г. Чита |
|
07 октября 2019 г. |
Дело N А19-10905/2019 |
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифорюк Е.О.,
рассмотрев апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г. Иркутска на решение Арбитражного суда Иркутской области от 18 июля 2019 года по делу N А19-10905/2019, рассмотренному в порядке упрощенного производства по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Спецавто-Транзит" (ОГРН: 1080317000312, ИНН: 0313005769; адрес: 64047, Иркутская область, город Иркутск, улица Карла Либкнехта, 125, 501) к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г. Иркутска (ОГРН: 1103850018425, ИНН: 3808214697, адрес: 664007, область Иркутская, город Иркутск, улица Декабрьских событий, дом 88) о признании незаконным решения от 27.03.2019N 048S19190004637,
(суд первой инстанции - Л.В. Назарьева),
без вызова сторон в судебное заседание
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Спецавто-Транзит" (далее - заявитель, ООО "Спецавто-Транзит", Общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г. Иркутска (далее - ответчик, Пенсионный фонд) о признании незаконным решения от 27.03.2019N 048S19190004637.
Решением Арбитражного суда Иркутской области заявленные требования удовлетворены. Решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г. Иркутска о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 27.03.2019 N 048S19190004637, как несоответствующие Федеральному закону от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" признано незаконным. Суд обязал Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г. Иркутска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью "Спецавто-Транзит".
Взыскано с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г. Иркутска в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Спецавто-Транзит" расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 руб.
В обосновании суд первой инстанции указал, что сведения по форме СЗВ-М за отчетный период - август 2018 года были предоставлены Обществом ответчику на следующий день (18.09.2018) после подключения электроэнергии и восстановления работы сервера (сети "Интернет"). Достаточных и безусловных доказательств непринятия Обществом мер, направленных на исполнение соответствующей обязанности по своевременному представлению сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета по каналам электронной связи либо почтой Пенсионным фондом не представлено.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Иркутской области от 18.07.2019 г. по делу N А19-10905/2019 отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе удовлетворении заявленных требований.
Полагает, что в действиях общества имеется состав вменяемого нарушения, при этом законодательство об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования не содержит норм, позволяющих учесть наличие смягчающих обстоятельств при определении размера финансовых санкций, территориальные органы Пенсионного фонда не наделены полномочиями по снижению сумм штрафов в связи с наличием смягчающих обстоятельств.
На апелляционную жалобу поступил отзыв общества, в котором оно соглашается с выводами суда первой инстанции и просит оставить его решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассматривается без проведения судебного заседания.
Согласно части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с положениями пункта 47 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 18.04.2017 года N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, по результатам проведения Пенсионным фондом проверки правильности заполнения, полноты и своевременности представления Обществом сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктами 2- 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) сделан вывод о непредставлении страхователем в установленный срок сведений за отчетный период - август 2018 года в отношении 15 застрахованных лиц.
Результаты проверки отражены в акте о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 07.02.2019 N 048S18190002146.
Решением Пенсионного фонда от 27.03.2019 N 048S19190004637 Общество привлечено к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2-2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, с назначением штрафа в размере 7500 руб.
Требованием от 22.04.2019 N 048S01190006569 Обществу предложено в срок до 16.05.2019 в добровольном порядке уплатить финансовые санкции.
Не согласившись с решением Пенсионного фонда от 27.03.2019 N 048S19190004637, посчитав его не соответствующим закону и нарушающим права и законные интересы Общества, заявитель обратился в Арбитражный суд Иркутской области с настоящим требованием.
Решением Арбитражного суда Иркутской области заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, фонд обратился в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
Рассматривая дело, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
На основании статьи 1 Закона N 27-ФЗ, статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ), Общество является страхователем в сфере обязательного пенсионного страхования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а также сведения, предусмотренные пунктом 2.3 настоящей статьи, - в налоговые органы по месту их учета.
Сроки представления указанных сведений, а также перечень представляемых сведений установлены в пункте 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ Страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В силу статей 8, 9, 15 Закона N 27-ФЗ указанные сведения предоставляются в соответствующий орган Пенсионного фонда, к которому относится территориальный орган Пенсионного фонда по месту регистрации лица в качестве страхователя.
Статьей 16 Закона N 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Индивидуальные сведения представляются страхователями в письменной или электронной форме в соответствии с Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н и Инструкцией по заполнению форм документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31.07.2006 N 192 п.
В силу абзаца 11 статьи 1 Закона N 27-ФЗ отчетный период - период, за который страхователь представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета. Отчетными периодами признаются месяц, первый квартал, полугодие, девять месяцев и календарный год.
Абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ установлено, что за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Как правильно установлено судом первой инстанции, за отчетный период - август 2018 года последним днем представления сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ является 17.09.2018 (с учетом нерабочих дней).
Обществом за отчетный период - август 2018 года представлена Пенсионному фонду исходная форма СЗВ-М на 15 застрахованных лиц 18.09.2018, что подтверждается извещением о доставке от 18.09.2018, протоколом проверки от 18.09.2018.
Таким образом, Пенсионным фондом сделан вывод о том, что Общество представило исходную форму СЗВ-М за отчетный период - август 2018 года после установленного срока в нарушение части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, что повлекло за собой применение к страхователю штрафных санкций за непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
Суд первой инстанции обоснованно не согласился с выводами пенсионного фонда в связи со следующим.
С 1 января 2017 года вопросы исчисления и уплаты страховых взносов, в том числе на обязательное пенсионное страхование, регулируются главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Соответственно при установлении ответственности и назначении наказания возможно руководствоваться главой 15 данного Кодекса.
В силу статьи 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое налоговым кодексом установлена ответственность.
В силу пункта 1 статьи 108 НК РФ никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом.
Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица (пункт 6 статьи 108 НК РФ).
В соответствии со статьей 109 НК РФ, налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения при отсутствии события налогового правонарушения, либо при отсутствии его вины в совершении налогового правонарушения.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 111 НК РФ обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении правонарушения, признаются иные, не предусмотренные подпунктами 1-3 пункта 1 статьи 111 НК РФ обстоятельства, которые могут быть признаны судом или налоговым органом, рассматривающим дело, исключающими вину лица совершении правонарушения.
Исходя из изложенного, право установления и оценки обстоятельств, исключающих ответственность, принадлежит суду, который по своему усмотрению может признать таковым обстоятельство, установленное им в ходе судебного разбирательства.
Привлекая страхователя к ответственности, Пенсионный фонд обязан установить наличие в его действиях (бездействии) вины, как обязательного элемента состава правонарушения.
Таким образом, привлекая общество к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ, Пенсионный фонд должен не только констатировать факт несвоевременного представления сведений, но и обязан был определить все элементы состава данного правонарушения, в том числе наличие вины страхователя.
Из пояснений заявителя следует, что юридическим и фактическим адресом Общества является: г. Иркутск, ул. Карла Либкнехта, дом 125, офис 501. По указанному адресу располагаются и информационные ресурсы Общества (сервер), на котором хранится вся информация о деятельности заявителя, в том числе и та, которая необходима для составления и направления отчетности ответчику. Техническая возможность отправки отчетности из других мест у Общества отсутствует.
В день отправки спорной отчетности Пенсионному фонду (17.09.2018) на территории Общества по адресу: г. Иркутск, ул. Карла Либкнехта, дом 125 произошло аварийное отключение электроэнергии, что повлекло за собой неисправность сетевого оборудования (не работали локальная сеть, "Интернет"), в связи с этим невозможно было 17.09.2018 отправить сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования (форма СЗВ-М), как в электронном виде, так и почтой на бумажном носителе (невозможно было распечатать отчетность). Данный факт подтверждает ООО "Управляющая компания Актив" письмом от 05.10.2018, справкой от 18.10.2018 исх. N 2018/01/101 об отсутствии электроэнергии.
Сведения по форме СЗВ-М за отчетный период - август 2018 года были предоставлены Обществом ответчику на следующий день (18.09.2018) после подключения электроэнергии и восстановления работы сервера (сети "Интернет").
Как правильно указывает суд первой инстанции, достаточных и безусловных доказательств непринятия Обществом мер, направленных на исполнение соответствующей обязанности по своевременному представлению сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета по каналам электронной связи либо почтой Пенсионным фондом не представлено. Причина непредставления сведений является объективной и исключительной, по указанной причине (отсутствие электроэнергии и неисправность сетевого оборудования), по независящим от воли заявителя обстоятельствам Общество не имело возможности представить необходимые сведения. Наличия в действиях страхователя (его должностных лиц) признаков, указывающих об обратном, ответчиком не доказано.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о признании данной причины невозможности представления спорных сведений обстоятельством, исключающим вину общества в совершении правонарушения, предусмотренного абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ. Поскольку вина в непредставлении сведений в установленный срок отсутствует, Общество не может быть привлечено к ответственности по статье 17 Закона N 27-ФЗ.
Доводы апелляционной жалобы о том, что состав правонарушения фондом доказан, отклоняются, поскольку в решении пенсионного фонда выводов о влиянии данных обстоятельств на наличие или отсутствие вины общества не имеется.
Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что у Пенсионного фонда отсутствовали правовые основания для привлечения заявителя к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ, решение Пенсионного фонда не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поэтому требование заявителя подлежит удовлетворению.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268 - 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 18 июля 2019 года по делу N А19-10905/2019, рассмотренному в порядке упрощенного производства, оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Председательствующий |
Е.О.Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-10905/2019
Истец: ООО "СпецАвто-транзит"
Ответчик: ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в Октябрьском районе города Иркутска