г. Москва |
|
23 января 2024 г. |
Дело N А41-47523/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 января 2024 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Пивоваровой Л.В., Семушкиной В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Кононихиной Е.О.,
при участии в судебном заседании:
от ИП Дрозда Павла Васильевича - Удовенко Ю.В. по доверенности от 22.11.2022;
от Администрации городского округа Воскресенск Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Министерства имущественных отношений Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа Воскресенск Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 17.09.2023 по делу N А41-47523/23 по заявлению ИП Дрозд П.В. к Администрации городского округа Воскресенск Московской области, третьи лица: Министерство имущественных отношений Московской области, ТУ ФАУГИ в Московской области, о признании,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Дрозд П.В. обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации городского округа Воскресенск Московской области со следующими требованиями:
1. Признать незаконным решение Администрации городского округа Воскресенск Московской области 15.03.2023 г. N Р001-3319744265-69148973 об отказе в предоставлении Государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов";
2. Обязать Администрацию городского округа Воскресенск Московской области в течение 10 дней с момента вступления решения по настоящему делу в законную силу направить ИП Дрозду П.В. договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номерам 50:29:0030106:21 площадью 8000 кв.м, расположенного по адресу: Московская обл., Воскресенский район, п. Белоозерский, ул. Коммунальная, 14.
Решением Арбитражного суда Московской области от 17.09.2023 по делу N А41- 47523/23 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, Администрация городского округа Воскресенск Московской области обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом не полностью исследованы обстоятельства, имеющие значение для дела, а так же неправильно применены нормы материального права.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена на официальном сайте в общедоступной автоматизированной информационной системе "Картотека арбитражных дел" в сети интернет - http://kad.arbitr.ru/ в режиме ограниченного доступа
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Московской области проверены в соответствии со статьями 266 - 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Администрации поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу и просил решение Арбитражного суда Московской области оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Иные лица участвующие в деле и надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили.
Апелляционная жалоба рассматривается в соответствии с нормами статей 121-123, 153, 156 АПК РФ, в отсутствие иных представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru и не заявивших о его отложении, в соответствии с частью 1 статьи 266 и частью 3 статьи 156 АПК РФ.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, апелляционную жалобу, проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, заявитель арендует земельный участок площадью 8000 кв. м с кадастровым номером 50:29:0030106:21, расположенный по адресу: Московская обл., Воскресенский район, п. Белоозерский, ул. Коммунальная, 14 в соответствии с договором аренды N 881/Б от 05.04.2010 г., заключенным с МУ "Администрация Воскресенского муниципального района Московской области". Дополнительным соглашением от 09.02.2021 г. срок договора аренды был продлен до 22.03.2023.
07.04.2023 между сторонами заключен договор аренды NN 1841/Бел сроком до 07.04.2033.
На земельном участке с КН 50:29:0030106:21 заявителем были построены следующие объекты недвижимости (объекты капитального строительства): здание нежилое (склад) площадью 148,2 кв. м, кадастровый номер 50:29:0030106:387, здание нежилое (склад) площадью 431,4 кв. м, кадастровый номер 50:29:0030106:724. Указанные здания принадлежат заявителю на праве собственности, что подтверждается выписками из ЕГРП. Заявитель указывает, построенные здания занимают 51% площади земельного участка, на котором с учетом всех существующих охранных зон возможно строительство.
Из договора аренды следует, что земельный участок обременен охранной зоной газовой распределительной сети, земельный участок расположен в санитарно-защитной зоне: санитарный разрыв линий ЖД транспорта; санитарный разрыв от сооружений до хранения легкового автотранспорта до объекта жилой застройки; частично расположен в зоне минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов.
Заявитель обратился к Администрации городского округа Воскресенск Московской обл. с заявлением о предоставлении государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов" в отношении земельного участка с КН 50:29:0030106:21, площадью 8000 кв. м по адресу: Московская обл., Воскресенский район, п. Белоозерский, ул. Коммунальная, 14.
Администрация городского округа Воскресенск МО, руководствуясь Федеральным законом N 131-ФЗ от 06.10.2003 г. "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации", Законом Московской области N 107/2014-ОЗ от 10.07.2014 г. "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области", Административным регламентом, утвержденным Распоряжением министерства имущественных отношений Московской области от 31.05.2021 г. N 15 ВР-833, Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 19.01.2017 г. N 13ВР-44, Земельным кодексом РФ, направила на согласование в Министерство имущественных отношений Московской области проект договора купли-продажи земельного участка КН 50:29:0030106:21 с приложением фотоматериалов и акта осмотра данного участка по результатам выезда специалистов управления земельно-имущественных отношений Администрации.
Министерство имущественных отношений Московской области не согласовало представленный договор купли-продажи испрашиваемого земельного участка. Решением от 15.03.2023 г. N Р001-3319744265-69148973 Заявителю было отказано в предоставлении государственной услуги, в связи с тем, что объекты капитального строительства принадлежащие заявителю составляет менее 10 процентов от площади испрашиваемого земельного участка и не является необходимой для их эксплуатации (несоразмерной).
Считая отказ незаконным и нарушающим права и законные интересы Заявителя, последний обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал следующее.
Заявителем в обосновании своих требований представлено техническое заключение N 129/23 от 11.05.2023 г. об определение площади земельного участка, необходимого для обслуживания зданий. Заключение проводили эксперты Сологуб В.М. и Тверитнева Н.А.. Перед экспертами были поставлены следующие вопросы:
Вопрос N 1: каким образом используется земельный участок с кадастровым номером 50:29:0030106:21 самостоятельно, либо совместно с соседним земельным участком с кадастровым номером 50:29:0030106:4 как единый складской комплекс.
Вопрос N 2: определить площадь земельного участка с кадастровым номером 50:29:0030106:21, которая может использоваться для застройки с учетом всех имеющихся охранных зон, ограничений, зон отступа и иных требований согласно утвержденным ПЗЗ города Белоозерский городского округа Воскресенск Московской области и градостроительным нормам, а также определить процент существующей застройки от площади земельного участка 50:29:0030106:21, которая может использоваться для застройки.
Вопрос N 3: определить площадь земельного участка, которая необходима для эксплуатации зданий, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 50:29:0030106:4 и земельном участке с кадастровым номером 50:29:0030106:21 согласно градостроительным, земельным, техническим, санитарным нормам и правилам, а также определить используется ли фактически вся площадь земельных участков для эксплуатации находящихся на них зданий.
Согласно заключению экспертов N 129/23 от 11.05.2023 г. были даны следующие ответы:
Ответ на вопрос N 1: земельный участок с кадастровым номером 50:29:0030106:21 и Земельный участок с кадастровым номером 50:29:0030106:4 используется совместно как единый складской комплекс.
Ответ на вопрос N 2: площадь земельного участка с кадастровым номером 50:29:0030106:21 по адресу: Московская область, городской округ Воскресенск, г. Белоозерский, ул. Коммунальная, 14, которая может использоваться для застройки с учетом всех имеющихся охранных зон, ограничений, зон отступа и иных требований согласно утвержденным ПЗЗ города Белоозерский городского округа Воскресенск Московской области и градостроительным нормам, составляет: 1226 кв. м. Процент застройки существующими зданиями от площади земельного участка 50:29:0030106:21, которая может использоваться для застройки составляет 51%.
Ответ на вопрос N 3: площадь земельного участка, которая необходима для эксплуатации и обслуживания зданий с кадастровыми номерами: 50:29:0030106:170, 50:29:0030106:164, 50:29:0030106:177, 50:29:0030106:400, 50:29:0030106:387, 50:29:0030106:724 согласно градостроительным, земельным, техническим, санитарным нормам и правилам, составляет: 11806 м2. Фактически вся площадь земельных участков 50:29:0030106:4 и 50:29:0030106:21 используется для эксплуатации находящихся на них зданий.
Иных доказательств, свидетельствующих о невозможности предоставления земельного участка в собственность заявителю, в том числе о том, что земельный участок изъят из гражданского оборота, суду не представлено.
С учетом изложенного, суд первой инстанции посчитал, что испрашиваемый земельный участок может быть предоставлен в собственность за плату без проведения торгов.
Между тем, суд первой инстанции не учел следующее.
В соответствии с Федеральным законом N 131-ФЗ от 06.10.2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в российской Федерации" и Земельным кодексом РФ распоряжение данными участками осуществляют органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
Согласно ст. 2 закона Московской области N 107/2014-03 от 10.07.2014 г. "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области" органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются государственными полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
На основании ст. 3 указанного закона Московской области N 107/2014-03 от 10.07.2014 г. реализация полномочий, предусмотренных ст. 2 данного закона, осуществляется при наличии согласия Правительства Московской области или уполномоченных им центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, предоставляемого в порядке, установленном Правительством Московской области.
С 1 марта 2015 г. предоставление земельного участка в собственность за плату собственнику расположенного на нем объекта недвижимости без проведения торгов осуществляется в порядке, предусмотренном подп. 6 п. 2 ст. 39.3, п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ.
В соответствии со ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи
В соответствии с подп. 6 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных ст. 39.20 ЗК РФ.
Государственная услуга "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов", за которой обращался Заявитель, регламентируется Административным регламентом, утвержденным Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 31.05.2021 N 15 ВР-833.
Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 19.01.2017 N 13ВР-44 утвержден временный порядок направления на согласование в Министерство имущественных отношений Московской области проектов решений, принимаемых органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области в рамках исполнения отдельных государственных полномочий Московской области в области земельных отношений.
28.02.2023 г. по результатам выезда специалистов управления земельно-имущественных отношений Администрации на земельный участок с КN 50:29:0030106:21 было установлено и зафиксировано соответствующим Актом осмотра следующее:
- подъезд к земельному участку имеется;
- земельный участок не огорожен;
- в границах земельного участка отсутствуют водоемы, пруды, обводненные карьеры;
- на земельном расположены:
нежилое здание - склад, с КN 50:29:0030106:387, площадью 148,2 кв.м. (собственность, 50- 50-29/014/2014-124 от 28.03.2014);
нежилое здание - складское здание, с КN 50:29:0030106:724, площадью 431,4 кв.м. (собственность, 50-50-29/017/2012-171 от 20.03.2012);
сооружение - асфальтированная площадка, с КN 50:29:0030106:158, площадью 200 кв.м. (собственность, 50-50-29/017/2012-171 от 20.03.2012).
Сводным заключением Министерства имущественных отношений Московской области N 44-3 от 14.03.2023 г. Заявителю отказано в предоставлении испрашиваемой Государственной услуги по следующим причинам: площадь принадлежащего Заявителю объекта капитального строительства составляет менее 10 процентов от площади испрашиваемого земельного участка и не является необходимой для его эксплуатации (несоразмерной).
В соответствии с правовым подходом, изложенным в определении Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2015 N 309-ЭС15-11394, площадь подлежащего предоставлению земельного участка подлежит определению исходя из его функционального использования исключительно для эксплуатации расположенных на нем объектов и должна быть соразмерна площади объектов недвижимого имущества.
В определении Верховного Суда Российской Федерации от 06.03.2017 N 305-КГ16-16409 указано, что при предоставлении в собственность хозяйствующего субъекта арендуемого им земельного участка без публичных торгов орган государственной власти обязан учитывать потребность в данном земельном участке, исходя из назначения объекта недвижимости, расположенного на участке, градостроительных и иных требований, предъявляемых к эксплуатируемым объектам недвижимости, а также проектов планировки и развития территории соответствующего населенного пункта.
Согласно правовой позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в постановлении от 01.03.2011 N 13535/10, собственник объекта недвижимости, требующий предоставления земельного участка под объектом в собственность, должен представить доказательства, подтверждающие необходимость использования земельного участка испрашиваемой площади для эксплуатации приобретенных объектов недвижимого имущества, в том числе в заявленных целях.
В обоснование заявленных доводов предпринимателем в материалы дела было представлено техническое заключение N 129/23 от 11.05.2023 об определение площади земельного участка, необходимого для обслуживания зданий.
Апелляционный суд полагает, что указанное заключение не подтверждает соразмерность спорного земельного участка, ввиду следующего.
Из представленных Заявителем доказательств следует, что на спорном земельном участке расположены принадлежащие ему на праве собственности: нежилое здание - склад, с КN 50:29:0030106:387. площадью 148,2 кв.м.; нежилое здание - складское здание, с КN 50:29:0030106:724, площадью 431,4 кв.м.; сооружение - асфальтированная площадка, с КN 50:29:0030106:158, площадью 200 кв.м.
Площадь спорного земельного участка с КN 50:29:0030106:21, испрашиваемого в собственность, составляет 8 000 кв.м.
Ввиду того, что сооружение - асфальтированная площадка не является самостоятельным объектом недвижимости, а представляет собой улучшение земельного участка, самостоятельных назначений и функций по отношению к земельному участку не имеет и не может быть использована независимо от него, его площадь не может учитываться при расчете соразмерности площади расположенных на земельном участке объектов недвижимости и площади такого участка.
Таким образом, суммарная площадь принадлежащих на праве собственности Заявителю объектов недвижимости составляет 579,6 кв.м., что составляет 7,2% от площади испрашиваемого в собственность земельного участка. Площадь земельного участка превышает площадь объектов недвижимости в 13,8 раз.
На основании заявления ИП Дрозда П.В. был подготовлен Градостроительный план земельного участка (ГПЗУ) N РФ-50-3-72-0-00-2022-22482 в отношении земельного участка с КN 50:29:0030106:21.
Согласно ГПЗУ Земельный участок частично расположен в границах ограничений прав на земельный участок, предусмотренных статьями 56, 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации (распоряжение "Об утверждении границ охранных зон газораспределительных сетей, расположенных в Воскресенском муниципальном районе" от 08.02.2012 N 54-РМ выдан: Министерство экологии и природопользования Московской области), площадью 457 кв. м. Содержание ограничения (обременения): охранные зоны газораспределительных сетей.2 Согласовать размещение объектов капитального строительства в соответствии с действующим законодательством. При строительстве, реконструкции объекта капитального строительства вне границ приаэродромной территории необходимо соблюдать требования пункта 61 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации.
На чертеже ГПЗУ схематично указано прохождение охранной зоны газораспределительных сетей, которая налагает определенные ограничения на размещение в такой зоне объектов недвижимости. Однако, размеры указанной охранной зоны являются незначительными при их сопоставлении с общей площадью земельного участка и не обосновывают невозможность осуществления Заявителем большего процента его застройки, чем в настоящий момент.
Таким образом, в случае, предусмотренном п.п. 6 п. 2 ст. 39.3, п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ, исключительное право собственника объекта недвижимости распространяется только на часть земельного участка, занятого этим объектом и необходимого для его использования, в связи, с чем должна быть определена потребность в данном участке с учетом функционального назначения объекта недвижимости, градостроительных и иных требований, предъявляемых к эксплуатируемому объекту недвижимости.
Предоставление земельного участка из публичной собственности в большем размере может свидетельствовать о его выкупе собственником здания, в обход установленной законом процедуры (ст. 217 ГК РФ, ст. 39.20 ЗК РФ).
Сам по себе факт предоставления Заявителю в аренду земельного участка площадью 8 000 кв.м. для размещения складских помещений не дает безусловного права последнему при возведении объекта недвижимости испрашивать участок той же площади, кроме того, площадь участка, предоставленного под строительство объекта, не во всех случаях равна или предопределяет площадь участка необходимую для последующей эксплуатации уже возведенных объектов.
Кроме того, апелляционный суд отмечает, что вступившим в законную силу постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2020 по делу N А41-66867/2019 было отказано в удовлетворении требований предпринимателя о признании незаконным решения от 14.06.2019 г. N 1593/030 об отказе в предоставлении Государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов"; обязании в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу направить заявителю договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:29:0030106:21 площадью 8000 кв. м, расположенного по адресу: Московская обл., Воскресенский район, п. Белоозерский, ул. Коммунальная, 14.
Основанием для вынесения указанного постановления послужило то, что предпринимателем не подтверждено, что для эксплуатации объекта недвижимости площадью 498 кв. м необходим участок площадью 8000 кв. м. Равно как и обоснования того, что для эксплуатации объектов общей площадью 1938 кв. м необходимы земельные участки с кадастровыми номерами 50:29:0030106:21 и 50:29:0030106:4 площадью 9 864 кв. м.
В рамках настоящего дела также не представлено таких доказательств, равно как и доказательств каких либо существенных изменений площади или конфигурации застройки спорного земельного участка.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия.
В силу ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания арбитражным судом ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) незаконными, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Решение Администрации городского округа Воскресенск Московской области от 15.03.2023 г. N Р001-3319744265-69148973 об отказе в предоставлении Истцу земельного участка с КN 50:29:0030106:21 в собственность за плату без проведения торгов соответствует действующему законодательству и прав предпринимателя не нарушает. Соответственно, оснований для удовлетворения заявленных требований не имелось.
Исходя из изложенного, обжалуемое решение подлежит отмене, а заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 17.09.2023 по делу N А41-47523/23 отменить.
В удовлетворении исковых требований ИП Дрозда П.В. отказать.
Взыскать с ИП Дрозда П.В. (ИНН 500500509086) в доход федерального бюджета 3000 руб. государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Коновалов |
Судьи |
Л.В. Пивоварова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-47523/2023
Истец: Дрозд Павел Васильевич
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ВОСКРЕСЕНСК МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ВОСКРЕСЕНСК МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ