город Самара |
|
10 октября 2019 г. |
Дело N А55-33216/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 3 октября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 октября 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шадриной О.Е.,
судей Деминой Е.Г. и Морозова В.А.,
протокол судебного заседания вела секретарь Хурина В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 7 дело по апелляционной жалобе Самарского областного Фонда жилья и ипотеки на решение Арбитражного суда Самарской области от 29.07.2019, принятое по делу NА55-33216/2018 судьей Мехедовой В.В., по иску Министерства строительства Самарской области (ОГРН 1056315900134, ИНН 6315800869), г. Самара, к Самарскому областному Фонду жилья и ипотеки, (ОГРН 1026300969485, ИНН 6315831345), г. Самара, о возврате субсидии,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Государственная инспекция финансового контроля Самарской области, Правительство Самарской области, Департамент градостроительства Самарской области,
с участием:
от истца - Апаркина Т.М.. представитель (доверенность от 15.10.2018 N 3-49/141),
от ответчика - Кузнецова А.В., представитель (доверенность от 20.02.2018 N 432),
от Государственной инспекции финансового контроля Самарской области - Коростелев В.С., представитель (доверенность от 18.01.2019 N ФИСО-09/1),
от иных третьих лиц - не явились, извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Министерство строительства Самарской области обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением о взыскании (с учетом уточнений исковых требований, принятых арбитражным судом) с Самарского областного Фонда жилья и ипотеки неосновательного обогащения в виде возврата полученной субсидии в размере 819 316 120 руб.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 29.07.2019 исковые требования Министерства строительства Самарской области удовлетворены. С Самарского областного Фонда жилья и ипотеки взысканы денежные средства по возврату субсидии в размере 819 316 120 руб.
С Самарского областного Фонда жилья и ипотеки в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в сумме 200 000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, Самарский областной Фонд жилья и ипотеки обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Самарской области от 29.07.2019 отменить и принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении исковых требований.
Правительство Самарской области, Департамент градостроительства Самарской области, извещенные о дне и месте судебного разбирательства, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствии представителей Правительства Самарской области, Департамента градостроительства Самарской области.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, настаивая на отмене решения суда первой инстанции.
Представители истца и Государственной инспекции финансового контроля Самарской области не согласились с апелляционной жалобы, изложив свои доводы в отзывах. Просили решение Арбитражного суда Самарской области от 29.07.2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон и третьего лица, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в рамках реализации мероприятий государственной программы Самарской области "Развитие жилищного строительства в Самарской области" до 2020 года Министерством строительства Самарской области предоставлялись субсидии за счет средств областного бюджета Самарскому областному Фонду жилья и ипотеки на реализацию мероприятий по переселению граждан из ветхого и (или) непригодного для проживания жилищного фонда на территории Самарской области и на реализацию мероприятий по подготовке земельных участков, предоставленных для жилищного строительства, обеспечению площадок (территорий) под жилищное строительство объектами инфраструктуры, проектированию и строительству жилья на подготовленных под застройку площадках.
Предоставление субсидий на мероприятия по переселению граждан из ветхого и (или) непригодного для проживания жилищного фонда на территории Самарской области осуществлялось на основании договоров от 20.03.2014 N 49 в размере 500 000 000,0 руб., от 06.11.2015 N 94 в размере 104 000 000,0 руб., от 29.08.2016 N 5 в размере 30 023 000,0 руб. и от 20.10.2017 N 18 в размере 50 000 000,0 руб. и на мероприятия по подготовке земельных участков, предоставленных для жилищного строительства, обеспечению площадок (территорий) под жилищное строительство объектами инфраструктуры на основании договора от 03.07.2013 N 1530 на сумму 2 000 000,0 руб.
С 21.11.2017 по 28.04.2018 Министерством управления финансами Самарской области была проведена внеплановая проверка использования средств областного бюджета, предоставленных СОФЖИ за период с 01.01.2013 по 31.12.2017, на реализацию указанных мероприятий.
В рамках проверки были выявлены следующие нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, условий договоров (соглашений):
- в нарушение условий порядка определения объема и предоставления субсидий за счет средств областного бюджета некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, на реализацию мероприятий по переселению граждан из ветхого и (или) непригодного для проживания жилищного фонда на территории Самарской области, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 27.11.2013 N 684 "Об утверждении государственной программы Самарской области "Развитие жилищного строительства в Самарской области" до 2020 года (далее - порядок 1) и договора о предоставлении субсидии от 20.03.2014 N 49 часть субсидии из областного бюджета в размере 291 779,20 тыс. руб. была неправомерно использована СОФЖИ на переселение граждан, переселение которых осуществлялось в рамках муниципальной программы городского округа Самара "Стимулирование развитие жилищного строительства в городском округе Самара" на 2012 - 2017 годы;
- в нарушение условий порядка 1 и договоров о предоставлении субсидии от 20.03.2014 N 49, от 06.11.2015 N 94, от 29.08.2016 N 5, от 20.10.2017 N 18 часть субсидии в размере 133 766,50 тыс. руб. использована СОФЖИ на цели, не соответствующие целям их предоставления (расселение незаселенной "комнаты коменданта", выкуп нежилого помещения (гараж), переселение граждан из помещений, не являющимися ветхими и (или) непригодными для проживания);
- в нарушение условий порядка определения объема и предоставления субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, на реализацию мероприятий по подготовке земельных участков, предоставленных для жилищного строительства, обеспечению площадок (территорий) под жилищное строительство объектами инфраструктуры, проектированию и строительству жилья на подготовленных под застройку площадках, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 27.11.2013 N 684 "Об утверждении государственной программы Самарской области "Развитие жилищного строительства в Самарской области" до 2020 года (далее -порядок 2) и договора о предоставлении субсидии от 03.07.2013 N 1530 часть субсидии в размере 2 261,70 тыс. руб. в 2013 году и 12 896,82 тыс. руб. в 2014 году израсходованы на объекты, не предусмотренные договором о предоставлении субсидии, или в период, когда они еще не были предусмотрены дополнительными соглашениями;
- в нарушение условия порядка 2 и договора о предоставлении субсидии от 03.07.2013 N 1530 часть субсидии в размере 127 477,40 тыс. руб. израсходована СОФЖИ в 2013 году на покупку валюты или иные направления, не предусмотренные данным договором;
- неэффективное (безрезультатное) использование СОФЖИ субсидии, предоставленной в 2013 - 2017 годах на реализацию мероприятий, предусмотренных порядком 1 и порядком 2, в размере 1 147 798, 20 тыс. руб. (не завершено расселение граждан из ветхого и (или) непригодного для проживания жилищного фонда, не завершены работы по подготовке земельных участков).
Таким образом, по мнению Министерства строительства Самарской области, СОФЖИ нарушены условия, установленные указанными договорами, порядками 1 и 2.
Согласно пункту 14 порядка 1 и порядка 2 в случаях нарушения организацией условий договора или условий, установленных указанными порядками, субсидия подлежит возврату в областной бюджет. Возврат средств в областной бюджет осуществляется в месячный срок со дня получения организацией письменного требования министерства о возврате субсидии.
В результате проведенной проверки Министерством управления финансами Самарской области Министерству строительства Самарской области было направлено представление от 28.04.2018 N 10 с требованием принять меры к возврату в областной бюджет средств субсидии, предоставленной СОФЖИ, в размере 819 316,12 тыс. руб. в соответствии с требованиями порядка N 1, порядка N 2 и договоров о предоставлении субсидии, в том числе:
- по договору о предоставлении субсидии от 20.03.2014 N 49 - 500 000,00 тыс. руб.;
- по договору о предоставлении субсидии от 06.11.2015 N 94 - 104 000,00 тыс. руб.;
- по договору о предоставлении субсидии от 29.08.2016 N 5 - 32 023,00 тыс. руб.;
- по договору о предоставлении субсидии от 20.10.2017 N 18 - 42 657,20 тыс. руб.;
- по договору о предоставлении субсидии от 03.07.2013 N 1530 - 142 635,92 тыс. руб.
Как указывает истец, условие предоставления рассматриваемой субсидии СОФЖИ не выполнено.
Учитывая изложенное, Министерством в адрес СОФЖИ 22.05.2018 направлено требование N МС- 3/1812 о возврате средств областного бюджета, предоставленных в виде субсидии, в размере 819 316,12 тыс. руб.
В ответ на указанное требование СОФЖИ в письме от 20.06.2018 N СОФЖИ-3- 19/949 сообщил о невозможности его исполнения, что послужило основанием для обращения в суд с требованием о возврате субсидии.
Удовлетворяя исковые требования, Арбитражный суд Самарской области правомерно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
В силу положений пункта 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг.
Принцип безвозвратности субсидии не действует в случае нарушения условий, установленных при предоставлении (получении) субсидии.
В рамках реализации мероприятий государственной программы Самарской области "Развитие жилищного строительства в Самарской области" до 2020 года Министерством строительства Самарской области предоставлялись субсидии за счет средств областного бюджета Самарскому областному Фонду жилья и ипотеки на реализацию мероприятий по переселению граждан из ветхого и (или) непригодного для проживания жилищного фонда на территории Самарской области и на реализацию мероприятий по подготовке земельных участков, предоставленных для жилищного строительства, обеспечению площадок (территорий) под жилищное строительство объектами инфраструктуры, проектированию и строительству жилья на подготовленных под застройку площадках.
Предоставление субсидий на мероприятия по переселению граждан из ветхого и (или) непригодного для проживания жилищного фонда на территории Самарской области осуществлялось на основании договоров от 20.03.2014 N 49 в размере 500 000 000,0 руб., от 06.11.2015 N 94 в размере 104 000 000,0 руб., от 29.08.2016 N 5 в размере 30 023 000,0 руб. и от 20.10.2017 N 18 в размере 50 000 000,0 руб. и на мероприятия по подготовке земельных участков, предоставленных для жилищного строительства, обеспечению площадок (территорий) под жилищное строительство объектами инфраструктуры на основании договора от 03.07.2013 N 1530 на сумму 2 000 000,0 руб.
По результатам проведенной Министерством управления финансами Самарской области внеплановой проверки использования средств областного бюджета, предоставленных СОФЖИ за период с 01.01.2013 по 31.12.2017, на реализацию мероприятий по переселению граждан из ветхого и (или) непригодного для проживания жилищного фонда на территории Самарской области и по подготовке земельных участков, предоставленных для жилищного строительства, обеспечению площадок (территорий) под жилищное строительство объектами инфраструктуры были выявлены следующие нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, условий договоров (соглашений).
В нарушение пункта 3 Порядка определения объема и предоставления субсидий за счет средств областного бюджета некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, на реализацию мероприятий по переселению граждан из ветхого и (или) непригодного для проживания жилищного фонда на территории Самарской области, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 27.11.2013 N 684 "Об утверждении государственной программы Самарской области "Развитие жилищного строительства в Самарской области" до 2020 года (в редакции, действующей на дату заключения договора о предоставлении субсидии) и раздела 1 и пункта 2.2.2. Договора о предоставлении субсидии от 20.03.2014 N 49 часть субсидии из областного бюджета была использована СОФЖИ:
на переселение граждан, переселение которых осуществлялось в рамках муниципальной программы городского округа Самара "Стимулирование развитие жилищного строительства в городском округе Самара" на 2012 - 2017 годы;
на цели, не соответствующие целям их предоставления: субсидия направлена СОФЖИ на переселение граждан из помещений, которые не являются ветхими или непригодными для проживания, а также на приобретение квартиры для расселения незаселенной "комнаты коменданта" в общежитии по адресу: ул. М.Горького, дом N 60.
Согласно пункту 14 Порядка 1 субсидия подлежит возврату в областной бюджет в полном объеме - 500 000,0 тыс. руб.
Таким образом, доводы СОФЖИ о реализации мероприятий, на которые были выделены субсидии, строго в границах земельных участков, установленных планом реализации мероприятий, планом-схемой границ реновируемой территории, не обосновывают нарушение Порядка 1, согласно которому средства областного бюджета могут использоваться только на переселение из ветхих и непригодных для проживания жилых помещений.
В нарушение пункта 3 Порядка 1 (в редакции, действующей на дату заключения договора о предоставлении субсидии) и раздела 1 Договора о предоставлении субсидии от 06.11.2015 N 94 часть субсидии использована СОФЖИ на цели, не соответствующие целям их предоставления: субсидия направлена СОФЖИ на переселение граждан из помещений, которые не являются ветхими или непригодными для проживания, а также на выкуп нежилого помещения (гаража) по адресу: ул. Самарская, дом N 107.
Согласно пункту 14 Порядка 1 субсидия подлежит возврату в областной бюджет в полном объеме, а именно 104000,0 тыс. руб.
В нарушение пункта 3 Порядка 1 (в редакции, действующей на дату заключения договора о предоставлении субсидии) и раздела 1 Договора о предоставлении субсидии от 29.08.2016 N 5 часть субсидии использована СОФЖИ на цели, не соответствующие целям их предоставления: субсидия направлена СОФЖИ на переселение граждан из помещений, которые не являются ветхими или непригодными для проживания.
Согласно пункту 14 Порядка 1 (в редакции, действующей на дату заключения договора о предоставлении субсидии) субсидия подлежит возврату в областной бюджет в полном объеме, а именно 30 023,00 тыс. руб.
В нарушение пункта 3 Порядка 1 (в редакции действующей на дату заключения договора о предоставлении субсидии) и раздела 1 Договора о предоставлении субсидии от 20.10.2017 N 18 часть субсидии использована СОФЖИ на цели, не соответствующие целям их предоставления часть субсидии направлена СОФЖИ на переселение граждан из помещений, не являющимися ветхими и (или) непригодными для проживания).
Согласно пункту 14 Порядка 1 субсидия подлежит возврату в областной бюджет в полном объеме, а именно 42 657,20 тыс. руб.
В нарушение пункта 3 Порядка определения объема и предоставления субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, на реализацию мероприятий по подготовке земельных участков, предоставленных для жилищного строительства, обеспечению площадок (территорий) под жилищное строительство объектами инфраструктуры, проектированию и строительству жилья на подготовленных под застройку площадках, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 27.11.2013 N 684 "Об утверждении государственной программы Самарской области "Развитие жилищного строительства в Самарской области" до 2020 года и пункта 2.2.1. договора о предоставлении субсидии от 03.07.2013 N 1530 часть субсидии в размере 15 158,5 тыс. руб. (2 261,70 тыс. руб. в 2013 году и 12 896,82 тыс. руб. в 2014 году) израсходованы на объекты, не предусмотренные данным Договором о предоставлении субсидии, или в период, когда они еще не были предусмотрены дополнительными соглашениями.
Кроме того, в нарушение пункта 3 Порядка 2 и договора о предоставлении субсидии от 03.07.2013 N 1530 часть субсидии в размере 127 477,40 тыс. руб. израсходована СОФЖИ в 2013 году на покупку валюты или иные направления, не предусмотренные договором.
Согласно пункту 14 Порядка 2 Министерство в срок не позднее 25 декабря текущего финансового года осуществляет сверку ежегодного отчета и заключаемого с организацией договора на предмет выявления их несоответствия друг другу в части объемов финансирования и направлений реализации мероприятий. В случае выявления указанного несоответствия субсидия подлежит возврату в размере средств равному размеру выявленных несоответствий.
Таким образом, сумма возврата по данному договору составила 142 635,9 тыс. руб.
Доводы СОФЖИ о недоказанности обстоятельств, на которые Министерство ссылается как на основание своих требований, не состоятельны.
Министерством представленными в материалы дела документами подробно отражены и раскрыты обстоятельства нарушений условий предоставления субсидий, выявленных в ходе проведенной Министерством управления финансами Самарской области внеплановой проверки использования средств областного бюджета, предоставленных СОФЖИ.
Также, в материалах дела имеется расчет суммы возврата субсидии Государственной инспекции финансового контроля Самарской области и пояснения к нему, которые подтверждают обоснованность и доказанность нарушений СОФЖИ бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, при использовании СОФЖИ средств областного бюджета, которые являются основанием для возврата СОФЖИ субсидии в размере 819 316 120 руб. в бюджет Самарской области.
Учитывая изложенные выше обстоятельства, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что при принятии решения судом правильно применены нормы процессуального и материального права, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, в связи с чем апелляционная жалоба ответчика по изложенным в ней доводам является необоснованной и удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 29.07.2019, принятое по делу N А55-33216/2018, оставить без изменения, апелляционную жалобу Самарского областного Фонда жилья и ипотеки - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
О.Е. Шадрина |
Судьи |
Е.Г. Демина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-33216/2018
Истец: Министерство строительства Самарской области
Ответчик: Самарский областной Фонд жилья и ипотеки
Третье лицо: Государственная инспекция финансового контроля Самарской области, Департамент градостроительства Самарской области, Правительство Самарской области, Министерство управления финансами Самарской области г.Самары