08 октября 2019 г. |
Дело N А43-7031/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01.10.2019.
Полный текст постановления изготовлен 08.10.2019.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Кастальской М.Н., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Третьяковой К.О.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента лесного хозяйства Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 03.06.2019 по делу N А43-7031/2019,
принятое судьей Чепурных М.Г.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Узола" (ОГРН 1145260009498, ИНН 5260389807) о признании недействительным решения Департамента лесного хозяйства Нижегородской области, формализованного в письме от 12.12.2018 N 484.
В судебном заседании принял участие представитель Департамента лесного хозяйства Нижегородской области - Казаков П.С. по доверенности от 10.01.2019 N 1сроком действия один год.
Общество с ограниченной ответственностью "Узола", извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителя в судебное заседание не обеспечило.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя Департамента лесного хозяйства Нижегородской области, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Узола" (далее - Общество) является арендатором лесного участка по договору аренды от 19.07.2011 N 501 в Ковернинском районном лесничестве Департамента лесного хозяйства Нижегородском области (далее - Департамент).
Названным договором аренды определен ежегодный разрешенный объем заготовки древесины в разрезе хозяйств. Решением Арбитражного суда Нижегородской области по делу N А43-25994/2014 в договор аренды внесены изменения, в том числе определены объемы заготовки древесины в 2018 году.
Руководствуясь статьей 26 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) Общество направило в Ковернинское районное лесничество Департамента лесную декларацию от 02.12.2018 N 52 на заготовку древесины в объеме 1521 м3 по мягколиственному хозяйству. Данная декларация подготовлена на основании проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной экспертизы и утвержденного приказом Департамента от 04.07.2018 N 891.
Ковернинское районное лесничество Департамента письмом от 12.12.2018 N 484 в приеме декларации Общества отказало. Данный отказ мотивирован тем, что объем древесины по березовой хозсекции, указанный в лесной декларации, превышает объем, установленный проектом освоения лесов, на 1519 м3 при проведении сплошной рубки.
Общество не согласилось с отказом Департамента и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Департамента, формализованного в письме от 12.12.2018 N 484.
Решением от 03.06.2019 Арбитражный суд Нижегородской области заявленное Обществом требование удовлетворил.
Департамент обратился в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда отменить.
Как пояснил заявитель жалобы, действующий порядок подачи лесной декларации предусматривает необходимость указания в лесной декларации декларируемого объема заготовки в зависимости от породы древесины.
Департамент считает, что несоответствие лесной декларации проекту освоения лесов является основанием для отказа в ее принятии.
По мнению Департамента, содержащаяся в проекте освоения лесов таблица 33 "Расчетная лесосека по сплошным рубкам спелых и перестойных лесных насаждений", устанавливающая объем заготовки древесины по хозсекции и преобладающей породе "береза" в размере 49,2 тыс. куб.м, не содержит в себе каких-либо новых показателей, не предусмотренных законодательством, и не может рассматриваться как чрезмерное или избыточное регламентирование вопроса лесопользования, а является информацией, обосновывающей итоговые показатели.
Представитель Департамента в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу указало на законность принятого по делу судебного акта, заявило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя Общества.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 26 ЛК РФ лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов (часть 1).
Ежегодно лесная декларация подается в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду (часть 2 статьи 26 Лесного кодекса Российской Федерации).
В силу части 3 статьи 26 ЛК РФ форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи, а также требования к формату лесной декларации в электронной форме утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минприроды России от 16.01.2015 N 17 утверждена форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи, требований к формату лесной декларации в электронной форме (Зарегистрировано в Минюсте России 26.02.2015 N 36237).
В соответствии с пунктом 4.1 названного приказа в Приложении 1 к лесной декларации отражается следующая информация: в графе "Вырубаемая древесная порода" указывается название каждой древесной породы (в отдельных строках), запас которой определен на соответствующей лесосеке, в том числе включая виды (породы) деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается. При заготовке живицы данная графа не заполняется.
Согласно пункту 6 данного приказа уполномоченный орган в случае выявления несоответствия лесной декларации форме и установленным требованиям к ее содержанию, проекту освоения лесов, недостоверности сведений, содержащихся в лесной декларации, в течение 5 рабочих дней со дня ее получения направляет лицу, подавшему лесную декларацию, письменное извещение об отказе в ее приеме, содержащее обоснование отказа.
В Административном регламенте о предоставлении органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по приему лесных деклараций и отчетов об использовании лесов от граждан, юридических лиц, осуществляющих использование лесов, утвержденном приказом Минприроды России от 08.12.2016 N 641 (далее - Административный регламент N 641) указан исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги и услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем, способы их получения заявителем, в том числе в электронной форме, порядок их представления.
В соответствии с пунктом 2.6.1 Административного регламента N 641 для получения государственной услуги в части приема лесных деклараций -заявитель представляет в уполномоченный орган непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая Портал, следующие документы:
лесную декларацию;
приложения к лесной декларации:
а) объемы использования лесов в зависимости от вида использования лесов, создание (снос) объектов лесной инфраструктуры, лесоперерабатывающей инфраструктуры и объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры;
б) общая схема расположения мест проведения работ при использовании лесов в пределах лесных кварталов и лесотаксационных выделов;
в) схема (схемы) размещения лесосеки, объекта лесной инфраструктуры, лесоперерабатывающей инфраструктуры и объекта, не связанного с созданием лесной инфраструктуры.
Кроме того, в Административном регламенте N 641 указан исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги.
Так, согласно пункту 2.10 названного регламента основания для приостановления государственной услуги отсутствуют.
В соответствии с пунктом 2.11 Административного регламента N 641 основания для отказа в предоставлении государственной услуги в части приема лесных деклараций:
1) непредставление документов, указанных в Административном регламенте;
2) недостоверность сведений, указанных в лесной декларации;
3) несоответствие лесной декларации форме и требованиям, установленным к ее содержанию;
4) несоответствие лесной декларации проекту освоения лесов. Согласно части 1 статьи 12 ЛК РФ освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности.
В силу части 1, 2 статьи 88 ЛК РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса. Состав проекта освоения лесов, порядок его разработки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Рослесхоза от 29.02.2012 N 69 утвержден "Состав проекта освоения лесов и порядка его разработки" (далее - Приказ N 69).
В разделе II Приказа N 69 описан состав проекта освоения лесов.
В соответствии с пунктом 3 Приказа N 69 проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 21 ЛК РФ, также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.
Проект освоения лесов состоит из общей и специальной частей.
Общая часть проекта составляется для всех видов использования лесов, предусмотренных статьей 25 ЛК РФ.
Специальная часть проекта освоения лесов - раздел "Организация использования лесов" включает в себя подразделы, соответствующие видам разрешенного использования лесов, предусмотренные договором аренды лесного участка или условиями предоставления лесного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Согласно пункту 5 Приказа N 69 в разделе "Общие сведения" содержится, в том числе, копия договора аренды лесного участка с приложениями или свидетельства о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование.
В разделе "Сведения о лесном участке" приводится информация: таксационная характеристика лесных насаждений на лесном участке (по таксационным описаниям, данным сплошного перечета или натурного обследования) (пункт 6 Приказа N 69).
В соответствии с пунктом 11 Приказа N 69 специальная часть проекта освоения лесов - раздел "Организация использования лесов" состоит из подразделов (по видам разрешенного использования лесов).
В пункте 12 Приказа N 69 указано, что подраздел "Заготовка древесины" содержит следующие сведения:
- возрасты рубок и возрасты спелости лесных насаждений для эксплуатационных, защитных лесов и особо защитных участков лесов (приложение N 26);
- установленный объем заготовки древесины на участке;
- ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируется заготовка древесины (приложение N 27), пространственное размещение указанных лесотаксационных выделов, а также пространственное размещение развития дорожной сети на период действия проекта освоения лесов (тематическая лесная карта);
- общие сведения о проектируемых ежегодных объемах заготовки древесины (приложение N 28).
В соответствии с пунктом 28 Приказа N 69 проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, в соответствии со статьей 12 ЛК РФ на основании договора аренды лесного участка, свидетельства о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), материалов государственного лесного реестра, документов территориального планирования, а также иных специальных обследований.
В пункте 31 Приказа N 69 указано, что при разработке проекта освоения лесов допускается по инициативе и за счет средств лиц, использующих леса, проведение в установленном порядке таксации лесов для выявления, учета и оценки качественных и количественных характеристик лесных ресурсов, а также проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
Полученная информация может быть использована при разработке проекта освоения лесов, если она внесена в установленном порядке в государственный лесной реестр и лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка.
Таксация лесов проводится для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов. При таксации лесов, проводимой в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков, осуществляются установление границ лесотаксационных выделов, определение преобладающих и сопутствующих древесных пород, диаметра, высоты и объема древесины, лесорастительных условий, состояния естественного возобновления древесных пород и подлеска, а также других характеристик лесных ресурсов (статья 69.1 ЛК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 87 ЛК РФ основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка.
В части 5 статьи 87 ЛК РФ указано, что в лесохозяйственном регламенте в отношении лесов, расположенных в границах лесничеств, лесопарков, устанавливаются:
1) виды разрешенного использования лесов, определяемые в соответствии со статьей 25 названного Кодекса;
2) возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов и другие параметры их разрешенного использования;
3) ограничение использования лесов в соответствии со статьей 27 названного Кодекса;
4) требования к охране, защите, воспроизводству лесов.
В соответствии с частью 6 и частью 7 названной статьи лесохозяйственные регламенты обязательны для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества, лесопарка. Состав лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, сроки их действия и порядок внесения в них изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В пункте 4 приказа Минприроды России от 27.02.2017 N 72 "Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений" в лесохозяйственном регламенте в отношении лесов, расположенных в границах лесничеств, лесопарков устанавливаются:
1) виды разрешенного использования лесов, определяемые в соответствии со статьей 25 ЛК РФ;
2) возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов и другие параметры их разрешенного использования;
3) ограничение использования лесов в соответствии со статьей 27 Лесного кодекса;
4) требования к охране, защите, воспроизводству лесов.
В соответствии с пунктом 7 указанного приказа Минприроды России от 27.02.2017 N 72 Глава 2 лесохозяйственного регламента должна содержать данные, в том числе, нормативы, параметры и сроки использования лесов для заготовки древесины, включающие: расчетную лесосеку для осуществления рубок спелых и перестойных лесных насаждений (таблица 6 - по выборочным рубкам и таблица 7 - по сплошным рубкам срокам их действия и порядку внесения в них изменений).
В силу пункта 4 Порядка исчисления расчетной лесосеки, утвержденного приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 27.05.2011 N 191 расчетная лесосека исчисляется по каждому лесничеству и лесопарку отдельно для эксплуатационных и защитных лесов по хозяйствам (хвойному, твердолиственному и мягколиственному) с распределением общего объема допустимого ежегодного изъятия древесины для каждого хозяйства по преобладающим породам. Исчисление расчетной лесосеки осуществляется отдельно для осуществления сплошных рубок, выборочных рубок спелых и перестойных лесных насаждений, средневозрастных, приспевающих, спелых, перестойных лесных насаждений при вырубке погибших и поврежденных лесных насаждений, уходе за лесом (за исключением молодняков первого класса возраста), рубке лесных насаждений на лесных участках, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов лесной, лесоперерабатывающей инфраструктуры, и объектов, не связанных с лесной инфраструктурой, на основании данных лесоустройства, государственного лесного реестра или специальных обследований лесов.
Отказывая в приеме лесной декларации, Департамент сослался на то, что предоставленная декларация не соответствует проекту освоения лесов, а именно, сведения лесной декларации по объему заготовки древесины, по березовой хозсекции сплошная рубка, превышают ежегодный объем заготовки по березовой хозсекции сплошная рубка, установленный проектом освоения лесов, на 1519 м3.
Между тем, данная декларация подготовлена на основании проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной экспертизы и утвержденного приказом Департамента от 04.07.2018 N 891.
Как указано выше, согласно пункту 12 Приказа N 69 подраздел "Заготовка древесины" содержит ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируется заготовка древесины (приложение N 27).
В ведомости лесотаксационных выделов приведены следующие сведения: лесничество, участковое лесничество; номер квартала; номер выдела; преобладающая порода; площадь выдела (га); запас на выделе и в среднем на 1 га; форма, вид рубки; вырубаемый запас; % выборки (для выборочных рубок); рекомендуемые способы лесовосстановления.
В соответствии с положениями Приказа N 69 формулы таксационных описаний в проекте освоения лесов не приводятся, поскольку проектирование и рубка по данным формулам не ведется, разделения по породному составу вырубаемый запас не предусматривает.
В силу действующего правового регулирования конкретный объем заготовки на каждой лесосеке по каждой древесной породе проектом освоения лесов не устанавливается, а определяется на стадии подачи лесной декларации по результатам отвода и таксации лесосек в соответствии с Правилами заготовки древесины и особенностями заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 ЛК РФ, утвержденными Приказом Минприроды России от 13.09.2016 N 474 (далее - Правила заготовки).
В соответствии с пунктом 7 Правил заготовки, если иное не установлено ЛК РФ, для заготовки древесины на лесосеке (части площади лесного участка, лесотаксационного выдела, лесного квартала, на которой расположены предназначенные для рубки лесные насаждения) допускается осуществление рубок: 1) спелых, перестойных лесных насаждений; 2) средневозрастных, приспевающих, спелых, перестойных лесных насаждений при вырубке погибших и поврежденных лесных насаждений, уходе за лесами; 3) лесных насаждений любого возраста на лесных участках, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов, предусмотренных статьями 13, 14 и 21 ЛК РФ.
Конкретный объем изъятия по каждой конкретной лесосеке определяется на стадии подачи лесной декларации и определяется по породам по данным натурной таксации лесосек после обозначения их границ на местности (пункты 18, 19, 27 - 29, 36, 37 Правил заготовки).
Дополнительно представленная в составе проекта освоения лесов расчетная лесосека по сплошным рубкам спелых и перестойных лесных насаждений (таблица 33) не является обязательной составляющей данного документа и в рассматриваемом случае носит справочный характер, а конкретные данные по объему заготовки на каждой лесосеке по каждой древесной породе определены Обществом при подаче лесной декларации.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что Департамент не мог отказать Обществу в приеме лесной декларации от 05.12.2018 N 52 по причине ее несоответствия расчетной лесосеки, так как данный документ не является частью проекта освоения лесов.
С учетом изложенного суд первой инстанции обосновано удовлетворил требование Общества.
Одновременно суд посчитал необходимым в качестве правовосстановительной меры обязать Департамент после вступления настоящего решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества, связанные с решением, формализованным в письме от 12.12.2018 N 484, путем совершения действий, обеспечивающих принятие лесной декларации от 05.12.2018 N 52.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как основанные на ошибочном толковании закона.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы по приведенным в ней доводам у суда апелляционной инстанции не имеется.
Арбитражный суд Нижегородской области полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Департамент от уплаты государственной пошлины освобожден.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 03.06.2019 по делу N А43-7031/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента лесного хозяйства Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
М.Н. Кастальская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-7031/2019
Истец: ООО "УЗОЛА"
Ответчик: Департамент лесного хозяйства Нижегородской области
Хронология рассмотрения дела:
11.09.2020 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-6966/19
15.01.2020 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-7155/19
14.11.2019 Определение Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-7155/19
08.10.2019 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-6966/19
03.06.2019 Решение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-7031/19