город Ростов-на-Дону |
|
07 октября 2019 г. |
дело N А32-7494/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 октября 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Ильиной М.В., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беляевой И.Н.,
при участии:
от заявителя: представитель не явился, о судебном заседании извещен надлежащим образом;
от заинтересованного лица: представитель Луганская Н.А. по доверенности от 23.01.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Краснодарской таможни на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.07.2019 по делу N А32-7494/2017, принятое судьей Лукки А.А. по заявлению индивидуального предпринимателя Чекина Константина Викторовича к Краснодарской таможне об обязании осуществить возврат излишне взысканных таможенных платежей,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Чекин Константин Викторович (далее - ИП Чекин К.В., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Краснодарской таможне об обязании осуществить возврат излишне взысканных таможенных платежей по ДТ N 10309140/100514/0000331, N 10309140/140514/0000338 в сумме 438108,22 рублей, в течение десяти дней от даты вступления решения суда в законную силу.
Решением от 10.07.2019 суд обязал Краснодарскую таможню осуществить возврат индивидуальному предпринимателю Чекину Константину Викторовичу излишне взысканных таможенных платежей по ДТ N 10309140/100514/0000331, N 10309140/140514/0000338 в сумме 438108,22 рублей в течение десяти дней с даты вступления решения в законную силу.
Не согласившись с принятым судебным актом, Краснодарская таможня обжаловала его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе таможня просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что у таможни имелись основания для проведения проверки и запроса дополнительных документов, которые не были представлены декларантом. Для корректировки таможенной стоимости товаров по спорным ДТ таможенным органом использовалась ценовая информация о товаре, имеющем сходное описание, тот же код в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, ввезенном в сопоставимый период времени в регионе деятельности таможни, на сопоставимых условиях поставки, имеющем ту же страну отправления и происхождения. Декларантом не подтверждена оплата товара.
Представитель Краснодарской таможни в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить.
Заявитель, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил.
Дело рассматривается в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В суд от индивидуального предпринимателя Чекина Константина Викторовича поступил отзыв, в котором указано на законность решения суда, а также ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя таможни, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, в соответствии с контрактом купли-продажи от 03.02.2014 N 046, заключенным между ИП Чекиным Константином Викторовичем (Россия) и фирмой "MU-FA GIDA TARIM URUNLERI TEKSTIL TURIZM NAKLIYAT INSAAT TAAHHUT ITHALAT IHRACAT VE TICARET LIMITED SIRKETI" (Турция), на условиях CFR Порт Кавказ в мае 2014 года на территорию Российской Федерации был осуществлен ввоз томатов свежих из Турции.
Товар был ввезен на территорию Российской Федерации и оформлен в таможенном отношении в Краснодарской таможне по декларациям на товары (далее - ДТ) N 10309140/100514/0000331, N 10309140/140514/0000338.
По данным ДТ были оформлены:
- по ДТ N 10309140/100514/0000331:
товар N 1 - томаты свежие сорт F-190, без веточки, с хвостиком и без хвостика, урожай май 2014 г; класс II, способ сбора - ручной, размер от 60+ мм, для употребления в пищу, упакованы в 1820 картонных коробках, уложены на 14 деревянных поддонах, общий вес брутто на поддонах 13650 кг, каждый поддон весом 20 кг., вес нетто - 12600 кг., вес брутто - 13370 кг., ИТС - 1,0 долл. США/кг., страна происхождения - Турция, изготовитель "MU-FA GIDA TARIM URUNLERI TEKS. TUR. NAK. INS. TAAH. ITH. IHR. VE TIC. LTD STI", товарный знак "KOMPAS";
товар N 2 - томаты свежие сорт BEEF, без веточки с хвостиком, без хвостика, урожай май 2014 г; класс II, способ сбора - ручной, размер от 25+ мм, для употребления в пищу, упакованы в 1728 картонных коробках, уложены на 12 деревянных поддонах, общий вес брутто на поддонах 9720 кг, каждый поддон весом 20 кг., вес нетто - 8940 кг., вес брутто - 9480 кг., ИТС - 1,15 долл. США/кг., страна происхождения - Турция, изготовитель "MU-FA GIDA TARIM URUNLERI TEKS. TUR. NAK. INS. TAAH. ITH. IHR. VE TIC. LTD STI", товарный знак "KOMPAS";
- по ДТ N 10309140/140514/0000338:
товар N 1 - томаты свежие сорт F-190, без веточки, с хвостиком и без хвостика, урожай май 2014 г; класс II, способ сбора - ручной, размер от 60+ мм, для употребления в пищу, упакованы в 2600 пластмассовых ящиках, уложены на 26 деревянных поддонах, упакованы в 7194 картонных коробках, уложены на 52 деревянных поддонах, общий вес брутто на поддонах 70680 кг, каждый поддон весом 20 кг., вес нетто - 65400 кг., вес брутто -69120 кг., ИТС - 1,0 долл. США/кг., страна происхождения - Турция, изготовитель "MU-FAGIDA TARIM URUNLERI TEKS. TUR. NAK. INS. TAAH. ITH. IHR. VE TIC. LTD STI", товарный знак "KOMPAS";
товар N 2 - томаты свежие сорт BANDITA, без веточки с хвостиком и без хвостика, урожай май 2014 г; класс II, способ сбора - ручной, размер от 25+ мм, для употребления в пищу, упакованы в 6760 картонных коробках, уложены на 52 деревянных поддонах, общий вес брутто на поддонах 43140 кг, каждый поддон весом 20 кг., вес нетто - 39620 кг., вес брутто - 42100 кг., ИТС - 1,15 долл. США/кг., страна происхождения - Турция, изготовитель "MU-FA GIDA TARIM URUNLERI TEKS. TUR. NAK. INS. TAAH. ITH. IHR. VE TIC. LTD STI", товарный знак "KOMPAS";
товар N 3 - томаты свежие сорт F-190, без веточки, с хвостиком и без хвостика, урожай май 2014 г; класс II, способ сбора - ручной, размер от 60+ мм, для употребления в пищу, упакованы в 1000 пластмассовых ящиках, уложены на 10 деревянных поддонах, упакованы в 2140 картонных коробках, уложены на 16 деревянных поддонах, общий вес брутто на поддонах 24560 кг, каждый поддон весом 20 кг., вес нетто - 22710 кг., вес брутто -24040 кг., ИТС - 1,0 долл. США/кг., страна происхождения - Турция, изготовитель "MU-FA GIDA TARIM URUNLERI TEKS. TUR. NAK. INS. TAAH. ITH. IHR. VE TIC. LTD STI", товарный знак "MF MU-FA".
При осуществлении таможенного оформления таможенная стоимость, ввезенных и оформленных по ДТ N 10309140/100514/0000331, N 10309140/140514/0000338 товаров была заявлена ИП Чекиным К.В. 1 Методом определения таможенной стоимости, в соответствии со ст.4 и ст.5 Соглашения между Правительством РФ, правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 г. "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза".
В подтверждение заявленной таможенной стоимости товаров, оформленных по ДТ N 10309140/100514/0000331, N 10309140/140514/0000338 ИП Чекиным К.В. в соответствии со ст.183 Таможенного кодекса Таможенного союза, а также в соответствии с п.1 Приложения N 1 к Порядку декларирования таможенной стоимости, утвержденного Решением Комиссии ТС от 20.09.2010 N 376 "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров", были представлены следующие документы:
контракт купли-продажи от 03.02.2014 N 046;
паспорт сделки N 14020002/3085/0001/2/2 от 13.02.2014 г.;
по ДТ N 10309140/100514/0000331: коммерческий инвойс N 743106 от 06.05.2014 г. на сумму 22881 долларов США на условиях CFR Порт Кавказ, коносамент N07 от 07.05.14г, сертификат происхождения;
по ДТ N 10309140/140514/0000338: коммерческий инвойс N 743113 от 11.05.2014 г. на сумму 89200 долларов США на условиях CFR Порт Кавказ, коммерческий инвойс N 743112 от 11.05.2014 г. на сумму 44473 долларов США на условиях CFR Порт Кавказ, коносамент N06 от 12.05.14г, коносамент N05 от 12.05.14г, сертификаты происхождения.
Краснодарская таможня не согласилась с заявленным ИП Чекиным К.В. 1 методом определения таможенной стоимости товаров, оформляемых по ДТ N 10309140/100514/0000331, N 10309140/140514/0000338.
В адрес ИП Чекина К.В. Краснодарской таможней были направлены Решения о проведении дополнительной проверки по ДТ N 10309140/100514/0000331, N 10309140/140514/0000338 с указанием причин принятия решения - установлены более низкие цены декларируемых товаров по сравнению с ценой на идентичные и однородные товары, расчетом обеспечения уплаты таможенных платежей по товарам, а также с указанием перечня документов, которые необходимо дополнительно представить в установленный срок, а именно:
по ДТ N 10309140/100514/0000331 - страховые полисы, договоры по предоставлению услуг по страхованию товара, счета, банковские платежные документы на оплату страховых премий; прайс-лист производителя либо его коммерческое предложение; бухгалтерские документы об оприходовании ввезенного товара/ранее ввезенных идентичных товаров в рамках внешнеторгового контракта; банковские документы (если счет-фактура оплачен в зависимости от условий внешнеторгового контракта), а также другие платежные документы, отражающие стоимость товара: платежные поручения с отметками банка, выписки из лицевого счета; договоры на поставку оцениваемых, идентичных, однородных товаров для их продажи на территории Таможенного союза;
по ДТ N 10309140/140514/0000338 - прайс-лист производителя либо его коммерческое предложение (на бумажном носителе); банковские документы (если счет-фактура оплачен в зависимости от условий внешнеторгового контракта), а также другие платежные документы, отражающие стоимость товара: платежные поручения с отметками банка, выписки из лицевого счета; экспортная декларация страны отправления с переводом на русский язык; документы и сведения о физических характеристиках, качестве и репутации на рынке ввозимых товаров и их влияние на ценообразование, бухгалтерские документы об оприходовании ввезенного товара/ранее ввезенных идентичных товаров в рамках внешнеторгового контракта (на бумажном носителе).
Предприниматель не представил дополнительно запрошенные документы. Краснодарской таможней в процессе таможенного оформления, до выпуска декларации, были приняты Решения о корректировке таможенной стоимости товаров: от 10.05.2014 по ДТ N 10309140/100514/0000331 и от 14.05.2014 по ДТ N 10309140/140514/0000338.
В результате корректировки таможенной стоимости товаров, оформленных по ДТ N 10309140/100514/0000331, N 10309140/140514/0000338 произведенной в процессе таможенного оформления были излишне взысканы таможенные пошлины и налоги в следующем размере:
по ДТ N 10309140/100514/0000331 - 43454 рубля 61 коп. (в т. ч. пошлина - 21848 рублей 69 коп., НДС - 21605 рублей 92 коп.);
по ДТ N 10309140/140514/0000338 - 394653 рубля 61 коп. (в т. ч. пошлина - 198429 рублей 19 коп., НДС - 196224 рубля 42 коп.).
Всего в результате корректировки таможенной стоимости до выпуска товаров, оформленных по вышеуказанным ДТ Краснодарской таможней были взысканы таможенные платежи в размере 438108,22 рублей.
Посчитав незаконной корректировку таможенной стоимости товаров, оформленных по ДТ N 10309140/100514/0000331, N 10309140/140514/0000338, ИП Чекин К.В. в соответствии со ст.129, 147, 148 Федерального закона от 27.11.2010 N 311 -ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", ст. 191 ТК ТС, частью IV Порядка внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары утв. РКЕЭК N 289, обратился в Краснодарскую таможню с заявлением от 20.02.2017 - вх. Краснодарской таможни - N 03728 от 21.02.2017 на внесение изменений в 14 деклараций (в том числе ДТ N 10309140/100514/0000331, N 10309140/140514/0000338), одновременно с заявлением о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств от 20.02.2017 вх. Краснодарской таможни - N 03726 от 21.02.2017 на сумму 4550719,37 руб. по 14 декаларациям (в том числе по ДТ N 10309140/100514/0000331, N 10309140/140514/0000338 на сумму 438108 рублей 22 коп.).
К заявлению на внесение изменений в ДТ от 20.02.2017 по ДТ N 10309140/100514/0000331, N 10309140/140514/0000338 были приложены:
электронные копии КТС и ДТС-1 на диске CD-R,
копия контракта N 046 от 03.02.14, копия ведомости банковского контроля от 15.02.17 по контракту N 046 от 03.02.14,
ДТ N 10309140/100514/0000331, КТС тип 3/2002/2, ДТС-1, с копиями ДТ N 10309140/100514/0000331, КТС с типом 1/2009/3, решения о корректировке, решения о проведении дополнительной проверки с расчетом обеспечения, описи к ДТ, инвойса N 743106 от 06.05.14г., коносамента, экспортной декларации N 14550100ЕХ006249,
ДТ N 10309140/140514/0000338, КТС тип 3/2002/2, ДТС-1, с копиями ДТ N 10309140/140514/0000338, КТС с типом 1/2009/3, решения о корректировке, решения о проведении дополнительной проверки с расчетом обеспечения, описи к ДТ, инвойса N 743113 от 11.05.14, инвойса N 743112 от 11.05.14, коносаментов, экспортной декларации N 14550100ЕХ006568, экспортной декларации N 14550100ЕХ006570.
К заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств от 20.02.2017. были приложены: чеки на уплату таможенных платежей с платежной таможенной карты, копии ДТ с КТС и КТС на минус.
Краснодарской таможней в адрес ИП Чекина К.В. было направлено письмо от 01.03.2017 N 46-10/0059 "В отношении внесении изменений" в котором было отказано предпринимателю во внесении изменений в спорные декларации. Основанием отказа послужило то, что в обращении ИП Чекина К,В. не указано основание для внесения изменений, предусмотренное п.11 Порядка, установленного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289.
Письмом от 28.02.2017 N 21.4-28/04514 "О возврате денежных средств" Краснодарской таможней отказано в рассмотрении заявления о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств.
Основанием для отказа в рассмотрении заявления Краснодарская таможня указала на отсутствие документов, подтверждающих факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств, которыми являются корректировка декларации на товары, которая производится в порядке и на условиях, определенных Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии N 289 от 10 декабря 2013 года. Приложенные к заявлению формы корректировки декларации представлены без предварительного согласования с таможенным органом в рамках Решения от 10.12.2013 N289. Указано также на то, что заявление о корректировке сведений в указанных ДТ и документы, прилагаемые к заявлению о возврате, находится на рассмотрении в структурных подразделениях таможни, о принятых решениях будет сообщено дополнительно.
Считая незаконным отказ в возврате излишне взысканных таможенных платежей, предприниматель Чекин К.В. обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии со статьей 9 Таможенного кодекса Таможенного Союза любое лицо вправе обжаловать решения таможенных органов, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц в порядке и сроки, которые установлены законодательством государства-членов таможенного союза, решения, действия (бездействие) таможенного органа или должностных лиц таможенного органа которого обжалуются.
Порядок определения и контроля таможенной стоимости ввезенных товаров предусмотрен ТК ТС, Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза" и Решением Комиссии Таможенного Союза N 376 от 20.09.2010 г. "О порядке декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости".
Объектом обложения таможенными пошлинами, налогами в соответствии со статьей 75 ТК ТС являются товары, перемещаемые через таможенную границу. Базой для исчисления таможенных пошлин в зависимости от вида товаров и применяемых видов ставок является таможенная стоимость товаров и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении (количество, масса с учетом его первичной упаковки, которая неотделима от товара до его потребления и в которой товар представляется для розничной продажи, объем или иная характеристика).
Налоговая база для исчисления налогов определяется в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза (в РФ - исходя из таможенной стоимости товаров).
Согласно части 2 статьи 65 ТК ТС декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов. Сведения, указанные в пункте 2 настоящей статьи, заявляются в декларации таможенной стоимости и являются сведениями, необходимыми для таможенных целей.
Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государства соответствующей стороны.
При невозможности определения таможенной стоимости ввозимых товаров в соответствии со статьями 6 и 7 настоящего Соглашения в качестве основы для определения такой стоимости может использоваться либо цена, по которой ввозимые, идентичные или однородные товары были проданы на единой таможенной территории таможенного союза (статья 8 настоящего Соглашения), либо расчетная стоимость товаров, определяемая в соответствии со статьей 9 настоящего Соглашения. Лицо, декларирующее товары, имеет право выбрать очередность применения указанных статей при определении таможенной стоимости ввозимых товаров.
В случае если для определения таможенной стоимости ввозимых товаров невозможно использовать ни одну из указанных статей, определение таможенной стоимости товаров осуществляется в соответствии со статьей 10 настоящего Соглашения.
В пунктах 2, 3 статьи 2 вышеуказанного Соглашения предусмотрено, что в целях обеспечения законности, единообразия и беспристрастности системы оценки товаров для таможенных целей она не должна быть основана на использовании произвольной или фиктивной таможенной стоимости товаров. При этом, таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации. Процедура определения таможенной стоимости товаров должна быть общеприменимой, то есть не различаться в зависимости от источников поставки товаров (страны происхождения, вида товаров, участников сделки и др.). Процедуры определения таможенной стоимости ввозимых товаров не должны использоваться сторонами в качестве антидемпинговых мер.
Из материалов дела следует, что основанием для отказа таможней в применении метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами послужило отсутствие документального подтверждения заявленной стоимости товара, а также отличие заявленной таможенной стоимости товара от стоимости идентичных или однородных товаров, ввезенных в сопоставимый период времени.
В соответствии с частью 3 статьи 366 ТК ТС если международные договоры государств - членов Таможенного Союза и решения Комиссии Таможенного Союза, предусмотренные настоящим Кодексом, не вступили в силу на момент вступления в силу настоящего Кодекса, то до их вступления в силу применяется законодательство государств - членов таможенного союза, регулирующее соответствующие правоотношения.
На момент ввоза товара на таможенную территорию РФ и подачи в таможенный орган указанных ДТ подлежали применению нормы Приложения N 1 к Решению Комиссии Таможенного Союза N 376 от 20.09.2010 "О порядке декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости".
Согласно п. 1 Приложения N 1 к Порядку декларирования таможенной стоимости, утвержденного Решением Комиссии таможенного союза N 376 от 20.09.2010 г. "О порядке декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости" при декларировании товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию РФ в соответствии с выбранным таможенным режимом, по методу по стоимости сделки с ввозимыми товарами лицом, заполнившим ДТС, должны быть представлены следующие документы: учредительные документы покупателя ввозимых товаров; внешнеторговый договор купли-продажи (возмездный договор поставки), действующие приложения, дополнения и изменения к нему; счет-фактура (инвойс); банковские документы (если счет-фактура оплачен в зависимости от условий внешнеторгового контракта), а также другие платежные документы, отражающие стоимость товара; страховые документы в зависимости от установленных договором условий сделки; договор по перевозке (договор транспортной экспедиции, если такой договор заключался), погрузке, разгрузке или перегрузке товаров, счет-фактура (инвойс) за перевозку (транспортировку), погрузку, разгрузку или перегрузку товаров, банковские документы (если счет-фактура оплачен) или документы (информация) о транспортных тарифах или бухгалтерские документы, отражающие стоимость перевозки (если перевозка товара осуществлялась собственным транспортом декларанта), - в случаях, когда транспортные расходы до аэропорта, порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза не были включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате, или из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, заявлены вычеты расходов по перевозке (транспортировке) товаров после их прибытия на таможенную территорию Таможенного союза; котировки мировых бирж в случае, если ввозится биржевой товар; договор об оказании посреднических услуг (агентский договор, договор комиссии, договор об оказании брокерских услуг), счета-фактуры (инвойсы), банковские платежные документы за оказание посреднических услуг в зависимости от установленных договором условий сделки; договоры, счета-фактуры (инвойсы), счета-проформы, бухгалтерские документы, таможенные декларации, оформленные таможенными органами государств - членов Таможенного союза на вывоз товаров (если товары поставлялись на вывоз с таможенной территории Таможенного союза), и другие документы о стоимости товаров и услуг, предоставленных покупателем бесплатно или по сниженным ценам для использования в связи с производством и продажей для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза ввозимых (ввезенных) товаров, если предоставление таких товаров и услуг предусмотрено внешнеторговой сделкой и их стоимость не включена в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате; лицензионный договор, счет-фактура, банковские платежные документы, бухгалтерские и другие документы, содержащие сведения о платежах за использование объектов интеллектуальной собственности, которые относятся к ввозимым (ввезенным) товарам (если указанные платежи предусмотрены в качестве условия продажи ввозимых товаров); документы (в том числе бухгалтерские) и сведения, содержащие данные о части дохода (выручки), которая прямо или косвенно причитается продавцу в результате последующей продажи, распоряжения иным способом или использования ввезенных товаров (если это предусмотрено условиями внешнеторговой сделки); договоры, счета, банковские платежные документы о стоимости тары, упаковки, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке, в случае, если данные расходы произведены покупателем, но не были включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за ввозимый товар (если это предусмотрено условиями внешнеторговой сделки); другие документы и сведения, которые декларант может представить в подтверждение заявленной таможенной стоимости.
В соответствии со статьей 111 ТК ТС таможенные органы проверяют документы и сведения, представленные при совершении таможенных операций, с целью установления достоверности сведений, подлинности документов и (или) правильности их заполнения и (или) оформления.
Проверка достоверности сведений, представленных таможенным органам при совершении таможенных операций, осуществляется путем их сопоставления с информацией, полученной из других источников, анализа сведений таможенной статистики, обработки сведений с использованием информационных технологий, а также другими способами, не запрещенными таможенным законодательством таможенного союза. При проведении таможенного контроля таможенный орган вправе мотивированно запросить в письменной форме дополнительные документы и сведения с целью проверки информации, содержащейся в таможенных документах. Запрос дополнительных документов и сведений в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи и их проверка не должны препятствовать выпуску товаров, если иное прямо не предусмотрено настоящим Кодексом.
Также по смыслу Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза" в ходе таможенного оформления товаров у декларанта возникает обязанность представить имеющиеся у него документы с целью подтверждения соответствия контрактной и таможенной стоимостей товара. В связи с этим таможенный орган обязан опровергнуть, при необходимости, сведения декларанта и доказать обратное - несоответствие действительной стоимости товаров стоимости, заявленной в таможенных целях. Декларант не обязан, а вправе доказать достоверность сведений. Поэтому отсутствие у него тех или иных документов, запрошенных таможенным органом, не может однозначно свидетельствовать о неопределенности и недостоверности заявленных в таможенных целях сведений, если они подтверждаются и (или) не опровергаются иными документами (доказательствами). Таким образом, право таможенного органа подвергнуть сомнению истинность и достаточность представленной декларантом ценовой информации не может рассматриваться как произвольно (бездоказательно) позволяющее ему осуществлять корректировку таможенной стоимости товаров. Кроме того, непредставление дополнительно запрашиваемых документов не может свидетельствовать о недостоверности и неопределенности данных, использованных заявителем при определении таможенной стоимости товара по первому методу.
Из содержания пункта 7 Постановления Пленума ВС РФ от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" следует, что выявление отдельных недостатков в оформление представленных декларантом документов (договоров, спецификаций, счетов на оплату ввозимых товаров и др.), в соответствии с требованиями гражданского законодательства, не опровергающих факт заключения сделки на определенных условиях, само по себе не может являться основанием для вывода о нарушении требований пункта 4 статьи 65 ТК ТС и пункта 3 статьи 2 Соглашения.
Из содержания пункта 7 Постановления Пленума ВС РФ от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" следует, что признаки недостоверности сведений о стоимости сделки могут проявляться, в частности, в ее значительном отличии от ценовой информации, содержащейся в базах данных таможенных органов, по сделкам с идентичными или однородными товарами, ввезенными при сопоставимых условиях, а в случае отсутствия таких сделок - данных иных официальных и (или) общедоступных источников информации, включая сведения изготовителей и официальных распространителей товаров, а также товарно-ценовых каталогов.
Вместе с тем, из содержания пункта 10 Постановления Пленума ВС РФ от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" следует, что согласно пункту 1 статьи 68 ТК ТС единственным основанием для принятия таможенным органом решения о корректировке таможенной стоимости является ее недостоверное заявление декларантом в том числе в связи с использованием сведений, не отвечающих требованиям пункта 4 статьи 65 Кодекса и пункта 3 статьи 2 Соглашения. Непредставление декларантом дополнительных документов (сведений), обосновывающих заявленную им таможенную стоимость товара, само по себе не может повлечь принятие таможенным органом решения о корректировке таможенной стоимости товара, если у декларанта имелись объективные препятствия к представлению запрошенных документов (сведений) и соответствующие объяснения даны таможенному органу.
Судом первой инстанции установлено, что представленные заявителем документы соответствовали указанным выше нормам таможенного законодательства.
В соответствии с п. 3 ст. 69 ТК ТС для подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров декларант обязан представить запрашиваемые таможенным органом дополнительные документы, сведения и пояснения, либо предоставить в письменной форме объяснение причин, по которым они не могут быть представлены. По смыслу положений данной статьи в ходе таможенного оформления товаров у декларанта возникает обязанность представить имеющиеся у него документы с целью подтверждения соответствия контрактной и таможенной стоимостей товаров. При необходимости таможенный орган обязан опровергнуть сведения декларанта и доказать обратное - несоответствие действительной таможенной стоимости товаров стоимости, заявленной декларантом в таможенных целях. Непредставление декларантом тех или иных документов, запрошенных таможенным органом, не может однозначно свидетельствовать о неопределенности и недостоверности, заявленных в таможенных целях сведений, если они подтверждаются и (или) не опровергаются иными документами (доказательствами).
Таким образом, обязанность декларанта представить по требованию таможенного органа объяснения и дополнительные документы возникает лишь при наличии признаков недостоверности сведений о цене сделки, либо о ее зависимости от условий, влияние которых не может быть учтено при определении таможенной стоимости. Таможенный орган должен доказать наличие таких признаков в соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ (пункты 5, 6, 7, 8, 9,10 постановления Пленума ВС РФ от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства").
Таможенный орган запросил у декларанта дополнительные документы, которые не были им представлены по причине отсутствия запрошенных документов на момент таможенного оформления скоропортящегося товара.
В результате отказа предпринимателя от выпуска под обеспечение уплаты таможенных платежей и, соответственно предоставления дополнительных документов, отсутствующих на момент таможенного оформления, Краснодарской таможней были приняты решения о корректировке таможенной стоимости от 10.05.2014 по ДТ N 10309140/100514/0000331 и от 14.05.2014 по ДТ N 10309140/140514/0000338.
Как разъяснено в пункте 13 постановления N 18, принятие решения о корректировке таможенной стоимости в рамках таможенного контроля до выпуска товаров не является препятствием для последующего изменения по инициативе декларанта сведений о таможенной стоимости, заявленных в ДТ.
Этому разъяснению корреспондирует пункт 29 постановления N 18, где указано, что по смыслу части 2 статьи 147 Закона N 311 во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 191 ТК ТС, квалификация таможенных платежей как внесенных в бюджет излишне зависит от совершения декларантом действий по изменению соответствующих сведений в декларации на товары после их выпуска, если эти сведения влияют на исчисление таможенных платежей.
Исходя из указанных выше норм права и разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, заявление о возврате излишне уплаченных таможенных платежей подлежит рассмотрению, если одновременно с его подачей или ранее декларантом было инициировано внесение соответствующих изменений в ДТ, а в таможенный орган представлены документы, подтверждающие необходимость внесения таких изменений.
Из материалов дела следует, что одновременно с подачей заявления о возврате излишне уплаченных таможенных платежей, предпринимателем было инициировано внесение соответствующих изменений в ДТ. В таможенный орган представлены документы, подтверждающие необходимость внесения таких изменений.
К заявлению на внесение изменений в ДТ от 20.02.2017 по ДТ N 10309140/100514/0000331, N 10309140/140514/0000338 были приложены: электронные копии КТС и ДТС-1 на диске CD-R, копия контракта N 046 от 03.02.14, копия ведомости банковского контроля от 15.02.17 по контракту N 046 от 03.02.14; копия ДТ N 10309140/100514/0000331, КТС тип 3/2002/2, ДТС-1, с копиями ДТ N 10309140/100514/0000331, КТС с типом 1/2009/3, решения о корректировке, решения о проведении дополнительной проверки с расчетом обеспечения, описи к ДТ, инвойса N 743106 от 06.05.14, коносамента, экспортной декларации N 14550100ЕХ006249, копия ДТ N 10309140/140514/0000338, КТС тип 3/2002/2, ДТС-1, с копиями ДТ N 10309140/140514/0000338, КТС с типом 1/2009/3, решения о корректировке, решения о проведении дополнительной проверки с расчетом обеспечения, описи к ДТ, инвойса N 743113 от 11.05.14г инвойса N 743112 от 11.05.14, коносаментов, экспортной декларации N 14550100ЕХ006568, экспортной декларации N 14550100ЕХ006570.
Таким образом, суд считает, что вывод таможенного органа о невозможности определения таможенной стоимости по первому методу, исходя из представленных документов, а также его аргументация не соответствуют действующему законодательству и фактическим обстоятельствам.
Таможней не было представлено доказательств того, что заявленная предпринимателем таможенная стоимость товара не была документально подтверждена.
Судом апелляционной инстанции не принимаются доводы таможни о том, что предпринимателем не было проявлено должной степени разумности и осмотрительности с целью заблаговременного получения документов, подтверждающих действительное приобретение товара по заявленной цене, а также запроса указанных документов после получения требования таможенного органа об их предоставлении.
Документальным подтверждением сделки между предпринимателем и фирмой "MU-FA GIDA TARIM URUNLERI TEKSTIL TURIZM NAKLIYAT INSAAT TAAHHUT ITHALAT IHRACAT VE TICARET LIMITED SIRKETI" (Турция) является контракт от 03.02.2014 N 046, пунктом 1.1 которого определено наименование поставляемого товара; согласно пункту 5.1 контракта товар считается поставленным продавцом и принятым покупателем в количестве и по весу, указанным в коносаменте, по стоимости - указанной в инвойсе; пунктом 3.2 контракта определено, что товар поставляется на условиях Инкотермс - 2010, которые могут быть различными, а конкретные условия поставки оговариваются в инвойсе или приложениях к контракту; разделом 6 контракта от 03.02.2014 N 046 определены условия и порядок платежей: в долларах США, путем банковского перевода с правом отсрочки платежа на срок до 300 банковских дней с момента получении партии товара, с возможностью частичной или полной предоплаты.
Судом установлено, что заявление на внесение изменений в ДТ от 20.02.2017 по ДТ N 10309140/100514/0000331, N 10309140/140514/0000338 было подано ИП Чекиным К.В. до истечения трехгодичного срока проведения таможенного контроля, установленного статьей 99 Таможенного Кодекса таможенного союза.
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии N 289 от 10 декабря 2013 года "О внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, и признании утратившими силу некоторых решений Комиссии Таможенного союза и Коллегии Евразийской экономической комиссии" утвержден "Порядок внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары" (далее Порядок, утв. РКЕЭК N289).
Пп. а) п.11 Раздела III Порядка, утв. Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии N 289 от 10 декабря 2013 года "О внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, и признании утратившими силу некоторых решений Комиссии Таможенного союза и Коллегии Евразийской экономической комиссии" сведения, указанные в ДТ, подлежат изменению и (или) дополнению после выпуска товаров в случае выявления несоответствия сведений, указанных в ДТ, сведениям, содержащимся в документах, представленных при таможенном декларировании товаров, и (или) подлежащим указанию в ДТ.
Пунктами 12, 13 Раздела IV Порядка определено, что внесение изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ, после выпуска товаров по инициативе декларанта осуществляется на основании обращения. Обращение составляется в произвольной письменной форме, если иное не установлено настоящим Порядком. В обращении указываются регистрационный номер ДТ, перечень вносимых в нее изменений и (или) дополнений и обоснование необходимости внесения таких изменений и (или) дополнений.
Пунктом 16 Порядка Раздела IV определено, что при подаче в таможенный орган, после выпуска товаров, обращения, либо предусмотренных абзацем третьим пункта 12 настоящего Порядка документов таможенный орган регистрирует их с указанием даты подачи, в том числе с использованием информационных систем таможенного органа. Рассмотрение таможенным органом обращения производится в соответствии с законодательством государства-члена в установленный законодательством этого государства-члена срок, который не может превышать 30 календарных дней со дня регистрации обращения в таможенном органе. Рассмотрение таможенным органом документов, указанных в абзаце третьем пункта 12 настоящего Порядка, производится не позднее 3 рабочих дней, следующих за днем регистрации таких документов, если законодательством государства-члена не установлен менее продолжительный срок. В случае если для рассмотрения обращения необходимо направление запроса в орган (организацию), уполномоченный на выдачу и (или) проверку сертификата о происхождении товара, в целях проведения проверки достоверности сведений, содержащихся в сертификате о происхождении товара, а также подлинности сертификата о происхождении товара и (или) получения дополнительных документов и (или) сведений в соответствии с правилами определения происхождения товаров, которые предусмотрены Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, течение срока, предусмотренного настоящим Порядком, приостанавливается со дня направления запроса по день получения таможенным органом ответа на него, а если в срок, установленный этими правилами определения происхождения товаров, ответ не получен, - по день истечения такого срока (включительно). Таможенный орган одновременно с направлением запроса в орган (организацию), уполномоченный на выдачу и (или) проверку сертификата о происхождении товара, информирует декларанта о приостановлении срока рассмотрения обращения с указанием причин направления такого запроса.
Пунктом 18 Раздела IV Порядка определено, что Таможенный орган отказывает во внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ, в следующих случаях: а) обращение или документы, представленные в соответствии с абзацем третьим пункта 12 настоящего Порядка, поступили в таможенный орган после истечения срока, предусмотренного статьей 99 Кодекса; б) не выполнены требования, предусмотренные пунктами 3, 4, 11 - 15 настоящего Порядка; в) при проведении таможенного контроля после выпуска товаров таможенный орган выявил иные сведения, чем представленные декларантом для внесения в ДТ и указанные в обращении или в документах, представленных в соответствии с абзацем третьим пункта 12 настоящего Порядка. Таможенный орган в письменной форме информирует декларанта об отказе во внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ.
Судом первой инстанции правомерно отклонены, как необоснованные, доводы таможни о невозможности рассмотрения заявления предпринимателя о внесении изменений в спорные декларации по причине истечения трехгодичного срока проведения таможенного контроля, установленного статьей 99 ТК ТС по причине того, что пп.а) п. 18 Раздела IV Порядка определено, что таможенный орган отказывает во внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ, в случае, если обращение или документы, поступили в таможенный орган после истечения срока, предусмотренного статьей 99 Кодекса.
Согласно материалам дела, предприниматель обратился в Краснодарскую таможню с Заявлением от 20.02.2017 - вх. Краснодарской таможни - N 03728 от 21.02.2017 на внесение изменений в 14 деклараций (в том числе ДТ N 10309140/100514/0000331, N 10309140/140514/0000338), т.е. в рамках трехгодичного срока проведения таможенного контроля, установленного статьей 99 Таможенного кодекса Таможенного союза, к заявлению были представлены копии экспортных таможенных деклараций с отметками таможенных органов страны отправления, была представлена ведомость банковского контроля от 15.02.17 по контракту N 046, подтверждающая оплату по данным поставкам в полном объеме, в заявлении предпринимателем было указано на необходимость пересмотра принятых решений о корректировке таможенной стоимости.
Судом установлено, что отказ Краснодарской таможни носит формальный характер, так как не основан ни на одной из причин, указанных в пункте 11 Раздела IV Порядка, утв. Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии N 289 от 10 декабря 2013 года "О внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, и признании утратившими силу некоторых решений Комиссии Таможенного союза и Коллегии Евразийской экономической комиссии".
Суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы Краснодарской таможни о невозможности рассмотрения представленных деклараций по причине нечитаемости некоторых граф и отсутствия перевода на русский язык.
Судом установлено, что письмом ФТС России от 04.08.2014 N 16-45/36756 "О направлении информации" таможенным органам доведен "Порядок заполнения турецкой экспортной декларации", которым на русском языке описано содержание каждой графы Турецкой декларации. При этом форма декларации идентична форме декларации, оформляемой в Российской Федерации.
Судом установлено, что в соответствии с договором N 20/2016 от 25.12.2016 на оказание юридических услуг Зайцева Н.В., как представитель Чекина К.В. имеет право получать от поставщиков (Турция) экспортные документы на электронный адрес zaitceva_nv@mail.ru В материалы дела заявителем представлены документы, подтверждающие получение копий экспортных деклараций представителем заявителя Зайцевой Н.В. на указанный электронный адрес до подачи в таможню заявления на внесение изменений в ДТ.
В судебном заседании судом первой инстанции, в присутствии представителя заявителя и представителя заинтересованного лица, с помощью ресурса Интернет, осуществлена сверка представленных в суд документов о получении заявителем в электронном виде соответствующих экспортных деклараций и письма поставщика от 15.03.2017 на электронную почту zaitceva_nv@mail.ru с электронного адреса mufagida@gmail.com путем открытия этих файлов непосредственно в полученных электронных письмах. В ходе произведенной сверки различий в представленных в суд документов и полученных представителем Чекина К.В. судом не установлено, получение представленных документов судом подтверждено.
Судом установлено, что по ДТ N 10309140/100514/0000331 оформлена часть товара, задекларированного поставщиком по экспортной декларации N 14550100ЕХ006249 от 06.05.2014, что подтверждено фактурой N 743106 от 06.05.2014, из которой видно, что по ДТ N 10309140/100514/0000331 оформлено 12 паллет товара N 2 из фактуры 743106 на сумму 10281 долларов США-томаты сорта БИФ и 14 паллет товара N 3 из фактуры 743106 на сумму 12600 долларов США-томаты сорта Ф-190.
Материалами дела подтверждено, что сведения об условиях поставки, стоимости товара, наименовании товара, весе нетто, номере инвойса в представленных экспортных декларациях N 14550100ЕХ006568 от 11.05.2014 и N 14550100ЕХ006570 от 11.05.2014 полностью совпадают со сведениями, указанными в соответствующей ДТ N 10309140/140514/0000338.
Судом обосновано не приняты доводы Краснодарской таможни о выявленном несоответствии веса брутто, так как отличие веса брутто, указанного в графе 35 ДТ N 10309140/100514/0000331, N 10309140/140514/0000338, от веса брутто, указанного в графе 35 экспортных деклараций, обусловлено особенностями заполнения указанных граф в соответствии с национальным законодательством. В ДТ N 10309140/100514/0000331, N 10309140/140514/0000338 в графе 35 указан вес брутто без веса поддонов, о чем сделана ссылка в графе 31 ДТ, где указан полный вес брутто товара с поддонами, соответствующий весу брутто, указанному в коносаментах и в экспортных декларациях и фактурах к ним.
Краснодарской таможней не опровергнуто, что данные, содержащиеся в представленных документах недостоверны, имеющиеся на документах отметки государственных органов Турции не соответствуют действительности, имеют какие-либо различия с отметками, которые имеются в распоряжении суда или таможни, или таможней получены экспортные декларации из Турции, отличные от представленных заявителем в материалы дела.
Экспортная декларация на вывоз товаров из Турции не является официальным документом (в понятиях Гаагской конвенции 1961 года), выданным таможенными органами Турции для представления на территории Российской Федерации. Таможенная декларация - это административная форма документа, заполняемого декларантом (отправителем), подтверждающий помещение товара под определенный таможенный режим с определенными сведениями, оформляемым таможенными органами и выдаваемый декларанту на таможенной территории государства оформления.
Соответственно, легализации указанные документы не подлежат, так как являются документами, относящимися непосредственно к коммерческой сделке между двумя хозяйствующими субъектами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного Союза" установлен исчерпывающий перечень ограничений, при выявлении которых метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами не может быть использован для определения таможенной стоимости товаров.
Таким образом, суд считает, что вывод таможенного органа о невозможности определения таможенной стоимости по первому методу, исходя из представленных документов, а также его аргументация не соответствуют действующему законодательству и фактическим обстоятельствам.
В материалы дела Краснодарская таможня не представила каких-либо доказательств, подтверждающих отсутствие информации и невозможность применения методов, предшествующих шестому, для определения таможенной стоимости ввезенных товаров.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно посчитал доводы таможни о правомерности применения шестого метода определения таможенной стоимости, несостоятельными.
В случае отказа от использования метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами таможенный орган обязан указать, влияние каких именно условий не может быть учтено при определении таможенной стоимости по этому методу, и в чем заключается такое влияние. В этом смысле, различие стоимости сделки с ценовой информацией, содержащейся в других источниках, не относящихся непосредственно к указанной сделке, не может рассматриваться как наличие такого условия либо как доказательство недостоверности условий сделки, а является лишь основанием для проведения проверочных мероприятий с целью выяснения этих обстоятельств, в том числе истребования у декларанта соответствующих документов и объяснений.
Доказательства того, что покупатель по контракту уплатил цену больше заявленной, ответчик не представил. Низкий ценовой уровень сам по себе не свидетельствует о недостоверности заявленной таможенной стоимости товара.
Из содержания пункта 7 Постановления Пленума ВС РФ от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" следует, что выявление отдельных недостатков в оформление представленных декларантом документов (договоров, спецификаций, счетов на оплату ввозимых товаров и др.), в соответствии с требованиями гражданского законодательства, не опровергающих факт заключения сделки на определенных условиях, само по себе не может являться основанием для вывода о нарушении требований пункта 4 статьи 65 ТК ТС и пункта 3 статьи 2 Соглашения.
Кроме того, противоречий между одними и теми же сведениями, содержащимися в различных документах, относящихся к декларациям и контракту N 046 от 03.02.2014, судом не выявлено.
Материалами дела подтверждается, что ИП Чекиным К.В. по спорным декларациям произведена оплата поставщику в полном объеме.
Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы таможни об отсутствии доказательств оплаты товаров в рамках контракта в полном объеме.
Заявителем представлена ведомость банковского контроля от 15.02.2017 г., в соответствии с которой ИП Чекиным К.В. за период с 15.02.2014 по 23.04.2016 г. в рамках настоящего контракта было оформлено 229 партий товара на сумму 8965557,43 долларов США, оплачено поставщику 8904294,19 долларов США, задолженность по оплате составила 61263,24 долларов США. Судом установлено, что с учетом отсрочки платежа в соответствии с условиями контракта, не оплаченными остались четыре поставки за апрель 2016 года.
Краснодарской таможней не представлены суду доказательства того, что заявителем произведена оплата за оформленный по спорным декларациям товар в большем объеме, чем указано в ведомости банковского контроля.
Существенные условия контракта сторонами исполнены, претензий по ассортименту, количеству, цене ввезенного товара у сторон друг к другу не имеется.
Таможня указывает на то, что декларантом заявлена таможенная стоимость товара с уровнем в несколько раз ниже стоимостной информации по идентичным/однородным товарам, оформляемым в сопоставимый период времени.
Суд первой инстанции правильно пришел к выводу о том, что указанный довод таможенного органа не соответствует действующему законодательству и фактическим обстоятельствам дела на основании следующего.
Пунктом 3 статьи 2 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25 января 2008 года "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного Союза" определено, что таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации. Процедура определения таможенной стоимости товаров должна быть общеприменимой, то есть не различаться в зависимости от источников поставки товаров (страны происхождения, вида товаров, участников сделки и др.).
При корректировке таможенной стоимости товаров необходимо учитывать страну отправления, условия поставки, вес товара, упаковку товара, сортность, производителя товара, его репутацию на рынке сбыта продукта, торговую марку, коммерческие условия и другие условия, поскольку они существенно влияют на таможенную стоимость ввозимого товара. Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 6 и пунктом 3 статьи 7 Соглашения необходимо учитывать тот факт, что если выявлено наличие более одной стоимости сделки с идентичными или однородными товарами, для определения таможенной стоимости оцениваемых товаров применяется самая низкая из них.
Как правильно указано судом первой инстанции, отчетом "Процессы совершения таможенных операций период 28.02.14 по 31.05.2014" ИАС "Мониторинг-Анализ" подтверждено, что в сопоставимый период времени, а именно в мае 2014 года, в зоне деятельности Новороссийской и Краснодарской таможен происходило таможенное оформление томатов с ИТС от 0,67 долл. США/кг.
Судом установлено, что по ДТ N 10309140/100514/0000331 на условиях поставки CFR Порт Кавказ были оформлены:
товар N 1 - томаты свежие сорт F-190, без веточки, с хвостиком и без хвостика, урожай май 2014 г; класс II, способ сбора - ручной, размер от 60+ мм, для употребления в пищу, упакованы в 1820 картонных коробках, уложены на 14 деревянных поддонах, общий вес брутто на поддонах 13650 кг, каждый поддон весом 20 кг., код товара 0702000003, вес нетто - 12600 кг., вес брутто - 13370 кг., ИТС - 1,0 долл. США/кг., страна происхождения -Турция, изготовитель "MU-FA GIDA TARIM URUNLERI TEKS. TUR. NAK. INS. TAAH. ITH. IHR. VE TIC. LTD STI", товарный знак "KOMPAS";
товар N 2 - томаты свежие сорт BEEF, без веточки с хвостиком, без хвостика, урожай май 2014 г; класс II, способ сбора - ручной, размер от 25+ мм, для употребления в пищу, упакованы в 1728 картонных коробках, уложены на 12 деревянных поддонах, общий вес брутто на поддонах 9720 кг, каждый поддон весом 20 кг., код товара 0702000003, вес нетто - 8940 кг., вес брутто - 9480 кг., ИТС - 1,15 долл. США/кг., страна происхождения -Турция, изготовитель "MU-FA GIDA TARIM URUNLERI TEKS. TUR. NAK. INS. TAAH.ITH. IHR. VE TIC. LTD STI", товарный знак "KOMPAS",
а по ДТ N 10317110/020414/0008837, которая была использована для корректировки двух товаров, полученной из Информационно-аналитической системы "Мониторинг-Анализ", был ввезен на условиях поставки -не известны, и оформлен товар - томаты свежие, сорт F-190, урожай 2014 г, класс не известен, размер не известен, в картонных коробках, вес нетто -23540 кг, вес брутто 24570 кг, страна происхождения Турция, производитель ENVER YETER TARIM URUNLERI NAKLIKAT AMBALAJ INSAAT VE INSAAT MALZEMELERI TURIZM SANAI TICAR SIRKETI, ИТС 1,32 $/кг.
Судом установлено, что по ДТ N 10309140/140514/0000338 на условиях поставки CFR Порт Кавказ были оформлены:
товар N 1 - томаты свежие сорт F-190, без веточки, с хвостиком и без хвостика, урожай май 2014 г; класс II, способ сбора - ручной, размер от 60+ мм, для употребления в пищу, упакованы в 2600 пластмассовых ящиках, уложены на 26 деревянных поддонах, упакованы в 7194 картонных коробках, уложены на 52 деревянных поддонах, общий вес брутто на поддонах 70680 кг, каждый поддон весом 20 кг., код товара 0702000003, вес нетто - 65400 кг., вес брутто - 69120 кг., ИТС - 1,0 долл. США/кг., страна происхождения -Турция, изготовитель "MU-FA GIDA TARIM URUNLERI TEKS. TUR. NAK. INS. TAAH.ITH. IHR. VE TIC. LTD STI", товарный знак "KOMPAS";
товар N 3 - томаты свежие сорт F-190, без веточки, с хвостиком и без хвостика, урожай май 2014 г; класс II, способ сбора - ручной, размер от 60+ мм, для употребления в пищу, упакованы в 1000 пластмассовых ящиках, уложены на 10 деревянных поддонах, упакованы в 2140 картонных коробках, уложены на 16 деревянных поддонах, общий вес брутто на поддонах 24560 кг, каждый поддон весом 20 кг., код товара 0702000003, вес нетто - 22710 кг., вес брутто - 24040 кг., ИТС - 1,0 долл. США/кг., страна происхождения - Турция, изготовитель "MU-FA GIDA TARIM URUNLERI TEKS. TUR. NAK. INS. TAAH. ITH. IHR. VE TIC. LTD STI", товарный знак "MF MU-FA",
а по ДТ N 10317110/020414/0008837, которая была использована для корректировки товаров N 1 и N 3, полученной из Информационно-аналитической системы "Мониторинг-Анализ", был ввезен на условиях поставки -не известны, и оформлен товар - томаты свежие, сорт F-190, урожай 2014 г, класс не известен, размер не известен, в картонных коробках, вес нетто -23540 кг, вес брутто 24570 кг, страна происхождения Турция, производитель ENVER YETER TARIM URUNLERI NAKLIKAT AMBALAJ INSAAT VE INSAAT MALZEMELERI TURIZM SANAI TICAR SIRKETI, ИТС 1,32 $/кг;
товар N 2 - томаты свежие сорт BANDITA, без веточки с хвостиком и без хвостика, урожай май 2014 г; класс II, способ сбора - ручной, размер от 25+ мм, для употребления в пищу, упакованы в 6760 картонных коробках, уложены на 52 деревянных поддонах, общий вес брутто на поддонах 43140 кг, каждый поддон весом 20 кг., код товара 0702000003, вес нетто - 39620 кг., вес брутто - 42100 кг., ИТС - 1,15 долл. США/кг., страна происхождения - Турция, изготовитель "MU-FA GIDA TARIM URUNLERI TEKS. TUR. NAK. INS. TAAH.ITH. IHR. VE TIC. LTD STI", товарный знак "KOMPAS", а по ДТ N 10317090/150414/0006592, которая была использована для корректировки товара N 2, полученной из Информационно-аналитической системы "Мониторинг-Анализ", был ввезен на условиях поставки -не известны, и оформлен товар - томаты свежие, сорт коктейль, урожай не известен, класс не известен, размер не известен, в пластиковых ящиках, вес нетто -2200 кг, вес брутто 2346 кг, страна происхождения Турция, производитель AYDEMIR GIDA SEBZE MEYVE KOM.NAK.AMB. SAN. VE TIC LTD STI, ИТС 1,65 $/кг.
При анализе указанной выше информации судом установлено, что Краснодарской таможней для корректировки товаров была использована информация на товары, которая не сопоставима с информацией на ввезенные заявителем товары, а именно: использована информация на товары, ввезенные на иных условиях поставки, при этом корректировка цены на различия в условиях поставки не делалась, соответственно разница в стоимости транспортной составляющей, значительно могла повлиять на стоимость товара; заявителем осуществляется поставка больших партий товара в рамках одного контракта; заявителем ввозится товар II класса, что также существенно влияет на стоимость товара. Специфика ценообразования на товар - когда срок сбора урожая может существенно повлиять на стоимость товара, и стоимость тепличных томатов в середине или конце мая, может значительно отличаться от стоимости тепличных томатов, собранных в апреле 2014 г..
Таким образом, таможней не представлены доказательства того, что для сравнения и корректировки таможенной стоимости использовалась ценовая информация в соответствии с положениями, установленными пунктом 3 статьи 6 и пунктом 3 статьи 7 Соглашения, когда необходимо учитывать тот факт, что если выявлено наличие более одной стоимости сделки с идентичными или однородными товарами, для определения таможенной стоимости оцениваемых товаров применяется самая низкая из них, в то время, как материалами дела подтверждается, что в зоне деятельности Ростовской таможни, были оформлены однородные товары в сопоставимых количествах и по сопоставимой стоимости.
Отличие цены товаров по контракту от имеющейся в распоряжении таможенного органа ценовой информации само по себе не может служить основанием для неприменения основного метода определения таможенной стоимости, поскольку данное обстоятельство не названо в исчерпывающем перечне, приведенном в ст. 4 Соглашения между Правительством РФ, правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза", устанавливающем критерии неприменения этого метода.
На основании вышеизложенного суд пришел к выводу, что таможенный орган незаконно отказал в применении первого метода определения таможенной стоимости товаров, оформленных по ДТ N 10309140/100514/0000331, N 10309140/140514/0000338.
Таким образом, корректировка таможенной стоимости товара была произведена таможней не правомерно, соответственно неправомерно были доначислены таможенные платежи в размере 438 108,22 рублей, уплаченные предпринимателем.
Краснодарской таможней и материалами дела, подтверждается уплата заявителем таможенных платежей в полном объеме по корректировке таможенной стоимости по спорным ДТ.
С учетом незаконности произведенной корректировки данные платежи являются излишне уплаченными и подлежат возврату, поскольку произведены в связи с неправомерным непринятием таможни таможенной стоимости товара, заявленной декларантом при оформлении ДТ N 10309140/100514/0000331, N 10309140/140514/0000338.
В силу ст. 90 ТК ТС возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей либо таможенному органу которого представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
Согласно части 1 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление, и прилагаемые к нему документы, подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
На основании статей 129, 147, 148 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" уплаченные по результатам незаконной корректировки таможенной стоимости товаров платежи в размере 438108,22 рублей, превышают сумму таможенных платежей, подлежащую уплате, в соответствии с законодательством Российской Федерации и Таможенным кодексом Таможенного союза.
Пунктом 29 Постановления Пленума ВС РФ от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" разъяснено, что по смыслу нормы закона, установленной частью 2 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 191 ТК ТС, квалификация таможенных платежей как внесенных в бюджет излишне зависит от совершения декларантом действий по изменению соответствующих сведений в декларации на товары после их выпуска, если эти сведения влияют на исчисление таможенных платежей.
Исходя из данных положений заявление о возврате излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей подлежит рассмотрению, если одновременно с его подачей или ранее декларантом было инициировано внесение соответствующих изменений в декларацию на товары и в таможенный орган представлены документы, подтверждающие необходимость внесения таких изменений.
Принимая во внимание, что законодательством Российской Федерации о таможенном деле не установлен иной срок возврата таможенных платежей в связи с обращением декларанта об изменении сведений, отраженных в декларации на товары, следует исходить из того, что заявление о возврате должно быть исполнено таможенным органом не позднее предусмотренного частью 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании срока, составляющего один месяц с момента подачи заявления.
Судом установлено, что с заявлением от 20.02.2017 - вх. Краснодарской таможни - N 03728 от 21.02.2017 на внесение изменений в 14 деклараций (в том числе ДТ N 10309140/100514/0000331, N 10309140/140514/0000338) и заявлением о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств от 20.02.2017 вх. Краснодарской таможни - N 03726 от 21.02.2017на сумму 4550719,37 руб. по 14 ДТ (в том числе по ДТ N 10309140/100514/0000331, N 10309140/140514/0000338 на сумму 438108 руб. 22 коп.), ИП Чекин К.В. обращался в Краснодарскую таможню, однако указанные заявления были оставлены без рассмотрения.
Краснодарской таможней в адрес ИП Чекина К.В. было направлено письмо от 01.03.2017 N 46-10/0059 "В отношении внесении изменений" в котором было отказано предпринимателю во внесении изменений в спорные декларации. Основанием отказа послужило то, что в обращении ИП Чекина К,В. не указано основание для внесения изменений, предусмотренное п.11 Порядка, установленного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289.
Письмом от 28.02.2017 N 21.4-28/04514 "О возврате денежных средств" Краснодарской таможней отказано в рассмотрении заявления о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств.
Судом установлено, что Краснодарская таможня после получения указанных заявлений, с учетом представления дополнительных документов, в соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, имела достаточно времени для пересмотра принятых ранее решений о корректировке таможенной стоимости в отношении товаров, оформленных по ДТ N 10309140/100514/0000331, N 10309140/140514/0000338, внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларациях на уменьшение суммы таможенных платежей и осуществления возврата излишне взысканных таможенных платежей в сроки, установленные в статье 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации". Вместе с тем, указанные действия таможенным органом не производились и не произведены на дату вынесения настоящего судебного акта.
Право плательщика на зачет и возврат из соответствующего бюджета излишне уплаченных либо взысканных сумм налога непосредственно связано с наличием переплаты сумм налога в этот бюджет и отсутствием задолженности по налогам, зачисляемым в тот же бюджет.
Наличие переплаты в рассматриваемом случае подтверждается платежными поручениями N 290 от 29.04.2014, N 291 от 29.04.2014, N 303 от 12.05.2014, N 304 от 12.05.2014. Сумма взысканных таможенных платежей таможней подтверждаются. В материалы дела Краснодарской таможней не представлены доказательства о наличии у заявителя задолженности по уплате таможенных платежей перед бюджетом.
Поскольку корректировка таможенной стоимости была осуществлена Краснодарской таможней без достаточных оснований, 6 метод оценки таможенной стоимости товаров определен неверно, отказ таможни во внесении изменений в ДТ и отказ возвратить излишне взысканные денежные средства неправомерен. Таможенные платежи, уплаченные предпринимателем, подлежат возврату как излишне взысканные.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях Арбитражного суда Северо-Кавказского округа по делам N А32-12797/2017, N А32-7672/2017.
Таким образом, требования заявителя об обязании осуществить возврат излишне взысканных таможенных платежей по ДТ N 10309140/100514/0000331, N 10309140/140514/0000338 в сумме 438108,22 рублей являются законными и обоснованными.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм таможенного законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Решение суда от 10.07.2019 об удовлетворении заявления является законным и обоснованным. Основания для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы таможенного органа судом апелляционной инстанции не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.07.2019 по делу N А32-7494/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
М.В. Ильина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-7494/2017
Истец: Чекин Константин Викторович
Ответчик: Краснодарская таможня
Хронология рассмотрения дела:
07.02.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-144/20
07.10.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-16228/19
10.07.2019 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-7494/17
27.08.2018 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-7494/17
14.08.2018 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-7494/17
16.07.2018 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-7494/17
02.02.2018 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-7494/17
05.09.2017 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-7494/17
05.07.2017 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-7494/17
07.06.2017 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-7494/17
15.05.2017 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-7494/17
28.03.2017 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-7494/17