г. Москва |
|
04 октября 2019 г. |
Дело N А41-32017/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 октября 2019 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Панкратьевой Н.А.,
судей: Диаковской Н.В., Хомякова Э.Г.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Фоминой М.Н.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу федерального казенного предприятия "Научно-испытательный центр ракетно-космической промышленности" на решение Арбитражного суда Московской области от 31.07.2019 по делу N А41-32017/19, принятое судьей Васильевой Е.В. по заявлению федерального казенного предприятия "Научно-испытательный центр ракетно-космической промышленности" к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области", третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальный центр", администрация города Пересвет Сергиево-Посадского муниципального района о признании недействительным предписания,
при участии в заседании:
от ФКП "НИЦ РКП" - Федоров Ю.А. по доверенности от 26.08.2019, диплом,
от Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" - Крюков Д.А. по доверенности от 03.06.2019, диплом,
от ООО "ЖКЦ" - извещено, представитель не явился
от администрации города Пересвет Сергиево-Посадского муниципального района - извещено, представитель не явился,
УСТАНОВИЛ:
федеральное казенное предприятие "Научно-испытательный центр ракетно-космической промышленности" (далее - заявитель, ФКП "НИЦ РКП") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - заинтересованное лицо, Госжилинспекция, административный орган) с требованием о признании недействительным предписания N 08ВХ/04-1871-10-3-2019 от 26.02.2019.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальный центр" и администрация города Пересвет Сергиево-Посадского муниципального района.
Решением Арбитражного суда Московской области от 31.07.2019 по делу N А41-32017/19 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств по делу, неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Госжилинспекции в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей третьих лиц.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
25.02.2019 на основании распоряжения от 05.02.2019 N 08ВХ/04-1871-10-3- 2019, уведомления от 22.02.2019, административным органом в отношении ФКП "НИЦ РКП" проведена внеплановая документарная проверка с целью проверки фактов, изложенных в обращении N 08ВХ/04-1871, по вопросу соблюдения обязательных требований к содержанию общего имущества в многоквартирных домах на территории города Пересвет Московской области.
В ходе проверки установлено, нарушения п. 9, 12 ст.13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а именно ФКП "НИЦ РКП" не принято мер по установке приборов учета используемых ресурсов.
Также, административным органом установлено, что администрацией города Пересвет Сергиево-Посадского муниципального района в адрес ФКП "НИЦ РКП" 18.01.2019 направлено письмо за N 80 об оснащении в соответствии с п. 12 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ) об оснащении муниципальных помещений в многоквартирных домах приборами учета поставляемых, ФКП "НИЦ РКП" энергетических ресурсов по вышеуказанным адресам, ФКП "НИЦ РКП" являясь организацией осуществляющей снабжение указанных выше помещений горячей водой и тепловой энергией в нарушении требований п. 9, 12 ст. 13 Закона N 261-ФЗ уклоняется от осуществления деятельности по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
По результатам проверки составлен Акт проверки от 25.02.2019 N 08ВХ/04-1871-10-3-2019.
По данному факту Госжилинспекцией вынесено предписание N 08Вх/04-1871-10-3-2019, согласно которому Общество в срок до 16.12.2019 обязывалось "Осуществить деятельность по установке (оснащению) приборов учета в вышеуказанных муниципальных помещениях, используемых энергетических ресурсов, снабжение, которыми и передачу, которых осуществляет рееурсоснабжающая организация ФКП "НИЦ РКП". Отчет (информацию) об исполнении Предписания представить в установленный срок в территориальный отдел N3 Госжилинспекнии Московской области".
Считая, что выданное предписание необоснованно и нарушает права Общества в сфере предпринимательской деятельности, заявитель обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
В соответствие с ч.1 ст. 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 указанного Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 указанного Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 указанного Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Как установлено судом первой инстанции, администрацией города Пересвет Сергиево-Посадского муниципального района в адрес ФКП "НИЦ РКП" 18.01.2019 направлено письмо за N 80 об оснащении в соответствии с п. 12 ст. 13 Закона N 261-ФЗ об оснащении муниципальных помещений в многоквартирных домах приборами учета поставляемых, ФКП "НИЦ РКП" энергетических ресурсов по вышеуказанным адресам, ФКП "НИЦ РКП" являясь организацией осуществляющей снабжение указанных выше помещений горячей водой и тепловой энергией.
Административным органом на момент проведения проверки, установлено, что ресурсоснабжающей организацией не принято мер по установке приборов учета.
В обосновании своих доводов, как в заявлении, так и в апелляционной жалобе заявитель указывает, что инженерно-техническое оборудование муниципальных квартир не присоединено непосредственно к сетям инженерно-технического обеспечения, принадлежащих заявителю, в связи с чем отсутствуют основания для установки приборов учета.
Между тем, данные доводы правомерно отклонены судом первой инстанции по следующим основаниям.
27.11.2009 вступил в силу Закон N 261-ФЗ, в соответствии с частью 1 статьи 13 которого производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета.
Частью 5 статьи 13 Закона N 261-ФЗ предусмотрено, что до 01.07.2012 собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу данного Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
С 01.07.2010 организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют (часть 9 статьи 13 Закона N 261-ФЗ).
На основании части 12 статьи 13 Закона 261-ФЗ до 01.07.2013 организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.
Из представленных в материалы дела доказательств следует, что письмом от 18.01.2019 N 80 руководитель администрации города Пересвет обратился к ФКП "НИЦ РКП" о принятии мер по установке приборов учета в муниципальных помещениях.
Между тем, данные требования ресурсоснабжающей организацией не исполнены.
Согласно подпунктам "и", "к" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в частности, проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий; обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа.
При этом организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанная обязанность названных организаций возникает при условии обращения собственника объекта, подлежащего оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, на основании возмездного договора между указанными лицами. В случае, если собственник объекта, подлежащего оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, в установленный срок не привел в соответствие с требованиями действующего законодательства Российской Федерации имеющиеся у него приборы учета используемых энергетических ресурсов и не обратился об установке соответствующего прибора в порядке, предусмотренном пунктом 9 статьи 13 Закона об энергосбережении, то с 01.01.2012 собственник такого объекта должен обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета.
Из системного толкования приведенных норм права следует, что действующим законом об энергосбережении, обязанность у ресурсоснабжающей организации возникает с момента обращения собственника жилого помещения по установке общедомовых приборов учета.
При этом такой собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства) обязан компенсировать расходы сетевой организации, связанные с приобретением и установкой прибора учета исходя из средних рыночных цен на работы по установке прибора учета и среднерыночных цен на прибор учета того класса точности и иных характеристик, установка которого является обязательной в соответствии с настоящим документом для потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках и сетевых организаций.
С учетом выше изложенных обстоятельств отклоняются доводы апелляционной жалобы о том, что ответственность за содержание жилых домов лежит на ООО "ЖКЦ" как управляющей организации, поскольку по смыслу положений части 5, 9, 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ обязанность по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов в отношении помещений, собственники которых не исполнили обязанность по установке приборов учета самостоятельно, возлагается именно на ресурсоснабжающие организации.
Выводы суда первой инстанции соответствуют правовой позиции, изложенной в Определении Верховного суда Российской Федерации от 17.06.2015 N 310-ЭС15-912 и сложившейся правоприменительной практике (Постановления Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 21 июля 2015 года по делу N А10-3998/14, от 18 июня 2015 года по делу N А10-3752/14, Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26 февраля 2015 года по делу N А43-19087/14).
Факт выявленных нарушений подтверждается материалами дела, в том числе актом проверки и представленными доказательствами.
При изложенных обстоятельствах, оценив представленные доказательства, апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что возлагаемые административным органом на заявителя требования являются законными, обоснованными и исполнимыми. Оснований для признания оспариваемого предписания ни судом первой инстанции, ни апелляционным судом не установлено.
Ранее в адрес Администрации, Госжилинспекцией было выдано предписание от 06.03.2018 N 08исх-18098/3-8, которым уполномоченный орган возлагал обязанность по направлению организациям, осуществляющим на территории г.п. Пересвет снабжение водой, перечень всех жилых помещений муниципального жилищного фонда в МКД, введенных в эксплуатацию до 27.11.2009, в которых не были установлены приборы учета, возможность оснащения приборами учета указанных жилых помещений. Во исполнение указанного предписания, администрацией в адрес заявителя было направлено соответствующее письмо 18.01.2019 исх. N 80, о чем уведомлена Госжилинспекция.
Таким образом, как верно установил суд первой инстанции, оспариваемое предписание, находиться в следственной связи с предписанием от 06.03.2018.
При изложенных обстоятельствах, в рассматриваемом случае отсутствует совокупность критериев для признания ненормативного правового акта недействительным, действий незаконными, поскольку обжалуемое предписание, права и законные интересы заявителя не нарушает, каких-либо дополнительных обязанностей, не предусмотренных действующим законодательством, не возлагает.
С учетом приведенных норм права и фактических обстоятельств дела, заявленные ФКП "НИЦ РКП" требования не подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Учитывая изложенное выше, апелляционный суд приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Из доводов заявителя, материалов дела оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не усматривается.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 31.07.2019 по делу N А41-32017/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.А. Панкратьева |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-32017/2019
Истец: Администрация города Пересвет Сергиево-Посадского муниципального района Московской области, ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "НАУЧНО-ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ"
Ответчик: Главное управление Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" Россия, 123592, г. Москва, г. Москва, ул. Кулакова, д. 20 строение 1
Третье лицо: Главное управление Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области"