г. Челябинск |
|
07 октября 2019 г. |
Дело N А76-11641/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 октября 2019 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Арямова А.А.,
судей Плаксиной Н.Г., Бояршиновой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Разиновой О.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Троицка Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 18.07.2019 по делу N А76-11641/2017.
В судебном заседании приняли участие представители:
закрытого акционерного общества "Троицкая энергетическая компания" - Сагоконь Д.А. (доверенность от 28.12.2018);
Администрации города Троицка Челябинской области - Бачанова Г.Г. (доверенность N 1 от 18.09.2019).
Закрытое акционерное общество "Троицкая энергетическая компания" (далее - ЗАО "ТЭК", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Администрации города Троицка Челябинской области (далее - Администрация) о признании незаконным постановления от 13.04.2017 N 703 "Об утверждении ежегодной актуализации схемы теплоснабжения Троицкого городского округа на период до 2029 года по состоянию на 2018 год".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Перспектива" (далее - ООО "Перспектива", третье лицо).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 18.07.2019 (резолютивная часть решения объявлена 11.07.2019) заявленные требования удовлетворены, оспоренное постановление Администрации признано незаконным. Также судом взысканы с Администрации в пользу общества судебные издержки по оплате экспертизы в сумме 140000 руб. и судебные расходы по оплате госпошлины в сумме 3000 руб. Кроме того, судом перечислены с депозита суда в пользу экспертной организации 140000 руб. и возвращены ООО "ТЭК" с депозита суда излишне уплаченные за производство экспертизы денежные средства в сумме 15000 руб.
Не согласившись с решением суда, Администрация обжаловала его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе Администрация просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на неправильное определение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, а также неправильное применение судом норм материального и процессуального права. Полагает недоказанным нарушение прав и законных интересов заявителя оспоренным постановлением, так как на момент принятия судебного акта срок действия этого постановления истек (постановление действовало до 31.12.2018).
В судебном заседании представитель Администрации доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель заявителя в судебном заседании против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве. Полагает решение суда законным и обоснованным.
Представители третьего лица, извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явился. Апелляционная жалоба рассмотрена без его участия.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, полагает необходимым руководствоваться следующим.
Из материалов дела следует, что ЗАО "ТЭК" зарегистрировано в качестве юридического лица 02.09.2008 за основным государственным регистрационным номером 1087418001483, является теплосетевой организацией центральной части города Троицка, и на основании договора о передаче имущества в субаренду от 18.11.2016 N 19-16/А владеет магистральными тепловыми сетями, а также центральной насосной станцией и оборудованием центральных тепловых пунктов (т.2 л.д.5-7).
30.12.2016 Администрацией вынесено постановление N 2689 "О проведении ежегодной актуализации схемы теплоснабжения Троицкого городского округа" (т.1 л.д.83), в котором отражено решение о проведении ряда мероприятий, необходимых для уведомления теплоснабжающих и теплосетевых организаций и иных лиц, с целью предоставления возможности представить предложения по актуализации схемы теплоснабжения Троицкого городского округа.
13.04.2017 Администрацией вынесено постановление N 703"Об утверждении ежегодной актуализации схемы теплоснабжения Троицкого городского округа на период до 2029 года по состоянию на 2018 год" (т.1 л.д.15).
Полагая это постановление незаконным и нарушающим права и законные интересы общества в сфере экономической деятельности, поскольку им изменен основной источник теплоснабжения в центральной части города Троицка (с филиала ПАО ОГК-2" Троицкая ГРЭС на газовую котельную мощностью 120 МВт, расположенную в промышленном районе пос. Южный) и в то же время не приведены новые параметры к указанному источнику, заявитель обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался выводом о наличии совокупности обстоятельств, свидетельствующих о недействительности оспоренного постановления.
В соответствии с пунктом 2 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), арбитражные суды рассматривают дела об оспаривании ненормативных правовых актов и действий органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ст.201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, незаконными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа отнесена в том числе организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 4.2 части 1 статьи 17 этого же Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ).
Пунктом 1 части 1 статьи 6 Закона N 190-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях отнесена организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов.
Пунктом 20 статьи 2 Закона N 190-ФЗ (в редакции, действовавшей на дату вынесения оспариваемого постановления) определено, что схема теплоснабжения - это документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования системы теплоснабжения, ее развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Статьей 23 Закона N 190-ФЗ определен порядок организации развития систем теплоснабжения поселений и городских округов. В силу этой статьи развитие системы теплоснабжения поселения или городского округа осуществляется на основании схемы теплоснабжения, которая должна соответствовать документам территориального планирования поселения или городского округа, в том числе схеме планируемого размещения объектов теплоснабжения в границах поселения или городского округа (часть 2). Уполномоченные в соответствии с этим Федеральным законом органы должны осуществлять разработку, утверждение и ежегодную актуализацию схем теплоснабжения, которые должны содержать: 1) определение условий организации централизованного теплоснабжения, индивидуального теплоснабжения, а также поквартирного отопления; 2) решения о загрузке источников тепловой энергии, принятые в соответствии со схемой теплоснабжения; 3) графики совместной работы источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, и котельных, в том числе график перевода котельных в "пиковый" режим функционирования; 4) меры по консервации избыточных источников тепловой энергии; 5) меры по переоборудованию котельных в источники комбинированной выработки электрической и тепловой энергии; 6) радиус эффективного теплоснабжения, позволяющий определить условия, при которых подключение (технологическое присоединение) теплопотребляющих установок к системе теплоснабжения нецелесообразно вследствие увеличения совокупных расходов в указанной системе; 7) оптимальный температурный график и оценку затрат при необходимости его изменения; 8) иные меры, предусмотренные правилами, определяющими требования к содержанию схем теплоснабжения и порядку их разработки, в целях достижения установленных в инвестиционных программах организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации плановых значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения (часть 3).
В силу части 7 статьи 23 Закона N 190-ФЗ требования к содержанию схем теплоснабжения и порядку их разработки определяются правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 N 154 утверждены Требования к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения (далее - Требования).
В соответствии с указанными Требованиями, требования к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения определяют также требования к порядку их актуализации (пункт 1). Схема теплоснабжения подлежит ежегодно актуализации в отношении следующих данных: а) распределение тепловой нагрузки между источниками тепловой энергии в период, на который распределяются нагрузки; б) изменение тепловых нагрузок в каждой зоне действия источников тепловой энергии, в том числе за счет перераспределения тепловой нагрузки из одной зоны действия в другую в период, на который распределяются нагрузки; в) внесение изменений в схему теплоснабжения или отказ от внесения изменений в части включения в нее мероприятий по обеспечению технической возможности подключения к системам теплоснабжения объектов капитального строительства; г) переключение тепловой нагрузки от котельных на источники с комбинированной выработкой тепловой и электрической энергии в весенне-летний период функционирования систем теплоснабжения; д) переключение тепловой нагрузки от котельных на источники с комбинированной выработкой тепловой и электрической энергии в отопительный период, в том числе за счет вывода котельных в пиковый режим работы, холодный резерв, из эксплуатации; е) мероприятия по переоборудованию котельных в источники комбинированной выработки электрической и тепловой энергии; ж) ввод в эксплуатацию в результате строительства, реконструкции и технического перевооружения источников тепловой энергии и соответствие их обязательным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и проектной документации; з) строительство и реконструкция тепловых сетей, включая их реконструкцию в связи с исчерпанием установленного и продленного ресурсов; и) баланс топливно-энергетических ресурсов для обеспечения теплоснабжения, в том числе расходов аварийных запасов топлива; к) финансовые потребности при изменении схемы теплоснабжения и источники их покрытия (пункт 22). Актуализация схем теплоснабжения осуществляется в соответствии с требованиями к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения (пункт 23). Уведомление о проведении ежегодной актуализации схемы теплоснабжения размещается не позднее 15 января года, предшествующего году, на который актуализируется схема. Актуализация схемы теплоснабжения должна быть осуществлена не позднее 15 апреля года, предшествующего году, на который актуализируется схема. Предложения от теплоснабжающих и теплосетевых организаций и иных лиц по актуализации схемы теплоснабжения принимаются до 1 марта (пункт 24).
Спорным постановлением Администрация в пределах своей компетенции приняла решение об актуализации схемы теплоснабжения городского округа по состоянию на 2018 год, которым в частности изменен основной источник теплоснабжения в центральной части города - с филиала ПАО "ОГК-2" Троицкая ГРЭС на газовую котельную мощностью 120 МВт, расположенную в промышленной зоне пос. Южный.
В силу части 3 статьи 18 Закона N 190-ФЗ в схеме теплоснабжения должны быть определены условия, при наличии которых существует возможность поставок тепловой энергии потребителям от различных источников тепловой энергии при сохранении надежности теплоснабжения. При наличии таких условий распределение тепловой нагрузки между источниками тепловой энергии осуществляется на конкурсной основе в соответствии с критерием минимальных удельных переменных расходов на производство тепловой энергии источниками тепловой энергии, определяемыми в порядке, установленном основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, на основании заявок организаций, владеющих источниками тепловой энергии, и нормативов, учитываемых при регулировании тарифов в области теплоснабжения на соответствующий период регулирования.
Согласно пункту 4 Требований, в схему теплоснабжения включаются следующие разделы: а) раздел 1 "Показатели перспективного спроса на тепловую энергию (мощность) и теплоноситель в установленных границах территории поселения, городского округа"; б) раздел 2 "Перспективные балансы тепловой мощности источников тепловой энергии и тепловой нагрузки потребителей"; в) раздел 3 "Перспективные балансы теплоносителя"; г) раздел 4 "Предложения по строительству, реконструкции и техническому перевооружению источников тепловой энергии"; д) раздел 5 "Предложения по строительству и реконструкции тепловых сетей"; е) раздел 6 "Перспективные топливные балансы"; ж) раздел 7 "Инвестиции в строительство, реконструкцию и техническое перевооружение"; з) раздел 8 "Решение об определении единой теплоснабжающей организации (организаций)"; и) раздел 9 "Решения о распределении тепловой нагрузки между источниками тепловой энергии"; к) раздел 10 "Решения по бесхозяйным тепловым сетям".
Из содержания оспоренного постановления усматривается, что актуализация схемы теплоснабжения по состоянию на 2018 год не содержит разделов приведенных выше N N 1, 2, 3, 4, 5, 7. Это обстоятельство по существу не оспаривается и Администрацией. По мнению Администрации, для нового источника (газовой котельной) применимы параметры, определенные для предыдущего источника теплоснабжения.
В целях проверки этого довода судом первой инстанции назначено проведение судебной экспертизы. На разрешение эксперта судом поставлены вопросы: 1) Соответствуют ли характеристики газовой котельной мощностью 120 МВт, в том числе тепловые режимы, гидравлические режимы, параметрам, указанным в схеме теплоснабжения Троицкого городского округа Челябинской области на период до 2029 года, утвержденной постановлением администрации г. Троицка от 28.10.2013 N 1819? 2) В случае наличия несоответствий, в чем они выражаются? 3) Какие разделы схемы теплоснабжения подлежали изменению в связи с определением в качестве источника теплоснабжения центральной части г. Троицк газовой котельной мощностью 120 МВт?
В соответствии с заключением эксперта ООО "Техноком-Инвест" (т.17 л.д.26-60): 1) Характеристики газовой котельной мощностью 120 МВт, в том числе тепловые режимы, гидравлические режимы, параметрам, указанным в схеме теплоснабжения Троицкого городского округа Челябинской области на период до 2029 года, утвержденной постановлением администрации г. Троицка от 28.10.2013 N 1819, не соответствуют. 2) Выявлены несовпадающие параметры: разный температурный режим тепловых сетей и газовой котельной, разные значения перепадов давления (негативное влияние на долговечность и надежность сетей), разный расход теплоносителя и разное количество тепловой энергии на тепловых сетях и у газовой котельной. 3) В связи с определением в качестве источника теплоснабжения газовой котельной подлежат изменению следующие разделы схемы теплоснабжения:
- раздел 3. Общие данные. Описать температурный режим, указать гидравлические режимы, указать значения расхода теплоносителя и количества тепловой энергии;
- раздел 4. Источники теплоснабжения. Дополнить информацию из проекта в схему теплоснабжения о новой газовой котельной.
При изменении разделов 3, 4 схемы теплоснабжения и утверждении проекта газовой котельной потребуется внести изменения и в сопутствующие разделы: раздел 5 (Целевые показатели развития теплоснабжения города), раздел 6 (Система критериев доступности услуг теплоснабжения для потребителей муниципального образования г. Троицк), раздел 7 (Технико-экономические показатели теплоснабжающих и теплосетевых организаций муниципального образования города Троицк), раздел 10 (Показатели перспективного спроса на тепловую энергию (мощность) и теплоноситель в установленных границах территории поселения, городского округа), раздел 11 (Перспективные балансы тепловой мощности источников тепловой энергии и тепловой нагрузки поселений), раздел 12 (Перспективные балансы теплоносителя), раздел 13 (Предложения по строительству, реконструкции и техническому перевооружению источников тепловой энергии), раздел 14 (Предложения по строительству и реконструкции тепловых сетей), раздел 15 (Перспективные топливные балансы), раздел 18 (Заключение).
Поскольку указанное заключение подготовлено лицом, компетенция которого подтверждена надлежащими документами, выводы эксперта должным образом обоснованы и непротиворечивы, доказательств, опровергающих эти выводы Администрацией в материалы дела не представлено, такое заключение обосновано принято судом первой инстанции в качестве надлежащего доказательства по делу.
Таким образом, довод Администрации о возможности применения для нового источника (газовой котельной) параметров, определенных для предыдущего источника теплоснабжения, указанным экспертным заключением опровергнуты, а потому отсутствие в оспоренном постановлении при изменении основного источника теплоснабжения разделов N N 1, 2, 3, 4, 5, 7 пункта 4 Требований свидетельствует о несоответствии такого постановления нормативным требованиям.
При этом спорным постановлением фактически созданы препятствия в осуществлении хозяйственной деятельности заявителю, который является теплосетевой организацией центральной части города Троицка, и деятельность которого зависит от параметров эксплуатации основного источника теплоснабжения. Отсутствие надлежащей схемы теплоснабжения лишает заявителя возможности своевременной модернизации собственных тепловых сетей и оборудования для реализации возможности перехода на новый основной источник теплоснабжения, возможности учесть мероприятия по такой модернизации в тарифных решениях (постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 установлена необходимость предоставления тарифных материалов до 30 апреля), возможности разработать проекты инвестиционных и производственных программ.
Факт истечения срока действия оспоренного постановления на момент рассмотрения дела судом (на что ссылается податель апелляционной жалобы) не исключает возможность нарушения этим постановлением прав и законных интересов заявителя в период действия постановления.
Таким образом, суд апелляционной инстанции полагает подтвержденным совокупность обстоятельств, свидетельствующих об обоснованности заявленных требований о признании постановления от 13.04.2017 N 703 недействительным.
Выводы суда первой инстанции основаны на законе и соответствуют представленным в материалы дела доказательствам, оснований для их переоценки не имеется.
Судебные расходы распределены судом первой инстанции в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из результатов рассмотрения спора.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба Администрации - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 18.07.2019 по делу N А76-11641/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Троицка Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.А. Арямов |
Судьи |
Н.Г. Плаксина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-11641/2017
Истец: ЗАО "Троицкая энергетическая компания"
Ответчик: Администрация г. Троицка Челябинской области
Третье лицо: ООО "ПЕРСПЕКТИВА", ООО "Техноком - Инвест" эксперту - Рожкову Сергею Владимировичу, ООО "Техноком-инвест"