город Москва |
|
4 октября 2019 г. |
Дело N А40-317690/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01.10.2019 г.
Полный текст постановления изготовлен 04.10.2019 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Титовой И.А.
судей: Гончарова В.Я., Бодровой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Платоновым Д.М.,
рассматривает в судебном заседании апелляционную жалобу ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДИРЕКЦИЯ КОСМОДРОМА "ВОСТОЧНЫЙ"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 07.06.2019 г
по делу N А40-317690/2018
по иску ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ "ДИРЕКЦИЯ КОСМОДРОМА "ВОСТОЧНЫЙ" (ОГРН 1127746756631, ИНН 7702798320) к ФЕДЕРАЛЬНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ УНИТАРНОМУ ПРЕДПРИЯТИЮ "ГЛАВНОЕ ВОЕННО-СТРОИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПО СПЕЦИАЛЬНЫМ ОБЪЕКТАМ" (ОГРН 1037739019438, ИНН 7734003657), при участии третьих лиц не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР "ЭТАЛОН", Администрацию ЗАТО Циолковский (ОГРН 1022800760641 ИНН 2823001194).
При участии в судебном заседании:
от истца: Крячков Д.О. по доверенности от 13.06.2019.
от ответчика: Тригубец О.К по доверенности от 20.12.2018.
от третьих лиц: 1) не явился, извещен, 2) не явился, извещен.
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд г. Москвы обратилось ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДИРЕКЦИЯ КОСМОДРОМА "ВОСТОЧНЫЙ" с иском к ФЕДЕРАЛЬНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ УНИТАРНОМУ ПРЕДПРИЯТИЮ "ГЛАВНОЕ ВОЕННО-СТРОИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПО СПЕЦИАЛЬНЫМ ОБЪЕКТАМ" об обязании ФГУП "Главное военно-строительное управление по специальным объектам" в срок до 1 июля 2019 года произвести замену шести комплектов газоходов горизонтального и вертикального исполнения дымовых труб в соответствии с рекомендациями, изложенными в экспертном заключении о техническом состоянии газовоздушных трактов и вытяжных труб котельной
ГП-201.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 07.06.2019 г. в удовлетворении иска отказано.
Истец, не согласившись с принятым судебным актом обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить.
Представитель истца в судебное заседание явился, поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель ответчика в судебное заседание явился, просил оставить без изменения решение суда, представил отзыв.
Рассмотрев дело в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела, апелляционный суд не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене или изменению решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
При исследовании обстоятельств дела установлено, 14 июня 2013 года между Федеральным космическим агентством (Государственный Заказчик), ФКУ "Дирекция космодрома "Восточный" (Заказчик-застройщик) и ФГУП "Спецстройтехнологии" при Федеральном агентстве специального строительства" (Генподрядчик) был заключен государственный контракт N 874-ИВ006/13/203 на выполнение работ для федеральных государственных нужд "Космодром "Восточный". Строительство объектов жилищного фонда Российской Федерации с необходимой инженерной инфраструктурой, объектами социального и культурно-бытового обеспечения и благоустройством территории (Амурская область, Свободненский район, ЗАТО Углегорск)
Дополнительным соглашением N 11 от 21 июня 2017 г. к контракту изменено
наименование Генподрядчика - на ФГУП "ГВСУ по специальным объектам".
Дополнительным соглашением N 3 от 17.09.2014 к контракту Государственный
заказчик был исключен из числа сторон контракта, а Заказчик-застройщик (ФКУ "Дирекция космодрома "Восточный") стал именоваться, как Заказчик. Функции Государственного заказчика в полном объеме его прав и обязанностей были переданы Заказчику.
Государственный заказчик (Федеральное космическое агентство) в силу Указа Президента Российской Федерации от 28 декабря 2015 г. N 666 был упразднено с передачей всех прав Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос".
Государственный контракт, заключен в соответствии с подпрограммой "Создание обеспечивающей инфраструктуры космодрома "Восточный" федеральной целевой программы "Развитие российских космодромов на 2006 - 2015 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2012 г. N 188, распоряжением Президента Российской Федерации от 1 сентября 2009 г. N 562-рп "О единственном исполнителе подрядных работ при создании космодрома "Восточный".
Распоряжением Президента Российской Федерации от 01 сентября 2009 г. N 562-рп Спецстрой России был определен как единственный исполнитель подрядных работ по созданию космодрома "Восточный" (пункт 17 части 2 статьи 55 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"), а право на размещение заказов на выполнение данных работ предоставлено Госкорпорации "Роскосмос".
В соответствии с контрактом Генподрядчик взял на себя обязанность осуществить работы, необходимые для ввода объекта в эксплуатацию в соответствии с проектной и рабочей документацией и другими условиями контракта. Генподрядчик также обязался выполнить работы в соответствии с условиями контракта на свой риск собственными и/или привлеченными силами и средствами (п. 2.3 контракта).
Проектной документацией, в рамках заключенного контракта, была предусмотрено строительство котельной ГП-201 на объекте с шестью водогрейными котлами типа ТТ-100, обеспечивающей подачу теплоносителя на объекты жилищного фонда и соцкультбыта (жилые дома, дет.сад и пр.).
В соответствии с пунктом 15.2. Контракта "Гарантийные сроки на качество выполненных Работ, Материалов и Оборудования, смонтированного на Объекте, начинаются с даты подписания Акта приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией, и устанавливаются:
- на Оборудование - в соответствии с паспортом завода-изготовителя на это
Оборудование;
- на выполненные Работы - 5 лет.
Акт приемки законченного строительством объекта (Котельная ГП-201) приемочной комиссией от 30.06.2017 N 299 - акт утвержден 30.06.2017.
21 марта 2018 года было обнаружено разрушение газохода водогрейного котла N 4 котельной ГП-201. Также, на горизонтальных участках газоходов других котлов наблюдался провис труб, вследствие большого расстояния между опорами, о чем свидетельствует Рекламационный акт N Р-1 от 26 марта 2018 года. Для установления причин разрушение газохода котельной ГП-201, силами ООО "НТЦ "ЭТАЛОН" по заказу Ответчика проведено обследование, по результатам которого подготовлено соответствующее заключение от 4 сентября 2018 года (далее - Заключение по обследованию котельной ГП-201).
В ходе обследования, наряду с другими выявленными повреждениями, была
обнаружена деформация горизонтального участка газохода водогрейного котла N 3.
Состояние горизонтального участка газохода водогрейного котла N 4 было также
классифицировано как аварийное.
В соответствии с выводами, сделанными по результатам обследования, причиной возникновения деформаций горизонтальных участков явилась недостаточная несущая способность обечаек от воздействия атмосферного давления при возникновении разряжения в газоходе, создаваемого естественной тягой вертикального газоотводящего ствола.
Недостаточная несущая способность внутренних обечаек, обусловлена совокупностью следующих факторов:
- применение необоснованно заниженной толщины металла равной 1 мм для трубы высотой 60 м наряду с отсутствием компенсирующих мероприятий, обеспечивающих
необходимую жесткость конструкции;
- пониженной прочностью узлов сочленения соединительных элементов, вызванных продольными надрезами металлического листа на конце обечайки и деформацией внутрь с
помощью ручного ударного инструмента;
- завышенной величиной пролета между опорами и наличием прогиба участка газохода между опорами;
- разрушением соединительных хомутов в местах сочленения соединительных элементов.
Колебания, возникающие в обечайках газоходов, под воздействием пульсаций потока
уходящих газов при наличии прогиба участка газохода, дефектов и повреждений, указанных выше дополнительно ослабили прочность сочленения соединительных элементов, чем обусловлены деформации горизонтальных участков газоходов котлов N 3 и N 4 именно между опорами.
Подобная картина ослабления прочности сочленения соединительных участков, а,
следовательно, и снижения и без того недостаточной несущей способности обечаек
происходит и с газоходами котлов N 1,2, 5, 6.
Заказ материалов для строительства, в соответствии с государственным контрактом,
входит в обязанности Ответчика.
Ответчик поставил трубы металлические дымовые, изготовителем которых является
ООО "Завод металлотентовых конструкций "ТЕНКО".
В выданном заводом-изготовителем паспорте, в разделе "назначение изделия"
указано - "трубы металлические дымовые предназначенные для отвода дымовых газов
котельных установок, работающих на природном газе, мазуте, угле каменном и буром, и других видах топлива".
Однако, Заключением по обследованию котельной ГП-201 указано, что в нарушение требования таблицы Ц2 СП 28.13330.2012 "Защита строительных конструкций от коррозии", в качестве материала изготовления внутренних обечаек принята листовая легированная сталь марки AISI 430, соответствующая отечественной стали марки 12X17. Данные марки стали относятся к ферритному классу сталей и не обеспечивают требуемой коррозионной стойкости к серной кислоте, образующейся при сжигании мазута. Коррозионные повреждения внутренних обечаек ведут к дальнейшему снижению их несущей способности, в дальнейшем при появлении повреждений в виде сквозной коррозии листовой стали внутренних обечаек - к нарушению их герметичности.
На основании вышеуказанного Заключения по обследованию котельной ГП-201 20 сентября 2018 года был составлен рекламационный акт N 1/1.
Сочетание двух факторов: применение легированной стали ферритного класса марки AISI 430, не обладающей коррозионной стойкостью к серной кислоте, и толщины стенки внутренних обечаек равной 1 мм не обеспечивает показатели долговечности горизонтальных участков и вертикальных газоотводящих стволов, сопоставимых со сроком службы водогрейных котлов ТТ-100 N 1-6, который согласно паспорту, составляет 20 лет. При этом, согласно п. 3 табл. 14а СП 43.13330.2012 "Сооружения промышленных предприятий" рекомендуемый срок службы такого типа дымовых труб составляет 40 лет.
В заводских паспортах N 72 и N 73 на трубы металлические дымовые в разделе 5 "Сведения о приемке" указано, что "труба металлическая дымовая ТДСУ-100x3-60 м
изготовлена в соответствии с конструкторской и нормативно-технической документацией на данный тип трубы, соответствует ТУ 5263-004-87663900-2012 и признана годной для монтажа и эксплуатации", однако на данный тип трубы в указанных технических условиях завода-изготовителя ООО "ЗМТК "ТЭНКО", разработанных 10 апреля 2012 года, обозначение ТДСУ -отсутствует.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что о паспорт на заводское изделие "труба металлическая дымовая" содержит недостоверную информацию.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N 468 строительный контроль, осуществляемый подрядчиком, включает проверку качества строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования, поставленных для строительства объекта капитального строительства (пункт 5).
Также в соответствии со сводом правил организации строительства (СП 48.13330.2011) функциями подрядчика (генподрядчика) как лица, осуществляющего строительство, являются осуществление строительного контроля за соответствием применяемых строительных материалов и изделий требованиям технических регламентов, проектной и рабочей документации.
Истец утверждает, что Ответчик свои обязательства в части строительного контроля не исполнил, что привело к поставке материалов (изделий) несоответствующего качества.
На основании вышеизложенного следует, что Ответчик закупил и применил в
строительстве материалы, которые привели к разрушению двух газоходов, а также приведут к разрушению оставшихся четырех газоходов котельной ГП- 201.
В связи с чем истец просит обязать ФГУП "Главное военно-строительное управление по специальным объектам" в срок до 1 июля 2019 года произвести замену шести комплектов газоходов горизонтального и вертикального исполнения дымовых труб в соответствии с рекомендациями, изложенными в экспертном заключении о техническом состоянии газовоздушных трактов и вытяжных труб котельной ГП-201.
Ответчик утверждает что данное утверждение Истца не соответствует действительности. Согласно п.6.3.4 Контракта, до начала производства работ Истец обязан предоставить Ответчику всю необходимую документацию, в том числе рабочую документацию с штампом "В производство работ".
Пунктом 6.2.3 Контракта (раздел "Права и обязанности государственного заказчика") установлено, что Государственный заказчик обязан рассматривать образцы материалов, изделий и оборудования и документов, удостоверяющих их качество.
Истец выдал Ответчику в производство работ проектно-сметную документацию, предусматривающую строительство котельной ГП-201 с шестью водогрейными котлами.
Ответчик письмом от 27.10.2014 N 38/5268 сообщил Заказчику о наличии замечаний к проектной сметной документации (далее - ПСД) котельной ГП-201 и потребовал внести соответствующие изменения.
В свою очередь Истец выдал Ответчику в производство работ откорректированную ПСД от 13.01.2016, которая предусматривает применение соответствующих металлических труб (Р-3х1000 мм, Н-60-м; Р-2х450мм, Н-30-м).
Ответчик производил работы на основании выданной Истцом в производство работ
ПСД.
В соответствии с ч. 1 ст. 754 ГК РФ, подрядчик несет ответственность перед
заказчиком за допущенные отступления от требований, предусмотренных в технической документации и в обязательных для сторон строительных нормах и правилах, а также за недостижение указанных в технической документации показателей объекта строительства, в том числе таких, как производственная мощность предприятия.
Частью 2 ст. 755 ГК РФ установлено, что Подрядчик несет ответственность за
недостатки (дефекты), обнаруженные в пределах гарантийного срока, если не докажет, что они произошли вследствие нормального износа объекта или его частей, неправильной его эксплуатации или неправильности инструкций по его эксплуатации, разработанных самим заказчиком или привлеченными им третьими лицами.
Заключение о соответствии построенного объекта требованиям технических регламентов и проектной документации получено Ответчиком 30.12.2016 (далее -ЗОС), указанное ЗОС утверждено 119 Отделом государственного архитектурно-строительного надзора Минобороны России.
Согласно акту рабочей комиссии о приемке оборудования после комплексного
опробования (далее - Акт) от 11.04.2017 оборудование, входящее в состав сооружения ГП-201 котельной жилищного фонда г. Циолковский прошло комплексное опробование, включая необходимые пусконаладочные работы в течение 139 дней.
Решением рабочей комиссии, отраженным в Акте установлено, что комплекс
котельной ГП-201 считается готовым к эксплуатации на проектных параметрах.
Акт приемки законченного строительством объекта (Котельная ГП-201) N 299 утвержден приемочной комиссией 30.06.2017.
В соответствии с п. 15.8 Государственного контракта, Ответчик не несет
ответственности в период гарантийного срока за ущерб, причиненный объекту третьими лицами или ненадлежащей эксплуатацией объекта и оборудования.
Согласно данным, изложенным в заключении ООО "НТЦ "Эталон", причиной
деформации горизонтальных участков газоходов водогрейных котлов явилась, кроме
прочего, "недостаточная несущая способность обечаек от воздействия атмосферного
давления".
Указанный вывод указывает на наличие проектной ошибки, допущенной проектным институтом - ОАО "Ипромашпром", разработавшим проект строительства объекта.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного, заявителем апелляционной жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда г. Москвы.
Расходы по госпошлине распределяются в соответствии со ст. 110 АПК РФ и относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 07.06.2019 по делу N А40-317690/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Титова |
Судьи |
В.Я. Гончаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-317690/2018
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДИРЕКЦИЯ КОСМОДРОМА "ВОСТОЧНЫЙ"
Ответчик: ФГУП "ГЛАВНОЕ ВОЕННО-СТРОИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПО СПЕЦИАЛЬНЫМ ОБЪЕКТАМ"
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ЗАКРЫТОГО АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЦИОЛКОВСКИЙ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ, ООО "НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР "ЭТАЛОН"