г. Пермь |
|
04 октября 2019 г. |
Дело N А60-23323/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 октября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 октября 2019 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Поляковой М. А.,
судей Крымджановой Д.И., Скромовой Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Балдиной А.С.,
при участии:
от заявителя - Карабаналов С.С., паспорт, доверенность от 18.04.2018;
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области,
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 05 июля 2019 года
по делу N А60-23323/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Юшалинский ГОК" (ОГРН 1086659015629, ИНН 6659179600)
к Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области
о признании незаконными действий,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Юшалинский ГОК" (далее - ООО "Юшалинский ГОК", заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области (далее - заинтересованное лицо) о признании незаконными действий по отказу в продлении сроков действия аренды лесных участков, оформленные письмом от 11.04.2019 г. N 12-05-30/5678; об обязании продлить до 31.12.2043 г. сроки действия договора аренды лесного участка N 12/13-з от 05.03.2013 г. и договора аренды лесного участка N 52/17-з от 30.06.2017 либо заключить на новый срок договора аренды указанных лесных участков.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 05.07.2019 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным решением, заинтересованное лицо, Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что при принятии решения судом не принят во внимание факт прекращения действия лицензии на право пользования недрами на период с 01.01.2018 по 30.10.2018, в связи с чем пролонгация договора в порядке ст. 622 ГК РФ была невозможна. Поскольку заявление о продлении сроков договоров аренды поступило в Министерство 21.03.2019, т.е. по истечении установленных ст. 74 Лесного кодекса РФ сроков, оснований для оспаривания отказа не имеется.
Заявитель отзыв на апелляционную жалобу не представил.
В судебном заседании представитель заявителя возражал против доводов жалобы, просил решение оставить без изменения.
Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, явку представителей в судебное заседание не обеспечило, что в силу части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 05.03.2013 между истцом и ответчиком заключен договор аренды лесного участка N 12/13-3, в соответствии с которым в аренду передан лесной участок, площадью 19,6036 га, состоящий из части земельного (лесного) участка с учетным кадастровым номером 112, сформированного на земельном участке с кадастровым номером 66:29:0000000:17 общей площадью 1586830000 кв.м, расположенном по адресу: Российская Федерация, Свердловская область, Тугулымский район, находящемся в федеральной собственности (Свидетельство о государственной регистрации от 31.10.2003 г. N66 АБ 130227), определенный в пункте 2 настоящего договора.
Кроме того, 30.06.2017 между истцом и ответчиком заключен договор аренды лесного участка N 52/17-3, в соответствии с которым в аренду передан лесной участок, площадью 13,9151 га, расположенный по адресу: Свердловская область, Тугулымский городской округ, Тугулымское лесничество, Юшалинской участковое лесничество, Юшалинский участок, в квартале N223 (части выделов 2,3,4,6,7,23,24,25,27) зарегистрированный в государственном лесном реестре с номером учетной записи 000155-2015-07, сформированный как часть земельного участка с кадастровым номером 66:29:0000000:17, в координатах характерных точек границ образуемых частей земельного участка, обозначенных в приказе, указанном в пункте 1 настоящего договора.
Срок действия указанных договоров аренды лесных участков установлен до 31.12.2017, что обусловлено сроком действия Лицензии на право пользования недрами СВЕ N 07219 ТЭ.
ООО "Юшалинский ГОК" 21.03.2019 обратилось в Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области с соответствующим заявлением, содержащим просьбу продлить до 31.12.2043 года сроки действия договора аренды лесного участка N 12/13-з от 05 марта 2013 года и договора аренды лесного участка N 52/17-3 от 30 июня 2017 года либо заключить на новый срок договоры аренды указанных лесных участков.
Однако Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области письмом от 11.04.2019года N 12-05-30/5678 отказало в продлении сроков действия договоров аренды лесных участков либо заключении их на новый срок.
Полагая отказы в продлении сроков действия договоров аренды лесных участков от 05.03.2013, N 52/17-3 от 30.06.2017 либо заключении их на новый срок, выраженные в письме от 11.04.2019 N 12-05-30/5678, незаконными, заявитель обратился с настоящим заявлением в суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из отсутствия у заинтересованного лица законных оснований для отказа в заключении договоров на новый срок, отказ в заключении договора влечет невозможность осуществления заявителем основного вида деятельности в соответствии с лицензией.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд не усматривает основания для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 71 Лесного кодекса РФ лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам на основании договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду.
Отказ в продлении сроков действия договоров аренды лесных участков либо заключении их на новый срок мотивирован заинтересованным лицом обращением заявителя с соответствующим заявлением с нарушением предусмотренных ст. 74 Лесного кодекса сроков.
Согласно ч. 3 ст. 74 Лесного кодекса РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, орган государственной власти, орган местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, рассматривают поступившее заявление и проверяют наличие или отсутствие оснований для отказа в заключении нового договора аренды лесного участка и по результатам указанных рассмотрения и проверки принимают решение о заключении с гражданином или юридическим лицом, являющимися арендаторами лесного участка, нового договора аренды такого лесного участка без проведения торгов или решение об отказе в заключении такого договора при несоблюдении хотя бы одного из условий, предусмотренных частью 2 настоящей статьи. Решение об отказе в заключении такого договора должно содержать все основания принятия соответствующего решения.
По общим правилам ч. 1 ст. 73.1 Лесного кодекса РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов на право заключения такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона или открытого конкурса, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи, частью 1 статьи 74 настоящего Кодекса.
Без проведения торгов договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случаях предусмотренных статьями 36, 43 - 45 настоящего Кодекса (п. 1 ч. 3 ст. 73.1 ЛК РФ).
Согласно ч. 2 ст. 43 Лесного кодекса РФ для использования лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых лесной участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется в аренду или в отношении этого лесного участка может быть установлен сервитут в соответствии со статьей 9 настоящего Кодекса.
Статьей 74 Лесного кодекса РФ предусмотрены условия заключения договоров аренды таких лесных участков без проведения торгов.
Так в силу п. 1 ч. 1 данной статьи арендаторы находящихся в государственной или муниципальной собственности лесных участков, надлежащим образом исполнившие договоры аренды лесных участков, по истечении сроков действия этих договоров имеют право на заключение новых договоров аренды таких лесных участков без проведения торгов в случаях, если лесные участки были предоставлены в аренду без проведения торгов.
Пунктом 1 части 2 указанной статьи установлено, что гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами находящегося в государственной или муниципальной собственности лесного участка, имеют право на заключение договора аренды такого лесного участка на новый срок при наличии совокупности определенных условий. В частности заявление о заключении нового договора аренды такого лесного участка должно быть подано этим гражданином или этим юридическим лицом не ранее чем за три месяца и не позднее чем за два месяца до истечения срока действия заключенного ранее договора аренды лесного участка.
В силу положений ч.ч. 4, 5 ст. 71 Лесного кодекса РФ к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом. Предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование юридическим лицам и в безвозмездное пользование гражданам осуществляется в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно п.п. 1 и 2 ст. 621 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором аренды, арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора имеет при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды на новый срок. Арендатор обязан письменно уведомить арендодателя о желании заключить такой договор в срок, указанный в договоре аренды, а если в договоре такой срок не указан, в разумный срок до окончания действия договора. Если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (статья 610).
Материалами дела подтверждается, что заявитель являлся арендатором лесных участков в связи с заключением договоров аренды лесного участка N 12/13-3 от 05.03.2013 и N 52/17-3 от 30.06.2017, срок действия которых установлен до 31.12.2017, что обусловлено сроком действия Лицензии на право пользования недрами СВЕ N 07219 ТЭ. Указанные договоры заключены с заявителем как недропользователем без проведения торгов. По окончании срока действия договоров заявитель продолжал пользоваться лесными участками в отсутствии возражений со стороны арендодателя, в связи с чем указанные договоры считаются возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (статья 610). Требование о возврате лесных участков заявлено Министерством только 14.03.2019.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73 (ред. от 25.12.2013) "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", в случаях, предусмотренных законом (например, пунктами 1 и 3 статьи 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции", статьями 30 - 30.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статьей 74 Лесного кодекса Российской Федерации), договор аренды в отношении государственного или муниципального имущества может быть заключен только по результатам проведения торгов. Вместе с тем договор аренды государственного или муниципального имущества может быть возобновлен на неопределенный срок в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 621 ГК РФ, если этот договор заключен до вступления в силу закона, требующего обязательного проведения торгов для заключения договора аренды (статья 422 ГК РФ).
Для заключения договора аренды на новый срок без проведения торгов стороны должны достичь соглашения о новых условиях договора о сроке и арендной плате с соблюдением положений части 9 статьи 17.1 Закона о конкуренции. По смыслу части 10 статьи 17.1 Закона о конкуренции, если до истечения срока аренды арендодатель не уведомил арендатора о принятии им в установленном порядке решения, предусматривающего, что арендуемое имущество не будет передаваться в аренду по истечении срока договора, при отсутствии иных возражений с его стороны арендатор, надлежащим образом исполнивший свои обязанности, вправе продолжать пользоваться арендованным имуществом. В этом случае договор аренды в силу пункта 2 статьи 621 ГК РФ считается возобновленным на прежних условиях вплоть до заключения договора аренды на новый срок (п. 4.2. Постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73).
Установив, что договоры аренды были заключены без проведения торгов, лесные участки предоставлены заявителю для выполнения работ по геологическому изучению недр и для разработки месторождений полезных ископаемых, учитывая, по истечении срока действия договоров заявитель продолжил пользоваться лесными участками, являющимся предметом договоров, в отсутствие требований о возврате лесных участков, а также вносил арендную плату, которая принималась заинтересованным лицом без каких-либо возражений, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что вышеуказанные договоры аренды лесных участков были возобновлены на неопределенный срок (п. 2 ст.621 ГК РФ).
Пунктом 2 ст. 610 ГК РФ предусмотрено, что если срок аренды в договоре не определен, договор аренды считается заключенным на неопределенный срок. В этом случае каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за один месяц, а при аренде недвижимого имущества за три месяца. Законом или договором может быть установлен иной срок для предупреждения о прекращении договора аренды, заключенного на неопределенный срок.
Судом установлено, что заявителем получены от ГКУ СО "Тугулымское лесничество" письма N 40 и N 41 от 14 марта 2019 года с предложением возвратить ранее арендованные лесные участки по актам приема-передачи, которые фактически являются отказом от договоров аренды, заключенных на неопределенный срок.
Руководствуясь приведенными выше нормами права, учитывая, что договоры аренды лесного участка N 12/13-3 от 05.03.2013 и N 52/17-3 от 30.06.2017 следует полагать заключенными на неопределенный срок, отказ от договоров изложен в письмах Министерства от 14.03.2019, заявитель 21.03.2019 обратился в Министерство с заявлением о продлении сроков действия договоров аренды лесного участка N 12/13-3 от 05.03.2013 и N 52/17-3 от 30.06.2017 либо их заключении на новый срок, принимая во внимание приказ Министерства от 30.10.2018 N 1275 о продлении срока действия лицензии на право пользования недрами до 31.12.2043, суд первой инстанции правомерно признал оспариваемый отказ незаконным и возложил на Министерство обязанность устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя путем заключения договоров аренды на новый срок.
Доводы апеллянта о том, судом не принят во внимание факт прекращения действия лицензии на право пользования недрами на период с 01.01.2018 по 30.10.2018 и отсутствуют основания полагать договор заключенным на неопределенный срок, рассмотрен судом апелляционной инстанции.
В силу ч. 1 ст. 9 Лесного кодекса РФ право постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, право безвозмездного пользования таким лесным участком, а также право аренды такого лесного участка возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Поскольку после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя заявитель осуществлял пользование лесным участком, лесные участки не были освобождены от имущества арендатора и возвращены по акту, такое требование заявлено заинтересованным лицом только 14.03.2019, вывод суда о применении к спорным правоотношений положений ст.ст. 610 и 621 ГК РФ является правильным, договоры аренды лесного участка считаются возобновленными на тех же условиях на неопределенный срок.
Учитывая, что нормами Лесного кодекса РФ предусмотрена возможность заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для выполнения работ по геологическому изучению недр и для разработки месторождения полезных ископаемых без проведения торгов (пункт 3 статьи 74 ЛК РФ), при наличии у заявителя действующей лицензии на пользование недрами оснований для отказа в заключении договора аренды на новый срок у Министерства не имелось. Доказательств наличия иных оснований для отказа в заключении договора аренды на новый срок не приведено, факт внесения заявителем арендных платежей не оспаривается.
При названных обстоятельствах выводы суда первой инстанции о незаконности действий заинтересованного лица надлежит признать правильными.
Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства судом установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы и им дана надлежащая оценка.
Основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта в соответствии со ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Решение арбитражного суда отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 05 июля 2019 года по делу N А60-23323/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
М.А. Полякова |
Судьи |
Д.И. Крымджанова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-23323/2019
Истец: ООО "ЮШАЛИНСКИЙ ГОК"
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ