой Екатерины Викторовны о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости с приложением Описания земельного участка от 21.05.2007 года, подготовленного Вольским отделением Саратовского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация".
Данный земельный участок образован в результате выдела из земельного участка общей долевой собственности сельскохозяйственного кооперативного хозяйства "Красный партизан" Вольского района Саратовской области с кадастровым номером 64:08:000000:25.
Земельный участок с кадастровым номером 64:08:000000:65 сформирован как "единое землепользование", в соответствии с приказом Росземкадастра от 15.06.2001 года N П/119 "Об утверждении документов государственного земельного кадастра" (утратил силу) -составной земельный участок. Сведения о земельном участке 64:08:000000:65 носят статус сведений "актуальный" ("ранее учтенный", имеется зарегистрированное ограничение (обременение) прав: ипотека в пользу ПАО "Сбербанк России".
На данном земельном участке расположен объект недвижимости с кадастровым номером 64:08:090109:40, сооружения гидротехнические (участок орошения площадью 254 га) протяженностью 2 625 м; сведения о данном объекте недвижимости внесены 16.02.2018 года на основании заявления о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости от 12.02.2018 года, с приложением технического плана, подготовленного на сооружение согласно проектной документации, и разрешения на строительство для получения акта ввода в эксплуатацию.
Таким образом, земельный участок с кадастровым номером 64:08:000000:65 выделен из состава земель сельскохозяйственного назначения и поставлен на кадастровый учет.
Образование земельного участка 64:08:000000:65 осуществлено в соответствии с требованиями ФЗ от 24.07.2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", с учетом положений статьи 38-40 Закона N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Доказательств обратного суду не представлено.
Также, в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером 64:48:000000:4556, принадлежащем на праве собственности Российской Федерации, с декларированной площадью 588 000 кв.м, с разрешенным видом использования "защитные леса", категория земель "земли лесного фонда", расположенном по адресу: Саратовская область, Вольский район, Черкасское лесничество.
Сведения о данном земельном участке были внесены в Единый государственный реестр недвижимости 29.05.2013 года (дата постановки по документу 04.12.2006 года) на основании акта N 77 о включении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных лесных участках в границах регистрационного округа Саратовской области по состоянию на 23.04.2013 года.
Сведения о земельном участке с кадастровым номером 64:08:000000:4556, статус сведений "актуальный" ("ранее учтенный"), содержатся в Едином государственном реестре недвижимости с декларированной (не уточненной) площадью, определить фактическое местоположение границ земельного участка не представляется возможным, ограничений (обременений) не зарегистрировано, объекты недвижимости отсутствуют.
В государственном лесном реестре содержатся следующие сведения о лесном участке 64:48:000000:4556: лесной участок; адрес объекта: Саратовская область, Вольский район, Черкасское лесничество; собственность Российской Федерации; категория земель: земли лесного фонда; разрешенное использование: защитные леса; особые отметки: накладывается участок с кадастровым номером 64:08:000000:65, о чем в материалы дела представлены выписка из государственного лесного реестра от 07.05.2018 года и свидетельство о государственной регистрации права 64 АБ 875327.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 52 постановления N 10/22 оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в реестр. В случаях, когда запись в реестре нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими. Оспаривание зарегистрированного права означает оспаривание тех оснований, по которым возникло конкретное право определенного лица.
Согласно частям 1 и 2 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе.
Суд первой инстанции, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, оснований для признания ничтожными договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 64:08:000000:65 не усмотрел, оснований для признания отсутствующим права собственности общества на земельный участок с кадастровым номером 64:08:000000:65 судом также не установлено.
По общему правилу, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (часть 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Однако такая обязанность не является безграничной. Если истец в подтверждение своих доводов приводит убедительные доказательства, а ответчик с ними не соглашается, не представляя документы, подтверждающие его позицию, то возложение на истца дополнительного бремени опровержения документально неподтвержденной позиции процессуального оппонента будет противоречить состязательному характеру судопроизводства (статьи 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании пункта 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
Непредставление доказательств должно квалифицироваться исключительно как отказ от опровержения того факта, на наличие которого аргументированного со ссылкой на конкретные документы указывает процессуальный оппонент, участвующее в деле лицо, не совершившее процессуальное действие, несет риск наступления последствий такого своего поведения (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 6 марта 2012 года N 12505/11).
Арбитражное судопроизводство в России строится на основе принципа состязательности (статьи 123 Конституции Российской Федерации, статья 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), который заключается в обеспечении сторонам дела "паритетной" возможности доказывать свою правовую позицию всеми доступными им согласно закону способами. Этот принцип в силу его прямого закрепления в Конституции Российской Федерации носит универсальный характер и распространяется на все категории судебных споров. Неиспользование стороной возможности представить доказательства в обоснование своих требований (возражений) по делу оставляет риск возникновения для нее негативных последствий такого процессуального поведения. В арбитражном процессе суд согласно Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации не играет активной роли в сборе доказательств, а лишь обеспечивает их надлежащее исследование на началах независимости, объективности и беспристрастности.
Суд первой инстанции в ходе судебного разбирательства неоднократно разъяснял право на проведение экспертизы по настоящему делу, однако от проведения экспертизы истец отказался.
Суд апелляционной инстанции считает, что разрешая спор, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального и процессуального права.
Оценивая доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что в них отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленных требований по существу. Податель апелляционной жалобы не ссылается на доказательства, опровергающие выводы суда первой инстанции, и таких доказательств к апелляционной жалобе не прилагает. В целом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, поскольку, не опровергая их, они сводятся исключительно к несогласию с оценкой представленных в материалы дела доказательств, что в силу положений статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является основанием для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 17 июня 2019 года по делу N А57-18887/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Т.С. Борисова |
Судьи |
Т.В. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-18887/2018
Истец: Департамент лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу
Ответчик: ООО СХП "Элиста-С"
Третье лицо: ГАУ Черкасский лесхоз, Министерство природных ресурсов и экологии Саратовской области, Министерство природных ресурсов и экологии СО, Росимущество по СО, Территориальное управление Росимущества СЛ, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области, Управление Росреестра по Саратовской области, Управление Росреестра по СО, ФГБУ "Ростехинвентаризация2 Саратовский филиал, ФГБУ филиал "Рослесинфорг" "Воронежлеспроект", ФГБУ ФКП Росреестр по Саратовской области, ФГУП "Ростехинвентаризация", ФГУП "Ростехинвентаризаця"