г. Чита |
|
10 октября 2019 г. |
Дело N А19-11371/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 8 октября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 октября 2019 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Желтоухова Е.В., Никифорюк Е.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Козинцевой М.А.,
при участии в судебном заседании представителя акционерного общества "Ангарский цементно-горный комбинат" Шатуниной С.С. (доверенность от 28.12.2017),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 7 августа 2019 года по делу N А19-11371/2019,
установил:
Акционерное общество "Ангарский цементно-горный комбинат" (ОГРН 1023800524330, ИНН 4217027573, далее - заявитель, общество, ОА "Ангарскцемент") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области (ОГРН 1043801036311, ИНН 3808110930, далее - Управление Росприроднадзора по Иркутской области, административный орган) от 12.02.2019 N ОК/03-931; обязании выдать решение о подтверждении исключения негативного на окружающую среду объекта размещения отходов для объектов размещения отходов (ГРОРО): Отвал N 1-38-00228-Х-00398-021018; Отвал N 2-38-00229-Х-00398-021018, Отвал N 3-38-00230-Х-00398-021018.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 7 августа 2019 года по делу N А19-11371/2019 заявленные требования удовлетворены.
Административный орган обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.
Апеллянт считает, что в представленном АО "Ангарскцемент" отчете информация о проведении производственного контроля атмосферного воздуха по указанным в Программе компонентам (углерод (сажа), керосин (у/в по керосину) отсутствует. Таким образом, наблюдение за состоянием атмосферного воздуха проведено АО "Ангарскцемент" не в полном объеме, отчет о результатах мониторинга не соответствует утвержденной программе мониторинга.
Кроме того, апеллянт не согласен с выводом суда первой инстанции, что поскольку бульдозеры Б-1 и Komatsu D155A-5 являются транспортными средствами, то не относятся к стационарным источниками, а нормативы выбросов определяются исключительно для стационарных источников, в данном случае не является доказательством незаконности решения. Также в нарушение п. 24 Порядка в представленном АО "Ангарскцемент" Отчете отсутствуют сведения об использованных методиках (методах) отбора проб атмосферного воздуха, в Отчете фактически не указаны методики, которые были применены.
Заявитель в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласился.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 07.09.2019. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области явку своих представителей в судебное заседание не обеспечило. Руководствуясь частью 2 статьи 200, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, акционерное общество "Ангарский цементно-горный комбинат" является владельцем объектов размещения отходов.
Согласно Приказу N 398 от 02.10.2018 г. Федеральной службы по надзору в сфере природопользования РФ объекты: Отвал N 1, N 2, N 3 вскрышных пород месторождения карьер "Превал" ОА "Ангарскцемент" включены в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО): Отвал N 1-38-00228-Х-00398-021018; Отвал N 2-38-00229-Х-00398-021018, Отвал N 3-38-00230-Х-00398-021018.
Объекты размещения отходов Отвал N 1, N 2, N 3 вскрышных пород месторождения карьер "Перевал" ОА "Ангарскцемент" расположено у юго-западной оконечности озера Байкал, на территории Слюдянского района, Иркутской области, в 7 км к юго-западу от ст. Слюдянка, на водоразделе рек Слюдянка и Похабиха.
В целях наблюдения контроля за состоянием и загрязнением окружающей среды на территории указанного объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду обществом 03.08.2018 г. утверждена Программа "Производственного экологического контроля для предприятия АО "Ангарский цементно-горный комбинат ОП "Карьер Перевал".
ОА "Ангарскцемент" был проведен мониторинг окружающей среды, для целей которого был произведен отбор проб атмосферного воздуха, поверхностной воды рек Слюдянка и Похабиха, почвагрунта. Результат показал отсутствие превышения нормативов качества окружающей среды.
В целях подтверждения исключения негативного воздействия на окружающую среду отвалов вскрышных пород, общество 14.01.2019 г. в Управление Росприроднадзора по Иркутской области направил Отчет о результатах проведения мониторинга территории размещения отвалов вскрышных пород месторождения карьера "Перевал".
По результатам рассмотрения отчета Управлением Росприроднадзора 12.02.2019 г. было принято решение о неподтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду территории размещения отвалов вскрышных пород месторождения карьера "Перевал".
Основанием для принятия отрицательного решения управлением указано на подпункт "а" пункта 11 Положения о подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.05.2016 N 467 - недостаточно данных инструментальных измерений, свидетельствующих о соблюдении нормативов качества окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду, а именно:
- в представленной Программе, установлено осуществление планирования отвала вскрышных пород с помощью бульдозеров, являющихся источниками выбросов загрязняющих веществ, в том числе, углерода (сажи), керосин (углеводороды по керосину). В отчете отсутствует информация о проведении производственного контроля атмосферного воздуха по указанным компонентам - углерода (сажи), керосин (углеводороды по керосину) в нарушение пункта 25 Порядка;
- в нарушение пункта 24 Порядка, в представленном отчете отсутствуют сведения об использованных методиках (методах) отбора проб, инструментальных измерений, определений и их соответствии требованиям законодательства;
- отсутствие в отчете таких разделов как: обработка и документирование данных наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду, оценка и прогноз изменений состояния окружающей среды.
Полагая, что вышеуказанное решение административного органа не соответствует требованиям закона и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере его предпринимательской и иной экономической деятельности, общество обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).
На основании пункта 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400 (далее - Положение), Федеральная служба по надзору в сфере природопользования является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды, в том числе в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов) и государственной экологической экспертизы.
Пунктом 4 Положения установлено, что Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В соответствии с пунктом 5.1.3 Положения Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет в пределах своей компетенции федеральный государственный экологический надзор, включающий в себя государственный надзор в области обращения с отходами.
Федеральным законом N 89-ФЗ от 24.06.1998 года "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) определены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Согласно пункту 3 статьи 12 Федерального закона N 89-ФЗ на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
В силу статьи 21 Федерального закона N 89-ФЗ основными принципами экономического регулирования в области обращения с отходами являются: уменьшение количества отходов и вовлечение их в хозяйственный оборот; платность размещения отходов; экономическое стимулирование деятельности в области обращения с отходами.
Исключение негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов достигается за счет осуществления природоохранных мероприятий, наличия технических решений и сооружений, обеспечивающих защиту окружающей среды, и подтверждается результатами мониторинга состояния окружающей среды, в том числе соблюдением нормативов предельно допустимых концентраций химических веществ. Порядок подтверждения исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ N 467 от 26.05.2016 года утверждено Положение "О подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов" (далее - Положение "О подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов").
Указанным Положением "О подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов" установлен порядок подтверждения исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов.
На основании пункта 2 Положения "О подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов" исключение негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов подтверждается результатами мониторинга состояния окружающей среды, проводимого собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду в порядке, предусмотренном статьей 12 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" (далее - лица, эксплуатирующие объекты размещения отходов, мониторинг).
Пунктом 3 Положения "О подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов" определено, что обоснованием исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов являются данные инструментальных измерений с использованием технических систем и устройств с измерительными функциями, свидетельствующие о соблюдении нормативов качества окружающей среды, установленных для химических, физических и биологических показателей состояния окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций химических веществ.
В соответствии с пунктом 6 Положения "О подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов" лица, эксплуатирующие объекты размещения отходов, подготавливают отчет о результатах проведения мониторинга, содержащего данные, подтверждающие исключение негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов (далее - отчет), который является основанием для принятия решения соответствующим территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов.
Согласно пункту 7 Положения "О подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов" отчет оформляется на бумажном носителе в 2 экземплярах, один из которых хранится у лица, эксплуатирующего объект размещения отходов, а 2-й экземпляр отчета вместе с его электронной версией на электронном носителе и сопроводительным письмом в уведомительном порядке представляется ежегодно, до 15 января года, следующего за отчетным годом, в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту нахождения объекта размещения отходов.
Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в срок, не превышающий 30 дней со дня поступления отчета, осуществляет сопоставление изложенной в нем информации с имеющимися данными о состоянии и загрязнении окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду, полученными от территориального органа Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды в рамках взаимодействия и обмена информацией на региональном уровне, предусмотренных соглашением о сотрудничестве Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, или путем проведения необходимых инструментальных измерений, выполненных федеральным государственным бюджетным учреждением, находящимся введении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
В силу пункта 10 Положения "О подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов" по результатам указанного сопоставления территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в недельный срок принимает решение о подтверждении (неподтверждении) исключения негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов и информирует об этом лицо, представившее отчет, в электронном виде или по почте.
На основании пункта 11 Положения "О подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов" основаниями для принятия решения о неподтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов являются:
а) отсутствие в отчете данных инструментальных измерений, свидетельствующих о соблюдении нормативов качества окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду;
б) превышение фоновых значений физических, химических или биологических показателей состояния компонентов природной среды на территории, прилегающей к объекту размещения отходов, при отсутствии установленных нормативов качества окружающей среды;
в) несоблюдение нормативов качества окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду и (или) в месте выпуска сточных вод, поступающих в поверхностный водный объект от объекта размещения отходов.
Приказом Минприроды России N 66 от 04.03.2016 года утвержден Порядок проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду (далее - Порядок, утвержденный приказом Минприроды России N 66 от 04.03.2016 года).
Мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду осуществляется собственниками, владельцами объектов размещения отходов, в случае осуществления ими непосредственной эксплуатации таких объектов, или лицами, в пользовании, эксплуатации которых находятся объекты размещения отходов (далее - лица, эксплуатирующие объекты размещения отходов) в соответствии с требованиями в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.
Пунктом 6 Порядка, утвержденного приказом Минприроды России N 66 от 04.03.2016 года установлено, что результаты мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду оформляются в виде отчетов, которые составляются лицами, эксплуатирующими эти объекты размещения отходов, и в уведомительном порядке представляются в территориальный орган Росприроднадзора по месту расположения объекта размещении отходов ежегодно до 15 января года, следующего за отчетным. Отчет о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду оформляется в двух экземплярах, один экземпляр которого хранится у лица, эксплуатирующего данный объект размещения отходов, а второй экземпляр, вместе с электронной версией отчета на магнитном носителе, в уведомительном порядке направляется почтовым отправлением в территориальный орган Росприроднадзора по месту нахождения объекта размещения отходов.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, акционерное общество "Ангарский цементно-горный комбинат" являясь владельцем объектов размещения отходов Отвал N 1, N 2, N 3 вскрышных пород месторождения карьер "Превал" ОА "Ангарскцемент", расположенного у юго-западной оконечности озера Байкал, на территории Слюдянского района, Иркутской области, в 7 км к юго-западу от ст. Слюдянка, на водоразделе рек Слюдянка и Похабиха (имеет максимальную удаленность от жилой зоны города Слюдянки и расположен в пределах лесного земельного участка государственного лесного фонда, выделенного для разработки месторождения "Перевал" (кадастровый N 38:25:010301:122, площадью 371,1 га, категория земель: земли лесного фонда), в соответствии с пунктом 6 Порядка, утвержденного приказом Минприроды России от 04.03.2016 N 66 обязан ежегодно до 15 января года, следующего за отчетным, предоставлять в территориальный орган Росприроднадзора по месту расположения объекта размещения отходов отчет о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду.
Обществом своевременно исполнена обязанность по предоставлению отчета о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду в территориальный орган Росприроднадзора.
Представленный отчет разработан в соответствии с утвержденной обществом Программой производственного геологического мониторинга территории размещения отвалов вскрышных пород месторождения карьер "Перевал".
В разделе 1 Программы мониторинга содержится информация о характеристике района расположения объекта работ, где описываются территориальное расположение объекта, его геологические характеристики, основные технологические характеристики, а так же климатические условия и метеорологические особенности.
В разделе 2 мониторинга указана технология добычи полезного ископаемого, первым этапом которой является извлечение полезного ископаемого. Извлечение производится буровзрывным способом, общее количество взрывов в течение года - 17. При взрыве происходит выделение: азота диоксида, углеводород оксид и пыль неорганическая. В процессе добычи полезных ископаемых образуются некондиционные породы, которые относятся к отходам основного производства, не пригодные для производства цемента и щебня по своим качественным характеристикам. Вскрышные работы вывозятся в отвал, при формировании и хранении которого выделяется пыль неорганическая. Отвалообразование осуществляется бульдозерами Б-1 и Komatsu D155A-5. При работе двигателя внутреннего сгорания бульдозера выделяются вещества: диоксид и оксид азота, углерод (сажа), оксид углерода, керосин (углеводород по керосину).
В разделах 3.2, 3.3, 3.4 программы мониторинга предусмотрены этапы, методы, способы, периодичность исследований, лаборатории, которые участвовали в исследованиях АО "Ангарскцемент", а также нормативные ссылки и описание всех действий и методов при проведении мониторинга.
В разделе 3.3 мониторинга указано: "Оценочные показатели атмосферного воздуха оцениваются в соответствии с предельно допустимыми максимально разовыми концентрациями (ПДКм.р.). Точки наблюдения за состоянием атмосферного воздуха расставляются в соответствии с основными направлениями ветра, высотой отвала вскрышных пород и нормативными документами (РД 52.04.186-89, ГОСТ 17.2.3.01-86). При выборе места расположения точек отбора были учтены: преобладающие направления ветра юго-восточное и северо-западное. При юго-восточном направлении выбрана точка N 12, т.к. это направление является наветренной стороной отвалов N 1 и N 3, а в свою очередь при направлении северо-западном выбрана точка отбора проб атмосферного воздуха N 6 с наветренной стороны отвала N 2. Общее количество точек наблюдения: 2 точки".
Точки N 12 и N 6 определены по результатам установления расчетной санитарной защитной зоны производственной площадки АО "Ангарскцемент" расположенной в городе Слюдянке (объект по добыче мрамора).
В рамках информации, указанной в разделе 3.3 программы мониторинга, Филиалом "ЦЛАТИ по Восточно-Сибирскому региону" г. Иркутска проведены исследования атмосферного воздуха, по результатам которых были составлены протоколы: испытаний - N АН1148А от 14.11.2018 г., отбора проб - N АН708А от 09.11.2018 г., измерений концентраций - N АН1149А от 09.11.2018 г. (приложены к исковому заявлению).
Исследования проведены на содержание следующих загрязняющих веществ в атмосферном воздухе: азот диоксид, азот оксид, углерод оксид, ангидрид сернистый, пыль. Результаты исследований показали, что пробы атмосферного воздуха соответствуют требованиям ГН 2.1.6.3492-17 "Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе городских и сельских поселений".
Согласно представленному отчету все запланированные программой мониторинга отборы проб атмосферного воздуха АО "Ангарскцемент" были проведены.
С учетом всех проведенных исследований сделано заключение о подтверждении отсутствия негативного воздействия отвалов вскрышных пород на окружающую среду.
Однако в оспариваемом решении Росприроднадзора о не подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов указано на отсутствие сведений об использованных методиках (методах) отбора проб, инструментальных измерений, определений и их соответствии требованиям законодательства.
Между тем указанный вывод Управления Росприроднадзора нельзя необоснованным, поскольку для проведения исследований и испытаний загрязняющих веществ в окружающей среде в пределах объекта размещения отходов, АО "Ангарскцемент" привлекало по гражданско-правовым договорам, специализированные организации, имеющие аккредитованные лаборатории.
Аккредитованным лицом признается - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, получившие аккредитацию в порядке, установленном Федеральном законом от 28.12.2013 года N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" (Федеральная служба по аккредитации Росаккредитация).
Аккредитованная лаборатория, в силу своей области аккредитации (деятельности), в указанном случае - получение объективной информации для оценки негативного воздействия на экологию, использует методики (методы) и в соответствии с ними проводят инструментальные измерения. Приборы, используемые при отборах проб и измерений, проходят поверку оборудования в порядке и на условиях, предусмотренных действующим законодательством в области регулирования обеспечения единства измерений (Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии Росстандарт).
Вся информация о привлекаемых организациях, имеющихся у них специальных разрешений, а также о приборах, используемых при проведении исследований, указана в таблице N 3 раздела 4 представленного отчета.
Следовательно, у АО "Ангарскцемент" не было оснований считать используемые методики (методы) и инструментальные измерения, проведенные привлеченными аккредитованными организациями, как недостоверными данными.
На основании абзаца 2 пункта 27 Приказа N 66 при представлении первого по очередности отчета о результатах мониторинга, оценка изменений окружающей среды осуществляется по сравнению с фоновыми значениями показателей компонентов природной среды и природных объектов, в районе расположения объекта размещения отходов. Данное требование так же подтверждается пунктом 5 Положения N 467, где при отсутствии установленных нормативов качества окружающей среды для оценки ее состояния применяются фоновые значения соответствующих физических, химических или биологических показателей состояния компонентов природной среды на территории, прилегающей к объекту размещения отходов.
Из материалов дела следует, что АО "Ангарскцемент" объекты размещения отходов поставлены на учет в октябре 2018 года и программа мониторинга и отчет, предоставляются впервые.
При отборе проб почвы и поверхностных вод (реки Слюдянка и Похабиха), обществом в соответствии с пунктом 27 Приказа N 66 и пункта 5 Положения N 467, параллельно были отобраны пробы на фоновое содержание загрязняющих веществ в районе расположения объектов размещения отходов.
Таким образом, фоновое содержание являются гигиеническими нормативами, в связи с чем АО "Ангарскцемент" должно свою фактическую концентрацию сравнить только с фоновой.
Пунктом 10 Приказа N 66 предоставлено право лицам, эксплуатирующих объекты размещения отходов, разрабатывать программу мониторинга на основе имеющихся данных. Абзац 2 пункта 10 содержит перечисление этих данных. При этом лица, эксплуатирующие объекты размещения отходов, могут использовать данные по своему усмотрению.
Следовательно, разделами 3, 4 и 6 программы мониторинга общество обосновало проведение исследований только атмосферного воздуха, водных объектов, почвы, что соответствует Приказу N 66.
Опровергающих данных фоновых значений содержания загрязняющих веществ управление не представило.
Довод апеллянта об отсутствии в отчете информации о проведении производственного контроля атмосферного воздуха по компонентам углерода (сажи), керосин (у/в по керосину), тогда как в программе установлено осуществление планирования отвала вскрышных пород с помощью бульдозера, являющихся источниками выбросов загрязняющих веществ, в том числе углерода (сажи), керосин (у/в по керосину), отклоняется судом апелляционной инстанции.
В пояснениях Управление Росприроднадзора ссылается на Постановление Правительства РФ от 13.09.2016 г. N 913 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах", Письмо Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 16.01.2017 г. за N АС-03-01-31/502 "О рассмотрении обращения" считает, что спорные вещества должны были быть учтены как "взвешенные вещества".
Вместе с тем, Постановление Правительства РФ от 13.09.2016 г. N 913 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах" в рамках рассмотрения настоящего спора не может быть принято во внимание, поскольку содержит информацию о ставках платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, которых у заявителя не имеется.
В соответствии со статьей 22 Закона об охране окружающей среды в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.
Выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Согласно части 1 статьи 34 Закона об охране окружающей среде такие виды хозяйственной деятельности, как размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, и тому подобные, оказывающие прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Указанная деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и складывающиеся в процессе ее осуществления экономические отношения должны включать в себя, в том числе и мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности означает, что закон рассматривает всякую хозяйственную деятельность как потенциально опасную. Виды хозяйственной деятельности, оказывающие прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, должны осуществляться в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
В силу статьи 12 Федерального закона от 04.05.1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Закон об охране атмосферного воздуха) нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух, временно согласованные выбросы, методы их определения и виды источников, для которых они устанавливаются, разрабатываются и утверждаются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
В целях реализации статей 12 и 14 Закона об охране атмосферного воздуха Правительством Российской Федерации было издано постановление N 183 от 02.03.2000 г. "О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него", которое до настоящего времени регулирует отношения, связанные с утверждением нормативов предельно допустимых выбросов (далее - ПДВ) (далее - Постановление Правительства РФ N 183).
На основании статьи 22 Закона об охране атмосферного воздуха юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Пунктом 8 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 183, установлено, что разработка предельно допустимых и временно согласованных выбросов обеспечивается юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на основе проектной документации и данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Из письма Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 21.10.2011 г. N ВК-08-02-36/13737 "О порядке установления (утверждения) нормативов и выдачи разрешений на выбросы" следует, что инвентаризация выбросов, загрязняющих атмосферу, проводится предприятием в соответствии с Инструкцией по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, Л., ЛДНТП, 1991 г. (утв. Госкомприроды СССР).
В соответствии с пунктом 1.3 Инструкции инвентаризацию проводят все организации, в ведении которых находятся производственные подразделения, имеющие выбросы загрязняющих веществ в атмосферу.
Согласно пункту 3.3 Инструкции при инвентаризации выбросов загрязняющих веществ должны использоваться непосредственные инструментальные замеры в соответствии с действующими стандартами и рекомендованными методиками; при отсутствии инструментальных методик для определения выброса вещества допускается применение расчетных отраслевых методик.
Перечень вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию, утверждены распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 г. N 1316-р "Об утверждении перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды".
В силу статьи 1 Закона об охране атмосферного воздуха под загрязнением атмосферного воздуха поступление в атмосферный воздух (жизненно важный компонент окружающей среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений) или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха, следовательно, наличие выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух может быть подтверждено только соответствующими измерениями выбросов загрязняющих веществ, состава атмосферного воздуха, содержания в атмосферном воздухе загрязняющих веществ.
На основании пункта 3 статьи 12 Закона об охране атмосферного воздуха предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).
Таким образом, при разработке проекта предельно допустимых выбросов для предприятия определяются нормативы выбросов исключительно для стационарных источников.
Суд апелляционной инстанции соглашается с судом первой инстанции, что Бульдозеры Б-1 и Komatsu D155А-5 являются транспортным средством и не относятся к стационарным источникам.
Законом об охране атмосферного воздуха установлено, что передвижным источником выброса загрязняющих веществ является транспортное средство, двигатель которого при его работе является источником выброса.
В соответствии с положениями Федерального закона от 09.02.2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" транспортными средствами являются устройства, предназначенные для перевозки физических лиц, грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, животных или оборудования, установленных на указанных транспортных средствах устройств, в значениях, определенных транспортными кодексами и уставами, и включающие в себя, в том числе транспортные средства автомобильного транспорта, воздушные суда коммерческой гражданской авиации, авиации общего назначения, морские суда (за исключением искусственных установок и сооружений, которые созданы на основе морских плавучих платформ), железнодорожный подвижной состав, транспортные средства городского наземного электрического транспорта.
Следовательно, сами автомобили, открытые автомобильные стоянки и подобные территории не учитываются в проекте нормативов предельно-допустимых выбросов и не нормируются.
Указанная позиция закреплена Федеральными законами N 7-ФЗ и N 96-ФЗ, а также подтверждается позицией Министерства природных ресурсов и экологии РФ, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования указанной в письме от 25.08.2017 г. N 12-50/07459-ОГ.
Более того, руководствуясь действующим законодательством АО "Ангарскцемент" был получен приказ N 1683-ОД от 07.08.2018, выданный Управлением Росприроднадзора по Иркутской области, которым по производственной площадке обособленного подразделения "Карьер Перевал" установлены предельно допустимые выбросы.
Согласно пункту 4 приложения N 2 к разрешению на выброс вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух от 07.08.2019 г. N ЭН-150 указан перечень загрязняющих веществ и показатели их выбросов, не подлежащих нормированию и государственному учету, в который не входят: оксид железа, оксид олова, углерод (сажа) и т.д.
Доводы управления о том, что в отчете отсутствуют такие разделы как: обработка и документирование данных наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду, следует признать неправомерными, поскольку постановка объектов размещения отходов была произведена в октябре 2018 года впервые и, следовательно, обязанность по составлению программы мониторинга и на его основе отчета, возникла у АО "Ангарскцемент" с этого момента.
Апеллянт игнорирует то обстоятельство, что объект размещения отходов поставлен на учет впервые, программа мониторинга и отчет сформированы и сданы впервые. Поэтому АО "Ангарскцемент" при предоставлении программы мониторинга и отчета в силу объективных причин не обладает обобщенной статистической информацией по наблюдениям за состоянием и загрязнением окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что у Управления Росприроднадзора отсутствовали основания для принятия отрицательного решения со ссылкой на подпункт "а" пункта 11 Положения - недостаточно данных инструментальных измерений, свидетельствующих о соблюдении нормативов качества окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду.
Материалами дела достоверно подтверждено, что АО "Ангарскцемент" осуществляет мониторинг в полном соответствии с утвержденной программой производственного геологического мониторинга территории размещения отвалов вскрышных пород месторождения карьера "Перевал", обществом представлены доказательства ведения мониторинга окружающей среды в предусмотренном Программой объеме, тогда как в нарушение части 5 статьи 200 АПК РФ доказательств обратного Управлением Росприроднадзора не представлено.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 7 августа 2019 года по делу N А19-11371/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Е.В. Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-11371/2019
Истец: АО "Ангарский цементно-горный комбинат" "Ангарскцемент"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Иркутской области