г. Саратов |
|
10 октября 2019 г. |
Дело N А06-13306/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена "03" октября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен "10" октября 2019 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никольского С.В.,
судей Дубровиной О.А., Цуцковой М.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Дроздовой В.С.,
без участия представителей сторон,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы публичного акционерного общества "Астраханская энергосбытовая компания", товарищества собственников жилья "Маркина" на решение Арбитражного суда Астраханской области от 18 июля 2019 года по делу N А06-13306/2018, судья Богатыренко С.В., по исковому заявлению публичного акционерного общества "Астраханская энергосбытовая компания" (ОГРН 1053000000041, ИНН 3017041554) к товариществу собственников жилья "Маркина" (ИНН 3016058675, ОГРН 1083016003146) о взыскании основного долга, третье лицо: ООО "Астраханский расчетный центр",
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Астраханская энергосбытовая компания" (далее - ПАО "Астраханская энергосбытовая компания", истец) обратилось в суд с иском к Товариществу собственников жилья "Маркина" (далее - ТСЖ "Маркина", ответчик) о взыскании основного долга в сумме 137 797 руб. 75 коп. за период с марта 2018 г.- июль 2018 г.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "Астраханский расчетный центр".
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 18 июля 2019 года с ТСЖ "Маркина" в пользу ПАО "Астраханская энергосбытовая компания" (ОГРН 1053000000041, ИНН 3017041554) взыскана задолженность в сумме 115 358 руб. 03 коп. за период с марта 2018 г.- июль 2018 г., а также судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 4298 руб. В остальной части иска отказано.
ПАО "Астраханская энергосбытовая компания", не согласившись с судебным актом, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить в части отказа во взыскании 22 439, 72 руб. и принять новый судебный акт, которым удовлетворить требования истца в полном объеме.
Кроме того, ТСЖ "Маркина", не согласившись с судебным актом, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять новый судебный акт.
ТСЖ "Маркина" в порядке ст. 262 АПК РФ представило отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому просит в удовлетворении апелляционной жалобы ПАО "Астраханская энергосбытовая компания" отказать.
ТСЖ "Маркина" заявлено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствии представителя.
Проверив законность обжалуемого судебного акта в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), судебная коллегия установила следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, товарищество собственников жилья "Маркина" осуществляет управление многоквартирным домом по адресу: г. Астрахань, ул. Маркина, дом 108.
Истец в период с марта по июль 2018 года поставлял в многоквартирный жилой дом по вышеуказанному адресу электрическую энергию, потребляемую при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Договор снабжения электрической энергией, потребляемой при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, между ПАО "Астраханская энергосбытовая компания" и ТСЖ "Маркина" не заключался.
Истец указывает, что у ответчика образовалась задолженность за электроэнергию, потребленную для содержания общего имущества в МКД, расположенных по адресу: г. Астрахань, ул. Маркина, д.108 за период с марта по июль 2018 года в сумме 137 797, 75 руб.
Истцом в адрес ответчика направлялись претензии об оплате задолженности за вышеуказанный период, которые остались без ответа.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в арбитражный суд с исковым заявлением.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суд правомерно руководствовался следующим.
Спорные отношения регулируются параграфом 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации "Энергоснабжение".
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
Статьей 544 Гражданского Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно статьям 155 и 161 Жилищного кодекса Российской Федерации абонентами, приобретающими электрическую энергию в целях предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в многоквартирном доме (собственники, наниматели), являются управляющие организации многоквартирными домами (за исключением непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений), товарищества собственников жилья, жилищный кооператив или специализированный потребительский кооператив.
В соответствии с частью 2.2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Частью 12 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что товарищества собственников жилья, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В соответствии с пунктом 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 (далее - Правила N 354) "исполнитель" это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Пунктом 13 Правил N 354 установлено, что предоставление коммунальных услуг обеспечивается товариществом собственников жилья посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
Согласно подпункту "б" пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
В соответствии с частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1. плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;
2. взнос на капитальный ремонт;
3. плату за коммунальные услуги.
С 01.01.2017 года изменился порядок оплаты расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном жилом доме (часть 9 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 года N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"). А именно, расходы на оплату коммунальных ресурсов, в том числе электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном жилом доме, включены в состав платы за содержание жилого помещения (пункт 2 части 1, пункт 1 части 2 статьи 154, часть 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Соответствующие изменения были внесены в Жилищный кодекс Российской Федерации, Правила N 354, Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 года N 491 (далее - Правила N 491), Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года N 306 (далее -Правила N 306), а также в Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 года N 124 (далее - Правила N 124).
Бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме несут собственники помещений в многоквартирном доме (часть 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации).
По правилам частей 5 и 6 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива, в том числе уплачивают взносы на капитальный ремонт в соответствии со статьей 171 настоящего Кодекса.
Не являющиеся членами товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива собственники помещений в многоквартирном доме, в котором созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, вносят плату за содержание жилого помещения и плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, в том числе уплачивают взносы на капитальный ремонт в соответствии со статьей 171 настоящего Кодекса.
В связи с внесенными изменениями в законодательство Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 года N 1498 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме", расходы на оплату коммунальных ресурсов, в том числе электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, будучи включенными в состав платы за содержание жилого помещения, а не платы за коммунальные услуги, с 01.01.2017 года при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья подлежат возмещению потребителями услуг исключительно данному товариществу собственников жилья, но не ресурсоснабжающей организации.
Соответственно, независимо от решения собственников помещений в многоквартирном доме, ресурсоснабжающая организация не вправе предъявлять им и взимать плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а потребители не могут быть обязаны оплачивать непосредственно ресурсоснабжающей организации покупку коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме и необходимых, в том числе для надлежащего оказания услуг по содержанию общего имущества в многоквартирном доме.
Сам по себе факт отсутствия договорных отношений между ПАО "Астраханская энергосбытовая компания" и ТСЖ "Маркина" в рассматриваемом случае не изменяет статуса товарищества собственников жилья по отношению к собственникам помещений в многоквартирном доме как исполнителя коммунальных услуг и лица, осуществляющего содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии со статьями 161, 155 Жилищного кодекса Российской Федерации на товарищества собственников жилья возложена обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и по предоставлению собственникам помещений всего комплекса коммунальных услуг по общему имуществу в многоквартирном доме; оно же принимает от жителей многоквартирного дома плату за содержание жилого помещения.
Исходя из положений пунктов 21, 21(1) Правил N 124, товарищество собственников жилья даже в случае наличия решения о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги; наличия заключенных договоров между собственниками помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающими организациями, в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, обязано заключить с ресурсоснабжающей организацией договор, которым определить виды и объем коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества в многоквартирном доме и подлежащего оплате именно товариществом собственников жилья, а не потребителями.
Исходя из вышеизложенного, с 01.01.2017 года при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья затраты ресурсоснабжающей организации на коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, подлежат возмещению товариществом собственников жилья, которое, в свою очередь, включает названные расходы в состав платы за содержание жилого помещения.
Многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Астрахань, ул. Маркина, дом 108, оборудован общедомовым прибором учета. Количество потребленной электрической энергии определялось истцом на основании показаний общедомового прибора учета, зафиксированных в актах контрольного снятия показаний расчетных приборов учета.
Пунктом 44 Правил N 354 определено, что размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к Правилам.
Пунктом 10 приложения N 2 к Правилам N 354 установлено, что размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, для i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения согласно пунктам 44-48 Правил определяется по формуле 10:
,
где:
- объем (количество) коммунального ресурса, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме и приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение;
Tкр - тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 13 приложения N 2 к Правилам N 354 приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) горячей воды, газа, сточных вод и электрической энергии, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета соответствующего вида коммунального ресурса, определяется по формуле 12
,
где:
VД - объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в многоквартирном доме, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета коммунального ресурса. В случаях, предусмотренных пунктом 59(1) Правил, для расчета размера платы за коммунальные услуги используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанного пункта;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498)
- объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в u-м нежилом помещении, определенный в соответствии с пунктом 43 Правил;
- объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в v-м жилом помещении (квартире), не оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета;
- объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в w-м жилом помещении (квартире), оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета коммунального ресурса, определенный по показаниям такого прибора учета. В случаях, предусмотренных пунктом 59 Правил, для расчета размера платы за коммунальные услуги используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанного пункта;
Vкр - определяемый в соответствии с пунктом 54 Правил объем соответствующего вида коммунального ресурса (электрическая энергия, газ), использованный за расчетный период исполнителем при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения), который кроме этого также был использован исполнителем в целях предоставления потребителям коммунальной услуги по электроснабжению и (или) газоснабжению;
Si - общая площадь i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме;
Sоб - общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме
Согласно расчету истца размер платы за электрическую энергию, предоставленную на общедомовые нужды, составляет: за март 2018 г. объем потребления составил всего 5 654,006 кВт.ч. на сумму 25 571 руб. 88 коп.; за апрель 2018 г. объем потребления составил всего 235,61 кВт.ч. на сумму 1 067 руб. 31 коп.; за май 2018 г. объем потребления составил всего 382,54 кВт.ч. на сумму 1 732 руб. 91 коп.; за июнь 2018 г. объем потребления составил всего 7 475, 709 кВт.ч. на сумму 33 864 руб. 96 коп.; за июль 2018 г. объем потребления составил всего 16 008,621 кВт.ч. на сумму 75 560 руб. 69 коп.
Проверив расчет стоимости электроэнергии, поставленной истцом Товариществу на содержание ОДН в спорном периоде, суд считает, что истцом неверно определен долг за июль 2019 г. из-за перерасчета по квартире N 8.
Согласно пояснениям истца, содержащейся в служебной записке, по квартире N 8 за июль 2008 г. начислен объем 7384,33 кВт.ч. на сумму 27513,328328, который сложился в результате: перерасчет - 1120 кВт.ч на сумму 5073, 6 руб. (Некорректно подали показания при оплате за март 2018 г.. Акт обследования ПУ с показаниями 03705 от 15.06.2018 г; перерасчет 6481 кВ.т.ч на сумму 23 462 руб. 41 коп. за июль 2013 г. Прибор учета снят с показаниями 080887, прибор учета установлен с показаниями 0000. Акт от 04.03.2013 г. Некорректное начисление в квитанции 00001949978 от 25.07.2013 г.); начислений расчетным способом согласно п.59б Постановления Правительства РФ N 354 от 06.05.2011 г. в объеме 216,67 кВ.т.ч на сумму 1022, 682 руб.
Суд считает, что перерасчет объема и стоимости электроэнергии по указанной квартире за период 2013 г. не может влиять на определение объема и стоимости электроэнергии на содержание мест общего пользования многоквартирного дома за июль 2018 г., поскольку обязанность товарищества собственников жилья уплачивать за потребление электроэнергии в местах общего пользования возникла с 1 января 2017 г.
Таким образом, суд считает, что из суммы долга подлежит исключению сумма 22 439 руб. 72 коп., возникшая в связи с перерасчетом по квартире N 8.
Таким образом, задолженность ответчика за период с марта 2018 г.- июль 2018 г. составляет 115 358 руб. 03 коп.
Доводы апеллянта о несогласии с методикой расчета существующей задолженности отклоняются судебной коллегией на основании следующего.
Ответчиком не учтено, что истцом произведен расчет в соответствии пунктом 59 подп.б Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 22.05.2019) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
Ответчик же в своих расчетах не учитывает случаи непредставления собственниками помещений показаний приборов учета в установленный срок и расчета энергоснабжающей организации в связи с этим по средним показаниям прибора учета либо по нормативу и перерасчета при представлении собственниками помещений показаний прибора учета в соответствии с указанным выше постановлением.
В материалы дела истцом представлены данные о показаниях общедомовых приборов учета по актам контрольных съемов и сведения по объемам потребленной электроэнергии по индивидуальным жилым помещениям, использованные при расчете объема электроэнергии, поставленного в целях содержания общего имущества многоквартирного жилого дома, находящегося в управлении ответчика, не опровергнутые ответчиком документально.
Для того чтобы признать произведенный истцом расчет объема индивидуального потребления некорректным, суд должен опираться на объективные доказательства недостоверности показаний учета, отраженных истцом в расчетах, а не на предположение о такой недостоверности.
Поскольку такие доказательства отсутствуют, оснований для признания расчета истца неправильным в полном объеме не имеется.
Кроме того, при сравнении расчетов истца и ответчика установлено, что в расчетах ответчика показания индивидуального прибора учета указываются за предыдущий месяц, а в расчетах истца показания соответствует периоду их снятия.
Пункт 31 Правил N 354 императивно предписывает ресурсоснабжающей организации учитывать результаты перерасчета в том расчетном периоде, в котором появились основания для перерасчета.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о частичном удовлетворения исковых требований ПАО "АЭСК" на сумму 115 358, 03 руб.
Доводы истца и ответчика не опровергают выводов суда, доказательств, подтверждающих иной объем электроэнергии поставленной на общедомовые нужды не представлено. Стороны в судебное заседание не явились, с ходатайством о назначении экспертизы не обратились, пояснений в обосновании своего расчета со ссылкой на первичные документы не дали.
Доводы апелляционных жалоб не содержат фактов, которые не были бы проверены и не оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение и влияли на законность и обоснованность судебного акта.
С учетом вышеизложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение принято судом на основании полного исследования фактических обстоятельств дела и правильном применении норм права, в связи с чем, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 18 июля 2019 года по делу N А06-13306/2018 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.В. Никольский |
Судьи |
О.А. Дубровина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-13306/2018
Истец: ПАО "Астраханская энергосбытовая компания"
Ответчик: ТСЖ "Маркина"
Третье лицо: ООО " Астранский расчетный центр", ООО "Астраханский расчетный центр"