г. Владимир |
|
01 октября 2019 г. |
Дело N А43-8408/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24.09.2019.
Постановление в полном объеме изготовлено 01.10.2019.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Кастальской М.Н., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Третьяковой К.О.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 04.07.2019 по делу N А43-8408/2019,
принятое судьей Леоновым А.В.,
по заявлению индивидуального предпринимателя Малинина Сергея Александровича (ОГРНИП 306526006100050, ИНН 526019779282) о признании незаконным решения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в судебное заседание не направили.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Индивидуальному предпринимателю Малинину Сергеяю Александровичу (далее - Предприниматель) на праве собственности принадлежат объекты недвижимости, расположенные по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Федосеенко, 64, а именно: здание склада ОГМ (нежилое), 52:18:0010539:60, площадь 364,5 кв.м; подкрановый путь для передвижения козлового крана, назначение - нежилое, протяженностью 50,0 м, лит. 4П, 52:18:0010535:552 (на основании свидетельств о праве на наследство по закону от 11.12.2014 и 18.02.2016 соответственно).
Предприниматель обратился в адрес Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области (далее - Управление) с заявлением от 28.11.2018 о предварительном согласовании предоставления земельного участка, на котором расположены указанные объекты недвижимого имущества, принадлежащие ему на праве собственности.
Письмом от 19.12.2018 N СЧ-07/11205 Управление отказало Предпринимателю в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
В качестве оснований для отказа Управление указало, что сведения о земельном участке с кадастровым номером 52:18:0010539:211 имеют гриф "секретно", и, следовательно, отнесены к категории ограниченного доступа и не подлежат к открытой переписке и публикации. Кроме того, Управление указало на тот факт, что указанный земельный участок, из которого необходимо образовать земельный участок площадью 2768 кв.м, на котором расположены принадлежащие Предпринимателю объекты недвижимого имущества, на основании статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) является изъятым из оборота.
Предприниматель обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным решения Управления, формализованного в письме от 19.12.2018 N СЧ-07/11205.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 04.07.2019 заявленное Предпринимателем требование удовлетворено.
Управление обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Как указывает заявитель апелляционной жалобы, судебным актом по делу N А43-21099/2018 установлено, что по сведениям Департамента градостроительной деятельности и развития агломерации Нижегородской области согласно информационной системе обеспечения градостроительной деятельности на территории города Нижнего Новгорода, земельный участок, на котором расположены объекты недвижимости, принадлежащие Предпринимателю, расположен в границах завода "Электромаш". Указанный земельный участок занимает территория завода. Он зарегистрирован в собственность Российской Федерации (кадастровый номер 52:18:0010539:211, площадь 243 395 кв.м). Границы земельного участка не установлены в соответствии с действующим законодательством".
Управление считает, что в отсутствие сведений о характеристиках земельного участка с кадастровым номером 52:18:0010539:211, на которые наложен гриф "секретно", не имеется возможности согласовать Предпринимателю схему расположения испрашиваемого земельного участка, не нарушая при этом права и законные интересы иных лиц.
Предприниматель отзыв на апелляционную жалобу в суд не представил, заявил ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в свое отсутствие.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В силу положений статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) распоряжение земельными участками из состава земель Российской Федерации (федеральная собственность) предоставлено Российской Федерации в лице Росимущества и его территориальные органы.
В соответствии с пунктом 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденному Постановлением Правительства от 05.06.2008 N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В соответствии с частью 1 статьи 27 ЗК РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Согласно части 2 статьи 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с частью 3 статьи 27 ЗК РФ содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с условиями части 4 статьи 27 ЗК РФ из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами:
1) государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 настоящего Кодекса);
2) зданиями, сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы (за исключением случаев, установленных федеральными законами);
3) зданиями, сооружениями, в которых размещены военные суды;
4) объектами организаций федеральной службы безопасности;
5) объектами организаций органов государственной охраны;
6) объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;
7) объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;
8) объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний;
9) воинскими и гражданскими захоронениями;
10) инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.
В части 5 статьи 27 ЗК РФ приведен перечень ограниченных в обороте находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков.
Как указано в части 7 статьи 39.15 ЗК РФ, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
В соответствии с частью 7.1 статьи 39.15 ЗК РФ в случае, если схема расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, подлежит согласованию в соответствии со статьей 3.5 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", срок, предусмотренный пунктом 7 настоящей статьи, может быть продлен не более чем до сорока пяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка. О продлении срока рассмотрения заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган уведомляет заявителя.
Согласно части 8 статьи 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Как следует из содержания отказа, формализованного в письме от 19.12.2018 N СЧ-07/11205, в качестве основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, на котором расположены объекты недвижимости, принадлежащие Предпринимателю на праве собственности, административным органом указано на то, что сведения о земельном участке с кадастровым номером 52:18:0010539:211 имеют гриф "секретно", и, следовательно, отнесены к категории ограниченного доступа и не подлежат открытой переписке или публикации. Управление сослалось также на то, что указанный земельный участок, из которого необходимо образовать земельный участок площадью 2768 кв.м, на основании статьи 27 ЗК РФ является изъятым из оборота.
Иных оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка в письме от 19.12.2018 N СЧ-07/11205 Управлением не приведено.
Между тем, в силу положений пункта 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено данной статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Предоставление собственникам зданий, сооружений исключительного права на приобретение занятого этими объектами земельного участка направлено на реализацию закрепленного в подпункте 5 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов. Исключительность права на приобретение земельного участка означает, что никто, кроме собственника объекта недвижимости, не вправе приобрести (в собственность или в аренду) соответствующий земельный участок.
Поскольку доказательств отнесения спорного земельного участка с кадастровым номером 52:18:0010539:211 к объектам, перечень которых приведен в статье 27 ЗК РФ, в материалы дела не представлено, правовых оснований для отнесения спорного земельного участка к изъятым или ограниченным в обороте не имелось, в связи с чем отказ Управления по этому основанию неправомерен.
Кроме того, наличие такого основания как гриф "секретно" на неких сведениях и документах в отсутствие доказательств отнесения земельного участка к изъятым либо ограниченным в обороте не предусмотрено в части 8 статьи 39.15 ЗК РФ в качестве основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Таким образом, Управление в нарушение части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представило надлежащих доказательств наличия правовых оснований применительно к части 8 статьи 39.15 ЗК РФ для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Вопреки доводам заявителя апелляционной жалобы данное обстоятельство не установлено судебным актом по делу N А43-21099/2018.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что оспоренное решение Управления не основано на нормах действующего законодательства и нарушает права и законные интересы Предпринимателя, в связи с чем правомерно удовлетворил заявленное Предпринимателем требование.
Одновременно суд первой инстанции посчитал необходимым в качестве правовосстановительной меры обязать Управление в течение семи календарных дней со дня вступления в законную силу настоящего судебного акта предварительно согласовать предоставление в собственность Предпринимателю земельного участка площадью 2768 кв.м, образуемого из земельного участка с кадастровым номером 52:18:0010539:211, расположенного по адресу: Нижегородская область, г. Нижний Новгород, Сормовский район, ул. Федосеенко, 64.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы по приведенным в ней доводам у суда апелляционной инстанции не имеется.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как бездоказательные.
Арбитражный суд Нижегородской области полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Управление от уплаты государственной пошлины освобождено.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 04.07.2019 по делу N А43-8408/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
М.Н. Кастальская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-8408/2019
Истец: ИП Малинин Сергей Александрович, ИП Малинин Сергей Алексанлрович
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области