г. Москва |
|
07 октября 2019 г. |
Дело N А40-3620/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 октября 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи В.Р. Валиева,
судей О.Г. Головкиной, Т.В. Захаровой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем С.В. Саватюхиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ФКУ ГЦ специальных перевозок МВД РФ на решение Арбитражного суда г. Москвы от 11 июля 2019 года по делу N А40-3620/19, принятое судьей Жбанковой Ю.В., по иску ФКУ ГЦ специальных перевозок МВД РФ; ЦСП МВД России на Северной ж.д. к Северному территориальному центру фирменного транспортного обслуживания о взыскании
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Бабий Н.В. по доверенности от 24.06.2019
от ответчика: Некрасова А.И. по доверенности от 30.05.2018
УСТАНОВИЛ:
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ГЛАВНЫЙ ЦЕНТР СПЕЦИАЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ОТКРЫТОМУ АКЦИОНЕРНОМУ ОБЩЕСТВУ "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" о взыскании излишне начисленных денежных средств по причине применения неверных индексов к базовым ставкам по перевозкам воинских грузов за период с 01.09.2017 по 31.01.2018 г. в сумме 679 945 руб. 14 коп., излишне начисленных денежных средств по причине неверного расчета за перевозку домашних вещей военнослужащих в контейнерах в сумме 180 269 руб. 48 руб. 48 коп.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 11 июля 2019 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судом первой инстанции решением, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Заявитель доводы апелляционной жалобы поддержал, считает, что решение суда первой инстанции незаконно и необоснованно.
Ответчик возражал против доводов апелляционной жалобы, считает решение суда законным и обоснованным, представил отзыв.
Исследовав представленные в материалы дела документы в их совокупности, с учетом положений ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив выводы суда первой инстанции, апелляционным судом не усматривается правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
При этом апелляционный суд исходит из следующего.
Как указывает истец в исковом заявлении, между истцом и ответчиком заключен государственный контракт от 25.12.2017 N 2702630 "На выполнение воинских и специальных железнодорожных грузовых перевозок" (далее - государственный контракт), регулирующий отношения сторон, связанных с оказанием услуг организации перевозок грузов в интересах подразделений МВД России и Росгвардии, расчетами и оплатой за перевозку грузов.
В соответствии с п. 2.1 Государственного контракта, Истец поручает, а ОАО "РЖД" обязуется организовывать и осуществлять во внутригосударственном сообщении, в том числе по инфраструктурам железнодорожного транспорта общего пользования, не принадлежащим ОАО "РЖД", воинские и специальные железнодорожные грузовые перевозки в вагонах и контейнерах в интересах Истца и его подразделений, (кроме связанных с транспортировкой грузов в рамках гособоронзаказа) грузов для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (далее - домашние вещи), с привлечением подвижного состава и контейнеров порядком, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2016 N 1590 "Об оказании услуг по организации и осуществлению воинских и специальных железнодорожных перевозок" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2016 N 1590), перевозки собственных вагонов истца пассажирского парка в составе грузовых поездов или отдельным локомотивом (далее - воинские и специальные грузовые перевозки) и дополнительные услуги, связанные с выполнением воинских и специальных грузовых перевозок.
Согласно ч. 1 ст. 424 ГК РФ исполнение Государственного контракта оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.
В предусмотренных законом случаях начисление плат и сборов производится по правилам и ставкам, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование тарифов, сборов и плат с учетом "Особенностей тарификации воинских и специальных перевозок", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2016 N 1590 "Об оказании услуг по организации и осуществлению воинских и специальных железнодорожных перевозок".
В соответствии с пунктом 3 "Особенностей тарификации воинских и специальных перевозок", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2016 N 1590 под действующим тарифом понимаются размеры тарифа, сбора и платы за услуги железнодорожного транспорта, действующие на момент перевозки, предусмотренные соответствующим тарифным руководством и определенные с учетом применения к базовым ставкам таких тарифов, сборов и платы коэффициента индексации, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации на текущий год для всех пользователей услуг железнодорожного транспорта.
На момент вступления в силу постановления Правительства РФ от 31.12.2016 N 1590, коэффициент индексации тарифов по воинским перевозкам составлял 3,043.
Ежегодно, приказами ФАС России устанавливаются коэффициенты индексации тарифов, применяемые к базовым ставкам тарифов, умноженных на коэффициенты индексации тарифов, установленные регулирующими органами к предыдущему периоду.
Приказами ФАС России от 09.12.2016 N 1749/16 и от 27.12.2017 N 1803/17 установлены коэффициенты индексации тарифов по перевозкам воинских грузов - 1,04 и 1,039 соответственно.
Единый коэффициент индексации тарифов по воинским железнодорожным перевозкам на 2017 год должен составлять 3,164 (3,043*1,04), на 2018 год - 3,287 (3,043*1,039).
Истец, обращаясь с заявленными требованиями, указал, что при расчете тарифа на перевозку ОАО "РЖД" было обязано применить приказ ФАС РФ от 09.12.2016 N 1749/16. Вместо этого ОАО "РЖД" применило приказ ФАС РФ от 09.12.2016 N 1747/16, считая его нормативным документом, который распространяет свое действие для всех пользователей услуг железнодорожного транспорта.
На основании изложенного, у Истца, по его мнению, образовалась вынужденная переплата в рамках Государственного контракта, в связи с чем, Истец предоставляет перерасчет без применения индексов к базовым ставкам тарифов, сборов и платы за воинские перевозки, выполненные в рамках Государственного контракта, за период с сентября 2017 по декабрь 2017 на сумму 860 214,62 руб.
В силу ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии со ст.785 ГК РФ в подтверждение заключения именно договора перевозки груза составляется транспортная железнодорожная накладная.
В соответствии с иском ФКУ "ГЦСП МВД России" (истец) просит взыскать с ОАО "РЖД" 860 214,62 руб. излишне уплаченной провозной платы.
Кроме того, иск о возврате излишне начисленной провозной платы может быть предъявлен только грузоотправителем или грузополучателем.
В соответствии с п. 2 ст. 797 ГК РФ иск к перевозчику может быть предъявлен грузоотправителем или грузополучателем в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения от перевозчика ответа в тридцатидневный срок.
В соответствии с абз. 7 ч. 2 ст. 120 Устава ЖТ РФ право на предъявление к перевозчику иска, связанного с возвратом провозной платы, имеют грузополучатель (получатель) или грузоотправитель (отправитель).
В соответствии с п. 40 Постановлении Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" установлено, что в ст. 120 УЖТ РФ перечислены лица, которые могут предъявлять претензии и иски, связанные с осуществлением перевозок грузов; иным лицам, не перечисленным в ст. 120 УЖТ РФ, право на предъявление претензий и исков к перевозчику УЖТ РФ не предоставляет.
При этом, согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации в части 1 статьи 4 АПК РФ отражено общее правило, согласно которому любому лицу судебная защита гарантируется исходя из предположения, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат и были нарушены (определение Конституционного Суда РФ от 23.10.2014 N 2467-О, определение Конституционного Суда РФ от 20.03.2014 N 495- О, определение Конституционного Суда РФ от 24.01.2013 N 90-О).
Истец просит взыскать излишне уплаченную провозную плату по конкретным железнодорожным накладным.
Истец не является стороной спорных договоров перевозки, что подтверждается представленными в материалы дела транспортными железнодорожными накладными Ни по одной накладной истец грузоотправителем не является, ни по одной накладной истец грузополучателем не является.
На основании изложенного, в соответствии с п. 2 ст. 797 ГК РФ, абз. 7 ч. 2 ст. 120 УЖТ РФ, представленными в материалы дела накладными ФКУ "ГЦСП МВД России" не является грузоотправителем, грузополучателем по договорам перевозки грузов, по которым предъявлены исковые требования о взыскании якобы излишне уплаченной провозной платы.
Относительно обоснованности применения ответчиком спорного тарифа на перевозку спорных грузов суд первой инстанции правомерно пришел к следующим выводам.
Приказ ФАС России от 09.12.2016 N 1749/16 не может быть использован при определении тарифа.
Приказ ФАС России от 09.12.2016 N 1749/16 не зарегистрирован в Минюсте России и не опубликован.
Согласно п.19 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009, нормативные правовые акты, не прошедшие государственную регистрацию, применяться не могут, как не вступившие в силу. Приказ от 09.12.2016 N1749/16 не является нормативно-правовым актом, устанавливающим общеобязательные правила поведения для неопределенного круга лиц.
Расчет платы на перевозку грузов и порожних вагонов производится на основании Прейскуранта 10-01 ("Тарифы на перевозку грузов и услуги 4 инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами" (Тарифное руководство N 1, части 1 и 2), утвержденное Постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 17.06.2003 N 47-т/5.
По каждой указанной истцом в расчете к иску накладной ОАО "РЖД" предоставлен суду подробный расчет взысканного тарифа, выполненный именно по Прейскуранту N 10- 01.
В целях поддержания экономически обоснованного уровня тарифов ФАС России ежегодно проводит индексацию тарифов, установленных Прейскурантом 10-01.
Индексация тарифов на перевозку коммерческих грузов и воинских грузов до 31.12.2016 осуществлялась раздельно, т.е. тарифы на коммерческие грузы индексировались одними приказами ФАС России, а тарифы на перевозку воинских грузов индексировались другими приказами ФАС России.
В декабре 2016 г. ситуация с индексацией тарифов изменилась. В соответствии с п.10 протокола совещания у Председателя Правительства РФ Д.А. Медведева от 02.12.2016 N ДМ-П9-71пр было дано поручение: "Заместителю Председателя Правительства РФ А.В. Дворковичу совместно с Минтрансом России, Минфином России, Минобороны России, МВД России, Росгвардией до 30 декабря 2016 г. обеспечить принятие постановления Правительства РФ "О мерах по организации воинских и специальных железнодорожных перевозок", предусматривающего закрепление равных тарифных условий на перевозку воинских и коммерческих грузов".
31.12.2016 принято постановление Правительства РФ N 1590 "Об оказании услуг по организации и осуществлению воинских и специальных железнодорожных перевозок".
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2016 N 1590 были утверждены Особенности тарификации воинских и специальных железнодорожных перевозок.
В соответствии с п.1 Особенностей тарификации установлено, что они применяется при организации и осуществлении воинских и специальных железнодорожных перевозок в железнодорожном подвижном составе и устанавливает особенности расчетов при оказании услуг по организации и осуществлению таких перевозок по инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования.
В соответствии с п.3 Особенностей тарификации установлено, что под действующим тарифом понимаются размеры тарифа, сбора и платы за услуги железнодорожного транспорта, действующие на момент перевозки, предусмотренные соответствующим тарифным руководством и определенные с учетом применения к базовым ставкам таких тарифов, сборов и платы коэффициента индексации, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации на текущий год для всех пользователей услуг железнодорожного транспорта.
В соответствии с п.1 постановления установлено, что действие настоящего постановления распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2017.
В связи с принятием постановления Правительства РФ от 31.12.2016 N 1590, принятым во исполнение протокола совещания у Председателя Правительства РФ Д.А. Медведева, с 01.01.2017 воинские и коммерческие перевозки должны тарифицироваться по единому тарифу - тарифу, установленному на текущий год для всех пользователей услуг железнодорожного транспорта.
Кроме того, между ФКУ "ГСЦП МВД России" и ОАО "РЖД" заключен Государственный контракт от 25.12.2017 N 270630 на выполнение воинских и специальных железнодорожных грузовых перевозок.
В соответствии с п. 2.1 Госконтракта ОАО "РЖД" обязуется организовать и осуществить во внутригосударственном сообщении воинские и специальные железнодорожные грузовые перевозки в вагонах в интересах ФКУ "ГЦСП МВД России" ("Государственный заказчик") и его подразделений с привлечением подвижного состава порядком, установленным постановлением Правительства РФ от 31.12.2016 года N 1590.
В соответствии с п. 5.4 Госконтракта начисление провозной платы за воинские и специальные грузовые перевозки, привлечение подвижного состава производится по правилам и тарифам, установленным для внутригосударственного сообщения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование тарифов, сборов, плат с учетом особенностей тарификации воинских и специальных железнодорожных перевозок, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.12.2016 г. N 1590.
В соответствии с п. 5.5 Госконтракта начисление плат и сборов производится по правилам и ставкам, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование тарифов, сборов и плат, и в соответствии с постановлением Правительства РФ от 31.12.2016 N 1590.
Заключенным между ФКУ "ГСЦП МВД России" и ОАО "РЖД" Госконтрактом прямо установлено, что тариф за перевозку рассчитывается в соответствии с постановлением Правительства РФ от 31.12.2016 N 1590 и, следовательно, применим общий порядок индексации, установленный приказами ФАС РФ от 10.12.2015 N1226/15, от 09.12.2016 N1747/16.
Со стороны истца Госконтракт подписан Начальником ФКУ "ГСЦП МВД России" без возражений. Истец не оспаривал и не оспаривает положения заключенного Госконтракта.
В соответствии с письмом от 23.08.2018 N исх-16167 ОАО "РЖД" обратилось в ФАС России с просьбой разъяснить порядок применения индексов к ставкам платы за воинские и специальные перевозки с момента вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2016 г. N 1590 "Об оказании услуг по организации и осуществлению воинских и специальных железнодорожных перевозок".
В соответствии с письмом от 22.10.2018 N АР/84845/18 ФАС России сообщила ОАО "РЖД", что до вступления в силу проекта изменений в приказ от 10.12.2015 N 1226/15 "Об индексации ставок тарифов, сборов и платы за перевозку грузов и услуги по использованию инфраструктуры при перевозках грузов, выполняемые (оказываемые) ОАО "РЖД" (в редакции приказа ФАС России от 09.12.2016 N 1747/16), стороны вправе определить размер ставки в рамках договорных отношений, в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
В рамках договорных отношений ФКУ "ГСЦП МВД России" и ОАО "РЖД" заключили Государственный контракт от 25.12.2017 N 2702630.
В рамках Госконтракта стороны установили, что тариф за перевозку рассчитывается в соответствии с постановлением Правительства РФ от 31.12.2016 г. N 1590 (с применением индексации, установленной приказами ФАС России от 10.12.2015 N1226/15, от 09.12.2016 N1747/16).
Также ОАО "РЖД" письмом от 03.12.2018 г. N ИСХ-23049 обратилось к заместителю Председателя Правительства Российской Федерации Акимову М.А. по вопросу урегулирования порядка применения норм постановления Правительства от 31.12.2016 г. N 1590 "Об оказании услуг по организации и осуществлению воинских и специальных железнодорожных перевозок".
28.12.2018 года заместителем председателя правительства Российской Федерации М.А.Акимовым дано поручение (МА-П9- 9473) Минтрансу России (Е.А. Дитриху), ФАС России (И.Ю.Артемьеву), Минюст России (А.В.Коновалову) рассмотреть обращение ОАО "РЖД" и направить в адрес заказчиков услуг по организации и осуществлению воинских и специальных железнодорожных перевозок заключение о применении норм Постановления Правительства Российской Федерации N 1590 от 31.12.2016 года, включая порядок тарификации указанных перевозок. Таким образом, М.А. Акимовым официально была поддержана изложенная в обращении ОАО "РЖД" позиция о правомерности действий перевозчика по установлению к спорным перевозкам индексов, определенных приказами ФАС России.
Министерством транспорта РФ во исполнение данного поручения подготовлен ответ от 24.01.2019 г. N ВТ-Д4-22/828, согласно которому к воинским и специальным железнодорожным перевозкам, осуществленным в 2017-2018 г. подлежат применению тарифы, установленные Прейскурантом 10-01 с учетом индексации, установленной приказом ФАС России от 10.12.2015 г. N 1226/15 для коммерческих грузов. Указанное заключение в соответствие с письмами от 24.01.2019 г. N Д4/1393-ИС, от 24.01.2019 г. N ВТ-Д4-11/834 направлено в адрес ОАО "РЖД", Правительства РФ, а также в адрес Министерства обороны РФ, МВД России, ФСБ России.
В настоящий момент, согласно письму Минтранса России в адрес Аппарата Правительства РФ от 04.03.2019 г. N ВТ-Д4-11/3146 ФАС России и Минюст России официально поддержали ранее изложенную в письме Минтранса от 24.01.2019 г. N ВТД4-22/828 правовую позицию о тарификации спорных перевозок.
Таким образом, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки имеющихся в деле доказательств в их совокупности, апелляционным судом признается законным и обоснованным решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований.
Исходя из выше изложенного, апелляционный суд полагает, что разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 11 июля 2019 года по делу N А40-3620/19 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.Р. Валиев |
Судьи |
О.Г. Головкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-3620/2019
Истец: ФКУ ГЦ специальных перевозок МВД РФ, ЦСП МВД России на Северной ж.д.
Ответчик: Северный территориальный центр фирменного транспортного обслуживания