г. Москва |
|
10 октября 2019 г. |
Дело N А40-113331/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 октября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 октября 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: Александровой Г.С.
судей: Проценко А.И., Алексеевой Е.Б.
при ведении протокола судебного заседания секретарём Ярахтиным А.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента городского имущества города Москвы и Правительство Москвы на решение Арбитражного суда г. Москвы от 02 августа 2019 г. по делу N А40-113331/19 (176-1013), принятое судьей Рыбиным Д.С., по иску Закрытого акционерного общества "Арт-Бизнес-Центр" к Департаменту городского имущества города Москвы третье лицо: Правительство Москвы о признании права на применение льготной ставки арендной платы, об обязании произвести перерасчет арендной платы
при участии в судебном заседании:
от истца: Надейкина А.С. по доверенности от 20.02.2019 г., по диплому согласно протоколу;
от ответчика: Апрелов С.А. по доверенности от 29.12.2018 г., по диплому согласно протоколу;
от третьего лица: Апрелов С.А. по доверенности от 09.09.2019 г., по диплому согласно протоколу;
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Арт-Бизнес-Центр" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Департаменту городского имущества города Москвы (далее - ответчик) о признании за истцом права на имущественную поддержку субъекта малого предпринимательства в виде предоставления льготной ставки арендной платы по договору аренды нежилого фонда (нежилого помещения, здания, сооружения), находящегося в собственности Москвы, от 05.02.2008 N 01-00112/08, заключенному между истцом и Департаментом городского имущества города Москвы (далее по тексту также - ответчик), в размере 3.500 руб. за 1 кв.м арендуемой площади в год на период с 01.01.2016 по 31.12.2016 и в размере 4.500 руб. за 1 кв.м арендуемой площади в год на период с 2017 г. по 2019 г. и обязании произвести перерасчет арендной платы за указанные периоды.
Исковые требования мотивированы тем, что истец, являясь субъектом малого предпринимательства, арендующим объект нежилого фонда площадью до 300 кв.м, находящийся в имущественной казне города Москвы, по действующему договору аренды, заключенному без проведения торгов, вправе на применение льготной ставки арендной платы за указанные периоды.
К участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено: Правительство Москвы.
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 02 августа 2019 г. исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик и третье лицо обратились в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, по основаниям, изложенным в жалобе.
Представитель ответчика и третьего лица в судебном заседании доводы жалобы поддержал.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, его представитель в суде апелляционной инстанции против доводов жалобы возражал, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в порядке ст. ст. 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, оценив объяснения лиц, участвующих в деле, считает, что обжалуемое решение суда подлежит отмене, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, между Департаментом городского имущества города Москвы (правопреемник Департамента имущества города Москвы) и ЗАО "Арт-Бизнес-Центр" был заключен договор аренды нежилого помещения от 05.02.2008 N 01-00112/08 площадью 102,5 кв.м, расположенное по адресу: г.Москва, ул.Новослободская, д.57/65.
Договор заключен на срок до 30.06.2020 г. в редакции дополнительного соглашения от 21.09.2015 г. (л.д. 40). Договор аренды прошел государственную регистрацию, о чем имеется запись регистрирующего органа.
Дополнительным соглашением от 21.09.2015 г. к договору аренды недвижимого имущества от 05.02.2008 N 01-00112/08, срок аренды продлен до 30.06.2020 г., с одновременным установлением с 21.09.2015 г. рыночной ставки арендной платы по результатам оценки рыночной стоимости нежилого помещения в размере 11.822 руб. за 1 кв.м.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", истец является субъектом малого предпринимательства.
Истец, ссылается на то, что обращался в Департамент с заявлением о предоставлении имущественной поддержки по договору аренды на 2016, 2017 г. и 2018 г.
В письме от 19.01.2016 N 33-5-103210/15-(0)-1 Департамент фактически отказал истцу в предоставлении имущественной поддержки в связи с подписанием дополнительного соглашения от 21.09.2015 г. к договору аренды недвижимого имущества от 05.02.2008 N 01-00112/08. и предложил истцу обратиться с соответствующим заявлением в Межведомственную комиссию. (л.д. 41).
Истец считает, что оснований для такого отказа не имеется, поскольку истец отвечает всем требованиям, предусмотренным постановлением Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП, истец полагает, что решение об отказе в имущественной поддержке нарушило права арендатора на льготу. Посчитав действия Департамента незаконными и неправомерными, истец обратился с настоящим иском в суд за защитой нарушенного права.
Суд первой инстанции, оценив представленные в дело доказательства, пришел к выводу об обоснованности предъявленных требований, указывая на то, что истец, являясь субъектом малого предпринимательства, на основании постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в казне города Москвы", имеет право на применение в рамках арендных правоотношений с ответчиком льготной ставки арендной платы в размере 3.500 руб. за 1 кв.м арендуемой площади в год на период с 01.01.2016 по 31.12.2016 и в размере 4.500 руб. за 1 кв.м арендуемой площади в год на период с 2017 г. по 2019 г. и исковые требования удовлетворил.
Апелляционный суд с данными выводами суда первой инстанции не согласен, в связи со следующим.
В соответствии с ч. 9 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ по истечении срока договора аренды государственного или муниципального имущества, заключенного по результатам проведения торгов или без их проведения, заключение такого договора на новый срок с арендатором, надлежащим образом, исполнившим свои обязанности, осуществляется без проведения конкурса, аукциона, при соблюдении следующего условия: размер арендной платы определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта, проводимой в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации.
В ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" срок действия договора аренды, заключенного между сторонами данного спора, дополнительным соглашением от 21.09.2015 г., подписанным обеими сторонами продлен до 30.06.2020 г., и кроме того указанным соглашением с 21.09.2015 г. установлена ставка арендной платы по результатам оценки рыночной стоимости права пользования на условиях договора аренды объектом нежилого фонда в размере 11.822 руб. за 1 кв.м в год без учета НДС (п. 2 дополнительного соглашения от 21.09.2015 г.).
Таким образом, продление срока действия договора аренды предполагает установление рыночной ставки арендной платы.
При заключении договора на новый срок, в том числе при продлении срока действия договора путем подписания дополнительного соглашения, у сторон возникают новые правоотношения, которые в соответствии с частью 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации должны соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим на момент их возникновения.
Таким образом, при заключении последующих соглашений о продлении срока действия договора аренды у Департамента отсутствовали законные основания для применения к арендатору (истцу) льготной ставки арендной платы, поскольку нормы действующего законодательства обязывают Департамент при очередном продлении срока действия договора аренды устанавливать ставку арендной платы по результатам оценки рыночной стоимости права пользования спорным нежилым помещением.
При этом, истец не лишен был возможности при подписании дополнительного соглашения, в случае несогласия с его условиями, действовать в соответствии с положениями гражданского законодательства, предусматривающими возможность заявить о возникших разногласиях и урегулирования их в судебном порядке.
В данном случае истец подписал дополнительное соглашение от 21.09.2015 г. к договору аренды недвижимого имущества от 05.02.2008 N 01-00112/08 без каких-либо возражений. И в последующем указанное соглашение истец не оспорил.
Согласно п. 3 дополнительного соглашения от 21.09.2015 г. в случае изменения условий, размера, порядка оплаты аренды, ставка арендной платы считается измененной арендодателем в одностороннем порядке. В этом случае арендодатель направляет арендатору уведомление о том, что такое изменение произошло. Данное условие является обязательным для сторон и считается согласованным с даты, указанной в нормативно-правовом акте.
Дополнительное соглашение прошло государственную регистрацию, что подтверждается штампом регистрации на соглашении.
В соответствии с п. 31 информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 N 66 "Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой" договор аренды, заключенный в соответствии с п. 1 ст. 621 ГК РФ на новый срок, является новым договором аренды.
Согласно ч. 1 ст. 425 ГК РФ договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.
Таким образом, условия дополнительного соглашения от 21.09.2015 г. должны исполняться сторонами с даты, указанной в п. 2 дополнительного соглашения, т.е. с 21.09.2015 г.
В соответствии со статьями 16, 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства" субъектам малого и среднего предпринимательства оказываются различные формы поддержки, в том числе имущественная, которая осуществляется органами государственной власти, местного самоуправления в виде передачи во владение и пользование государственного и муниципального имущества, в том числе нежилых помещений на льготных условиях.
Порядок определения арендной платы за объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы, регламентирован Постановлением Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы"; Постановлением Правительства Москвы от 25.12.2012 N 809-ПП "Об основных направлениях арендной политики по предоставлению нежилых помещений, находящихся в имущественной казне города Москвы"; Постановлением Правительства Москвы от 01.07.2013 N 424-ПП "О создании межведомственной комиссии по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства".
Постановлением Правительства Москвы от 20.10.2015 N 678-ПП п. 1.1. постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП дополнен, текстом следующего содержания: "В случае если в соответствии с договорами аренды, заключенными без проведения торгов, арендная плата установлена по ставке, определенной в установленном порядке на основании заключения независимого оценщика о рыночной величине годовой арендной платы, имущественная поддержка предоставляется в порядке, предусмотренном пунктом 2.1 настоящего постановления".
Нормы, устанавливающие обязательный порядок обращения в Межведомственную комиссию с января 2017 г. закреплены в п.1 (1) постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП в редакции от 02.12.2016 г.
В соответствии с п.2.1. постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП (в редакции постановления Правительства Москвы от 20.10.2015 и от 02.12.2016 г.) ставка арендной платы, указанная в п.1 настоящего постановления, устанавливается субъектам малого предпринимательства при условии представления в Межведомственную комиссию по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства (далее - Комиссия) отраслевым органом исполнительной власти города Москвы заключения о наличии оснований для предоставления данному субъекту имущественной поддержки, а также принятия Комиссией в порядке, установленном Правительством Москвы, решения о предоставлении имущественной поддержки в виде установления ставки арендной платы, указанной в пункте 1 настоящего постановления.
Из содержания п.2.1. постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800- ПП следует, что ставка арендной платы, указанная в п.1 данного постановления, устанавливается субъектам малого предпринимательства при условии обращения в Межведомственную комиссию и принятии Комиссией положительного решения.
Таким образом, с даты, вступления в силу постановления Правительства Москвы от 20.10.2015 N 678-ПП (от 20.10.2015 г. и от 02.12.2016 г.) у Департамента отсутствуют правовые основания для принятия решения об имущественной поддержке общества в виде предоставления льготной арендной платы в отсутствие положительного решения Межведомственной комиссии не зависимо от даты заключения договора аренды и дополнительных соглашений к договору аренды.
Действующая до 20.10.2015 г. редакция Постановления N 800-ПП устанавливала для субъектов малого предпринимательства, арендующих нежилые помещения площадью менее 300 кв.м., возможность получения имущественной поддержки без предоставления в Комиссию заключения профильного Департамента. При этом соблюдение остальных условий, установленных указанным Постановлением (отсутствие задолженности по арендной плате, использование помещений в соответствии с договором и др.), являлось обязательным.
В отсутствие обращения арендатора, Комиссия не вправе самостоятельно установить льготную ставку арендной платы, следовательно, начисление арендных платежей происходит исходя из условий договорно-обязательственных отношений, связывающих Департамент и арендатора (то есть по ставке, определенной по результатам оценки рыночной стоимости права пользования спорным нежилым помещением).
Из представленных в дело доказательств не следует, что истец обращался с заявлением о предоставлении имущественной поддержки в 2016 г.
Как указано выше, в письме от 19.01.2016 N 33-5-103210/15-(0)-1 Департамент отказал истцу в предоставлении имущественной поддержки и предложил истцу обратиться с соответствующим заявлением в Межведомственную комиссию. (л.д. 41).
С заявлением в Комиссию о предоставлении имущественной поддержки на 2018-2019 г. истец обратился лишь 20.08.2018 г.
Письмом от 08.11.2018 г. N ДГТ-Э-95869/18-1 Департамент отказал истцу в предоставлении имущественной поддержки в виду отсутствия оснований для её предоставления.
Данное решение в установленном порядке истец не обжаловал.
Поскольку истцом не соблюден нормативно-установленный обязательный порядок для всех арендаторов в получении льготной ставки от государства, оснований для удовлетворении исковых требований не имеется.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания за истцом права на имущественную поддержку в виде установления льготной ставки арендной платы в размере 3.500 руб. за 1 кв.м арендуемой площади в год на период с 01.01.2016 по 31.12.2016 и в размере 4.500 руб. за 1 кв.м арендуемой площади в год на период с 2017 г. по 2019 г. без учета НДС.
Поскольку в установлении льготной ставки ЗАО "Арт-Бизнес-Центр" отказано, правовые основания в части требования об обязании Департамента произвести перерасчет арендной платы за указанные периоды у суда апелляционной инстанции отсутствуют, в связи с чем, апелляционный суд отказывает в удовлетворении указанного требования.
В соответствии с п.2 ст. 269, ст. 270 АПК РФ решение Арбитражного суда города Москвы от 02.08.2019 г. подлежит отмене, с принятием по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении иска, по основаниям, изложенным выше.
Расходы по уплате госпошлины по иску и за подачу апелляционной жалобы распределяются судом в порядке ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и относятся на истца.
Руководствуясь ст.ст. 4, 9, 65-66, 110, 176, 266-268, п. 2 ст. 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый Арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 02 августа 2019 г. по делу N А40-113331/19 отменить.
В удовлетворении исковых требований отказать.
Взыскать с Закрытого акционерного общества "Арт-Бизнес-Центр" (ОГРН 1027739192392, ИНН 7707036678) в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 3.000 (три тысячи) рублей.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Александрова Г.С. |
Судьи |
Проценко А.И. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-113331/2019
Истец: ЗАО "АРТ-БИЗНЕС-ЦЕНТР"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ