г. Хабаровск |
|
10 октября 2019 г. |
А73-17062/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 октября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 октября 2019 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Пичининой И.Е.
судей Жолондзь Ж.В., Кривощекова А.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Егожа А.К.
при участии в заседании:
от Финансового управления Администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края: Лебедев Е.А., представитель по доверенности от 03.06.2019;
от Федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации: Могилева Л.С., представитель по доверенности от 30.07.2019.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Финансового управления Администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края
на определение от 29.07.2019
по делу N А73-17062/2015
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Медведевой О.П.
по заявлению акционерного общества "Ремонтно-эксплуатационное управление"
о наложении судебного штрафа за неисполнение решения суда от 08.07.2016 по делу N А73-17062/2015
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 08.07.2016 по делу N А73-17062/2015 с Администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края в пользу акционерного общества "Ремонтно-эксплуатационное управление" 8 410 791 руб. 27 коп. долга.
После вступления решения в законную силу 12.10.2016 акционерному обществу "Ремонтно-эксплуатационное управление" выдан исполнительный лист серии ФС 006580913.
23.05.2019 в арбитражный суд поступило заявление акционерного общества "Ремонтно-эксплуатационное управление" о наложении судебного штрафа на Администрацию муниципального района имени Лазо Хабаровского края, на ответственных должностных лиц Финансового управления администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края за неисполнение решения суда от 08.07.2016 по делу N А73-17062/2015.
Определением Арбитражного суда Хабаровского края от 24.06.2019 к участию в производстве по заявлению привлечены: Финансовое управление администрации муниципального района имени Лазо и начальник финансового управления Пушистова Л.В., из состава участников исключена Администрация муниципального района им. Лазо.
Определением Арбитражного суда Хабаровского края от 29.07.2019 за не исполнение решения от 08.07.2016 по делу N А73-17062/2015 взыскан:
- с Финансового управления администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края в доход федерального бюджета штраф в сумме 30 000 руб. 7
- с начальника Финансового управления администрации муниципального района им. Лазо Хабаровского края Пушистовой Ларисы Вадимовны в доход федерального бюджета штраф в сумме 1000 руб.
Не согласившись с решением суда, Финансовое управление Администрации муниципального района им. Лазо Хабаровского края (далее - заявитель, Финансовое управление) в лице начальника управления Пушистовой Л.В. обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что при исполнении судебного акта финансовое управление руководствовалось резолютивной частью решения и исполнительным листом, в которых было указано на взыскание именно с Администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края, а не с казны муниципального образования. Также заявитель ссылается, что финансовым управлением принимались меры по взысканию денежных средств именно с органа муниципального самоуправления, согласно вынесенному судебному акту, однако решение суда не было исполнено ввиду отсутствия правового механизма побуждения финансовым управлением администрации муниципального района к исполнению судебного акта.
В судебном заседании представитель заявителя просил судебный акт отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Представитель Федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации оставила разрешение апелляционной жалобы на усмотрение суда.
Иные участвующие в деле лица явку представителей в судебное заседание не обеспечили, уведомлены надлежащим образом, жалоба рассмотрена в их отсутствие в порядке ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность судебного акта проверены апелляционным судом в порядке главы 34 АПК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебных актов, а также невыполнение требований арбитражных судов влечет за собой ответственность, установленную настоящим Кодексом и другими федеральными законами (ч. 2 ст. 16 АПК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 322 АПК РФ за неисполнение судебного акта арбитражного суда органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами, организациями, должностными лицами и гражданами арбитражным судом может быть наложен судебный штраф по правилам главы 11 настоящего Кодекса в размере, установленном федеральным законом.
Из положений ч. 1 ст. 110 АПК РФ следует, что судебные штрафы налагаются арбитражным судом в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом. Размер судебного штрафа, налагаемого на граждан, не может превышать пять тысяч рублей, на должностных лиц - тридцать тысяч рублей, на организации - сто тысяч рублей, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, исполнительный лист серии ФС 006580913 предъявлен взыскателем в Финансовое управление муниципального образования для приведения в исполнение решения Арбитражного суда Хабаровского края от 08.07.2016 по делу N А73-17062/2015.
Из представленной финансовым управлением информации по исполнительным листам в отношении Администрации муниципального района за 2015-2019 годы следует, что при наличии имеющегося на исполнении исполнительного листа по настоящему делу, финансовое управление производило исполнение по другим исполнительным листам. То есть, финансовым управлением была нарушена очередность исполнения судебных актов.
Факт обращения с исполнительным листом и отсутствие его исполнения заявителем апелляционной жалобы не оспариваются, и подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами.
Согласно пункту 3 статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 Кодекса.
Как следует из положений главы 24.1 БК РФ, исполнение судебных актов, предусматривающих обращение на средства бюджета, производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение.
Исполнение судебных актов о возмещении вреда, причиненного в результате незаконных действий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления или их должностных лиц, а также по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны субъекта Российской Федерации, казны муниципального образования осуществляется: финансовым органом субъекта Российской Федерации - за счет казны субъекта Российской Федерации, финансовым органом муниципального образования - за счет казны муниципального образования в порядке, аналогичном порядку, установленному для взыскания с казны Российской Федерации, и в соответствии с федеральным законодательством (пункты 3 и 4 статьи 242.2 БК РФ).
Аналогичные выводы следуют из пункта 3.44 Положения о финансовом управлении администрации муниципального района имени Лазо, согласно которому в полномочия финансового управления входит исполнение судебных актов по искам к муниципальному району о возмещении вреда, причиненных юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействий) органов местного самоуправления или их должностных лиц, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет казны муниципального района, судебные акты о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств бюджета муниципального района в порядке, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Таким образом, исходя из предусмотренного механизма исполнения судебных актов в соответствии с положениями статей 217, 239, 242.2 БК РФ решение Арбитражного суда Хабаровского края от 08.07.2016 подлежало исполнению Финансовым управлением.
Вместе с тем, заявителем в нарушении ст. 65 АПК РФ не представлено доказательства принятия всех возможных и допустимых мер, направленных на исполнение судебного акта, которые бы свидетельствовали о наличии объективных и не зависящих от Финансового управления и его должностных лиц обстоятельствах, которые препятствовали исполнить судебный акт.
В доводах апелляционной жалобы и в суде первой инстанции Финансовое управление и его руководитель, Пушистова Л.В., ссылались на указание в резолютивной части судебного акта на взыскание не с казны муниципального образования, а с Администрации муниципального образования.
Положениями ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Таким образом, при совокупном толковании положений ст. 1069 ГК РФ и норм Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено взыскание именно с муниципального образования.
В соответствии с разъяснениями, данными в пунктах 1, 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", при удовлетворении исков, предъявленных согласно статьям 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, в резолютивной части решения суда должно указываться о взыскании денежных средств за счет казны соответствующего публично- правового образования, а не с государственного или муниципального органа.
В данном случае в резолютивной части решения суда, действительно, отсутствует указание на взыскание денежных средств за счет казны муниципального образования.
Наряду с этим, из мотивированной части решения Арбитражного суда Хабаровского края от 08.07.2016, постановления Шестого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2016, постановления Арбитражного суда Дальневосточного округа от 21.12.2016 следует, что суды, руководствуясь указанными положениями гражданского и бюджетного законодательства, излагая приведённые нормы в судебных актах, возлагали обязанность возместить ущерб за счет казны соответствующего муниципального образования в интересах которого выступала Администрация муниципального района имени Лазо Хабаровского края.
У Финансового управления и его должностных лиц не имелось оснований, исходя из действующих положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и вступивших в законную силу судебных акто,в полагать, что денежные средства должны были взыскиваться не с казны муниципального образования, а с Администрации муниципального образования организованного в форме казённого учреждения.
Кроме того, в случае неясности решения суда финансовый орган в целях его исполнения не лишен был возможности обратиться в суд первой инстанции за разъяснением судебного решения в порядке статьи 179 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы установлено, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал материалы дела, дал им правильную оценку и не допустил нарушения норм материального и процессуального права.
Нарушений, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 268-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение от 29.07.2019 по делу N А73-17062/2015 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение одного месяца со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Е. Пичинина |
Судьи |
Ж.В. Жолондзь |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-17062/2015
Истец: АО "РЕМОНТНО-ЭКСПЛУАТАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ"
Ответчик: Администрация муниципального района им. Лазо Хабаровского края
Третье лицо: АО "Ремонтно-эксплуатационное управление", АО Филиал "Хабаровский" "Славянка", Департаменту эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Восточного военного округа, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, Министерство обороны РФ в лице ФГКУ Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений " Министерства обороны Российской Федерации
Хронология рассмотрения дела:
05.12.2019 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-5843/19
14.11.2019 Определение Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-5843/19
10.10.2019 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-5282/19
21.12.2016 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-5962/16
16.09.2016 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-4806/16
08.07.2016 Решение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-17062/15