г. Челябинск |
|
10 октября 2019 г. |
Дело N А34-3538/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 октября 2019 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Махровой Н.В.,
судей Лукьяновой М.В., Ширяевой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Захарцевым Д.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области, страхового публичного акционерного общества "Ингосстрах" на решение Арбитражного суда Курганской области от 24.07.2019 по делу N А34-3538/2019.
В судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи в порядке статьи 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, приняли участие представители:
истца - Прокуратуры Курганской области - Тутукова Гульнара Мурзагалыевна (паспорт, удостоверение)
ответчика - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области - Рогова Анна Петровна (паспорт, доверенность от 30.07.2018) и страхового публичного акционерного общества "Ингосстрах" - Шкодских Елена Владимировна (паспорт, диплом, доверенность от 04.12.2018)
Прокуратура Курганской области (далее - истец) обратилась в Арбитражный суд Курганской области с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области (далее - первый ответчик), страховому публичному акционерному обществу "Ингосстрах" (далее - второй ответчик) о признании недействительным пункта 9.2 государственного контракта N 17-18 от 18.12.2018, заключенного между ответчиками.
Решением Арбитражного суда Курганской области от 24.07.2019 по делу N А34-3538/2019 исковые требования удовлетворены.
Ответчики с вынесенным судебным актом не согласились, обратились в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просили решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
СПАО "Ингосстрах" в своей жалобе просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска в полном объёме.
В обоснование своей жалобы СПАО "Ингосстрах" приводит следующие доводы:
- пункт 9.2. договора не затрагивает права третьих лиц/выгодоприобретателей/потерпевших, регламентирует отношения между страхователем (заказчиком) и страховщиком (исполнителем);
- неустойки по пункту 21 статьи 12 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Федеральный закон N 40-ФЗ) и пункту 9.2. договора разные по своей правовой природе;
Управление Росреестра по Курганской области в своей жалобе просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска в полном объёме.
В обоснование своей жалобы Управление Росреестра по Курганской области приводит следующие доводы:
- 11.01.2018 между ответчиками заключён договор в соответствии с условиями закупки;
- действия сторон по передаче страховых полисов страховщику и оплата передачи данных полисов как оказанной услуги регулируются нормами главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), а в случае наступления страхового случая - положениями Федерального закона N 40-ФЗ.
От истца поступил отзыв апелляционную жалобу. Приобщен к материалам дела на основании статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представители сторон поддержали позиции, изложенные в апелляционных жалобах и отзыве на апелляционную жалобу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между Управлением Федеральной службы государствен-ной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области (далее - Госу-дарственный Заказчик) и СПАО "Ингосстрах" (далее - Страховщик) заключен государственный контракт N 17-18 (далее - контракт) на оказание услуг по обязательному страхо-ванию автогражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) от 18.12.2018 (л.д. 10-18).
Согласно пункту 1.2 контракта Страховщик обязуется за обусловленную кон-трактом страховую премию при наступлении страхового случая возместить по-терпевшим причиненный вследствие этого события вред их жизни, здоровью или имуществу (осуществить страховую выплату) и пределах определенной контрак-том суммы (страховой суммы).
Цена контракта составляет 143 710 рублей 08 копеек (пункт 2.1 контракта).
Пунктом 9.2 контракта определено, что в случае просрочки исполнения Страховщиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных настоящим Контрактом, Государственный заказчик направляет Страховщику требование об уплате пеней.
Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Страховщиком обязательства, предусмотренного Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены Контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных Контрактом и фактически исполненных Страховщиком.
Полагая, что положения пункта 9.2 государственного контракта N 17-18 от 18.12.2018 не соответствуют действующему законодательству и являются недействительными, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
В соответствии с положениями статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительными сделок, совершённых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований, а также о применении последствий недействительности указанных сделок.
Предметом иска по настоящему делу является требование прокурора о признании отдельного положения государственного контракта в части установления ответственности страховщика недействительным в связи с его несоответствием положениям пункта 21 статьи 12 Закона об ОСАГО.
Согласно пункту 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В силу пункта 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы.
Согласно статье 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Пунктом 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В пункте 21 статьи 12 Закона об ОСАГО установлен размер неустойки за несоблюдение срока осуществления страховой выплаты в размере одного процента за каждый день просрочки от определенного в соответствии с настоящим Федеральным законом размера страховой выплаты по виду причиненного вреда каждому потерпевшему.
Согласно пункту 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 58 "О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" договор обязательного страхования является публичным и должен соответствовать Закону об ОСАГО, а также иным правовым актам, принятым в целях его реализации, действующим в момент заключения договора.
Исходя из положений пункта 25 статьи 12 Закона об ОСАГО и пункта 2 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора обязательного страхования, противоречащие Закону об ОСАГО и/или Правилам, в том числе устанавливающие дополнительные основания для освобождения страховой организации от обязанности осуществления страхового возмещения, являются ничтожными (пункт 5 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Учитывая вышеизложенные особенности правового регулирования, исходя из того, что Закон об ОСАГО в части ответственности страховщика носит специальный характер по отношению к Закону о контрактной системе, установив несоответствие положений пункта 9.2 контракта требованиям пункта 21 статьи 12 Закона об ОСАГО, выразившееся в установлении меньшего размера ответственности страховщика за нарушение сроков выплаты страхового возмещения, чем закреплено в указанной статье Закона, а также принимая во внимание правовую позицию, изложенную в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2016) (в разделе "Разъяснения по вопросам судебной практики" при ответе на первый вопрос), суд апелляционной инстанции приходит к выводу о правомерности выводов суда первой инстанции об удовлетворении требований истца.
Доводы апелляционной жалобы судебной коллегией отклоняются.
Вопреки доводам апелляционных жалоб, признание недействительным пункта 9.2 контракта не исключает ответственности исполнителя за ненадлежащее исполнение иных обязательств, не связанных с просрочкой осуществления страховой выплаты.
Ввиду изложенного, доводы заявителей апелляционных жалоб о правомерности включения в контракт спорного условия подлежат отклонению как основанные на неправильном толковании норм материального права и не учитывающие специфику специального характера правового регулирования правоотношений между ответчиками.
Доводы подателя жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции и по существу представляют собой лишь несогласие с результатами оценки судом представленных доказательств, в то время как в силу правовой позиции, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 16549/12 от 23.04.2013, судебный акт суда первой инстанции, основанный на полном и всестороннем исследовании обстоятельств дела, не может быть отменен судом апелляционной инстанции исключительно по мотиву несогласия с оценкой указанных обстоятельств, данной судом первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы апеллянтов по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы относятся на их счет.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление Росреестра по Курганской области освобождено от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 24.07.2019 по делу N А34-3538/2019 оставить без изменения, апелляционные жалобы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области, страхового публичного акционерного общества "Ингосстрах" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.В. Махрова |
Судьи |
М.В. Лукьянова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А34-3538/2019
Истец: Прокуратура Курганской области
Ответчик: ПАО Страховое "Ингосстрах", Управление Федеральной службы государственной регистрации ,кадастра и картографии по Курганской области