город Омск |
|
14 октября 2019 г. |
Дело N А81-4115/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 октября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 октября 2019 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зориной О.В.
судей Бодунковой С.А., Смольниковой М.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кочмарчик Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-11420/2019) конкурсного управляющего Воронина Романа Ивановича на определение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 05 августа 2019 года об отказе в привлечении к субсидиарной ответственности по делу N А81-4115/2017 (судья Полторацкая Э.Ю.), вынесенное по заявлению конкурсного управляющего Воронина Романа Ивановича о привлечении к субсидиарной ответственности бывшего руководителя должника Романенко Анатолия Николаевича по денежным обязательствам должника в размере 1 900 073 руб. 45 коп., в рамках дела о банкротстве общества с ограниченной ответственностью "Ямалсервисавтотранс" (ОГРН 1148903000036, ИНН 8903033611),
установил:
Определением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 10.11.2017 (резолютивная часть от 07.11.2017) в отношении общества с ограниченной ответственность "Ямалсервисавтотранс" (далее - ООО "Ямалсервисавтотранс", должник) введена процедура наблюдения, временным управляющим должника утвержден Воронин Роман Иванович (далее - Воронин Р.И.).
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 18.04.2018 ООО "Ямалсервисавтотранс" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, исполнение обязанностей конкурсного управляющего возложено на временного управляющего Воронина Р.И.
Определением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 05.06.2018 конкурсным управляющим должника утвержден Воронин Р.И.
Воронин Р.И. обратился в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением о привлечении к субсидиарной ответственности бывшего руководителя должника Романенко Анатолия Николаевича (далее - Романенко А.Н.) по обязательствам должника в размере 1 900 073 руб. 45 коп.
Определением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 05.08.2019 в удовлетворении заявления конкурсного управляющего отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, Воронин Р.И. обратился с апелляционной жалобой, в которой просил обжалуемое определение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении его требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее заявитель указал, что не согласен с обжалуемым определением, считает его необоснованным и незаконным, поскольку судом первой инстанции не приняты во внимание все имеющие существенное значение для дела обстоятельства, неправильно применены нормы материального права.
Конкурсный управляющий, Романенко А.Н., иные лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте заседания суда апелляционной инстанции, явку своего представителя в судебное заседание. В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не считает определение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 05.08.2019 по настоящему делу подлежащим отмене или изменению.
В соответствии с частью 1 статьи 223 АПК РФ, пунктом 1 статьи 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
Согласно пункту 3 статьи 4 Федерального закона от 29.07.2017 N 266-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Закон N 266-ФЗ) заявления, поданные с 01.07.2017, о привлечении к субсидиарной ответственности должника и иных лиц в деле о банкротстве, предусмотренной ранее статьей 10 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", рассматриваются по правилам Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (в редакции настоящего Федерального закона).
В связи со вступлением в силу 30.07.2017 Закона N 266-ФЗ статья 10 Закона о банкротстве признана утратившей силу. Статьей 1 Закона N 266-ФЗ введена в действие глава III.2 Закона о банкротстве - "Ответственность руководителя должника и иных лиц в деле о банкротстве", положениями которой определен порядок привлечения к субсидиарной ответственности контролирующего должника. Федеральный закон от 29.07.2017 N 266-ФЗ вступил в силу с 30.07.2017, в связи с чем его действие в соответствующей части распространяется на заявления о привлечении к субсидиарной ответственности, поданные только после 01.07.2017.
Вместе с тем речь идет о процессуальных нормах или процедурных нормах дела о банкротстве.
Применение той или иной редакции статьи 10 Закона о банкротстве, статьи 61.11 Закона о банкротстве в целях регулирования материальных правоотношений, связанных с привлечением к субсидиарной ответственности зависит от того, когда имели место обстоятельства, являющиеся основанием для привлечения контролирующего лица должника к субсидиарной ответственности.
Такой же подход изложен к действию закона во времени изложен в Определении Верховного Суда РФ от 06.08.2018 N 308-ЭС17-6757 (2,3) по делу N А22-941/2006.
Конкурсный управляющий обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении к субсидиарной ответственности контролирующего должника лица 07.02.2019 (штамп входящей корреспонденции суда).
1. Относительно требования о привлечении Романенко А.Н. к субсидиарной ответственности по обязательствам должника в связи с непередачей им конкурсному управляющему документации должника суд апелляционной инстанции считает необходимым указать следующее.
Воронин Р.И. сослался на неисполнение ответчиком определения Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 22.10.2018, которым удовлетворено заявление конкурсного управляющего об истребовании документов у бывших руководителей должника Романенко А.Н. и Дербишева В.М.
Таким образом, предполагаемое неисполнение обязанности по передаче документации имело место после вступления в силу Закона N 266-ФЗ.
Поэтому требование конкурсного управляющего в соответствующей части подлежит рассмотрению на основании положений глава III.2 Закона о банкротстве.
В соответствии с пунктом 1 статьи 61.11 Закона о банкротстве если полное погашение требований кредиторов невозможно вследствие действий и (или) бездействия контролирующего должника лица, такое лицо несет субсидиарную ответственность по обязательствам должника.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 61.11 Закона о банкротстве пока не доказано иное, предполагается, что полное погашение требований кредиторов невозможно вследствие действий и (или) бездействия контролирующего должника лица при наличии следующих обстоятельств документы бухгалтерского учета и (или) отчетности, обязанность по ведению (составлению) и хранению которых установлена законодательством Российской Федерации, к моменту вынесения определения о введении наблюдения (либо ко дню назначения временной администрации финансовой организации) или принятия решения о признании должника банкротом отсутствуют или не содержат информацию об объектах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, формирование которой является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо указанная информация искажена, в результате чего существенно затруднено проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, в том числе формирование и реализация конкурсной массы; документы, хранение которых являлось обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации об акционерных обществах, о рынке ценных бумаг, об инвестиционных фондах, об обществах с ограниченной ответственностью,-о государственных и муниципальных унитарных предприятиях и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, к моменту вынесения определения о введении наблюдения (либо, ко дню назначения временной администрации финансовой организации) или принятия решения, о признании должника банкротом отсутствуют либо искажены.
Как следует из материалов дела, не оспаривается лицами, участвующими в деле, Романенко А.Н. являлся учредителем и генеральным директором ООО "Ямалсервисавтотранс" до 23.06.2017 и 27.07.2017 соответственно.
На основании договора купли-продажи доли в уставном капитале общества от 23 июня 2017 года Романенко А.Н. продал долю в уставном капитале ООО "Ямалсервисавтотранс" в размере 100% Дербишеву В.М. (том 1, листы дела 87-88).
Решением единственного участника ООО "Ямалсервисавтотранс" Дербишева В.М. от 27.07.2017 Романенко А.Н. уволен с должности генерального директора с 27.07.2017 (том 1, лист дела 89).
Таким образом, Романенко А.Н. являлся контролирующим должника лицом до 27.07.2017.
Определением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 22.10.2018 удовлетворено заявление конкурсного управляющего об истребовании документов у бывших руководителей должника Романенко А.Н. и Дербишева В.М.
Как указал конкурсный управляющий в заявлении, документация должника ему Романенко А.Н. не передана, в связи с чем имеются основания для привлечения Романенко А.Н. к субсидиарной ответственности по обязательствам должника.
Между тем, согласно пункту 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.2017 N 53 "О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве", применяя при разрешении споров о привлечении к субсидиарной ответственности презумпции, связанные с непередачей, сокрытием, утратой или искажением документации (подпункты 2 и 4 пункта 2 статьи 61.11 Закона о банкротстве), необходимо учитывать следующее.
Заявитель должен представить суду объяснения относительно того, как отсутствие документации (отсутствие в ней полной информации или наличие в документации искаженных сведений) повлияло на проведение процедур банкротства.
Под существенным затруднением проведения процедур банкротства понимается в том числе невозможность выявления всего круга лиц, контролирующих должника, его основных контрагентов, а также:
невозможность определения основных активов должника и их идентификации;
невозможность выявления совершенных в период подозрительности сделок и их условий, не позволившая проанализировать данные сделки и рассмотреть вопрос о необходимости их оспаривания в целях пополнения конкурсной массы;
невозможность установления содержания принятых органами должника решений, исключившая проведение анализа этих решений на предмет причинения ими вреда должнику и кредиторам и потенциальную возможность взыскания убытков с лиц, являющихся членами данных органов.
Таким образом, предусмотренное подпунктом 2 пункта 2 статьи 61.11 Закона о банкротстве основание презюмирует вину контролирующего должника лица в невозможности полного погашения требований кредиторов вследствие его действий и (или) бездействия, только если заявителем будет с разумной степенью достоверности обосновано, что именно в результате таких действий (бездействий) было существенно затруднено проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, в том числе формирование и реализация конкурсной массы.
Однако в настоящем случае конкурсным управляющим не раскрыты неблагоприятные последствия бездействия должника, выразившегося в неисполнении обязанности по передаче конкурсному управляющему бухгалтерской и иной документации должника, а именно: не представлены сведения о возможном наличии активов на основании каких-либо фактов деятельности юридического лица в прошлом; не раскрыты обстоятельства, явившиеся препятствием при проведении конкурсного производства, в связи с таким бездействием Романенко А.Н.; не указаны сделки, которые не могли быть оспорены по причине отсутствия необходимой первичной документации, регистров бухгалтерского учета.
Вызванные соответствующим бездействием Романенко А.Н. затруднения изложены Воронины Р.И. в общем виде, не конкретизированы и не подтверждены какими-либо минимально доступными конкурсному управляющему доказательствами.
Воронин Р.И. не был лишен возможности проанализировать данные бухгалтерской отчетности, передаваемые должником в налоговые органы, сведения о движении денежных средств по расчетным счетам ООО "Ямалсервисавтотранс", обязательства должника перед кредиторами для установления фактов затруднительности в проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, с целью последующего перераспределения бремени доказывания обратного на ответчика.
Однако указанные мероприятия конкурсным управляющим не проведены.
То есть достаточное и конкретное обоснование возникших в связи с бездействием Романенко А.Н. затруднений конкурсным управляющим при рассмотрении настоящего спора судом первой инстанции, как и суду апелляционной инстанции, не представлено.
Суд апелляционной инстанции соглашается с судом первой инстанции в том, что само по себе абстрактное указание на лишение конкурсного управляющего возможности пополнить конкурсную массу должника в связи с непередачей документации не может служить достаточным основанием для привлечения Романенко А.Н. к субсидиарной ответственности.
Учитывая экстраординарный характер субсидиарной ответственности, то есть то, что она является исключительным механизмом восстановления нарушенных прав кредиторов (пункт 1 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.2017 N 53 "О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве") истец не может быть освобожден от бремени обоснования своего иска в той степени, в которой такое обоснование ему доступно.
В то же время формальная подача заявления о привлечении к субсидиарной ответственности контролирующих лиц должника не освобождает его от риска ответственности перед кредиторами, предусмотренной пунктом 4 статьей 20.4 Закона о банкротстве.
Таким образом, суд первой инстанции правильно заключил, что конкурсным управляющим не доказана совокупность оснований для привлечения Романенко А.Н. к субсидиарной ответственности в связи с непередачей конкурсному управляющему документации должника.
2. Относительно требования о привлечении Романенко А.Н. к субсидиарной ответственности по обязательствам должника в связи с необращением в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом суд апелляционной инстанции считает необходимым указать следующее.
В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Закона о банкротстве в редакции, подлежащей применению в рамках настоящего обособленного спора, основанием для привлечения контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности по его обязательствам являлось нарушение обязанности по подаче заявления должника в арбитражный суд в случаях и в срок, которые установлены статьей 9 настоящего Федерального закона. Указанное влекло за собой субсидиарную ответственность лиц, на которых настоящим Федеральным законом возложена обязанность по принятию решения о подаче заявления должника в арбитражный суд и подаче такого заявления, по обязательствам должника, возникшим после истечения срока, предусмотренного пунктами 2 и 3 статьи 9 настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 статьи 9 Закона о банкротстве была предусмотрена обязанность руководителя должника обратиться в арбитражный суд с заявлением должника, в частности, в случае, если удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения должником денежных обязательств или обязанностей по уплате обязательных платежей и (или) иных платежей в полном объеме перед другими кредиторами; обращение взыскания на имущество должника существенно осложнит или сделает невозможной хозяйственную деятельность должника; должник отвечает признакам неплатежеспособности и (или) признакам недостаточности имущества.
Согласно пункту 2 статьи 9 Закона о банкротстве заявление должника должно быть направлено в арбитражный суд в случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, в кратчайший срок, но не позднее чем через месяц с даты возникновения соответствующих обстоятельств.
В соответствии с Определением Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 31.03.2016 N 309-ЭС15-16713 по делу N А50-4524/2013 в предмет доказывания по спорам о привлечении руководителей к ответственности за неподачу заявления о признании должника банкротом (пункт 2 статьи 10 Закона о банкротстве, в настоящее время статья 61.12 Закона о банкротстве) входит установление следующих обстоятельств:
- возникновение одного из условий, перечисленных в пункте 1 статьи 9 Закона;
- момент возникновения данного условия;
- факт неподачи руководителем в суд заявления о банкротстве должника в течение месяца со дня возникновения соответствующего условия;
- объем обязательств должника, возникших после истечения месячного срока, предусмотренного пунктом 2 статьи 9 Закона о банкротстве.
По смыслу пункта 4 статьи 61.18 Закона о банкротстве объем обязательств должника, возникших после истечения месячного срока, предусмотренного пунктом 2 статьи 9 Закона о банкротстве, должен быть персонифицирован и детализирован указанием на конкретные обязательства перед конкретными кредиторами.
Кроме того, в силу пункту 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.2017 N 53 "О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве" согласно общим положениям пункта 2 статьи 61.12 Закона о банкротстве размер субсидиарной ответственности руководителя равен совокупному размеру обязательств должника (в том числе по обязательным платежам), возникших в период со дня истечения месячного срока, предусмотренного пунктом 2 статьи 9 Закона о банкротстве, и до дня возбуждения дела о банкротстве.
То есть, по общему правилу, текущие обязательства в состав субсидиарной ответственности по основаниям, предусмотренным пунктом 2 статьи 10 Закона о банкротстве и статьи 61.12 Закона о банкротстве, не входят.
Также, по общему правилу, при определении размера субсидиарной ответственности руководителя не учитываются обязательства перед кредиторами, которые в момент возникновения обязательств знали или должны были знать о том, что на стороне руководителя должника уже возникла обязанность по подаче заявления о банкротстве.
Следовательно, объем обязательств должника, возникших после истечения месячного срока, предусмотренного пунктом 2 статьи 9 Закона о банкротстве, должен быть персонифицирован и детализирован истцом указанием на конкретные обязательства перед конкретными кредиторами еще и потому, что ответчик по заявлению вправе ссылаться на осведомленность таких кредиторов о наличии признаков неплатежеспособности или недостаточности имущества у должника..
Как указал конкурсный управляющий в заявлении, с момента формирования бухгалтерской отчетности для Романенко А.Н. являлось очевидным, что должник не имеет возможности в полном объеме рассчитаться со своими кредиторами, однако ответчик не обратился в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом.
Поскольку единственным кредитором должника по настоящее время является уполномоченный орган, по мнению конкурсного управляющего, руководитель должника обязан был обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника несостоятельным (банкротом) в связи с неисполнением ООО "Ямалсервисавтотранс" в установленный законом срок требования налогового органа N 1166 (срок уплаты до 19.12.2016) и N 1343 (срок уплаты до 23.01.2017) об уплате недоимки по налогам в размере 1 474 621 руб. 43 коп., начисленной на основании решения по результатам камеральной налоговой проверки.
Таким образом, просрочка исполнения налоговых обязательств свыше трех месяцев в сумме более 300 000 руб. объективно имелась по состоянию на 19.03.2017.
Следовательно, по мнению конкурсного управляющего, ответчик должен был обратиться с заявлением о признании должника банкротом не позднее 19.04.2017 года.
Между тем конкурсный управляющий не представил доказательств возникновения реестровых обязательств должника после указанной даты (после 19.04.2017) и до даты возбуждения дела о банкротстве должника (28.06.2017).
То есть конкурсный управляющий не доказал, что у должника имеются кредиторы, перед которыми он обязан нести ответственность, предусмотренную пунктом 2 статьи 10 Закона о банкротстве или статьей 61.12. Закона о банкротстве.
Следовательно, основаниям для привлечения ответчика к субсидиарной ответственности на основании пункта 2 статьи 10 Закона о банкротстве не доказаны.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого определения Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 05 августа 2019 года об отказе в привлечении к субсидиарной ответственности по делу N А81-4115/2017 (судья Э.Ю. Полторацкая), вынесенное по заявлению конкурсного управляющего Воронина Романа Ивановича о привлечении к субсидиарной ответственности бывшего руководителя должника Романенко Анатолия Николаевича по денежным обязательствам должника в размере 1 900 073 руб. 45 коп., в рамках дела о банкротстве общества с ограниченной ответственностью "Ямалсервисавтотранс" (ОГРН 1148903000036, ИНН 8903033611), оставить без изменения, апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-11420/2019) конкурсного управляющего Воронина Романа Ивановича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение одного месяца со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.В. Зорина |
Судьи |
С.А. Бодункова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-4115/2017
Должник: ООО "Ямалсервисавтотранс"
Кредитор: Федеральная налоговая служба России
Третье лицо: Временный управляющий Воронин Р.И., Дербишев В.М., Конкурсный управляющий Воронин Роман Иванович, Новоуренгойское ОСБ, Романенко А.Н, Романенко Анатолий Николаевич, Саморегулируемая организация Союз "Арбитражных Управляющих "Правосознание", Служба записи актов гражданского состояния, Управление по вопросам миграции УМВД России по ЯНАО, Межрайоная инспекция Федеральной налоговой службы N 4 по ЯНАО, Служба записи актов гражданского состояния Ямало-Ненецкого автономного округа, Служба судебных приставов по г.Надым, Суд общей юрисдикции, Управление Федеральной налоговой службы по Ямало-Ненецкому автономному округу, Управление федеральной службы регистрации кадастра и картографии по ЯНАО, Управление Федеральной службы судебных приставов по ЯНАО, Чугунов Сергей Викторович
Хронология рассмотрения дела:
16.01.2023 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-7229/19
12.10.2022 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-11071/2022
25.12.2020 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-9288/20
27.01.2020 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-7229/19
28.10.2019 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-9222/19
21.10.2019 Определение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа N А81-4115/17
14.10.2019 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-11420/19
04.09.2018 Определение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа N А81-4115/17
18.04.2018 Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа N А81-4115/17
10.11.2017 Определение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа N А81-4115/17