г. Москва |
|
10 октября 2019 г. |
Дело N А40-36346/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 октября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 октября 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Попова В.И.,
судей: |
Мухина С.М., Яковлевой Л.Г., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Казнаевым А.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу АО "ЦС "Звездочка" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.05.2019 по делу N А40-36346/2019, принятое судьей Ласкиной С.О. (33-334)
по заявлению: акционерного общества "Центр судоремонта "Звездочка"
к Министерству энергетики Российской Федерации
третьи лица: 1.ПАО "Газпром", 2.ООО "Газпром Инвест"
о признании недействительным приказа,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от заинтересованного лица: |
не явился, извещен; |
от третьих лиц: |
1.не явился, извещен; 2.не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
АО " Центр судоремонта "Звездочка"" (далее- заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным приказа Минэнерго России (далее- ответчик) от 01.11.2018 г. N 1002 об изъятии для федеральных нужд земельных участков с кадастровым номером 29:16:192701:186, принадлежащих ОБществу.
Решением суда от 27.05.2019 требования Общества оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, поскольку считает незаконным и необоснованным. Полагает, что суд произвел неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, а именно не установил фактическое наличие государственных и общественных нужд в данном случае, которые невозможно удовлетворить без изъятия участка.
От ООО "Газпром Инвест" поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии его представителя и отзыв на апелляционную жалобу.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, дело рассмотрено в их отсутствие в порядке ст. 123, 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, не усматривает оснований для отмены решения суда и удовлетворения жалобы, исходя из следующего.
Из обстоятельств настоящего дела следует, что 16.11.2018 в адрес АО "ЦС "Звездочка" поступила копия приказа Минэнерго России от 01.11.2018 г. N 1002 об изьятии для государственных (федеральных) нужд земельного участка с кадастровым номером 29:16:192701:186, площадью 950 +/- 11 кв.м., расположенного по адресу: Архангельская обл., Приморский район, МО "Приморское" и находящегося в собственности Заявителя.
Из данного документа следует, что его принятие обосновано на положениях главы VIII ЗК РФ, ст. 279 ГК РФ, ч.4 ст.26 ФЗ от 31.12.2014 N 499-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", подп. 4.4.27 Положения о Министерстве энергетики Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.05.2008 N 400, и ходатайстве ПАО "Газпром" от 02.10.2018, направленном письмом от 02.10.2018 N 01/05-9515 и в целях обеспечения эксплуатации подъездной дороги к крановому узлу газопровода-отвода к г.Северодвинск, входящей в состав объекта федерального значения "Газопровод-отвод к г.Архангельск, Северодвинск".
Право собственности Заявителя на указанный земельный участок подтверждается кадастровым паспортом на земельный участок.
Не согласившись с данным приказом, Заявитель обратился в Арбитражный суд г.Москвы с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных Обществом требований, суд первой инстанции правомерно исходил из законности и обоснованности оспариваемого приказа Минэнерго России.
Поддерживая данный вывод суда первой инстанции, коллегия полагает необходимым следующее.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 9 Земельного кодекса РФ к полномочиям Российской Федерации в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для нужд Российской Федерации.
Согласно ст. 56.2 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений уполномоченных федеральных органов исполнительной власти - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд), в том числе для размещения объектов федерального значения. Уполномоченные федеральные органы исполнительной власти принимают также решения об изъятии земельных участков в связи с осуществлением недропользования (за исключением земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения).
Согласно пункту 4.4.27 Положения о Министерстве энергетики Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2008 N400, Минэнерго России осуществляет принятие решений об изъятии земельных участков для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд), необходимых для обеспечения эксплуатации линейных объектов, указанных в абз.6 п. 4.4.26 Положения, в случае, предусмотренном ч. 4 ст. 26 Федерального закона от 31.12.2014 N 499-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В силу ч. 4 ст. 26 Федерального закона N 499-ФЗ, в случае если указанный в статье 49 ЗК РФ линейный объект расположен на земельном участке, на который у собственника такого линейного объекта отсутствуют права, и если у этого лица право собственности на такой линейный объект возникло до дня вступления в силу Федерального закона N 499-ФЗ (01.04.2015), допускается принятие решения об изъятии земельного участка, необходимого для обеспечения эксплуатации данных линейных объектов, вне зависимости от наличия утвержденных документов территориального планирования и утвержденного проекта планировки территории, предусматривающих размещение данных линейных объектов.
При этом, пунктом 2 статьи 49 ЗК РФ установлена возможность изъятия земельных участков для государственных нужд, в том числе, для размещения на земельных участках объектов федеральных энергетических систем.
Как следует из материалов дела, ПАО "Газпром" направило в адрес Минэнерго России ходатайство от 02.10.2018 N 01/05-9515 об изъятии земельных участков с кадастровыми номерами 29:16:192801:111, 29:16:192801:109, 29:16:192801:10829:16:192701:184, 29:16:192701:182 и 29:16:192701:186, необходимых для обеспечения эксплуатации объектов газоснабжения федерального значения "Газопровод - отвод к г.г. Архангельск, Северодвинск".
В приложенном ПАО "Газпром" заключении кадастрового инженера, в границах вышеуказанных земельных участков поименованы расположенные объекты, право собственности на которые ПАО "Газпром" зарегистрировано Управлением Росреестра по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в январе 2012 года.
Согласно предоставленному ПАО "Газпром" разрешению на ввод объекта в эксплуатацию, выданному агентством архитектуры и градостроительству Архангельской области от 15.11.2011 N 73 в состав законченного строительством объекта "Газопроводотвод к г.г. Архангельск, Северодвинск (Ш очередь. 3 пусковой комплекс") в составе проекта "Газопровод-отвод к г.г.Архангельск, Северодвинск" входит, в том числе: - газопровод-отвод к г.Северодвинск (пункт 1 в перечне объектов производственного значения), - подъездная дорога к крановому узлу км 51,9 газопровода-отвода к г.Северодвинск (пункт 10 в перечне объектов производственного значения); - линия электропередачи воздушная кранового узла км 51,9 газопровода- отвода к г.Северодвинск (пункт 26 в перечне объектов производственного значения); -линия электропередачи воздушная кранового узла км 53,1 газопровода- отвода к г.Северодвинск (пункт 27 в перечне объектов производственного значения); - подъездная дорога к крановому узлу км 53,1 газопровода-отвода к г.Северодвинск (пункт 11 в перечне объектов производственного значения). Указанные объекты недвижимого имущества являются неотъемлемой технологической частью объекта федерального значения "Газопровод-отвод к г.г. Архангельск, Северодвинск".
Данные обстоятельства установлены судом и подтверждены материалами дела.
Единая система газоснабжения (ЕСГ) в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 31.03.1999 N69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" входит в состав федеральной системы газоснабжения, которая является одной из федеральных энергетических систем Российской Федерации.
При этом, в силу ст. 6 названного Федерального закона ЕСГ представляет собой имущественный, производственный комплекс, который состоит из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения и поставок газа; ЕСГ обеспечивает непрерывный цикл поставки газа от скважины до конечного потребителя. В состав ЕСГ входят магистральные газопроводы, компрессорные станции, объекты подземного хранения газа, газораспределительные станции и иные объекты. Входящие в систему элементы самостоятельно функционировать не могут. Разделение ЕСГ не допускается (ст. 14 Закона N 69-ФЗ).
Согласно Постановлению Правительства РФ от 08.09.2017 N 1082 "О федеральной государственной информационной системе общественного контроля в области охраны окружающей среды и природопользования" в состав магистрального газопровода входит не только линейная часть, но и компрессорные, газоизмерительные, газораспределительные станции, узлы редуцирования газа, станции охлаждения газа, подземные хранилища газа, включая трубопроводы, соединяющие объекты подземных хранилищ газа.
В соответствии с п. 4 ст. 26 Федерального закона N 499-ФЗ в случае если линейный объект расположен на земельном участке, на который у собственника такого линейного объекта или лица, которому такой линейный объект принадлежит на иных правах, отсутствуют права, допускается принятие решения об изъятии земельного участка, необходимого для обеспечения эксплуатации данных линейных объектов.
Согласно выпискам из ЕГРН земельные участки с кадастровыми номерами 29:16:192801:111, 29:16:192801:109, 29:16:192801:108, 29:16:192701:184 29:16:192701:182 и 29:16:192701:186 находятся в собственности АО "Центр судоремонта "Звездочка". Каких-либо ограничений прав и обременении объектов недвижимости не зарегистрировано.
Между АО "Центр судоремонта "Звездочка" и ПАО "Газпром" ранее был заключен договор аренды земельных участков от 01.09.2009 N 2з/535, в соответствии с которым в аренду ПАО "Газпром" были предоставлены части принадлежащих юридическому лицу на праве собственности земельных участков с кадастровыми номерами 29:16:192701:86, 29:16:192701:102, 29:16:192801:45 общей площадью 44 000 кв. м.
Указанный договор был расторгнут 01.05.2012 по соглашению сторон, собственником приняты части участков с кадастровым номером 29:16:192701:86 и с кадастровым номером 29:16:192701:102 общей площадью 36 100 кв. м.
В результате раздела земельных участков с кадастровыми номерами 29:16:192701:86, 29:16:192701:102 образованы следующие земельные участки категории земли промышленности и иного специального назначения с кадастровыми номерами 29:16:192701:182, 29:16:192701:184, 29:16:192701:186.
До настоящего время соглашение о размере арендной платы за указанные земельные участки не достигнуто.
Таким образом, ПАО "Газпром" не обладало правами на спорный земельный участок, подлежащий изъятию.
В соответствии с п. 2 Обзора судебной практики Верховного суда РФ N 1 (2016), утв. Президиумом Верховного суда РФ от 13.04.2016, решение об изъятии земельного участка для государственных (муниципальных) нужд может быть принято только в исключительных случаях для достижения общественно-полезных целей, реализация которых невозможна без вмешательства органов государственной власти или местного самоуправления в частные интересы.
Распоряжением Правительства РФ от 13.11.2009 N1715-р утверждена Энергетическая стратегия России на период до 2030 года, целью которой является максимально эффективное использование природных энергетических ресурсов и потенциала энергетического сектора для устойчивого роста экономики, повышения качества жизни населения страны и содействия укреплению ее внешнеэкономических позиций.
Принятие оспариваемого Приказа обусловлено стратегическими целями и задачами государственной энергетической политики в сфере энергетики, определенными Энергетической стратегией и направлено не только на получение прибыли хозяйствующим субъектом (ПАО "Газпром"), но и на достижение интересов общества (Российской Федерации).
Изложенные обстоятельства в их совокупности и взаимосвязи свидетельствуют о том, что оспариваемый приказ Минэнерго России соответствует закону и не нарушает прав и охраняемых законом интересов заявителя. Соответственно, обжалуемое решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований является законным и обоснованным.
Апелляционным судом рассмотрены все доводы, приведенные в апелляционной жалобе заявителя, и признаны необоснованными. Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения.
Учитывая сказанное, апелляционный суд считает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 27.05.2019 по делу N А40-36346/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.И. Попов |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.