г. Вологда |
|
03 октября 2019 г. |
Дело N А13-10841/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2019 года.
В полном объёме постановление изготовлено 03 октября 2019 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Алимовой Е.А., судей Докшиной А.Ю., Мурахиной Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Рогалевой Р.Д.,
при участии от бюджетного учреждения здравоохранения Вологодской области "Харовская центральная районная больница" Корчагина А.Р. по доверенности от 01.04.2019 N 202,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сокол Вологодской области (межрайонного) на решение Арбитражного суда Вологодской области от 31 июля 2019 года по делу N А13-10841/2019,
установил:
бюджетное учреждение здравоохранения Вологодской области "Харовская центральная районная больница" (ОРН 1023501483939, ИНН 3521000069; адрес: 162250, Вологодская область, Харовский район, город Харовск, улица Свободы, дом 28; далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Соколе Вологодской области (межрайонному) (ОГРН 1023502493805, ИНН 3527009371; адрес: 162138, Вологодская область, Сокольский район, город Сокол, улица Орешкова, дом 6; далее - управление, фонд) о признании недействительным решения от 30.05.2019 N 045S19190004658 о привлечении к ответственности в виде финансовой санкции в сумме 129 000 руб.
От управления в суд первой инстанции поступило встречное заявление к учреждению о взыскании 129 000 руб. финансовой санкции за несвоевременное предоставление сведений по форме СЗВ-М за февраль 2019 года на основании решения от 30.05.2019 N 045S19190004658.
Определением суда первой инстанции от 21 июня 2019 года указанное встречное заявление принято к производству.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 31 июля 2019 года по делу N А13-10841/2019 заявленные учреждением требования удовлетворены. Признано недействительным решение управления от 30.05.2019 N 045S19190004658 о привлечении учреждения к ответственности по статье 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) в виде штрафа в сумме 129 000 руб. На управление возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав учреждения. Кроме того, с управления в пользу учреждения взыскано 3 000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины. В удовлетворении встречного заявления управления отказано.
Управление с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. В обоснование жалобы ссылается на то, что прикрепленный учреждением документ по форме СЗВ-М имел нечитаемый формат. Указывает, что программный комплекс работает в автономном режиме с определенным алгоритмом действий, поэтому ошибку в представленных учреждением сведений не выявил, вследствие чего уведомление страхователя об ошибке не представилось возможным. Сослалось на то, что сотрудники управления связались по телефону с представителями страхователя и сообщили о том, что форма СЗВ-М подана с нарушениями.
От учреждения отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Представитель учреждения в судебном заседании с доводами жалобы не согласился, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Фонд надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в суд не направил, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Заслушав объяснения представителя учреждения, исследовав доказательства по делу, доводы жалобы, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, учреждение осуществляет выплаты физическим лицам, следовательно, в силу статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" является страхователем.
Во исполнение обязанностей страхователя учреждение 04.03.2019 представило в управление сведения за февраль 2019 года о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (исходные). К пакету формы СЗВ-М прикреплялся электронный документ в формате, не предусмотренном постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 07.12.2016 N 1077п "Об утверждении формата сведений для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (форма СЗВ-М)".
В дальнейшем, самостоятельно выявив ошибки в ранее представленных сведениях, учреждение 16.04.2019 представило в адрес фонда дополняющие сведения за февраль 2019 года по форме СЗВ-М в отношении 258 застрахованных лиц.
В ходе проведенной управлением проверки правильности заполнения, полноты и своевременности представления ответчиком сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, установлено, что указанные дополнительные сведения по форме СЗВ-М за февраль 2019 года представлены учреждением после истечения предусмотренного законодательством срока.
Выявленное нарушение зафиксировано управлением в акте от 24.04.2019 N 045S18190006185.
Решением управления от 30.05.2019 N 045S19190004658 учреждение привлечено к ответственности по части третьей статьи 17 Закона N 27-ФЗ в виде штрафа в размере 129 000 руб.
Учреждение не согласилось с вышеуказанным решением и обратилось в арбитражный суд с заявлением об его оспаривании.
Управление, в свою очередь, заявило встречный иск о взыскании 129 000 руб. финансовой санкции за несвоевременное предоставление сведений по форме СЗВ-М за февраль 2019 года на основании решения от 30.05.2019 N 045S19190004658.
Суд первой инстанции заявленные учреждением требования удовлетворил, в удовлетворении встречного заявления фонда отказал.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда ввиду следующего.
Закон N 27-ФЗ устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, лицах, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лицах, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", а также сведений о детях.
В силу статьи 1 указанного Закона под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
На основании части третьей статьи 17 данного Закона за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Таким образом, учреждение обязано было представить перечисленные сведения за февраль 2019 года не позднее 15.03.2019 в отношении всех застрахованных лиц.
Отчетность, представляемая по форме СЗВ-М, утверждена постановлением Правления Пенсионного фонда России от 01.02.2016 N 83п.
Этим постановлением в поле "Тип формы" предусмотрено проставление одного из нижеперечисленных кодов: "исхд", "доп" и "отмн":
код "исхд" (исходная форма) указывается при первичной подаче формы СЗВ-М за данный отчетный период;
код "доп" (дополняющая форма) указывается, если страхователем направляется форма СЗВ-М в качестве дополнения ранее поданных в ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период;
код "отмн" (отменяющая форма) указывается при подаче формы СЗВ-М, которой отменяются ранее неверно поданные сведения о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
Часть третья статьи 17 Закона N 27-ФЗ предусматривает ответственность за различные правонарушения, в том числе за непредставление сведений в установленный срок, представление неполных сведений, представление недостоверных сведений.
Согласно пункту 37 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказ Минтруда России от 21.12.2016 N 766н (далее - Инструкция N 766н), при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.
В силу абзаца третьего пункта 39 Инструкции N 766н страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Таким образом, на основании положений Закона N 27-ФЗ и Инструкции N 766н страхователь имеет право дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в пенсионный фонд сведения в отношении застрахованных лиц.
Как следует из материалов дела, исходные сведения за февраль 2019 года представлены учреждением фонду своевременно, однако в формате, который программный комплекс не распознал и не обработал (СЗВ-М.xls; том 1, листы 32-34).
В дальнейшем, 16.04.2019, то есть до составления фондом акта от 24.04.2019, учреждением подана форма СЗВ-М ("доп") за февраль 2019 года в отношении 258 застрахованных лиц в связи с самостоятельным обнаружением ошибки (том 1, листы 28-31).
Из содержания части третьей статьи 17 Закона N 27-ФЗ следует, что объективную сторону правонарушения составляют действия (бездействие) по непредставлению в установленные сроки необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах.
Соответственно, первоначально своевременно представленные страхователем сведения персонифицированного учета, содержащие недочеты, ошибки, впоследствии исправленные самим обществом, не могут расцениваться как недостоверные сведения, поскольку они скорректированы согласно действующему законодательству.
Таким образом, страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
При этом срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в орган Пенсионного фонда сведениях исходя из конструкции нормы статьи 17 Закона N 27-ФЗ, не установлен.
Проверка, по результатам которой установлено нарушение учреждением требований Закона N 27-ФЗ и принято решение о привлечении страхователя к ответственности, проведена фондом только после получения от учреждения дополнительно представленных сведений. Факт, того, что учреждение само выявило ошибку в представленных сведениях, управлением не оспаривается.
С учетом того, что страхователем поданы сведения по форме "дополняющая" до момента обнаружения ошибки фондом, суд апелляционной инстанции полагает, что в рассматриваемом случае данные обстоятельства нельзя квалифицировать как несвоевременное представление страхователем сведений в отношении застрахованных лиц.
Следовательно, представление сведений страхователем до обнаружения ошибок фондом не образует состав правонарушения, предусмотренного частью третьей статьи 17 Закона N 27-ФЗ, поэтому у фонда отсутствовали правовые основания для привлечения учреждения к ответственности.
Довод апеллянта о том, что программный комплекс работает в автономном режиме с определенным алгоритмом действий, поэтому ошибку в представленных учреждением сведений не выявил, вследствие чего уведомление страхователя об ошибке не представилось возможным, не принимается коллегией судей, поскольку техническая невозможность не исключает необходимость сообщить страхователю о выявленных ошибках в представленных сведениях.
Ссылка подателя жалобы на то, что сотрудники управления связались по телефону с представителями страхователя и сообщили ему о том, что форма СЗВ-М 04.03.2019 подана с нарушениями, не принимается судом апелляционной инстанции, так как доказательства, подтверждающие данный факт, в материалах дела отсутствуют, и фондом ни в суд первой, ни в суд апелляционной инстанции не представлены.
Довод апеллянта о том, что страхователь имеет право представить дополнительные сведения только в отношении застрахованных лиц, сведения по которым уже представлены, а не в отношении лиц, ранее не указанных в отчетности, отклоняется судом апелляционной инстанции на основании следующего.
В определениях Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2018 N 303-КГ18-99 и от 05.09.2018 N 303-КГ18-5700, 303-КГ18-5702 указано на недопустимость формального подхода к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.
Из анализа положений абзаца третьего пункта 39 Инструкции N 766н следует, что они направлены на стимулирование заинтересованности страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
В данном случае страхователь реализовал свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный период, откорректировав их путем подачи дополнительных сведений (дополняющей формы) за этот период в порядке, установленном пунктом 39 Инструкции N 766н, что, в свою очередь, допускает не применять к страхователю финансовые санкции, предусмотренные частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для взыскания с учреждения штрафа по части третьей статьи 17 Закона N 27-ФЗ и правомерно признал недействительным оспариваемое решение фонда в части привлечения учреждения к ответственности в виде финансовой санкции в размере 129 000 руб.
Статьей 17 Закона N 27-ФЗ установлен порядок привлечения страхователей к ответственности за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, за несоблюдение страхователем порядка представления сведений в форме электронных документов.
Согласно части 17 указанной статьи в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Как следует из материалов дела, в требовании от 17.06.2019 N 045S01190005236, направленном в адрес учреждения, страхователю предложено уплатить указанную сумму штрафа в срок до 08.07.2019.
Поскольку указанное требование в добровольном порядке учреждением не исполнено, управление обратилось в арбитражный суд со встречным заявлением о взыскании с учреждения 129 000 руб. финансовой санкции.
В связи с тем, что решение фонда от 30.05.2019 N 045S19190004658 признано недействительным в полном объеме, суд первой инстанции правомерно указал, что встречные требования управления удовлетворению не подлежат.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 31 июля 2019 года по делу N А13-10841/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сокол Вологодской области (межрайонного) - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Алимова |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-10841/2019
Истец: БУЗ ВО "Харовская центральная районная больница"
Ответчик: УПФР в г.Сокол Вологодской области (межрайонное)