г. Москва |
|
08 октября 2019 г. |
Дело N А40-73259/19 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи В.Р. Валиева,
рассмотрев апелляционную жалобу
ОАО " РЖД" на Решение Арбитражного суда г. Москвы от 08 июля 2019 года, принятое судьей Жбанкова Ю. В., в порядке упрощенного производства по делу N А40-73259/19 по исковому заявлению АО "СГ-транс" в лице Коробковского филиала по транспорту газа к ОАО " РЖД" о взыскании,
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
АО "СГ-транс" в лице Коробковского филиала по транспорту газа" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением к ОАО "РЖД" о взыскании убытков в размере 170 783 руб. 46 коп.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 08 июля 2019 года исковые требования удовлетворены.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в порядке главы 29 АПК РФ.
Не согласившись с принятым судом первой инстанции решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Заявитель апелляционной жалобы считает что решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Истец возражал против доводов апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, представил отзыв.
Исследовав представленные в материалы дела документы в их совокупности, с учетом положений ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив выводы суда первой инстанции, апелляционным судом не усматривается правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
При этом апелляционный суд исходит из следующего.
В период с сентября 2018 года по декабрь 2018 года ОАО "РЖД" приняло к перевозке грузовые вагоны N N 50511179, 55204739, 57898629, 57825473, 50892496, 57827222, принадлежащие АО "СГ-транс" на праве собственности; N76617612, принадлежащий АО "СГ-транс" на праве финансовой аренды (лизинга) по договору N 03-3-3/17-2 от 18.08.2017 г. с ООО "Лизинговая компания ГПБ".
В соответствии с п. 11.1. Договора N 03-3-3/17-2 от 18.08.2017 г., лизингополучатель (АО "СГ-транс") обязан за свой счёт осуществлять текущие, деповские и капитальные ремонты.
Из приведенной ниже таблицы видно, что Вагоны по соответствующим накладным были отправлены с железнодорожных станций Северо-Кавказской и Свердловской железных дорог до станции назначения, что подтверждает их полную исправность.
В соответствии со ст. 20 ФЗ Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации техническую пригодность подаваемых под погрузку вагонов, контейнеров определяет перевозчик, то есть ОАО "РЖД".
Согласно п. 2.5.2. Инструкции по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации (Инструкция осмотрщику вагонов) ЦВ-ЦЛ-408, утвержденной 22.05.2009 на 50-ом заседании Совета по железнодорожному транспорту СНГ (введена в действие приказом Минтранса РФ N 176 от 08.10.2009 "О принятии к руководству и исполнению итогов пятидесятого заседания Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества"), все вагоны перед подачей под погрузку должны предъявляться работниками железнодорожной станции к техническому обслуживанию. Вагоны, требующие ремонта с отцепкой от состава, после разметки осмотрщиками и выдачи на них уведомления формы ВУ-23-М (ВУ-23) средствами станции подаются на специализированные пути, оснащенные необходимыми технологическими устройствами. Определение технического состояния и пригодности ходовых частей, колесных пар буксового узла, рамы вагона, тормозного оборудования, автосцепного устройства грузовых вагонов производится работниками железнодорожной станции.
Однако, данные вагоны были забракованы Ответчиком в пути следования, не прибыв на станцию назначения в связи с обнаружением эксплуатационных неисправностей колесных пар "выщербина обода колеса" и "ползун на поверхности катания".
Как следует из п.З, п. 75. Правил технического обслуживания тормозного оборудования и управления тормозами железнодорожного подвижного состава, утвержденных Советом по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества (приложение N 18 к протоколу от 07.05.2014 N60), техническое состояние тормозного оборудования локомотивов проверяется ответственным работником, назначенный приказом руководителя предприятия, имеющего право на осуществление данного вида деятельности (ОАО "РЖД").
В соответствии с пунктами 2 и 6 "Инструкции по эксплуатации тормозов подвижного состава железных дорог ЦТ-ЦВ-ЦЛ-ВНИИЖТ/277", утвержденной 16.05.1994 года с дополнениями и изменениями, утвержденными указаниями МПС России от 11.06.1997 года N В-705у и от 19.02.1998 года N В-181 у, техническое обслуживание тормозного оборудования локомотивов проверяют локомотивные бригады, слесари локомотивных депо, с последующей проверкой мастером (или бригадиром) и приемщиком локомотивных депо ОАО "РЖД".
Аналогичная ситуация при техническом обслуживании тормозного оборудования вагонов, которое осуществляют работники пунктов технического обслуживания (ПТО) эксплуатационных вагонных депо ОАО "РЖД". Выполнение работ контролирует старший по смене или старший осмотрщик вагонов.
В соответствии с приложением 5 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации 21.12.2010 N 286 (зарегистрированы Минюстом России 28.01.2011, регистрационный N 19627), ответственность за исправное техническое состояние, техническое обслуживание, ремонт и обеспечение установленных сроков службы железнодорожного подвижного состава, несут владельцы железнодорожного подвижного состава, работники железнодорожного транспорта, непосредственно его обслуживающие.
На основании изложенного, дефекты колесных пар "выщербина обода колеса" и "ползун на поверхности катания" образовались в результате неправильной эксплуатации подвижного состава перевозчиком.
АО "СГ-транс" обеспечило текущий отцепочный ремонт вагонов в частных вагонных ремонтных депо и в эксплуатационных вагонных ремонтных депо ОАО "РЖД". Расходы на ремонт вагонов подтверждаются актами выполненных работ, счет-фактурами, платежными поручениями.
В результате отцепки 7 (семи) вагонов в ремонт, АО "СГ-транс" понесло убытки в сумме 170 783,46 (сто семьдесят тысяч семьсот восемьдесят три) руб. 46 коп. без учета НДС, связанные с отцепкой вагонов в связи повреждениями "выщербина обода колеса" и "ползун на поверхности катания", которые складываются из:
стоимости ремонта вагона - 160 190,46 руб.;
утрата стоимости колесных пар - 10 593,00 руб.,
в результате обточки поверхности катания колесных пар (из-за уменьшения обода колесных пар), убытки, связанные с уменьшением стоимости колесных пар. Размер убытков в связи с уменьшением толщины обода колесных пар определен расчетным путем на основании согласованной сторонами стоимости деталей в договоре N ТОРЦДИЦВ/50 от 05.02.2015 г. (в редакции Дополнительного соглашения N 6) стоимости колесных пар.
В целях разрешения вопроса о возмещении убытков в претензионном порядке по юридическому адресу ОАО "РЖД" были направлены претензии: 3336 от 04.12.2018 г., которая получена адресатом 13.12.2018 г., что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором N 40380228091836; 3579 от 27.12.2018 г., которая получена адресатом 15.01.2019 г., что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором N 40380228093472; 3598 от 28.12.2018 г., которая получена адресатом 15.01.2019 г., что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором N 40380228093458; 92 от 17.01.2019 г., которая получена адресатом 22.01.2019 г., что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором N 40380228093779; 177 от 31.01.2019 г., которая получена адресатом 06.02.2019 г., что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором N 40380529290129; 178 от 31.01.2019 г., которая получена адресатом 06.02.2019 г., что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором N 40380529290136; 125 от 22.01.2019 г., которая получена адресатом 30.01.2019 г., что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором N 40380209024617.
Срок на рассмотрение претензий, вышел, до настоящего времени убытки в полном объеме не возмещены.
Согласно статье 105 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации при повреждении или утрате перевозчиком принадлежащих грузоотправителям, грузополучателям, другим юридическим или физическим лицам вагонов, контейнеров или их узлов и деталей перевозчик такие вагоны, контейнеры обязан отремонтировать либо возместить владельцу вагонов, контейнеров стоимость ремонта или фактическую стоимость поврежденных или утраченных вагонов, контейнеров или их узлов и деталей. Кроме того, перевозчик возмещает убытки, понесенные владельцами вагонов, контейнеров вследствие их повреждения или утраты.
Так, в силу ч.1 ст. 1079 ГК РФ, юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих, обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности.
В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно ст. 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств.
На сети железных дорог Российской Федерации действуют Правила технического обслуживания тормозного оборудования и управления тормозами железнодорожного подвижного состава, утвержденные Советом по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества (приложение N 18 к протоколу от 7 мая 2014 г. N60).
Указанными Правилами, на перевозчика возложена обязанность по такой эксплуатации подвижного состава, которая исключала бы скольжение заклиненных колесных пар по рельсам, а, следовательно, и торможение, приводящее к возникновению ползунов на поверхности катания колес, а в последствии и выщербин по ползунам (Раздел IX, п. 151, п. 156, п. 157, п. 177, п. 178. При этом п. 4 Раздела I установлено, что контроль соблюдения требований настоящих Правил возлагается на руководителей подразделений владельца инфраструктуры, обеспечивающих эксплуатацию железнодорожного подвижного состава, а также работников и руководителей подразделений владельца инфраструктуры, отвечающих за безопасность движения поездов.
Кроме того, как установлено п. 7.5. Распоряжения ОАО "РЖД" от 13 июля 2007 г. N 1305р. в случаях наличия на поверхности катания колес следов схода с рельс железнодорожного подвижного состава, а также отколов обода, выщербин, неравномерного проката, ползунов или наваров выше допустимых в эксплуатации размеров (со стороны аварийного буксового узла) событие относить за эксплуатационными вагонными депо, производившими последнее техническое обслуживание поезда.
Исходя из приведенных выше нормативных актов, скольжение заклиненных колесных пар по рельсам является нарушением правил эксплуатации подвижного состава.
С учетом вышеизложенного, приняв вагоны Истца к перевозке, Ответчик тем самым подтвердил их техническую исправность.
Повреждения колесных пар в виде односторонних ползунов и выщербин на их месте были обнаружены либо в процессе перевозки, либо непосредственно по ее завершении (что подтверждается транспортными железнодорожными накладными).
Перевозчик не обеспечил сохранность вагонов Истца в процессе перевозки, в связи с чем, несет ответственность в соответствии со ст. 105 Устава железнодорожного транспорта РФ.
Из вышеуказанного следует, что причиной образования ползунов и выщербин являются виновные действия перевозчика.
Обстоятельства, освобождающие ответчика от ответственности, в рассматриваемом случае отсутствуют.
Доказательств в подтверждение возникновения ползунов и выщербин по вине иных лиц (ветвевладельцев или вагоноремонтных предприятий) или по иным причинам ответчиком в нарушение ст. 65 АПК РФ не представлено.
Ст. 105 Устава железнодорожного транспорта РФ (Федеральный закон N 18-ФЗ от 10.03.2003 г.) устанавливает, что при повреждении или утрате перевозчиком принадлежащих грузоотправителям, грузополучателям, другим юридическим или физическим лицам вагонов, контейнеров или их узлов и деталей перевозчик такие вагоны, контейнеры обязан отремонтировать либо возместить владельцу вагонов, контейнеров стоимость ремонта или фактическую стоимость поврежденных или утраченных вагонов, контейнеров или их узлов и деталей. Кроме того, перевозчик возмещает убытки, понесенные владельцами вагонов, контейнеров вследствие их повреждения или утраты.
С учетом вышеизложенного, приняв вагоны истца к перевозке, Ответчик тем самым подтвердил их техническую исправность. Повреждения колесных пар в виде односторонних ползунов и выщербин на их месте были обнаружены либо в процессе перевозки, либо непосредственно по ее завершении. Таким образом, перевозчик не обеспечил сохранность вагонов истца в процессе перевозки, в связи с чем, несет ответственность в соответствии со ст. 105 Устава железнодорожного транспорта РФ.
Ответчик указывает, что Истец не доказал размер ущерба. В то же время в материалах дела имеется подробный расчет размера убытков с доказательствами их размера.
По мнению Ответчика, факт повреждения вагонов должен быть удостоверен актами о повреждении формы ВУ-25, актами-рекламациями формы ВУ-41, актами общей формы, которые в материалы дела Истцом не представлены.
По спорным вагонам не оформлялись рекламационные акты ВУ-41. Составление данных документов, в соответствии с Регламентом расследования причин отцепки грузового вагона, предусмотрено только при отцепке вагонов в текущий ремонт по технологическим неисправностям с участием комиссии в расследовании и определении причин их возникновения и виновника.
Актов общей формы, составленных перевозчиком, в установленном Правилами N 45 порядке с описанием технической неисправности и причины ее образования ответчиком не представлено.
Вместе с тем, раздел VI Правил при повреждении вагона предполагает составление акта о повреждении вагона формы ВУ-25. Однако раздел III, как и раздел VI Правил, предусматривает составление данных документов непосредственно перевозчиком, то есть Ответчиком - ОАО "РЖД".
Довод, что неисправности "выщербина обода колеса" и "ползун на поверхности катания" являются эксплуатационными и ответственность за техническое состояние имущества несет собственник, подлежит отклонению в силу следующего.
В соответствии со статьей 105 Устава железнодорожного транспорта при повреждении или утрате перевозчиком принадлежащих грузоотправителям, грузополучателям, другим юридическим или физическим лицам вагонов, контейнеров или их узлов и деталей перевозчик такие вагоны, контейнеры обязан отремонтировать либо возместить владельцу вагонов, контейнеров стоимость ремонта или фактическую стоимость поврежденных или утраченных вагонов, контейнеров или их узлов и деталей.
Кроме того, перевозчик возмещает убытки, понесенные владельцами вагонов, контейнеров вследствие их повреждения или утраты.
В исковые требования Истца входят расходы, связанные с повреждением вагонов в процессе перевозки, а не при ремонте.
Истец не заявлял требования к Ответчику как к подрядчику.
Факт добровольной оплаты текущего отцепочного ремонта по договору N ТОР-ЦДИЦВ/50 не имеет правового значения, поскольку, как было указано выше, исковые требования вытекают не из заключенных между АО "СГ-транс" и ОАО "РЖД" договоров, иск заявлен о взыскании внедоговорных убытков, причиненных Истцу посредством неправильной эксплуатации Ответчиком колесных пар
Касательно доводов Ответчика об отсутствии доказательств вины перевозчика.
Довод который приводит ответчик, также по спорным вагонам не оформлялись рекламационные акты ВУ-41, подлежит отклонению в силу следующего.
Составление данных документов, в соответствии с Регламентом, предусмотрены только при отцепке вагонов в текущий ремонт по технологическим неисправностям с участием комиссии в расследовании и определении причин их возникновения и виновника.
Ответчиком не предпринято никаких мер для установления истинной причины в момент возникновения неисправностей, фактически ответчик самоустранился от решения данного вопроса.
Таким образом, заявляя о несогласии с причиной неисправностей и об отсутствии своей вины в них, ответчик должен представить доказательства, подтверждающие иную причину поломки, в частности подтверждающие, что неисправность являлась не технологической. Ответчик имел реальную возможность на момент возникновения неисправности, не уклоняясь от осмотра колесных пар, решить вопрос о комиссионном обследовании колес независимыми специалистами. Между тем, в деле отсутствуют какие-либо заключения специалистов. Каких-либо доказательств, организации комиссионного расследования с доказательствами вызова представителя собственника, со стороны ответчика в материалы дела не представлено.
Согласно статье 119 ФЗ от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта" для удостоверения иных не предусмотренных настоящей статьей обстоятельств оформляются акты общей формы и другие акты.
Согласно п. 3.1 данных Правил, в случае повреждения вагона составляется акт общей формы. Вместе с тем, раздел VI Правил при повреждении вагона предполагает составление акта о повреждении вагона формы ВУ-25.
Однако, раздел III, как и раздел VI Правил, предусматривает составление данных документов непосредственно перевозчиком, то есть, ОАО "РЖД". Нарушение перевозчиком (ответчиком) его обязанностей по оформлению актов установленной формы (ВУ-25 и ГУ 23) по случаям обнаружения технических неисправностей вагонов обусловлено стремлением скрыть истинную причину возникновения неисправностей повреждений колесных пар при перевозке.
Представитель грузоотправителя, грузополучателя, а также иных лиц вправе лишь подписать такие акты, но не вправе принудить ОАО "РЖД" к их составлению. Указанные обстоятельства объясняют отсутствие в материалах дела, как актов общей формы, так и актов о повреждении вагона формы ВУ-25.
При этом, факт отсутствия актов общей формы ф. ГУ-23 и актов о повреждении вагонов ф. ВУ-25 не является обстоятельством, препятствующим предъявлению истцом к ответчику требований, связанных с возникновением неисправностей грузовых вагонов "ползун на поверхности катания", "выщербина обода колеса".
Таким образом, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки имеющихся в деле доказательств в их совокупности, апелляционным судом признается законным и обоснованным решение суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований.
Исходя из выше изложенного, апелляционный суд полагает, что разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 08 июля 2019 года по делу N А40-73259/19 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
В.Р. Валиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-73259/2019
Истец: АО "СГ-транс" в лице Коробковского филиала по транспорту газа
Ответчик: ОАО " РЖД"