г. Хабаровск |
|
09 октября 2019 г. |
А73-2653/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 октября 2019 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Вертопраховой Е.В.
судей Тищенко А.П., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивановой Н.А.
при участии в заседании:
от Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями" Министерства здравоохранения Хабаровского края: представителя Гурского А.А. по доверенности от 30.09.2019 (сроком на три года);
от Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования: представителя Литовки П.И. по доверенности от 09.01.2019 N 26-08 (сроком по 31.12.2019); представителя Морозовой О.В. по доверенности от 09.01.2019 N 12-08 (сроком по 31.12.2019);
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями" Министерства здравоохранения Хабаровского края
на решение от 11.06.2019
по делу N А73-2653/2019
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями" Министерства здравоохранения Хабаровского края (ИНН 2721009067, ОГРН 1022701294571)
к Хабаровскому краевому фонду обязательного медицинского страхования (ИНН 2700000539, ОГРН 1022700921880)
о признании незаконными акта от 13.12.2018 N 92, требования от 21.12.2018 N 38 в части предписания в течение 10 дней с момента получения требования уплатить неправомерное произведение расходов за счет средств ОМС в размере 664904,16 руб., штрафа в бюджет ХКФОМС в размере 66490,42 руб., а также установления не предоставления медицинских карт дневного стационара для проверки доступности, достоверности в обеспечении их лекарственными препаратами в 2016 году,
УСТАНОВИЛ:
Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями" Министерства здравоохранения Хабаровского края (далее - КГБУЗ "ЦПБСИЗ" МЗ ХК, заявитель, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Хабаровскому краевому фонду обязательного медицинского страхования (далее - ХК ФОМС, Фонд) о признании незаконными акта от 13.12.2018 N 92, требования от 21.12.2018 N 38 в части предписания в течение 10 дней с момента получения требования уплатить неправомерное произведение расходов за счет средств ОМС в размере 664904,16 руб., штрафа в бюджет ХКФОМС в размере 66490,42 руб., а также установления не предоставления медицинских карт дневного стационара для проверки доступности, достоверности в обеспечении их лекарственными препаратами в 2016 году.
Решением суда от 11.06.2019 производство по делу в части требования Учреждения о признании незаконным акта проверки от 13.12.2018 N 92 прекращено; в удовлетворении требований Учреждения в остальной части отказано.
Суд установил, что: медицинская деятельность врачей-специалистов (зав. отделением-врача-психиатра нарколога, врача психиатра-нарколога, фтизиатра) не могла быть оплачена мед. учреждением за счет средств ОМС; расходы на оказание медико-санитарной помощи, вызванные вирусом иммунодефицита человека, синдрома приобретенного иммунодефицита, туберкулезе, психических расстройствах, и расстройствах поведения в части профилактики, а также социолога, необоснованно осуществлялись учреждением за счет средств ОМС; мед. карты неправомерно не были представлены Фонду по его запросу; акт проверки от 13.12.2018 N 92 имеет констатирующий, а не властный и обязывающий характер, не ограничивает права и законные интересы учреждения, поэтому он не может быть обжалован в судебном порядке в соответствии со статьей 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, учреждение обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Заявитель жалобы утверждает следующее: акты проверок, порожденные Фондом, и требования, вынесенные на основе содержания актов, являются элементами системы властно-распорядительного воздействия Фонда на участников системы ОМС, и поскольку акт содержит обоснование законности требования, то прекращая производство по делу в этой части, суд не изучил обстоятельства, подлежащие выяснению, не установил норму закона, подлежащую применению; судом не дана оценка обоснованности вывода Фонда о нецелевом использовании средств (ФОМС); заявитель объемы исследований лабораторной ПЦР-диагностики и ИФА-диагностики выполнил, денежные средства от Фонда получил и распорядился ими на основании приказа Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N 158н "Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования"; оплата труда услуг рассматриваемых врачей соответствует требованию адресности бюджетных средств, а отсутствие установленных тарифов (на выполнение данных медицинских услуг), свидетельствует лишь о недостаточном нормативном описании процесса реализации программы и не является виной заявителя; суд не изучил надлежащим образом должностные инструкции врачей, а также представленные заявителем отчеты и справки; судом произведена подмена понятий в отношении специалиста-социолога; Фондом не предоставлен факт повторного обращения за выдачей карт и повторный отказ, доступ к картам был обеспечен, но Фонд таким правом не воспользовался.
В представленном в суд отзыве, Фонд отклоняет доводы апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Определением суда от 22.07.2019 апелляционная жалоба принята к производству, дело назначено к судебному разбирательству на 28.08.2019 на 10 часов 15 минут.
Определением суда от 28.08.2019 в судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) объявлен перерыв до 04.09.2019 до 11 часов 20 минут.
Определением от 04.09.2019 суд: перешел к рассмотрению дела N А73-2653/2019 по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, в части требования о признании незаконным акта от 13.12.2018 N 92, с назначением дела к судебному разбирательству по общим правилам административного производства, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции, на 02.10.2019 в 16 часов 05 минут; отложил рассмотрение апелляционной жалобы Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями" Министерства здравоохранения Хабаровского края на решение суда от 11.06.2019 в части неудовлетворенных требований заявителя на 02.10.2019 в 16 часов 05 минут.
До начала судебного заседания от Учреждения в суд поступило ходатайство (с приложением) о производстве экспертизы, где последнее просит назначить судебную экспертизу в порядке статьи 82 АПК РФ, с целью получить ответы на вопросы (7 вопросов, изложенных в этом ходатайстве), требующие специальных знаний в области организации здравоохранения, и поручить проведение такой экспертизы специалисту - д.м.н., профессору А.В. Калинину, директору ФГБНУ НИИ эпидемиологии и микробиологии Г.П. Сомова (г. Владивосток).
В судебном заседании представитель Учреждения настаивает на удовлетворении заявленного ходатайства о проведении экспертизы для разрешения изложенных в таком ходатайстве вопросов.
Представители Фонда в судебном заседании возразили против заявленного ходатайства.
Рассмотрев заявленное ходатайство о назначении судебной экспертизы в порядке части 1 статьи 82 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статьи 159, статьи 82 АПК РФ, части 3 статьи 268 АПК РФ, разъяснениями, данными в Постановлении Пленума ВАС РФ от 04.04.2014 N 23 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе", и установив, что, с учетом имеющихся в материалах дела документальных доказательств отсутствует необходимость назначения и проведения судебной экспертизы по заявленным учреждением вопросам, принимая во внимание, что назначение экспертизы является правом суда, определил: отказать в удовлетворении заявленного ходатайства.
Поскольку при заявлении ходатайства о проведении судебной экспертизы, Учреждение перечислило на депозитный счет Шестого арбитражного апелляционного суда денежные средства в размере 200000 руб., но в удовлетворении такого ходатайства было отказано, то уплаченные денежные средства подлежат возврату с депозитного счета суда лицу, их уплатившему.
В судебном заседании представитель учреждения поддерживает доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представители Фонда в судебном заседании отклонили доводы жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просят обжалуемый судебный акт оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, Фондом на основании приказа от 19.10.2018 N 216 проведена плановая комплексная проверка краевого государственного учреждения здравоохранения "Центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями" министерства здравоохранения Хабаровского края на предмет использования средств, полученных на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования в период с 01.01.2016 по 31.12.2017.
В ходе проверки, результаты которой зафиксированы в акте от 13.12.2018 N 92, в числе прочих нарушений, Фондом установлено использование в проверяемом периоде учреждением средств обязательного медицинского страхования в размере 664904,16 руб., на расходы, связанные с оказанием медицинской помощи при заболеваниях, вызванных вирусом иммунодефицита человека, синдрома приобретенного иммунодефицита, туберкулезе, психических расстройствах и расстройствах поведения, не подлежащих оплате за счет средств обязательного медицинского страхования: 623661,62 руб., в том числе 438397,10 руб. - за 2016 год, 185264,52 руб. - за 2017 год - направленные на финансовое обеспечение расходов по оплате труда с начислениями на выплаты по оплате труда работников, занимающих штатные должности заведующего отделением - врача- психиатра нарколога, врача-психиатра-нарколога, социолога по работе с ВИЧ инфицированными пациентами структурного подразделения "Отдел профилактики, медико-социальной реабилитации с кабинетом психосоциального консультирования", связанных с оказанием медицинской помощи при заболеваниях, вызванных вирусом иммунодефицита человека, синдрома приобретенного иммунодефицита, психических расстройствах и расстройствах поведения, не подлежащих оплате за счет средств обязательного медицинского страхования;- 41242,54 руб., в том числе 28231,41 руб. - за 2016 год, 13011,13 руб. -за 2017 год - направленные на финансовое обеспечение расходов оплаты труда с начислениями на выплаты по оплате труда работников, занимающих штатные должности врача-фтизиатра структурного подразделения "Клинико-диагностическое отделение N1", связанных с оказанием медицинской помощи при туберкулезе, не подлежащих оплате за счет средств обязательного медицинского страхования;- непредставление медицинских карт пациентов дневного стационара для проверки доступности, достоверности в обеспечении их лекарственными препаратами в 2016 году.
По результатам проверки Фондом 21.12.2018 в адрес Учреждения выставлено требование N 38 об устранении нарушений, возврате средств, использованных не по целевому назначению в размере 664904,16 руб., уплате штрафа в размере 66490,42 руб.
Учреждение, не согласившись с актом проверки от 13.12.2018 N 92 и требованием от 05.04.2018 N 6 в части выводов Фонда о нецелевом использовании средств обязательного медицинского страхования, предписания возвратить в бюджета ХКФОМС средства обязательного медицинского страхования в размере 664904,16 руб., уплатить штраф в размере 66490,42 руб., а также выводов о непредставлении медицинских карт пациентов дневного стационара для проверки доступности, достоверности в обеспечении их лекарственными препаратами в 2016 году, обратился с рассматриваемым заявлением в суд.
Прекращая производство по делу в части требования Учреждения о признании незаконным акта проверки от 13.12.2018 N 92, суд первой инстанции посчитал, что такой акт имеет констатирующий, а не властный и обязывающий характер, не ограничивает права и законные интересы учреждения, поэтому он не может быть обжалован в судебном порядке в соответствии со статьей 29 АПК РФ.
Арбитражный суд апелляционной инстанции не согласился с данным выводом суда первой инстанции в силу следующего.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
На основании части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, если полагают, что ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативно правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Под ненормативным правовым актом государственного органа, который в силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации может быть оспорен и признан недействительным судом, понимается документ властно-распорядительного характера, вынесенный уполномоченным органом, содержащий обязательные предписания, распоряжения, нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы и влекущий неблагоприятные юридические последствия.
К ненормативным правовым актам относятся акты государственных органов и должностных лиц, устанавливающие, изменяющие или отменяющие права и обязанности определенного круга лиц, а также создающие правила поведения, рассчитанные на однократное применение.
Акт проверки по своей правовой природе является процессуальным документом, в котором излагаются установленные в ходе проверки обстоятельства, в том числе факт совершения правонарушения, и служит одним из доказательств.
На основании пункта 12 части 2 статьи 34, части 11 статьи 40 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ), подпункта 8.12 пункта 8, подпунктов 9.4, 9.15, 9.19 пункта 9 Типового положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 21.01.2011 N 15н, территориальный фонд осуществляет следующие полномочия страховщика: осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии; рассматривает дела и налагает штрафы, составляет акты о нарушении законодательства об обязательном медицинском страховании в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"; предъявляет к медицинской организации требования о возврате в бюджет территориального фонда средств, перечисленных медицинской организацией по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, использованных не по целевому назначению.
Указанные полномочия территориального фонда осуществляются в порядке, установленном Положением о контроле за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями, утвержденным Приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 N 73 (далее - Положение N 73).
Согласно подпункту 23.3 пункта 23 Положения N 73, по результатам проверки составляется акт проверки, включающий в себя заключительную часть с обобщенной информацией о результатах проверки, с указанием выявленных нарушений и недостатков, сроков их устранения или сроков представления плана мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостатков.
При наличии фактов нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования, выявленных в ходе проверки, в заключительную часть акта включается обобщенная информация о направлениях и суммах нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования, с требованием о возврате медицинской организацией средств, использованных не по целевому назначению, и уплате штрафа за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, в соответствии с частью 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ.
В пункте 27 Положения N 73 указано, что возврат (возмещение) средств, в том числе использованных не по целевому назначению, и (или) уплата штрафов, пеней осуществляется медицинской организацией на основании полученного акта в порядке, определенном Законом N 326-ФЗ.
Из материалов дела усматривается, что Учреждением наряду с оспариванием законности требования от 21.12.2018 N 38 в части предписания в течение 10 дней с момента получения требования уплатить неправомерное произведение расходов за счет средств ОМС в размере 664904,16 руб., штрафа в бюджет ХКФОМС в размере 66490,42 руб., а также установления не предоставления медицинских карт дневного стационара для проверки доступности, достоверности в обеспечении их лекарственными препаратами в 2016 году, заявлялось требование о признании незаконным акта проверки от 13.12.2018 N 92.
Проанализировав содержание указанного документа, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что оспариваемый акт проверки Фонда является окончательным документом, который подписывается должностными лицами от имени контролирующего органа, содержит в себе выводы, на основании которых Фонд устанавливает и подтверждает в действиях проверяемого лица нецелевое использование средств, полученных медицинскими организациями на финансовое обеспечение территориальной программы ОМС, содержит властно-распорядительные предписания, обязательные к применению и влекущие для Учреждения юридические последствия, устанавливает, изменяет и отменяет права и обязанности, определенную меру ответственности и является основанием для выставления требования о возврате в бюджет Фонда средств, использованных не по целевому назначению.
Арбитражный суд апелляционной инстанции находит ошибочным вывод арбитражного суда о том, что оспариваемый в рамках настоящего дела акт проверки Фонда не обладает признаками ненормативного правового акта и не может быть обжалован в судебном порядке, установленном главой 24 АПК РФ. В этой связи основания для прекращения производства в указанной части у суда первой инстанции отсутствовали.
Также учреждением оспаривается требование Фонда от 21.12.2018 N 38 в части предписания в течение 10 дней с момента получения требования уплатить неправомерное произведение расходов за счет средств ОМС в размере 664904,16 руб., штрафа в бюджет ХКФОМС в размере 66490,42 руб., а также установления не предоставления медицинских карт дневного стационара для проверки доступности, достоверности в обеспечении их лекарственными препаратами в 2016 году.
То есть, согласно акту от 13.12.2018 N 92 и требованию от 21.12.2018 N 38, заявителю вменяется в вину факт нецелевого использования средств ОМС в общей сумме 664904,16 руб. (использование в проверяемом периоде учреждением средств ОМС в указанном размере, на расходы, связанные с оказанием медицинской помощи при заболеваниях, вызванных вирусом иммунодефицита человека, синдрома приобретенного иммунодефицита, туберкулезе, психических расстройствах и расстройствах поведения, не подлежащих оплате за счет средств ОМС).
Средства обязательного медицинского страхования согласно статьям 2,
6, 11, 13 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) приравнены к бюджетным средствам, являются средствами бюджетной системы Российской Федерации.
В силу части 5 статьи 26 Закона N 326-ФЗ и части 1 статьи 147 БК РФ расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные на оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
В силу статьи 306.4 БК РФ направление средств бюджета бюджетной
системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором соглашением либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, признается нецелевым использованием бюджетных средств.
В соответствии с пунктом 12 части 7 статьи 34 Закона N 326-ФЗ полномочия по контролю за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе путем проведения проверок и ревизий, возложены на территориальный фонд.
Согласно части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки; средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Из положений пунктов 1, 4, 8, 9 статьи 3 Закона N 326-ФЗ, части 4 статьи 80, частей 1,2 статьи 81, статьи 82 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ (далее - Закон N 323-ФЗ) следует, что обязательное медицинское страхование представляет собой комплекс мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счёт средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
В соответствии со статьёй 4 Закона N 326-ФЗ к основным принципам осуществления обязательного медицинского страхования отнесено обеспечение за счет средств обязательного медицинского страхования гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования и базовой программы обязательного медицинского страхования.
В силу пункта 1 части 1 статьи 16 Закона N 326-ФЗ застрахованные лица имеют право на бесплатное оказание им медицинской помощи медицинскими организациями при наступлении страхового случая: на всей территории Российской Федерации в объеме, установленном базовой программой ОМС; на территории субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис обязательного медицинского страхования, в объеме, установленном территориальной программой обязательного медицинского страхования.
Частями 1 и 2 статьи 35 Закона N 326-ФЗ предусмотрено, что базовая программа обязательного медицинского страхования - составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой Правительством Российской Федерации; базовая программа обязательного медицинского страхования определяет виды медицинской помощи (включая перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит в том числе методы лечения), перечень страховых случаев, структуру тарифа на оплату медицинской помощи, способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию в Российской Федерации за счет средств обязательного медицинского страхования, а также критерии доступности и качества медицинской помощи.
Частями 1, 2 статьи 36 Закона N 326-ФЗ установлено, что территориальная программа обязательного медицинского страхования - составная часть территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации; территориальная программа ОМС формируется в соответствии с требованиями, установленными базовой программой обязательного медицинского страхования; территориальная программа обязательного медицинского страхования включает в себя виды и условия оказания медицинской помощи (включая перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит в том числе методы лечения), перечень страховых случаев, установленные базовой программой обязательного медицинского страхования, и определяет с учетом структуры заболеваемости в субъекте Российской Федерации значения нормативов объемов предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо, нормативов финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо и норматива финансового обеспечения территориальной программы ОМС в расчете на одно застрахованное лицо; указанные в настоящей части значения нормативов финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо устанавливаются также по перечню видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит в том числе методы лечения.
В соответствии с частью 11 статьи 36 Закона N 326-ФЗ территориальная программа обязательного медицинского страхования в рамках реализации базовой программы обязательного медицинского страхования определяет на территории субъекта Российской Федерации способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию, структура тарифа на оплату медицинской помощи, содержит реестр медицинских учреждений, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, определяет условия оказания медицинской помощи в них, а также целевые значения критериев доступности и качества медицинской помощи.
В статье 35 Закона N 326-ФЗ приведен исчерпывающий перечень видов заболеваний и состояний, являющихся страховыми случаями по обязательному медицинскому страхованию.
В части 1 статьи 32 Закона N 323-ФЗ указано, что медицинская помощь оказывается медицинскими организациями и классифицируется по видам, условиям и форме оказания такой помощи.
Частью 1 статьи 83 Закона N 323-ФЗ установлено, что финансовое обеспечение оказания гражданам первичной медико-санитарной помощи осуществляется за счет: 1) средств обязательного медицинского страхования; 2) бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых на финансовое обеспечение реализации территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (в части медицинской помощи, не включенной в программы обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в программах обязательного медицинского страхования); 3) иных источников в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно раздела V Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год, утверждённой Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2015 N 1382, разделом V Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, утверждённой Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2016 N 1403, за счёт бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется финансовое обеспечение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в части медицинской помощи при заболеваниях, не включённых в базовую программу ОМС (заболевания, предаваемые половым путём, вызванные вирусом иммунодефицита человека, синдромом приобретённого иммунодефицита, туберкулёз, психические расстройства и расстройства поведения, связанные в том числе с употреблением психоактивных веществ, включая профилактические медицинские осмотры обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования в целях раннего (своевременного) выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ).
По разделам 6 Территориальных программ обязательного медицинского страхования, утверждённых Постановлениями Правительства Хабаровского края от 24.12.2015 N 467-пр - на 2016 год, от 29.12.2016 N 504-пр - на 2017 год, за счёт средств ОМС в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования застрахованным лицам оказываются первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую помощь, скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации), специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, включённая в раздел I перечня видов высокотехнологичной медицинской помощи, финансовое обеспечение которых осуществляется за счёт средств ОМС, при заболеваниях и состояниях, указанных в разделе 4 названных Территориальных программ.
За счёт бюджетных ассигнований краевого бюджета осуществляется финансовое обеспечение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в части медицинской помощи при заболеваниях, не включенных в базовую программу ОМС (заболевания, передаваемые половым путем, туберкулез, ВИЧ-инфекция и синдром приобретенного иммунодефицита, психические расстройства и расстройства поведения, в том числе связанные с употреблением психоактивных веществ, включая профилактические осмотры обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных организациях, а также образовательных организациях высшего образования в целях раннего (своевременного) выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ), а также в части расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в территориальной программе ОМС.
Согласно части 2 статьи 17 Закона Российской Федерации от 02.07.1992 N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиям прав граждан при её оказании" финансовое обеспечение оказания населению психиатрической помощи (за исключением психиатрической помощи, оказываемой в медицинских организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти), а также социальной поддержки и социального обслуживания лиц, страдающих психическими расстройствами, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
Таким образом, как верно установлено судом первой инстанции, финансовое обеспечение, связанное с оказанием медицинской помощи при заболеваниях СПИД, ВИЧ-инфекции, туберкулёзе, а также психиатрическая помощь должно осуществляться за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации, следовательно, медицинская деятельность врачей-специалистов (заведующей отделением - врача-психиатра нарколога, врача-психиатра нарколога, фтизиатра) не могла быть оплачена Учреждением за счёт средств обязательного медицинского страхования.
Данный вывод также подтверждает представленные в материалы дела государственное задание на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов, утверждённое распоряжением министерства здравоохранения Хабаровского края от 25.12.2015 N 1684-р, государственное задание на 2017 и плановый период 2018 и 2019 годов, утверждённое распоряжением министерства здравоохранения Хабаровского края от 20.12.2016 N 1653-р, согласно которым первичная медико-санитарная помощь, в части профилактики, не включённая в базовую и территориальную программы обязательного медицинского страхования, а также первичная специализированная медицинская помощь, оказываемая при заболеваниях, передаваемых половым путем, туберкулезе, ВИЧ-инфекции и синдроме приобретенного иммунодефицита, психиатрических расстройствах поведения, по профилю инфекционные болезни (в части синдрома приобретенного иммунодефицита ВИЧ-инфекции (амбулаторно и дневной стационар)) относится к расходным обязательством края.
Кроме того, судом первой инстанции правомерно приняты в качестве обоснованных следующие доводы Фонда.
В соответствии со статьёй 15 Закона N 326-ФЗ медицинские организации, имеющие право на осуществление медицинской деятельности и осуществляющие деятельность в сфере ОМС на основании уведомления по типовой форме (приложение N 7 к Методическим указаниям по представлению информации в сфере обязательного медицинского страхования, утверждённым приказом ФОМС от 30.12.2011 N 9161/30-1/и), включаются в реестр медицинских организаций. Указанная форма уведомления предусматривает указание медицинской организацией видов медицинской помощи, оказываемой в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования (п.8).
Медицинские организации, действующие в сфере обязательного медицинского страхования, оказывают медицинскую помощь по видам, условиям и в объёмах, предусмотренных для них решением Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования в субъекте Российской Федерации.
Из уведомлений на 2016-2018 годы КГБУЗ "ЦПБСИЗ" МЗ ХК следует, что учреждение в указанном периоде в рамках территориальной программы
обязательного медицинского страхования оказывало услуги по лабораторной диагностике: обследование беременных женщин на маркеры вирусных гепатитов, лабораторная ПЦР-диагностика и ИФА-диагностика; в 2016 году также оказывало медицинскую помощь по профилю "терапия" в условиях дневного стационара при поликлинике.
Решениями Комиссии по разработке территориальной программы ОМС в Хабаровском крае от 29.12.2015 N 14, от 28.12.2016 N 14, от 28.12.2017 N 12 для КГБУЗ "ЦПБСИЗ" МЗ ХК установлены объёмы медицинской помощи по лабораторной диагностике: обследование беременных женщин на маркеры вирусных гепатитов, лабораторная ПЦР-диагностика и ИФА-диагностика.
Распоряжением министерства здравоохранения хабаровского края от 29.01.2015 N 61-р "О мониторинге выполнения Территориальной программы государственных гарантий" для медицинских организаций установлена форма отчётности "Выполнение объёмов медицинской помощи, установленных Территориальной программой".
Согласно отчетам, имеющимся в материалах дела, следует, что заявитель в рамках Территориальной программы в 2016 году оказывал медицинскую помощь терапевтического профиля в условиях дневного стационара и услуги лабораторной диагностики, в 2017-2018 годах - только услуги лабораторной диагностики.
Таким образом, поскольку расходы на оказание первичной медико-санитарной помощи при заболеваниях, вызванных вирусом иммунодефицита человека, синдрома приобретенного иммунодефицита, туберкулезе, психических расстройствах и расстройствах поведения в части профилактики, а также социолога, не включённых в базовую и территориальную программы обязательного медицинского страхования, осуществлялись учреждением за счёт средств ОМС, правомерен вывод суда первой инстанции, поддержавшего доводы Фонда, об использовании в спорные периоды (2016, 2017 годы) медицинским учреждением средств обязательного медицинского страхования с нарушением установленного порядка.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что расходы
по оплате труда социолога не могут быть осуществлены за счёт средств
ОМС исходя из следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 35 Закона N 326-ФЗ, Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Хабаровского края, утверждённой постановлениями страховое обеспечение в соответствии с базовой и Территориальными программами обязательного медицинского страхования устанавливается исходя из стандартов медицинской помощи и порядков оказания медицинской помощи.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от
13.10.2017 N 804н утверждена Номенклатура медицинских услуг, представляющая собой полный систематизированный перечень медицинских услуг в здравоохранении (далее - Номенклатура медицинских услуг).
Стандарт медицинской помощи разрабатывается в соответствии с номенклатурой медицинских услуг и включает в себя усреднённые показатели частоты предоставления и кратности применения медицинских услуг предусмотренных названной номенклатурой (пункт 1 части 4 статьи 37 Закона N 323-ФЗ).
На основании приказа Министерства труда Российской Федерации от 22.10.2013 N 571н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по социальной работе", отнесена к кодам ОКВЭД - 75,12 "Государственное управление социальными программами", 75.30 "Деятельность в области социального обеспечения", 85.3 "Предоставление
социальных услуг".
Социальная помощь не относится к медицинской помощи, её содержанием является оказание социальной помощи отдельным гражданам и социальным группам для предупреждения или преодоления трудной жизненной ситуации посредством предоставления социальных услуг или мер социальной поддержки", которые Номенклатурой медицинских услуг, а также утвержденной Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.12.2012 N 1183н утверждена Номенклатурой должностей медицинских работников и фармацевтических работников, не предусмотрены.
Следовательно, деятельность социолога не является медицинской деятельностью (медицинской помощью), значит затраты на оплату услуг социолога не могли быть отнесены учреждением на счёт средств ОМС.
В части эпизода о непредставлении учреждением медицинских карт дневного стационара для проверки доступности, достоверности в обеспечении их лекарственными препаратами в 2016 году суд первой инстанции правомерно установил следующее.
В акте проверки от 13.12.2018 N 92 Фондом зафиксировано, что организацией не представлены медицинские карты пациентов дневного стационара для проверки доступности, достоверности в обеспечении их лекарственными препаратами в 2016 году.
Из переписки, представленной в материалы дела, между Учреждением и Фондом следует, что письмом 28.11.2018 Фонд запросил выборочно предоставить медицинские карты амбулаторных больных в количестве 15 штук, проходивших лечение в учреждении в 2016 году с целью оценки доступности в обеспечении их лекарственными препаратами, письмом от 03.12.2018 N 436 Учреждение попросило дать разъяснения относительно правового основания и законности требования, со ссылкой на нормы права; письмом от 11.12.2018 N 05-4166/8 Фонд разъяснил правовые положения в соответствии с которыми истребовались медицинские карты, однако ответа Учреждения на указанное письмо Фонда, либо доказательств передачи медицинских карт, в материалах дела нет и суду не представлено (не представлены медицинские карты амбулаторных больных в количестве 15 штук, проходивших лечение в учреждении в 2016 году).
Доводы заявителя жалобы, в данной части, были исследованы судом первой инстанции и получили надлежащую оценку, не согласиться с которой, у арбитражного суда апелляционной инстанции правовых оснований нет.
Таким образом, как обоснованно установлено судом первой инстанции, Фонд правомерно выдал Учреждению требование от 21.12.2018 N 38 об устранении выявленных нарушений.
Учитывая изложенное выше, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что отсутствуют основания для отмены или изменения обжалуемого решения суда в части отказа в удовлетворении заявления о признании незаконным требования от 21.12.2018 N 38 об устранении нарушений, возврате средств, использованных не по целевому назначению и уплате штрафа.
В части прекращения производства по делу по заявлению о признании незаконным акта проверки от 13.12.2018 N 92, обжалуемый судебный акт подлежит отмене по пункту 3 части 1 статьи 270 АПК РФ, с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявления Учреждения в данной части.
Руководствуясь статьями 104, 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 11.06.2019 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-2653/2019 в части отказа в удовлетворении заявления о признании незаконным требования от 21.12.2018 N 38 об устранении нарушений, возврате средств, использованных не по целевому назначению и уплате штрафа, оставить без изменения.
Решение от 11.06.2019 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-2653/2019 в части прекращения производства по делу по заявлению о признании незаконным акта проверки от 13.12.2018 N 92, отменить, в удовлетворении заявления отказать.
Возвратить Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями" Министерства здравоохранения Хабаровского края из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 рублей, уплаченную по платежному поручению от 21.06.2019 N 195773 за рассмотрение апелляционной жалобы. Выдать справку.
Возвратить Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями" Министерства здравоохранения Хабаровского края с депозитного счета Шестого арбитражного апелляционного суда денежные средства в размере 20000 руб., уплаченные по платежному поручению N 607312 от 27.09.2019.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Вертопрахова |
Судьи |
А.П. Тищенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-2653/2019
Истец: КГБУЗ "Центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционным заболеванием" министерства здравоохранения Хабаровского края, Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями" Министерства здравоохранения Хабаровского края
Ответчик: ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
Хронология рассмотрения дела:
13.12.2019 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-5594/19
06.11.2019 Определение Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-5594/19
09.10.2019 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-4573/19
11.06.2019 Решение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-2653/19