город Ростов-на-Дону |
|
10 октября 2019 г. |
дело N А53-22598/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 октября 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Филимоновой С.С.,
судей Ильиной М.В., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Домашняя аптека" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 01.08.2019 по делу N А53-22598/2019 (судья Лебедева Ю.В.) по заявлению Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Ростовской области к заинтересованному лицу обществу с ограниченной ответственностью "Домашняя аптека" о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Ростовской области (далее - заявитель, служба) обратился в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Домашняя аптека" (далее - заинтересованное лицо, общество, ООО "Домашняя аптека") к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 01.08.2019 заявленные требования удовлетворены, общество привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 150000 рублей.
Не согласившись с принятым решением, общество обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просило решение отменить.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к недоказанности административным органом факта реализации фармацевтом общества спорного лекарственного препарата, нарушения Правил регистрации операций и Правил ведения журналов.
В судебное заседание представители участвующих в деле лиц, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей не обеспечили. Апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие, в порядке, предусмотренном статьей 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании материалов, поступивших в территориальный орган Росздравнадзора по Ростовской области из ОП N 7 Управления МВД России по г. Ростову-на-Дону (вх. N В61- 2763/19 от 15.05.2019), Территориальным органом Росздравнадзора по Ростовской области на основании распоряжения (приказа) от "20" мая 2019 года N П61-205/19 проведена внеплановая документарная проверка в отношении общества с ограниченной ответственностью "Домашняя Аптека".
В результате проверки выявлены достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 14.1 КоАП РФ в аптечной организации ООО "Домашняя Аптека" по адресу осуществления фармацевтической деятельности: 344072, Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, Пролетарский район, пр. 40-летия Победы, дом N 234.
Ввиду выявленных нарушений должностным лицом Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Ростовской области 19.06.2019 в отношении общества с ограниченной ответственностью "Домашняя Аптека" в отсутствии законного представителя общества, извещенного надлежащим образом, составлен протокол об административном правонарушении по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании статьи 202 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Ростовской области обратился в суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
В силу части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (статья 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Согласно примечанию к названной статье Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности. В силу положений части 11 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" перечень грубых нарушений, установленный Правительством Российской Федерации, является исчерпывающим.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляют действия по осуществлению предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
То есть объективная сторона данного правонарушения образуется в результате совершения лицензиатом конкретных действий по осуществлению этой лицензируемой деятельности.
Примечанием к части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности в соответствии с перечнем, предусмотренным пунктом 1 статьи 12 названного Федерального закона. При осуществлении лицензируемого вида деятельности лицо обязано соблюдать лицензионные требования и условия, под которыми понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий (статьи 2 названного Закона N 99-ФЗ).
В силу положений статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
Как указано в пункте 7 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензионные требования - это совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
В соответствии с положениями частей 1, 2 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования.
Пунктом 47 статьи 12 Федерального закона от 24.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", установлено, что в перечень видов деятельности, на которые требуется лицензия, включается фармацевтическая деятельность.
Общество осуществляет фармацевтическую деятельность, которая подлежит обязательному лицензированию, ввиду чего на лицензиате лежит обязанность по выполнению лицензионных требований и условий, представляющих собой совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Порядок лицензирования фармацевтической деятельности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, включающей оптовую, розничную торговлю лекарственными средствами и изготовление лекарственных средств, определяется Положением о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 N 1081 (далее Положение о лицензировании).
Пунктом 5 Положения о лицензировании установлены лицензионные требования, которым должен соответствовать лицензиат для осуществления фармацевтической деятельности.
В силу подпункта "г" пункта 5 Положения о лицензировании лицензионными требованиями является соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения: аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, - правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, правил ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, требований части 6 статьи 55 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств" и установленных предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.
В соответствии с требованиями ч.2 ст. 63 Федерального закона от 12.04.2010 N 61- ФЗ "Об обращении лекарственных средств": "Организации оптовой торговли и (или) аптечные организации. индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, осуществляют реализацию лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, по ценам, уровень которых не превышает сумм фактической отпускной цены. установленной производителем лекарственных препаратов и не превышающей зарегистрированной предельной отпускной цены, и размер оптовой надбавки и (или) размер розничной надбавки: не превышающие соответственно размера предельной оптовой надбавки и (или) размера предельной розничной надбавки, установленных в субъекте Российской Федерации".
"Правила отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность", утверждены приказом Минздрава России от 11.07.2017 N 403н (далее "Правила отпуска").
Согласно п. 4 "Правил отпуска" по рецептам, выписанным на рецептурных бланках формы N 148-1/у-88, отпускаются: лекарственные препараты, включенные в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету. При этом лекарственный препарат для медицинского применения "Лирика" (МНН Прегабалин) включен в "Перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету", утвержденный приказом Минздрава России от 22.04.2014 N 183н.
Согласно п.8 "Правил отпуска" нарушение первичной упаковки лекарственного препарата при его отпуске запрещается, нарушение вторичной (потребительской) упаковки лекарственного препарата и отпуск лекарственного препарата в первичной упаковке допускается в случае, если количество лекарственного препарата, указанное в рецепте или необходимое лицу, приобретающему лекарственный препарат (при безрецептурном отпуске), меньше количества лекарственного препарата, содержащегося во вторичной (потребительской) упаковке. В таком случае при отпуске лекарственного препарата лицу, приобретающему лекарственный препарат, предоставляется инструкция (копия инструкции) по применению отпускаемого лекарственного препарата.
В нарушение лицензионных требований и условий, установленных пп. "г" п.5 ""Положение о лицензировании", а также п.4. "Правил отпуска", 08.05.2019 в ООО "Домашняя Аптека", расположенном по адресу: 344072, Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, Пролетарский район, пр. 40-летия Победы, дом N 234 гражданину Спиринцеву Е.А. фармацевтом аптеки ООО "Домашняя Аптека" Ахназаровой С.В. осуществлена реализация лекарственного препарата для медицинского применения "Лирика 300 мг" (МНН "Прегабалин") в количестве 3 (трех) капсул, включенного в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, без рецепта врача, несмотря на то, что, в соответствии с инструкцией по применению, отпуск данного лекарственного препарата осуществляется только по рецепту врача, что подтверждено объяснением от 08.05.2019 г покупателя Спиринцева Е.А.
В нарушение лицензионных требований и условий, установленных пп. "г" п.5 "Положение о лицензировании", а также п.8 "Правил отпуска" в ООО "Домашняя Аптека", расположенном по адресу: 344072, Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, Пролетарский район, пр. 40-летия Победы, дом N 234, гражданину Спиринцеву Е.А. фармацевтом аптеки ООО "Домашняя Аптека" Ахназаровой С.В. 08.05.2019 осуществлена реализация лекарственного препарата для медицинского применения "Лирика 300 мг" (МНН "Прегабалин") в количестве 3 (трех) капсул с нарушением первичной упаковки лекарственного препарата, что запрещено, а также с нарушением вторичной (потребительской) упаковки лекарственного препарата без предоставления инструкции (копии инструкции) по применению отпускаемого лекарственного препарата лицу, которое приобрело данный лекарственный препарат, что подтверждено объяснением от 08.05.2019 г покупателя Спиринцева Е.А.
Правила ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, утверждены Приложением N 2 к приказу Минздрава России от 17.06.2013 N 378н (далее "Правила ведения журналов").
В соответствии с п. 7 "Правил ведения журналов": поступление лекарственного средства отражается в журнале учета по каждому приходному документу в отдельности с указанием номера и даты. Расход лекарственного средства записывается ежедневно. Аптечные организации и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на фармацевтическую деятельность, записывают ежедневный расход лекарственного препарата с указанием отдельно по рецептам, выписанным медицинским работникам, и по требованиям медицинских организаций.
В нарушение лицензионных требований и условий, установленных пп. "г" п.5 "Положения о лицензировании", а также п.7 "Правил ведения журналов" в ООО "Домашняя Аптека" по адресу осуществления фармацевтической деятельности: 344072, Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, Пролетарский район, пр. 40-летия Победы, дом N 234, учет поступивших лекарственных препаратов, подлежащих предметно-количественному учету, в том числе по каждому приходному документу в отдельности с указанием номера и даты), так и их ежедневный расход с указанием отдельно по рецептам, выписанным медицинским работникам, и по требованиям медицинских организаций не ведется, а именно: согласно направленным материалам о поставках с 01.01.2019 г по 28.03.2019 лекарственного препарата "Лирика, капсулы 300 мг N56" в ООО "Домашняя Аптека" по адресу осуществления фармацевтической деятельности: 344072, Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, Пролетарский район, пр. 40-летия Победы, дом N 234.
В предоставленном "Журнале учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения Аптека N 24 ООО "Домашняя Аптека" за 2019 год, не учтено - поступление лекарственного препарата "Лирика, капсулы 300 мг N 56" (МНН Прегабалин), включенного в "Перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету", утвержденный приказом Минздрава России от 22.04.2014 N 183н: в количестве 33 упаковок, поставленного с 01.01.2019 г по 28.03.2019 в ООО "Домашняя Аптека" по адресу осуществления фармацевтической деятельности: 344072, Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, Пролетарский район, пр. 40-летия Победы, дом N 234, организацией оптовой торговли лекарственными средствами ООО "Аленфарма" (вх. N В61-1752/19 от 25.03.2019).
Не учтен - расход лекарственного препарата "Лирика, капсулы 300 мг" в количестве 3 (трех) капсул, отпущенного 08.05.2019 в ООО "Домашняя Аптека" по. адресу осуществления фармацевтической деятельности 344072, Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, Пролетарский район, пр. 40-летия Победы, дом N 234.
Согласно материалам, направленным в территориальный орган Росздравнадзора по Ростовской области ОП N 7 Управления МВД России по г. Ростову-на-Дону (вх. N В61- 2763/19 от 15.05.2019) 08.05.2019 гражданину Спиринцеву Е.А. фармацевтом аптеки ООО "Домашняя Аптека" Ахназаровой С.В. осуществлена реализация лекарственного препарата для медицинского применения "Лирика 300 мг" (МНН "Прегабалин") в количестве 3 (трех) капсул за 150.рублей каждая в ООО "Домашняя Аптека" по адресу осуществления фармацевтической деятельности: 344072, Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, Пролетарский район, пр. 40-летия Победы, дом N 234.
В соответствии с требованиями п.6 "Правил установления предельных размеров оптовых и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в субъектах Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 N 865 (далее "Правил установления предельных размеров оптовых и предельных размеров розничных надбавок"): "реализация лекарственных препаратов организациями оптовой торговли, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями и медицинскими организациями осуществляется при наличии протокола согласования цен поставки лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, составленного по форме согласно приложению, за исключением лекарственных препаратов, которые не были включены в такой перечень на момент их приобретения указанными организациями и индивидуальными предпринимателями".
При этом лекарственный препарат "Лирика" (МНН Прегабалин), входит в "Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2019 год", утвержденный распоряжением Правительства РФ от 10.12.2018 N 2738-р.
Согласно данным Государственного реестра предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, размещенного на официальном сайте Минздрава России (nttp://grls.rosminzdrav.m) для лекарственного препарата "Лирика, капсулы 300 мг, 14 шт. - упаковки ячейковые контурные - пачки картонные (МНН Прегабалин), производитель Пфайзер Мэнюфэкчуринг Дойчленд ГмбХ - Германия и "Лирика, капсулы 300 мг, 14 шт. - упаковки ячейковые контурные(4) - пачки картонные (МНН Прегабалин), производитель Пфайзер Мэнюфэкчуринг Дойчленд ГмбХ - Германия зарегистрированы предельные отпускные цены производителя.
В Ростовской области предельные размеры оптовых и предельные размеры розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты утверждены постановлением Региональной службой по тарифам Ростовской области от 25.02.2010 N 2/1 "Об утверждении предельных размеров оптовых- и предельных размеров розничных надбавок к ценам на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов" (далее постановление РСТ по РО от 25.02.2010 N 2/1).
Согласно постановлению РСТ по РО от 25.02.2010 N 2/1 предельный размер оптовой надбавки для лекарственного препарата "Лирика" (МНН Прегабалин) 300 мг капс. N 14 не должен превышать: 8,8%, составляет: 822,49 х 8,8 % = 72,38 руб.
Соответственно Предельная оптовая цена данного лекарственного препарата будет равна сумме зарегистрированной предельной отпускной цены и размера оптовой надбавки, что составляет для лекарственного препарата "Лирика" (МНН Прегабалин)" 300 мг капс. N 14: 822,49+ 7238 руб. = 894,87 руб.
Согласно постановлению РСТ по РО от 25.02.2010 N 2/1 предельный размер розничной надбавки для лекарственного препарата "Лирика" (МНН Прегабалин)" 300 мг капс., N 14 не должен превышать 13%: 822,49 х 13 % = 106,92 руб.
Соответственно реализация данного лекарственного препарата, не может превышать цену, равную сумме:
1) фактической отпускной цены, установленной производителем лекарственных препаратов и не превышающей зарегистрированной предельной отпускной цены:
2) предельного размера оптовой надбавки;
3) предельного размера предельной розничной надбавки, установленных в субъекте Российской Федерации, что фактически составляет:
- "Лирика" (МНН Прегабалин)" 300 мг капс. N 14: 822,49+72,38 +106,92 = 1001,79 руб.;
- "Лирика" (МНН Прегабалин) 300 мг капс. N 56 не должен превышать: 8.8%. составляет: 3291,08 х 8,8 % = 289,62 руб.
Соответственно Предельная оптовая цена данного лекарственного препарата будет равна сумме зарегистрированной предельной отпускной цены и размера оптовой надбавки, что составляет для лекарственного препарата:
- "Лирика" (МНН Прегабалин)" 300 мг капс. N 56 3291,08 + 289,62 руб. = 3580,70 руб.
Согласно постановлению РСТ по РО от 25.02,2010 N 2/1 предельный размер розничной надбавки для лекарственного препарата:
- "Лирика" (МНН Прегабалин)" 300 мг капе. N 56 не должен превышать 13%. 3291,08 х 13 % = 427,84 руб.
Соответственно реализация данного лекарственного препарата, не может превышать цену, равную сумме:
1) фактической отпускной цены, установленной производителем лекарственных препаратов и не превышающей зарегистрированной предельной отпускной цены:;
2) предельного размера оптовой надбавки;
3) предельного размера предельной розничной надбавки, установленных в субъекте Российской Федерации, что фактически составляет:
- "Лирика" (МНН Прегабалин)" 300 мг капс. N 56: 3291,08+289,62+ 427,84 = 4008,54 руб.
Согласно материалам, предоставленным ОП N 7 Управления МВД России по г. Ростову-на-Дону (вх. N В61- 2763/19 от 15.05.2019) в аптечной организации ООО "Домашняя Аптека" по адресу осуществления фармацевтической деятельности: 344072, Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, Пролетарский район, пр. 40-летия Победы, дом N 234 08.05.2019 осуществлена реализация лекарственного препарата для медицинского применения "Лирика 300 мг" (МНН Прегабалин)" в количестве 3 (трех) капсул (фрагмента ячейковой упаковки) по цене 150 руб. за 1 (одну) капсулу) за общую сумму 450 руб., что подтверждено объяснением от 08.05.2019 г покупателя Спиринцева Е.А.
С учетом того, что данный препарат "Лирика 300 мг" реализуется в упаковке по 14 капсул, фактическая розничная цена реализации лекарственного препарата составляет: 150 (цена 1 капсулы) х 14 (количество капсул в упаковке) = 2100 руб.
Размер допущенной ООО "Домашняя Аптека" розничной надбавки для "Лирика 300 мг, капе. N 14" в упаковке составил: 2100 (фактическая розничная цена) - 894,87 (предельная оптовая цена) = 1205,13 руб., что составляет 146,5 % и превышает размер розничной надбавки на 133,5 % (146,5%-13%).
- "Лирика 300 мг" реализуется в упаковке по 56 капсул, фактическая розничная цена реализации лекарственного препарата составляет: 150,00 (цена 1 капсулы) х 56 (количество капсул в упаковке) = 8400 руб.
Размер допущенной ООО "Домашняя Аптека" розничной надбавки для "Лирика 300 мг, капе. N 56" в упаковке составил: 8400 (фактическая розничная цена) - 3580,70 (предельная оптовая цена) = 4819,3 руб., что составляет 146,4 % и превышает размер розничной надбавки на 133,4% (146,4 % -13%).
В нарушение лицензионных требований и условий, установленных пп. "г" п.5 "Положения о лицензировании", п.6 "Правил установления предельных размеров оптовых и предельных размеров розничных надбавок" в аптечной организации ООО "Домашняя Аптека" по адресу осуществления фармацевтической деятельности 344072, Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, Пролетарский район, пр. 40-летия Победы, дом N 234 08.05.2019 осуществлена реализация лекарственного препарата для медицинского применения:
- "Лирика 300 мг" (МНН Прегабалин) капсулы, в количестве 3 (трех) капсул (фрагмента ячейковой упаковки) по цене 150 рублей за одну капсулу, с превышением максимального размера розничной надбавки на 133% что подтверждено объяснением от 08.05.2019 покупателя Спиринцева Е.А.
Согласно п.6 "Положения о лицензировании фармацевтической деятельности", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1081, под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом одного из требований, предусмотренных пунктом 5 настоящего Положения.
Таким образом, выявленные нарушения, установленные пп. "г" п.5 "Положения о лицензировании фармацевтической деятельности" относятся к грубым. Совершенное правонарушение характеризуется значительной степенью общественной опасности, а также посягает в данном случае на права и интересы неопределенного круга лиц.
Выявленные нарушения образуют объективную сторону административного правонарушения, вмененного обществу, и подтверждаются собранными по делу доказательствами.
Доводы общества о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства факта реализации спорного препарата (кассовый чек) и об отсутствии в материалах доказательств реализации лекарственного препарата с превышением установленных предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов подлежат отклонению судом, поскольку данные обстоятельства при наличии в материалах дела достаточных и допустимых доказательств, подтверждающих факт совершения обществом вменяемого административного правонарушения, в том числе, акта проверки, объяснений покупателя, фотосъемки, не являются основанием освобождения общества от административной ответственности.
Ссылка общества на то, что реализация спорного препарата не производилась фармацевтом, отклоняется как противоречащая материалам дела.
При таких обстоятельствах, учитывая, что обществом не представлено доказательств, опровергающих факт правонарушения, суд считает доказанным наличие в действиях общества события вменяемого административного правонарушения.
Доказанность самого факта правонарушения свидетельствует о наличии вины правонарушителя.
Довод представителя общества об отсутствии вины ООО "Домашняя Аптека", так как фармацевт при заключении трудового договора была уведомлена о необходимости соблюдения должностной инструкции, в связи с чем, общество приняло меры для предотвращения правонарушения, отклоняется судом, как не подтвержденный материалами дела. Представитель общества не представил доказательства, как именно проводились проверки по соблюдению работниками должностной инструкции и иных локальных актов.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях общества объективной стороны правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Вина общества в совершении правонарушения также является доказанной, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства принятия последним всех зависящих от него мер к соблюдению требований законодательства (статья 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Более того, суд принял во внимание пассивную позицию общества как лица привлекаемого к административной ответственности.
Нарушений административного законодательства при производстве по делу судом не установлено, равно как и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.
На момент рассмотрения дела срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьёй 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не истёк.
С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о возможности признания правонарушения малозначительным и применения ст. 2.9 КоАП РФ.
Учитывая санкцию, предусмотренную частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принимая во внимание характер административного правонарушения, суд первой инстанции пришел к выводу о целесообразности применения к лицензиату административного наказания в виде административного штрафа в размере 150000 руб. как наиболее адекватной меры правового воздействия.
Судебная коллегия не усматривает оснований для переоценки указанных выводов суда первой инстанции.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Произведя их оценку с соблюдением требований ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Фактов, которые могли бы повлиять на законность и обоснованность принятого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит. В связи с этим доводы апеллянта признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку сводятся только к несогласию с оценкой обстоятельств судом первой инстанции и направлены на уклонение от административной ответственности.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 01.08.2019 по делу N А53-22598/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Ростовской области в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
М.В. Ильина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-22598/2019
Истец: ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ОРГАН ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ПО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО "ДОМАШНЯЯ АПТЕКА"