г. Москва |
|
10 октября 2019 г. |
Дело N А41-40579/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 октября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 октября 2019 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей Иевлева П.А., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Гаджиевым М.М.,
при участии в заседании:
от ООО "Сервис-М": Батов В.А. по доверенности от 01.08.2019;
от МУП "Теплосеть": Чепасова А.А. по доверенности от 19.08.2019 N 852,
рассмотрев в судебном заседании по правилам, установленным для рассмотрения дел в суде первой инстанции, дело N А41-40579/18
по иску общества с ограниченной ответственностью "Сервис-М"
к муниципальному унитарному предприятию "Теплосеть"
об обязании произвести перерасчет объема поставленной тепловой энергии,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Сервис-М" (далее - ООО "Сервис-М", истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском (с учетом принятых судом уточнений т. 3 л. д. 115-118) к муниципальному унитарному предприятию "Теплосеть" (далее - МУП "Теплосеть", ответчик) об обязании МУП "Теплосеть" осуществить перерасчет объема тепловой энергии, поставленной ООО "Сервис-М" по договору теплоснабжения от 01.10.2015 N 311 за период с октября 2015 года по апрель 2018 года, исключив объем тепловой энергии на сумму 6 942 377 руб. 79 коп.
Решением Арбитражного суда Московской области 30 января 2019 года по делу N А41-40579/18 с ответчика в пользу истца взыскано неосновательное обогащение в сумме 6 662 630 руб. 75 коп. (т. 3 л. д. 159-162).
Не согласившись с данным судебным актом, МУП "Теплосеть" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушены нормы материального права.
Определением от 22 мая 2019 года Десятый арбитражный апелляционный суд перешел к рассмотрению дела N А41-40579/18 по правилам, установленным для рассмотрения дел в суде первой инстанции в связи со следующим.
В ходе рассмотрения дела в арбитражном апелляционном суде установлено, что предметом иска по настоящему делу является требование об обязании МУП "Теплосеть" осуществить перерасчет объема тепловой энергии, поставленной ООО "Сервис-М" по договору теплоснабжения от 01.10.2015 N 311 за период с октября 2015 года по апрель 2018 года, исключив объем тепловой энергии на сумму 6 942 377 руб. 79 коп.
Однако судом первой инстанции данное требование не рассмотрено и решение по нему не принято.
При этом суд взыскал с ответчика в пользу истца неосновательное обогащение в сумме 6 662 630 руб. 75 коп., в то время как такое требование истцом не заявлялось.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции не может считаться законным и подлежит отмене.
В ходе рассмотрения дела в арбитражном апелляционном суде истец отказался от требования об обязании МУП "Теплосеть" осуществлять перерасчет стоимости тепловой энергии, поставленной ООО "Сервис-М" по договору теплоснабжения от 01 октября 2015 года N 311, начиная с мая 2018 года, и выставлять платежные документы и акты, исходя из утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по теплоснабжению.
Заявление о частичном отказе от иска подписано представителем ООО "Сервис-М" Батовым В.А. по доверенности от 03 сентября 2018 года.
Исследовав материалы дела, проверив полномочия лица, подписавшего заявление о частичном отказе от иска, арбитражный апелляционный суд считает необходимым принять данный отказ, поскольку он не противоречит закону и не нарушает права истца и других лиц (статья 49 АПК РФ).
Учитывая изложенное выше, производство по делу в части требования о обязании МУП "Теплосеть", осуществлять перерасчет стоимости тепловой энергии, поставленной ООО "Сервис-М" по договору теплоснабжения от 01 октября 2015 года N 311, начиная с мая 2018 года, и выставлять платежные документы и акты, исходя из утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по теплоснабжению, подлежит прекращению на основании пункта 4 части 1 статьи 150 АПК РФ.
Также истец уточнил исковые требования, и окончательно просил суд обязать муниципальное унитарное предприятие "Теплосеть города Железнодорожный" осуществить перерасчет объема тепловой энергии, поставленной обществу с ограниченной ответственностью "Сервис-М" по договору теплоснабжения от 01 октября 2015 года для подогрева воды в целях горячего водоснабжения за период с октября 2015 года по апрель 2018 года, исключив объем тепловой энергии на сумму 6 942 396 руб. 68 коп.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ООО "Сервис-М" поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении, просил исковые требования удовлетворить с учетом их уточнения и частичного отказа от иска, заявленных в судебном заседании 11 июня 2019 года.
Представитель МУП "Теплосеть города Железнодорожный" возражал против доводов истца, просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав и оценив все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, между МУП "Теплосеть" (теплоснабжающая организация) и ООО "Сервис-М" (потребитель) заключен договор теплоснабжения от 01 октября 2015 года N 311, по условиям которого теплоснабжающая организация обязалась подавать потребителю через присоединенную сеть тепловую энергию (для систем отопления и подогрева воды в системах ГВС) от котельной N 30 на теплоснабжение объектов, расположенных по адресам: д. Черное, ул. Агрогородок, д. 18, д. 19, д.20, д. 32 (т. 1 л. д. 46-51).
Согласно пункту 5.4 договора теплоснабжения потребитель производит оплату за полученную тепловую энергию до 20 числа месяца, следующего за отчетным.
В обоснование своих требований истец указывает на то, что в период октябрь 2015 года - апрель 2018 года ответчик завысил объем подлежащей оплате тепловой энергии на 6 942 396 руб. 68 коп.
Ссылаясь на нормы жилищного законодательства и Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 (далее - Правила N 354) истец произвел перерасчет объема полученной тепловой энергии на указанную выше сумму и обратился в арбитражный суд с иском по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд, считает, что исковые требования (с учетом их уточнения и частичного отказа от иска) подлежат удовлетворению с корректировкой расчета в сторону уменьшения на 279 765 руб. 93 коп.
Как следует из материалов дела, разногласия сторон возникли по объему (количеству) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, который истец определял расчетным способом в соответствии с Правилами N 354, а ответчик - по показаниям приборов учета.
Арбитражным судом установлено, что энергия, поставляемая в рамках рассматриваемого договора теплоснабжения, используется истцом как управляющей компанией для оказания коммунальных услуг жителям многоквартирных домов, находящимся в ее управлении.
В соответствии со статьями 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом и необоснованный односторонний отказ от их исполнения не допускается.
В силу части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6.2 статьи 155 ЖК РФ управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Согласно пункту 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Частью 5 статьи 9 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" предусмотрено, что тарифы на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
Частью 9 статьи 32 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" установлено, что тарифы в сфере горячего водоснабжения могут быть установлены в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Пунктом 88 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года N 406 предусмотрено, что органы регулирования тарифов устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.
Таким образом, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов) принимают решения об установлении двухкомпонентных тарифов на горячую воду в соответствии с нормами действующего законодательства.
В целях регулирования порядка применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2015 года N 129 (вступило в силу 28 февраля 2015 года) внесены изменения в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (далее - Правила N 354), и Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306 (Правила N 306).
Пунктом 38 Правил N 354 предусмотрено, что в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
В соответствии с пунктом 42 Правил N 354 в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N2 к Правилам N354 исходя из показаний приборов учета горячей воды и норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды, а при отсутствии такого прибора учета - исходя из норматива потребления горячей воды и норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды.
В целях учета всего объема (количества) коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, пунктом 40 Правил N 354 установлено, что потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме. При этом в случае установления двухкомпонентного тарифа на горячую воду приходящийся на жилое или нежилое помещение объем холодной воды, использованной на общедомовые нужды при потреблении коммунальных услуг горячего водоснабжения, распределяется в отношении коммунальных услуг по горячему водоснабжению на общедомовые нужды по формуле 11.2 приложения N 2 к Правилам N 354.
При этом, Правилами N 354 не предусмотрено применение тепловой энергии в качестве коммунальной услуги, что соответствует положениям части 4 статьи 154 ЖК РФ.
Учитывая изложенное, Правилами N 354 предусматривается распределение тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в рамках норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
В связи с этим соответствующими изменениями, внесенными в Правила N 306 предусматривается, что норматив потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению определяется путем установления норматива потребления горячей воды в жилом помещении и норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения.
Согласно пункту 7 Правил N 306 при выборе единицы измерения нормативов потребления в отношении горячего водоснабжения (горячей воды) используются следующие показатели:
- в жилых помещениях - куб. метр холодной воды на 1 человека и Г кал на подогрев 1 куб. метра холодной воды или куб. метр горячей воды на 1 человека;
- на общедомовые нужды - куб. метр холодной воды и Гкал на подогрев 1 куб. метра холодной воды на 1 кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, или куб. метр горячей воды на 1 кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Данный принцип обеспечивает справедливое распределение тепловой энергии на подогрев кубометра воды между всеми потребителями в зависимости от объема потребления горячей воды. В этой связи, порядок определения размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, установленный Правилами N 354, полностью соответствует требованиям ЖК РФ и установлен с учетом исключения возникновения несправедливой финансовой нагрузки на граждан.
Таким образом, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в системе горячего водоснабжения многоквартирного дома, независимо от системы теплоснабжения (горячего водоснабжения) (открытая или закрытая), а также независимо от периода времени года (отопительный или неотопительный), количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения.
Соответственно, при наличии нормативов расхода тепловой энергии на подогрев горячей воды показания приборов учета, измеряющих тепловую энергию, используемую в целях горячего водоснабжения, не учитываются ни в расчетах с потребителями, ни в расчетах с ресурсоснабжающими организациями.
Согласно подпунктам "г" и "е" пункта 17 Правил N 124 порядок определения объемов поставляемого коммунального ресурса, порядок оплаты коммунального ресурса являются существенными условиями договора ресурсоснабжения.
При этом во взаимосвязи с требованиями Правил N 124 при заключении договора ресурсоснабжения подлежат применению также Требования при осуществлении расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 г. N 253 Требования).
Пунктом 4 Требований установлено, что в пользу ресурсоснабжающих организаций подлежат перечислению денежные средства, поступившие исполнителю от потребителей в счет оплаты именно коммунальных услуг.
При этом пунктом 5 Требований предусмотрено, что размер платежа исполнителя коммунальной услуги, причитающегося к перечислению в пользу ресурсоснабжающей организации, поставляющей конкретный вид ресурса, определяется в зависимости от оплаты потребителем соответствующей коммунальной услуги в полном размере, указанном в платежном документе, либо при частичной оплате, что в полной мере корреспондирует с указанными выше нормами Правил N 124.
В соответствии с решением Верховного Суда Российской Федерации от 8 июня 2012 г. N АКПИ12-604, согласно которым в рамках постановления N 124 управляющая организация, товарищество или кооператив, не являются хозяйствующими субъектами с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов жильцов как непосредственных потребителей коммунальных услуг. Данные организации осуществляют деятельность по предоставлению коммунальных услуг на основании договора управления многоквартирным домом и оплачивают объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, только из поступивших платежей потребителей. При таком положении размер платы за коммунальный ресурс по договору ресурсоснабжения должен быть равен размеру платы за коммунальную услугу, оплачиваемую всеми потребителями коммунальных услуг в соответствии с Правилами их предоставления.
Учитывая изложенное, вне зависимости от договоренности стороны обязаны следовать императивным нормам, которые регулируют порядок расчетов за оказанные коммунальные услуги.
Согласно пунктам 10, 11 части 1 статьи 4 ЖК РФ, отношения по поводу предоставления коммунальных услуг, внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги регулирует жилищное законодательство.
В соответствии с положениями статьи 8 ЖК РФ к жилищным отношениям, связанным, в том числе с использованием инженерного оборудования, предоставлением коммунальных услуг, внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных ЖК РФ.
С учетом изложенного, при заключении договора ресурсоснабжения с лицами, осуществляющими управление многоквартирным домом, и установления в нем условий, в том числе регламентирующих порядок прекращения поставки соответствующего вида коммунального ресурса в многоквартирный дом, необходимо в первую очередь руководствоваться нормами жилищного законодательства, в частности Правил N 124 с учетом положений Правил N 354.
Пунктом 5 Требований установлено, что размер платежа исполнителя, причитающегося к перечислению в пользу ресурсоснабжающей организации, поставляющей конкретный вид ресурса, определяется в размере указанной в платежном документе платы за конкретную коммунальную услугу, начисленной потребителю за данный расчетный период в соответствии с Правилами N 354 (при оплате потребителем в полном объеме), а при оплате потребителем не в полном объеме - размере, пропорциональном размеру платы за конкретную коммунальную услугу в общем размере указанных в платежном документе платежей за работы и услуги, выполненные (предоставленные) за данный расчетный период.
Исходя из этого, управляющая компания обязана покрывать обязательства перед ресурсоснабжающими организациями за объем коммунального ресурса за счет средств, поступивших от потребителей в оплату потребленных коммунальных услуг по горячему водоснабжению, то есть рассчитанного исходя из норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
С учетом изложенного истцом правильно определен размер платы за тепловую энергию на основании пункта 42 Правил N 354, с учетом количества потребленной горячей воды и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги.
Обоснованность указанного выше порядка расчета платы за тепловую энергию по договору от 01.10.2015 N 311 установлена арбитражными судами по делу N А41-47853/17.
Определением суда коллегии по экономическим спорам Верховного суда Российской Федерации от 13 ноября 2018 года отказано МУП "Теплосеть" в передаче дела N А41-47853/17 на рассмотрение судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда Российской Федерации.
Ссылка ответчика на то, что дома, которые обеспечиваются тепловой энергией на основании договора от 01.10.2015 N 311, оборудованы ИТП, арбитражным апелляционным судом проверена и отклонена, поскольку в соответствии представленными в материалы дела паспортами ИТП тепловые пункты в процессе приготовления горячей воды не участвуют.
Проверив произведенный истцом расчет переплаты по объему поставленной тепловой энергии на подогрев воды, и оценив довод ответчика о том, что в расчете за июнь 2016 года истец неправильно указал объем начислений (444 733 руб. 09 коп.), в то время как фактически ответчиком было начислено на 279 765 руб. 93 коп. меньше, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о необходимости корректировки расчета истца в сторону уменьшения на 279 765 руб. 93 коп.
Учитывая изложенное выше и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, частью 4 статьи 270, пунктом 4 части 1 статьи 150, частью 3 статьи 151, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 30 января 2019 года по делу N А41-40579/18 отменить.
Принять отказ общества с ограниченной ответственностью "Сервис-М" от требования об обязании муниципального унитарного предприятия "Теплосеть города Железнодорожный", осуществлять перерасчет стоимости тепловой энергии, поставленной обществу с ограниченной ответственностью "Сервис-М" по договору теплоснабжения от 01 октября 2015 года N 311, начиная с мая 2018 года, и выставлять платежные документы и акты, исходя из утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по теплоснабжению.
Производство по делу в части указанного требования прекратить.
Обязать муниципальное унитарное предприятие "Теплосеть города Железнодорожный" осуществить перерасчет объема тепловой энергии, поставленной обществу с ограниченной ответственностью "Сервис-М" по договору теплоснабжения от 01 октября 2015 года для подогрева воды в целях горячего водоснабжения за период с октября 2015 года по апрель 2018 года, исключив объем тепловой энергии на сумму 6 662 630 руб. 75 коп.
В остальной части иска отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Диаковская |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-40579/2018
Истец: ООО "СЕРВИС-М"
Ответчик: МУП "ТЕПЛОСЕТЬ Г. ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ"