город Ростов-на-Дону |
|
07 октября 2019 г. |
дело N А53-751/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 октября 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Ильиной М.В., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беляевой И.Н.,
при участии:
от заявителя: представитель Савицкий В.В. по доверенности от 30.08.2019,
от заинтересованного лица: представители Рябцев И.Г. по доверенности от 28.01.2019, Грибков В.В. по доверенности от 04.02.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия "Главный центр специальной связи"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 18.07.2019 по делу N А53-751/2019, принятое судьей Паутовой Л.Н.
по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "Главный центр специальной связи" к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Ростовской области о признании недействительным приказа,
УСТАНОВИЛ:
федеральное государственное унитарное предприятие "Главный центр специальной связи" (далее - ФГУП "ГЦСС", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Ростовской области (далее - Управление Росгвардии) о признании недействительными пунктов 6.2, 7, 11.1, 11.2, 13 (абзац 1 исключая учредительные документы) приказа от 26.12.2018 N 787.
Решением от 18.07.2019 суд отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, ФГУП "ГЦСС" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе предприятие просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что проверка деятельности ФГУП ГЦСС по перевозке секретной корреспонденции и деятельность по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений возможна с участием или разрешения органа выдавшего лицензию; предприятие не осуществляет охранную деятельность.
Представитель Федерального государственного унитарного предприятия "Главный центр специальной связи" в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить и удовлетворить заявленные требования.
Представители Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Ростовской области в судебном заседании возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, считая решение суда законным по доводам представленного отзыва.
В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв до 16 час. 40 мин. 01.10.2019. После перерыва судебное заседание продолжено.
По ходатайству Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Ростовской области к материалам дела приобщена копия поручения Правительства Российской Федерации от 03.12.2018.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, в целях реализации полномочий войск национальной гвардии Российской Федерации, предусмотренных пунктом 23 части 1 статьи 9 Федерального закона от 03.07.2016 N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации", в соответствии с поручением заместителя председателя Правительства Российской Федерации от 03.12.2018 N ЮБ-П4-8547 и указанием Росгвардии Российской Федерации от 13.12.2018 N 1/11047 Врио начальника Управления Росгвардии по Ростовской области был издан приказ от 26.12.2018 N 787 "О проведении внеплановой выездной проверки Управления специальной связи по Ростовской области филиала ФГУП "Главный центр специальной связи".
Приказ содержит, в том числе следующие пункты:
6.1 Настоящая проверка проводится с целью реализации поручения заместителя председателя Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2018 г. N ЮБ-П4-8547 и указания Росгвардии России от 13 декабря 2018 г. N 1/11047.
6.2 Задачей настоящей проверки является осуществление контроля и оценки соблюдения Управлением обязательных требований при организации и осуществлении деятельности по оказанию услуг специальной связи, включая прием, обработку, хранение, перевозку, доставку (вручение) отправлений и грузов и в случае выявления нарушений их устранение в установленном порядке.
7. Предметом настоящей проверки является соблюдение Управлением обязательных требований; при организации и осуществлении деятельности по оказанию услуг специальной связи, включая прием, доставку (вручение) отправлений и обработку, хранение, перевозку, грузов.
11.1 Проверить организационно-распорядительные документы (акты), определяющие правовое положение Управления и регламентирующие осуществление деятельности по оказанию услуг специальной связи, включая прием, доставку (вручение) отправлений и обработку, хранение, перевозку, грузов.
11.2 Проверить осуществление Управлением деятельности по обеспечению сохранности объектов почтовой связи, почтовых отправлений, иных грузов и денежных средств.
13. Определить, перечень документов, представление которых юридическим лицом необходимо для достижения целей и задач проведения проверки:
учредительные документы и разрешительные документы на осуществление деятельности по оказанию услуг специальной связи, включая прием, обработку, хранение, перевозку, доставку (вручение) отправлений и грузов;
служебная документация по организации охраны;
документы, подтверждающие отсутствие ограничений у работников при приеме на работу;
нормативные правовые и иные акты, регламентирующие охранную деятельность и организацию охраны объектов, а также оборот оружия и специальных средств;
документы по обеспечению порядка учета, хранения, ношения, выдачи, использования, транспортировки, перевозки и уничтожения оружия и специальных средств;
выписки из утвержденного в установленном порядке перечня охраняемых объектов;
документы, подтверждающие прохождение работниками подразделения охраны профессиональной подготовки, а также периодической проверки на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств;
иные документы, установленные обязательными требованиями для исполнения работниками Управления и относящиеся к предмету проверки.
Считая незаконными пункты 6.2, 7, 11.1, 11.2, 13 (абзац 1 исключая учредительные документы) приказа от 26.12.2018 N 787, ФГУП "ГЦСС" обжаловало их в судебном порядке.
Согласно статье 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из положений ст. 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконными действий (акта) должностных лиц органа государственной власти необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемых действий (акта) закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя по делу.
Проверка осуществляется в порядке, установленном законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ).
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 14 Федерального закона N 294-ФЗ в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля указываются цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения.
В силу части 2 статьи 12 Федерального закона N 294-ФЗ выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности.
В статье 14 Федерального закона N 294-ФЗ предусмотрено, что проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Типовая форма распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
В части 2 указанной статьи установлены обязательные требования к содержанию распоряжения или приказа руководителя контролирующего органа, а именно: наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля; фамилии, имена, отчества, должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций; наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится; цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения; правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами; сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки; перечень административных регламентов проведения мероприятий по контролю, административных регламентов взаимодействия; перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки; даты начала и окончания проведения проверки.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации "Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации" от 05.04.2016 N 157 внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации были преобразованы в войска национальной гвардии Российской Федерации.
Подпунктом "а" пункта 14 названного Указа установлено, что до вступления в силу соответствующего федерального закона деятельность войск национальной гвардии Российской Федерации, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, а также лиц, проходящих военную службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и службу в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, осуществляется в соответствии с положениями федеральных законов, определяющих задачи внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации и полномочия полиции, права военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации и сотрудников полиции, а также порядок осуществления федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере оборота оружия и в сфере частной охранной деятельности и порядок осуществления вневедомственной охраны.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 2 Федерального закона от 03.07.2016 N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 226-ФЗ) на войска национальной гвардии возложена такая задача, как осуществление федерального государственного контроля (надзора) за оборотом гражданского, служебного и наградного оружия, боеприпасов к оружию, сохранностью и техническим состоянием боевого ручного стрелкового и служебного оружия, находящегося во временном пользовании у граждан и организаций; за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны.
В развитие положений, указанных в Законе, Президентом Российской Федерации издан Указ "О Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации" от 30.09.2016 N 510.
Пунктом 9 Положения о Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 2016 г. N 510 определено, что Росгвардия обеспечивает участие войск национальной гвардии в обеспечении федерального государственного контроля (надзора): за оборотом гражданского, служебного и наградного оружия, боеприпасов к оружию, сохранностью и техническим состоянием боевого ручного стрелкового и служебного оружия, находящегося во временном пользовании у граждан и организаций; за частной охранной и частной детективной деятельностью в Российской Федерации; за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса; за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны.
Согласно уставу ФГУП "Главный центр специальной связи", предприятие является организацией федеральной почтовой связи с особыми уставными задачами, обеспечивает потребности государства в пересылке секретных и иных специальных отправлений, действует в соответствии с положением о службе специальной связи Министерства связи Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.1994 N 1379-68, предприятие в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, в том числе Федеральным законом от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", Федеральным законом от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи", Федеральным законом от 07.07.2003 N126-ФЗ "О связи", Федеральным законом от 13.12.1996 N150-ФЗ "Об оружии", Законом Российской Федерации от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" и данным уставом.
Согласно пункту 2.3 Устава ФГУП "ГЦСС", основным видом деятельности предприятия является оказание услуг специальной связи. Наряду с основным видом деятельности предприятие также осуществляет иные виды деятельности, необходимые для достижения целей, указанных в пункте 2.1 Устава, в том числе прием, обработку, хранение, перевозку и доставку отправлений и грузов, содержащих сведения и материалы, относящиеся к государственной, служебной, коммерческой и иной охраняемой законодательством Российской Федерации тайне; драгоценные металлы и драгоценные камни от мест добычи до потребителей, изделия из них; иные ценные и особые грузы органов государственной власти, учреждений, организаций, предприятий и других юридических лиц.
В соответствии с положениями части 6 статьи 20 ФЗ "О почтовой связи" в целях обеспечения сохранности объектов почтовой связи, почтовых отправлений и денежных средств организации федеральной почтовой связи вправе иметь подразделения почтовой безопасности и охраны.
Указанные подразделения обеспечивают безопасность объектов почтовой связи, почтового транспорта и работников организаций почтовой связи, а также охрану почтовых отправлений и денежных средств, осуществляют меры по предотвращению случаев утрат и хищений почтовых отправлений и денежных средств, контролируют соблюдение ограничений в пересылке по сети почтовой связи предметов и веществ.
Согласно статье 12 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" Центральный банк Российской Федерации (в том числе Российское объединение инкассации), Сберегательный банк Российской Федерации, Главный центр специальной связи федерального органа исполнительной власти, на основании нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации имеют право получать во временное пользование в органах внутренних дел отдельные типы и модели боевого ручного стрелкового оружия для исполнения возложенных на них федеральным законом обязанностей, в том числе, по охране мест хранения денежных средств и ценностей, а также при транспортировании денежных средств и ценностей.
Как правильно указано судом первой инстанции, из системного толкования приведенных норм следует, что Росгвардия вправе осуществлять проверку в порядке государственного контроля (надзора) ФГУП "ГЦСС" в пределах своих полномочий, а именно за оборотом оружия, находящегося во временном пользовании ФГУП "ГЦСС", и за деятельностью подразделений охраны ФГУП "ГЦСС".
Типовая форма приказа на проведение проверки утверждена приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Пункт 6 Типовой формы приказа предусматривает обязательный пункт приказа - задачу проверки. Пункт 7 Типовой формы приказа предусматривает в качестве предмета проверки - соблюдение обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Пункты 6.2 и 7 приказа от 26.12.2018 N 787 предусматривают, что задачей и предметом проверки является проверка соблюдения ФГУП "ГЦСС" требований действующего законодательства по оказанию услуг специальной связи, включая прием, обработку, хранение, перевозку, доставку отправлений и грузов.
Перечисленные в подпунктах 6.2 и 7 приказа виды услуг ФГУП "ГЦСС" связаны с осуществлением деятельности в сфере оборота оружия, то есть оказание услуг специальной связи, в том числе прием, обработка, хранение, перевозка, доставка отправлений и грузов заявителем сопряжено с использованием выданного во временное пользование оружия.
В апелляционной жалобе предприятие указало, что проверка деятельности ФГУП ГЦСС по перевозке секретной корреспонденции и деятельность по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений возможна с участием или разрешения органа выдавшего лицензию.
Вместе с тем, в силу пункта 6 приказа проверка проводится с целью реализации поручения заместителя председателя Правительства РФ от 03.12.2018 N ЮБ-П4-8547 и указания Росгвардии России от 13.12.2018 N 1/11047.
Согласно поручению заместителя председателя Правительства РФ от 03.12.2018 N ЮБ-П4-8547 Росгвардии необходимо провести внеплановую проверку деятельности ФГУП "ГЦСС" в соответствии со сферой ведения.
В соответствии с пунктом 23 статьи 9 Федерального закона от 03.07.2016 N 226, войска национальной гвардии наделены полномочиями по осуществлению в порядке, установленном Правительством РФ, контроля за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны.
Таким образом, целью проверочных мероприятий в силу оспариваемого приказа является не проверка непосредственно деятельности по перевозке секретной корреспонденции, а проверка соблюдения требования законодательств в сфере оборота оружия при оказании вышеперечисленных услуг.
Судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что издавая приказ от 26.12.2018 N 787, Управление Росгвардии не подменяет уполномоченный орган по проверке услуг связи.
Доказательства того, что на основании и в соответствии с приказом должностными лицами Управления Росгвардии были осуществлены действия, не отвечающие компетенции данного органа, предприятием в материалы дела не представлены.
В силу статей 169-201 АПК РФ доказанность нарушения прав заявителя по делу является обязательным условием для удовлетворения требований, рассматриваемых в порядке главы 24 АПК РФ.
Оспариваемый приказ и его отдельные положения направлены на реализацию одной из функций и задач Росгвардии - контроль за соблюдением законодательства в сфере оборота оружия.
Издавая приказ от 26 декабря 2018 г. N 787, Управление Росгвардии руководствовалось принципами разграничения полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере деятельности и не посягало на единый технологический процесс, относящийся к услугам связи.
Согласно пункту 5 оспариваемого приказа, проверка проводится в рамках осуществления федерального государственного контроля за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений охраны.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ "Об оружии" Главный центр специальной связи федерального органа исполнительной власти, осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере почтовой связи, на основании нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации имеют право получать во временное пользование в территориальных органах федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборота оружия, отдельные типы и модели боевого ручного стрелкового оружия для исполнения возложенных на них федеральным законом обязанностей по охране объектов производства и хранения оружия, боеприпасов, боевой техники, особо опасных экологических производств, природы и природных ресурсов, мест изготовления и хранения денежных средств и ценностей, добычи, переработки и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней, дипломатических представительств Российской Федерации в иностранных государствах, других особо важных объектов, а также при транспортировании особо опасных грузов, оружия, боеприпасов, боевой техники, денежных средств и ценностей, дипломатической почты, корреспонденции, содержащей сведения, отнесенные к государственной тайне, и грузов, содержащих носители сведений, отнесенных к государственной тайне.
Данное право также закреплено в пункте 2 постановления Правительства Российской Федерации от 22 апреля 1997 года N 460 "О мерах по обеспечению юридических лиц с особыми уставными задачами боевым ручным стрелковым оружием".
В целях защиты охраняемых объектов почтовой связи, почтовых отправлений и денежных средств, а также здоровья и жизни людей работники организаций федеральной почтовой связи имеют право применять имеющиеся у них специальные средства и служебное оружие (статья 20 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 176). Применение специальных средств и служебного оружия работниками организаций федеральной почтовой связи осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 14 апреля 1999 года N 77-ФЗ "О ведомственной охране" для применения специальных средств и служебного оружия работниками ведомственной охраны. Кроме того работники, за которыми закреплено оружие обязаны проходить периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия, и иметь разрешение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборота оружия, или его территориального органа на хранение и ношение служебного оружия, а также ежегодно проходить химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.
Приказом МВД РФ от 29 июня 2012 года N 647 утверждено Положение о проведении органами внутренних дел Российской Федерации периодических проверок частных охранников и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств (далее - Положение).
Пунктом 12 Положения определено, что периодическая проверка включает в себя проверку теоретических знаний нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих охранную деятельность, оборот оружия и (или) специальных средств, а также устанавливающих особенности, запреты и ограничения их применения (12.1).
В пункте 21 Положения указано, что при опросе работников устанавливается знание ими федеральных законов, в том числе и статьи 20 Федерального закона от 7 июля 1999 г. N 176-ФЗ "О почтовой связи", статей 6, 9, 11, 13 - 17 Федерального закона от 14.04.1999 N 77-ФЗ "О ведомственной охране", а также пунктов 1 -4 Правил приобретения, хранения, учета, ремонта и уничтожения специальных средств, используемых работниками ведомственной охраны (Постановление Правительства Российской Федерации от 26 января 2000 г. N73), - в отношении работников организаций федеральной почтовой связи.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 17 июля 1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" прием от юридических лиц, осуществляющих деятельность в пределах установленных законодательством Российской Федерации полномочий, почтовых отправлений, содержащих относящиеся к государственной тайне сведения и предметы, драгоценные металлы и драгоценные камни, а также изделия из них, денежные знаки Российской Федерации и иностранную валюту, их перевозка и доставка осуществляются силами и средствами специальной связи федерального органа исполнительной власти, осуществляющего управление деятельностью в области связи.
Статьей 20 Федерального закона от 17 июля 1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" определено, что в целях обеспечения сохранности объектов почтовой связи, почтовых отправлений и денежных средств организации федеральной почтовой связи вправе иметь подразделения почтовой безопасности и охраны. Указанные подразделения обеспечивают безопасность объектов почтовой связи, почтового транспорта и работников организаций почтовой связи, а также охрану почтовых отправлений и денежных средств, осуществляют меры по предотвращению случаев утрат и хищений почтовых отправлений и денежных средств, контролируют соблюдение ограничений в пересылке по сети почтовой связи предметов и веществ.
Таким образом, отсутствие подразделения охраны не лишает филиал ФГУП "ГЦСС" в Ростовской области права выполнять функции по охране, возложенные на него в соответствии с законодательством.
В соответствии с п. 1.1. Устава ФГУП "Главный центр специальной связи", утвержденного приказом Федерального агентства связи от 29.12.2017 N 294, ФГУП "Главный центр специальной связи", является организацией федеральной почтовой связи с особыми уставными задачами.
Управление специальной связи по Ростовской области является обособленным подразделением ФГУП "ГЦСС" в Ростовской области (филиалом), представляет его интересы и осуществляет их защиту (п. 1.1 Положения о филиале).
В соответствии с п. 1 Положения о филиале на филиал возложены следующие обязанности:
- прием, обработка, хранение, перевозка и доставка отправлений и грузов;
- вооруженная охрана отправлений (грузов) в процессе их доставки;
- вооруженная охрана объектов и помещений, используемых для хранения и обработки отправлений (грузов);
- хранение, перевозка, пересылка наркотических средств и психотропных веществ.
Предприятие также имеет лицензию на хранение, перевозку, пересылку наркотических средств и психотропных веществ.
Статьей 1 Федерального закона Российской Федерации от 8 января 1998 года N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" под оборотом наркотических средств, психотропных веществ понимается разработка, производство, изготовление, переработка, хранение, перевозка, пересылка, отпуск, реализация, распределение, приобретение, использование, ввоз на территорию Российской Федерации, вывоз с территории Российской Федерации, уничтожение наркотических средств, психотропных веществ, разрешенные и контролируемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 12.06.2008 N 449 утверждены Правила перевозки наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров на территории Российской Федерации, а также оформления необходимых для этого документов (далее - Правила).
Правила распространяются на перевозку наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров на территории Российской Федерации любыми видами транспорта, осуществляемую юридическими лицами, имеющими лицензию на осуществление деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений с указанием работ и услуг по перевозке наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров (далее -лицензия).
Пунктом 3 Правил определено, что юридическое лицо, осуществляющее перевозку наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, обеспечивает их сохранность, а в случае перевозки наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров юридическими лицами с особыми уставными задачами их охрана осуществляется силами и средствами указанных юридических лиц.
В соответствии с Инструкцией по обеспечению режима секретности в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.2004 N 3-1 доставка секретной корреспонденции за пределы населенного пункта разрешается в исключительных случаях по письменному разрешению руководителя организации и в сопровождении вооруженной охраны.
Одним из видов деятельности филиала ФГУП "ГЦСС" по Ростовской области является прием, обработка, хранение, перевозка и доставка отправлений и грузов, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни от добычи до потребителей, изделия из них.
Статья 29 Федерального закона от 26 марта 1998 N 41 -ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" регламентирует обеспечение охраны драгоценных металлов и драгоценных камней, а также продукции из них. Перевозка драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них осуществляется воздушным, морским, внутренним водным, железнодорожным транспортом и специализированными транспортными средствами автомобильного транспорта, оборудованными соответствующими техническими устройствами, в сопровождении вооруженной охраны.
Пункты 6.2, 7, 11.1, 11.2, 13 приказа от 26 декабря 2018 года N 787 соответствуют требованиям Федерального закона от 03.07.2016 N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" и Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Как правильно указано судом первой инстанции, заявитель не обосновал со ссылками на действующее законодательство и не представил суду доказательства, в чем именно выражено нарушение его права оспариваемыми положениями приказа, какие нормативные правовые акты нарушены Управлением Росгвардии по Ростовской области при издании приказа в части оспариваемых положений, в чем выражено несоответствие оспариваемых пунктов приказа задачам и полномочиям Росгвардии.
При этом, приказ издан во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 03.12.2018 N ЮБ-П4-8547, согласно которому Росгвардии необходимо провести внеплановую проверку деятельности ФГУП "ГЦСС" в соответствии со сферой ведения.
Соответственно оспаривание приказа фактически выражает несогласие с поручением Правительства РФ и препятствует его надлежащему, в том числе своевременному, исполнению.
В апелляционной жалобе заявитель приводит доводы относительно фактических способов и видов осуществляемой деятельности, в том числе в связи с охраной почтовых отправлений, содержащих относящиеся к государственной тайне сведения и предметы, драгоценные металлы и драгоценные камни, а также изделия из них, денежные знаки Российской Федерации и иностранную валюту, при их перевозке и доставке.
При этом, предметом спора по настоящему делу является изданный во исполнение поручения Правительства РФ приказ о проведении проверочных мероприятий.
Предприятием в материалы дела не представлены доказательства того, каким образом положения приказа нарушают его права и затрагивают обязанности, что является обязательным условием удовлетворения требований, заявляемых в порядке главы 24 АПК РФ.
Из положений приказа, изданного в сфере действия Росгвардии, следует, что проверке подлежит не коммерческая деятельность и технологические процессы, выполняемые при осуществлении юридическим лицом и его филиалами специальной связи, а соблюдение требований законодательства Российской Федерации при исполнении задач работниками Управления спецсвязи с использованием боевого ручного и стрелкового оружия.
Заявителем не опровергнуто наличие у него обязанности по соблюдению законодательства в сфере оборота оружия и патронов к нему, как и полномочия Росгвардии в соответствующей сфере.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Решение суда от 18.07.2019 является законным и обоснованным, основания для удовлетворения апелляционной жалобы не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 18.07.2019 по делу N А53-751/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
М.В. Ильина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-751/2019
Истец: ФГУП "ГЛАВНЫЙ ЦЕНТР СПЕЦИАЛЬНОЙ СВЯЗИ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "УПРАВЛЕНИЕ ВНЕВЕДОМСТВЕННОЙ ОХРАНЫ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
Третье лицо: ФГУП "ГЛАВНЫЙ ЦЕНТР СПЕЦИАЛЬНОЙ СВЯЗИ"
Хронология рассмотрения дела:
28.01.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-12548/19
07.10.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-15524/19
18.07.2019 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-751/19
20.05.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-3709/19
13.03.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-1647/19