город Ростов-на-Дону |
|
10 октября 2019 г. |
дело N А32-8552/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 октября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 октября 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Ильиной М.В., Филимоновой С.С.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беляевой И.Н.
при участии:
от истца: представитель не явился, о судебном заседании извещен надлежащим образом;
от ответчика: представитель Закиров Р.К. по доверенности от 01.01.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.07.2019 по делу N А32-8552/2019, принятое в составе судьи Погорелова И.А., по иску Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея к обществу с ограниченной ответственностью "РМНТК-Термические системы" (ИНН 1832075137, ОГРН 1091832002701) о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (далее - МРУ Росприроднадзора, управление) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "РМНТК-термические системы" (далее - ООО "РМНТК-Термические системы") о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду в размере 99 542,08 руб.
Решением от 16.07.2019 суд отказал в удовлетворении требований управления.
Не согласившись с принятым судебным актом, МРУ Росприроднадзора обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе управление просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что ООО "РМНТК-термические системы" плату за негативное воздействие на окружающую среду в части платы за размещение отходов вносит без пятикратного коэффициента. Управление указывает, что ООО "РМНТК-термические системы" по состоянию на 1 июля 2016 года не соответствовало условию по среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, установленному п. 2 ч. 1.1 ст. Закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ, сведения об обществе в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства не содержатся; по состоянию на 01.07.2016 и на 01.07.2017 ООО "РМНТК-термические системы" не соответствовало критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, поскольку сведения о среднесписочной численности работников (более 250 чел.), отраженные в налоговой отчетности, превысили критерии, установленные ст. 4 Закона N 209-ФЗ.
Истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил.
Дело рассматривается в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель общества с ограниченной ответственностью "РМНТК-Термические системы" в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение суда оставить без изменения по доводам представленного отзыва.
В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв до 16 час. 45 мин. 01.10.2019, продленный до 09 час. 00 мин. 03.10.2019. После перерыва судебное заседание продолжено.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя общества, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, в адрес Межрегионального управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгеи обществом "РМНТК-термические системы" представлена декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год.
Согласно декларации, представленной обществом в управление, сумма платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов составила 24 885 руб. 52 коп.
При проведении контроля за правильностью исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду установлено, что ООО "РМНТК-термические системы" неверно рассчитало размер платы за негативное воздействие на окружающую среду в части применения пятикратного коэффициента.
По результатам выявленных нарушений управление пришло к выводу, что обществом расчет платы за размещение отходов производства и потребления произведен с нарушением пункта 12 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду" (далее - Правила N 255), что привело к занижению платы за размещение отходов производства и потребления на 99 542 руб. 08 коп.
Расчет задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду определен управлением с применением пятикратного коэффициента на основании пункта 12 Правил N 255, в связи с чем сумма платы с учетом сверхлимитного размещения отходов составила 124 427 руб. 60 коп.
Требованием от 14.11.2018 N 0101/0719651 управление предложило обществу уплатить задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду.
Учитывая, что общество не исполнило требование в добровольном порядке, МРУ Росприроднадзора обратилось в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Согласно части 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов бюджета - орган государственной власти (государственный орган) осуществляющий в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полной своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В соответствии с Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) N 258 от 20.05.2013 МРУ Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея наделено полномочиями главного администратора доходов, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов по плате за негативное воздействия на окружающую среду (далее - НВОС) на территории Краснодарского края и Республике Адыгея.
В силу статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ); сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ); хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 5 Определения от 10.12.2002 N 284-О разъяснил, что по смыслу статьи 16 Закона об охране окружающей среды платежи за различные виды негативного воздействия на окружающую среду взимаются за предоставление субъектам хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, права производить в пределах допустимых нормативов выбросы и сбросы веществ и микроорганизмов, размещать отходы и т.п.
Плата, внесение которой является необходимым условием получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, определяется в качестве индивидуально-возмездного платежа на основе дифференцированных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, с тем чтобы обеспечивалось возмещение ущерба и затрат на ее охрану и восстановление.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16.3 Закона N 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных настоящей статьей, и суммирования полученных величин.
На основании пункта 4 статьи 16.3 Закона N 7-ФЗ ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительные коэффициенты устанавливаются Правительством Российской Федерации. Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 13 статьи 16.3 Закона N 7-ФЗ).
Согласно части 3 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ плата, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 настоящего Федерального закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.
Лица, обязанные вносить плату, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, вносят квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной за предыдущий год.
Частью 4 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ установлено, что несвоевременное или неполное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду лицами, обязанными вносить плату, влечет за собой уплату пеней в размере одной трехсотой ключевой ставки Банка России, действующей на день уплаты пеней, но не более чем в размере двух десятых процента за каждый день просрочки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду начиная со следующего дня после дня окончания соответствующего срока, определенного пунктом 3 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 5 "Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение", утвержденного приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 50, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Росприроднадзора на основании комплекта обосновывающих расчетов, материалов и документов - проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрабатываемого индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
В силу пунктов 11 и 12 Порядка N 50 датой утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение является дата принятия территориальным органом Росприроднадзора решения об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного представления индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами технического отчета по обращению с отходами, разрабатываемого в соответствии с методическими указаниями, указанными в пункте 5 настоящего Порядка, и представляемого в уведомительном порядке в территориальные органы Росприроднадзора, утвердившие нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 (далее - Правила N 255).
Пунктом 12 Правил N 255 установлено, что при отсутствии действующих разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, разрешений на сбросы загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, документов об утверждении нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение, содержащих нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, оформленных и выдаваемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке, лица, обязанные вносить плату, для расчета платы используют формулы, указанные в пунктах 20 и 21 настоящих Правил N 255, то есть с применением 5-кратного коэффициента.
Возражая против требований Управления Росприроднадзора, ООО "РМНТК-термические системы" указало, что в 2017 году отвечало критериям субъекта малого предпринимательства.
В обоснование своих требований Управление Росприроднадзора ссылается на письмо Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю от 28.12.2018 N 13-20/53362, согласно которому по состоянию на 01.07.2018 у ФНС России имелись сведения о среднесписочной численности работников и доходах за предшествующий календарный год, представленные налогоплательщиком в ИФНС России по Северскому району, превышающий максимальные значения, установленных статьей 4 Закона N 209-ФЗ, налогоплательщик не подлежат включению в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, судом отклоняется в виду следующего.
Согласно письму Министерства финансов Российской Федерации от 18.08.2016 N 14-2-04/0870@ "О направлении разъяснений по вопросам ведения Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства" в соответствии с частью 4 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) категория субъектов малого и среднего предпринимательства изменяется в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1.1. статьи 4 указанного Федерального закона, в течение трех календарных лет, следующих один за другим, при условии, что иное не установлено указанной статьей.
Положения пунктов 2 и 3 части 1.1 статьи 4 Закона N 209-ФЗ, касающиеся условий отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства по среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и доходу, полученному от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, вступили в силу с 01 января 2016 года (часть 2 статьи 10 Федерального закона от 29.12.2015 N 408-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательный акты Российской Федерации".
Таким образом, суд пришел к выводу, что впервые категория субъекта малого или среднего предпринимательства может быть изменена при формировании Реестра 10 августа 2019 года по состоянию на 1 июля 2019 года (при ежегодном формировании с пунктом 1 части 5 статьи 4.1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1.1. статьи 4 указанного Федерального закона от 24 июля 2007 N 209-ФЗ в течение трех календарных лет, следующих один за другим (2016-2018 годы).
В апелляционной жалобе Управление Росприроднадзора указало, что согласно письму УФНС по Краснодарскому краю от 29.08.2019 N 23-10/31445 по состоянию на 01.07.2016 и на 01.07.2017 ООО "РМНТК-термические системы" не соответствовало критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, поскольку сведения о среднесписочной численности работников (более 250 чел.), отраженные в налоговой отчетности, превысили критерии, установленные ст. 4 Закона N 209-ФЗ.
Вместе с тем, с учетом положений Закона N 209-ФЗ утрата в определенном периоде критериев отнесения к субъектам малого предпринимательства не влечет утрату соответствующего статуса с момента изменения соответствующего показателя.
Условия отнесения хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства определены в статье 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ).
Согласно подпункту "б" пункта 2 части 1.1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 настоящей части, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей не должна превышать следующие предельные значения среднесписочной численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
а) до ста человек для малых предприятий (среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек);
б) от ста одного до двухсот пятидесяти человек для средних предприятий, если иное предельное значение среднесписочной численности работников для средних предприятий не установлено в соответствии с пунктом 2.1 настоящей части.
Согласно части 3 статьи 4 Закона N 209-ФЗ категория субъектам малого и среднего предпринимательства (далее - СМСП) определяется в соответствии с наибольшим по значению условием, установленным п.п. 2 и 3 части 1 данной статьи.
В силу части 4 статьи 4 Закона N 209-ФЗ категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений, указанных в пунктах 2, 2.1 и 3 части 1.1 настоящей статьи, в течение трех календарных лет, следующих один за другим, при условии, что иное не установлено настоящей статьей.
Таким образом, статус хозяйствующего субъекта изменяется в том случае, если предельные значения (выручки и средней численности) будут выше или ниже предельных значений, указанных в п. п. 2 и 3 ч. 1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ, в течение трех календарных лет, следующих один за другим.
Согласно представленному в материалы дела бухгалтерскому балансу предприятия по состоянию на 31 декабря 2014 года баланс составил 370 689 руб., выручка за январь - декабрь 2014 года составила 153 909 руб.
Согласно сведениям о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год по состоянию на 01.01.2015 составляла 99 человек.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что предприятие в 2014 году соответствовало критериям, установленным Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и в 2015 году, 2016 году, 2017 году статус общества не изменился в силу пункта 4 статьи 4 Закон N 209-ФЗ.
В представленном управлением письме УФНС по Краснодарскому краю от 29.08.2019 N 23-10/31445 также указано, что при наличии в 2014 году средней численности работников (менее 100 чел.) и дохода, отраженных в налоговой отчетности, ООО "РМНТК-Термические системы" по состоянию на 01.07.2015 относилось к категории субъекта - малое предприятие, и сохранило в течение 3 лет (2015-2016-2017 г.г.) категорию субъекта малого либо (среднего, микро) предприятия, если значения численности работников и размера доходов находились в пределах значений критериев, установленных статьей 4 Закона N 209-ФЗ.
При таких обстоятельствах, у Управления Росприроднадзора отсутствовали основания для расчета платы с учетом пятикратного коэффициента за свехлимитное размещение отходов.
Соответственно, требование управления об уплате задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду не соответствует закону и основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Таким образом, решение суда от 16.07.2019 является законным и обоснованным. Основания для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.07.2019 по делу N А32-8552/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
М.В. Ильина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-8552/2019
Истец: Межрегиональное управление Росприроднадзора по КК и РА, МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ ПО КРАСНОДАРСКОМУ КРАЮ И РЕСПУБЛИКЕ АДЫГЕЯ
Ответчик: ООО "РМНТК-Термические системы"