г. Москва |
|
10 октября 2019 г. |
Дело N А40-319215/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 октября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 октября 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: Александровой Г.С.
судей: Проценко А.И., Алексеевой Е.Б.
при ведении протокола судебного заседания секретарём Ярахтиным А.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента городского имущества города Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 01 августа 2019 г. по делу N А40-319215/18 (150-2360),принятое судьей Масловым С.В. по иску Департамента городского имущества города Москвы
(ОГРН 1037739510423, 125009 г Москва Газетный пер., 1/12) к ТУ Росимущества по г.Москве (ОГРН 1027700583734),
ФГУП "Управление Служебными зданиями" (ОГРН 1037708026289) третьи лица: 1) ООО "Лаборатория здоровой жизни", 2) ООО "ЭЛКОМ", 3) ООО "Консалтинг и Менеджмент", 4) ООО "Верити", 5) ООО "БУЛКА", 6) ООО "Кордия-Кавказские Минеральные Воды", 7) ООО "Фаворит", 8) АНО "НИИТСК", 9) ООО "ВИД", 10) ИП Хлуденев В.С., 11) АНО Молодежный клуб "Белый Тигр", о признании права собственности
при участии в судебном заседании:
от истца: Хабаров Д.С. по доверенности от 29.11.2018 г.
от ответчика: ТУ Росумущество по г. Москве: Омаров М.С. по доверенности от 30.09.2019 г.;
ФГУП "УСЗ": Ермачков А.С. по доверенности от 16.05.2019 г.;
от третьих лиц: не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее - истец) обратился в Арбитражный суд города Москвы с иском к ТУ Росимущества по г.Москве, ФГУП "Управление Служебными зданиями" (далее - ответчики) о признании права собственности города Москвы на здания: площадью 526 кв.м, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Старые Кузьминки, д. 5 (кадастровый номер 77:04:0004006:1095), площадью 1520,5 кв.м, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Старые Кузьминки, д. 6 (кадастровый номер 77:04:0004006:1235), площадью 702 кв.м., расположенное по адресу: г. Москва, ул. Старые Кузьминки, д. 7 (кадастровый номер 77:04:0004006:1117), признании права хозяйственного ведения с регистрационными записями от 22.07.2013 г. N N 77-77-12/013/2013-353, 77-77- 12/013/2013-359, 77-77-12/013/2013-366 ФГУП "Управление служебными зданиями" отсутствующими.
Исковые требования мотивированы тем, что Распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.10.2013 N 1773-р спорные задания вошли в перечень объектов культурного наследия федерального значения, которые необходимы для осуществления городом Москвой полномочий, установленных федеральным законом. В настоящее время право собственности города Москвы на данные здание не зарегистрировано и закреплено на праве хозяйственного ведения за ФГУП "Управление служебными зданиями".
К участию в деле, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: 1) ООО "Лаборатория здоровой жизни", 2) ООО "ЭЛКОМ", 3) ООО "Консалтинг и Менеджмент", 4) ООО "Верити", 5) ООО "БУЛКА", 6) ООО "Кордия-Кавказские Минеральные Воды", 7) ООО "Фаворит", 8) АНО "НИИТСК", 9) ООО "ВИД", 10) ИП Хлуденев В.С., 11) АНО Молодежный клуб "Белый Тигр".
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 01 августа 2019 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска, по основаниям, изложенным в жалобе.
Представитель заявителя апелляционной жалобы в судебном заседании доводы жалобы поддержал.
Ответчики, их представители в суде апелляционной инстанции против доводов жалобы возражали, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. ТУ Росумущество по г. Москве отзыв на апелляционную жалобу не представил.
От ФГУП "Управление Служебными зданиями" поступили письменные пояснения, которые приобщены к материалам дела в порядке ст. 81 АПК РФ.
Третьи лица, будучи надлежащим образом извещенными о дате, времени и месте настоящего судебного разбирательства, явку представителей в судебное заседание апелляционного суда не обеспечили, дело рассмотрено судом в порядке ст.ст. 123, 156 АПК РФ, в отсутствие не явившихся лиц.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в порядке ст. ст. 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, оценив объяснения лиц, участвующих в деле, считает, что обжалуемое решение суда подлежит отмене, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, здания, расположенные по адресу г. Москва, ул. Старые Кузьминки, д.5, д.6 и д.7 расположены здания "Правый флигель на Красном дворе" (д.5), "Левый флигель на Красном дворе" (д.7), "Оранжевая дача" (д.6), являются объектами культурного наследия федерального значения, которые необходимы для обеспечения осуществления городом Москвой полномочий, установленных федеральными законами.
Дом 5 (77:04:0004006:1095) по ул. Старые Кузьминки -двухэтажное нежилое здание общей площадью 526 кв. м 1917 года постройки.
Дом 6 (77:04:000400611235) по ул. Старые Кузьминки -двухэтажное нежилое здание общей площадью 1520,5 кв. м 1917 года постройки.
Дом 7 (77:04:0004006:1117) по ул. Старые Кузьминки - двухэтажное нежилое здание общей площадью 884,9 кв. м 1932 года постройки.
Вышеуказанные объекты культурного наследия находятся в собственности Российской Федерации и в настоящее время закреплены за ФГУП "Управление служебными зданиями" на праве хозяйственного ведения.
Во исполнение статьи 63 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" выпущено распоряжение Правительства Российской Федерации от 01.10.2013 N 1773-р (согласовано Правительством Москвы Росимуществом, Минкультуры России и Минэкономразвития), в соответствии с которым, по мнению истца, рассматриваемые объекты подлежат передаче в собственность города Москвы.
Право собственности города Москвы на указанные объекты недвижимого имущества, по мнению истца, возникло на основании Распоряжения Правительства Российской Федерации N 1773-р от 01.10.2013, в соответствии с которым на основании п. 2 ст. 63 ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" утверждается прилагаемый перечень объектов культурного наследия федерального значения, которые до 27.12.1993 являлись недвижимыми памятниками истории и культуры государственного (общесоюзного и республиканского) значения и которые необходимы для обеспечения осуществления городом Москвой полномочий, установленных федеральными законами.
Истец полагает, что указанное Распоряжение Правительства РФ свидетельствует о волеизъявлении Российской Федерации о прекращении права собственности РФ в отношении указанных объектов недвижимого имущества, обратился с настоящим иском в арбитражный суд за защитой нарушенного права.
Суд первой инстанции, оценив представленные в дело доказательства, пришел к выводу о необоснованности предъявленных требований, указав, что данное требование является не надлежащим способом защиты в соответствии со ст.ст. 11, 12 ГК РФ и в удовлетворении иска отказал. При этом, суд указал, что истцом не представлено доказательств согласования передачи спорного имущества в государственную собственность города Москвы в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, не представлены доказательства оспаривания бездействия ответчика ТУ Росимущества в городе Москве по не выдаче ответа, а также с учетом того, что право Российской Федерации в отношении спорных объектов на момент рассмотрения спора не прекращено.
Апелляционная суд с данными выводами суда первой инстанции не согласна, в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Федерального закона от 25.06.2002 N 73- ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен данным Федеральным законом.
В силу ст. 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.
Согласно части 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Согласно постановлению Верховного совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, крае, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" право государственной и муниципальной собственности на объекты, находившиеся по состоянию на 27.12.1991 в государственной собственности, возникает в порядке разграничения государственной собственности на федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность.
Отнесение имущества к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности проводится в соответствии с вышеназванным постановлением.
В силу статьи 160 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка в письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершившими сделку. Из статьи 161 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что должны совершаться в простой письменной форме сделки юридических лиц между собой и гражданами.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 161 и пунктом 1 статьи 162 Гражданского кодекса Российской Федерации отсутствие договора не лишает истца права ссылаться в подтверждение совершения сделки и ее условий на письменные и другие доказательства, за исключением свидетельских показаний. Такой вывод соответствует и мнению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженному в постановлении от 19.02.2008 N 12913/07.
Вышеуказанные объекты культурного наследия находятся в собственности Российской Федерации и в настоящее время закреплены за ФГУП "Управление служебными зданиями" на праве хозяйственного ведения.
Во исполнение статьи 63 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" выпущено распоряжение Правительства Российской и Федерации от 01.10.2013 N 1773-р (согласовано Правительством Москвы, Росимуществом, Минкультуры России и Минэкономразвития), в соответствии с которым рассматриваемые объекты подлежат передаче в собственность города Москвы. (т.1, л.д. 55-57).
В соответствии со ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Право собственности города Москвы на указанные объекты недвижимого имущества возникло на основании Распоряжения Правительства Российской Федерации N 1773-р от 01.10.2013, в соответствии с которым на основании п.2 ст.63 ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" утверждается прилагаемый перечень объектов культурного наследия федерального значения, которые до 27.12.1993 являлись недвижимыми памятниками истории и культуры государственного (общесоюзного и республиканского) значения и которые необходимы для обеспечения осуществления г. Москвой полномочий, установленных федеральными законами.
Согласно п.2 ст. 63 ФЗ N 73 от 25.06.2002 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" в отношении объектов культурного наследия федерального значения, являвшихся недвижимыми памятниками истории и культуры государственного (общесоюзного и республиканского) значения до 27.12.1991 года, Правительство Российской Федерации утверждает перечни объектов культурного наследия, которые необходимы для обеспечения осуществления субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями установленных федеральными законами полномочий, а также в отношении которых должно быть оформлено право собственности Российской Федерации.
Указанные перечни объектов культурного наследия федерального значения формируются по предложениям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры и историко-культурного наследия.
В перечни объектов, на которые предлагается оформить право собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, не могут включаться объекты культурного наследия, используемые для федеральных нужд, за исключением объектов, предназначенных для предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, дополнительного образования, а также объектов, предназначенных для организации досуга и обеспечения жителей услугами организаций культуры и подлежащих передаче в муниципальную собственность. Право собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований на объекты, включенные в утвержденные Правительством Российской Федерации перечни объектов, необходимых для обеспечения осуществления субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями установленных федеральными законами полномочий, считается возникшим со дня государственной регистрации указанного права собственности в Едином у государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
На основании изложенного следует, что указанное Распоряжение Правительства РФ свидетельствует о волеизъявлении Российской Федерации о прекращении права собственности РФ в отношении указанных объектов недвижимого имущества.
Каких-либо притязаний на указанные объекты со стороны третьих лиц не заявлено, ограничения (обременения) не зарегистрированы.
В соответствии с выпиской из протокола заседания Комиссии ФАНО по рассмотрению вопросов использования, распоряжения федеральным недвижимым имуществом, особо ценным движимым имуществом и сделок с ним, закрепленным за организациями, подведомственными ФАНО России, от 28.11.2017 г. N 27-РИ/17 Комиссия согласовала передачу в государственную собственность города Москвы спорных объектов недвижимости. (т.1, л.д. 107-110).
Согласно письму ФАНО России от 04.12.2017 г. N 007-18.1.3-13/АС-14, уведомило Правительство о согласовании передачи в государственную собственность города Москвы спорных объектов зданий, расположенных по адресу: г. Москва, ул. Старые Кузьминки, д.5, д.6 и д.7 (т.1, л.д. 111-112).
Одновременно с этим в данном же письме, ФАНО России сообщило, что направило комплект документов, представленный ФГУП "УСЗ" письмами от 10.11.2017 г. N И-900 и от 21.11.2017 г. N И-942 для последующего обращения Правительства Москвы в адрес ТУ Росимущества в г.Москве в целях принятия территориальным управлением соответствующего решения о передаче в государственную собственность города Москвы вышеуказанного федерального недвижимого имущества в соответствии с установленным порядком.
Таким образом, в силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем признания права.
Кроме того, из представленных в дело доказательств, следует, что нежилые здания, расположенные по адресам: Москва, ул. Старые Кузьминки, д.5, д.6 и д.7, находятся в хозяйственном ведении предприятия, что подтверждается сведениями из ЕГРП. (т.1, л.д. 48-54).
Из представленных в дело доказательств не следует, каких-либо ограничений или запретов распоряжения заявленным имуществом.
Распоряжением Правительства РФ от 01.10.2013 г. N 1773-р определён перечень объектов культурного наследия федерального значения, необходимых для обеспечения осуществления г. Москвой полномочий, установленных федеральными законами, в который вошли вышеуказанные объекты.
В связи с тем, что при рассмотрении дела судом установлен факт отсутствия на день рассмотрения дела оснований для ограничения или запрета распоряжения заявленными объектами недвижимого имущества, с учетом представленного в материалы дела доказательства, свидетельствующего о волеизъявлении РФ о прекращении права собственности РФ на спорные объекты, апелляционный суд руководствуясь ст.ст. 11, 12 ГК РФ, ст.4 АПК РФ, приходит к выводу об обоснованности предъявленных требований и удовлетворяет требования о признании права собственности г. Москвы, что будет являться основанием для устранения препятствий государственной регистрации и выдачи правоустанавливающих документов на объекты недвижимости.
В случаях, когда запись в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими (четвертый абзац пункта 52 постановления N 10/22).
Рассматривая требования истца о признании права хозяйственного ведения ФГУП "Управление служебными зданиями" с регистрационными записями от 22.07.2013 г. N N 77-77-12/013/2013-353, 77-77-12/013/2013-359, 77-77-12/013/2013-366 - отсутствующими, апелляционный суд отмечает, что при установленных обстоятельствах, прекращение права собственности Российской Федерации на указанные объекты недвижимости, одновременно влечет за собой прекращение право хозяйственного ведения ФГУП "Управление служебными зданиями".
При указанных обстоятельствах, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с п.2 ст. 269, ст. 270 АПК РФ решение Арбитражного суда города Москвы от 01.08.2019 г. подлежит отмене, с принятием по делу нового судебного акта об удовлетворении исковых требований, по основаниям, изложенным выше.
Расходы по уплате госпошлины по иску и за подачу апелляционной жалобы распределяются судом в порядке ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. ст. 4, 9, 65-66, 110, 123, 156, 176, 266 - 268, п. 2 ст. 269, ч.2 ст. 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 01 августа 2019 г. по делу N А40-319215/18 (150-2360) отменить.
Признать право собственности города Москвы на здания:
- площадью 526 кв.м, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Старые Кузьминки, д. 5 (кадастровый номер 77:04:0004006:1095);
- площадью 1520,5 кв.м, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Старые Кузьминки, д. 6 (кадастровый номер 77:04:0004006:1235);
- площадью 702 кв.м., расположенное по адресу: г. Москва, ул. Старые Кузьминки, д. 7 (кадастровый номер 77:04:0004006:1117).
Признать право хозяйственного ведения ФГУП "Управление Служебными зданиями" (ОГРН 1037708026289) с регистрационными записями от 22.07.2013 г. N N 77-77-12/013/2013-353, 77-77-12/013/2013-359, 77-77-12/013/2013-366 -отсутствующими.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Александрова Г.С. |
Судьи |
Проценко А.И. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-319215/2018
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ ПО ГОРОДУ МОСКВЕ, ФГУП "УПРАВЛЕНИЕ СЛУЖЕБНЫМИ ЗДАНИЯМИ"
Третье лицо: АНО "НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ТРАНСПОРТНО-СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА", АНО МОЛОДЕЖНЫЙ КЛУБ "БЕЛЫЙ ТИГР", ООО "БУЛКА", ООО "ВЕРИТИ", ООО "ВИД", ООО "КОНСАЛТИНГ И МЕНЕДЖМЕНТ", ООО "КОРДИЯ-КАВКАЗСКИЕ МИНЕРАЛЬНЫЕ ВОДЫ", ООО "ЛАБОРАТОРИЯ ЗДОРОВОЙ ЖИЗНИ", ООО "ФАВОРИТ", ООО "ЭЛКОМ", Хлуденев Виктор Степанович
Хронология рассмотрения дела:
17.12.2019 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-21564/19
11.11.2019 Определение Арбитражного суда Московского округа N Ф05-21564/19
10.10.2019 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-51302/19
01.08.2019 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-319215/18