город Томск |
|
15 октября 2019 г. |
Дело N А45-16758/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 октября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 октября 2019 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Павлюк Т. В., Хайкиной С. Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Легачевой А. М. с использованием средств аудиозаписи рассмотрел апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Антей" (N 07АП-9330/2019) на решение от 06.08.2019 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-16758/2019 (судья В.В. Шашкова) по заявлению товарищества собственников жилья "Антей" (630049, г.Новосибирск, ул. Кропоткина, 98/1, ИНН: 5402462910 ОГРН: 1065402014589) к 1) Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Новосибирской области (630007, г.Новосибирск, ул. Серебренниковская, 19/1, ИНН: 5406103101 ОГРН: 1025402470389); 2) Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Дзержинском районе г. Новосибирска (межрайонное) (630015, г. Новосибирск, ул. Дзержинского, 12/1), об отмене решения N06400318V127 от 06.03.2019.
В судебном заседании приняли участие:
от заявителя: Козел Г. М. (выписка из протокола от 16.03.2019),
от заинтересованных лиц: без участия,
УСТАНОВИЛ:
товарищество собственников жилья "Антей" (далее - заявитель, ТСЖ "Антей") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Новосибирской области (далее - Отделение Пенсионного фонда) и Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Дзержинском районе г. Новосибирска (межрайонное) (далее - Управление Пенсионного фонда) о признании недействительным решения от N 06400318V127 от 06.03.2019.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 06.08.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ТСЖ "Антей" обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Новосибирской области отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя жалобы, ежемесячное вознаграждение гражданке Капорской Г.Н. в сумме 5750 руб. не подлежит включению в базу для начисления страховых взносов, поскольку данные суммы являются подарком в соответствии с договором дарения; ссылается на процессуальные нарушения при проведении проверки.
Отделение и Управление Пенсионного фонда в отзывах на апелляционную жалобу не соглашаются с ее доводами, считая решение суда законным и обоснованным.
Арбитражный апелляционный суд считает возможным на основании части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей Отделения и Управления Пенсионного фонда.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал свою позицию по делу.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзывов, заслушав представителя заявителя, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Управлением Пенсионного фонда проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в ФФОМС плательщиком взносов за период с 01.01.2015 по 31.12.2016, по результатам которой составлен акт от 31.01.2019 N 06400318V127 и принято решение от 06.03.2019 N 06400318V127 о привлечении ТСЖ "Антей" к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) за неуплату (неполную уплату) сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, в виде штрафа, в сумме 2760 руб. Указанным решением обществу также предложено уплатить недоимку по страховым взносам в общей сумме 27 600 руб. и пени в сумме 3091,36 руб.
ТСЖ "Антей", полагая, что решение 06.03.2019 N 06400318V127 не соответствует закону, нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействий) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействий) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействиями) прав и законных интересов заявителя.
Основанием для доначисления страховых взносов, соответствующих сумм пени и штрафа явилось не включение ТСЖ "Антей" в базу для начисления страховых взносов вознаграждения члену правления Капорской Г.Н. в сумме 5750 руб. ежемесячно. Общая сумма составила 143 750 руб. Занижение базы для начисления страховых взносов на ОПС за период с 01.01.2015 по 31.12.2016 составило 138 000 руб.
Согласно части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 этого же нормативного правового акта. При этом частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ установлено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров.
В соответствии со статьей 135 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) ТСЖ признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в части 2 статьи 136 Жилищного кодекса Российской Федерации, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с настоящим Кодексом помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.
Таким образом, в соответствии с данной правовой нормой ТСЖ является формой самоорганизации граждан, одобренной государством для целей управления принадлежащим им имуществом.
В соответствии с положениями статей 144, 145 ЖК РФ органами управления ТСЖ являются собрание членов товарищества и правление товарищества.
Правление ТСЖ избирается непосредственно общим собранием членов ТСЖ, к компетенции которого также относится и определение размера вознаграждения членов правления товарищества.
В силу пункта 11 части 2 статьи 145 ЖК РФ члены и председатель правления ТСЖ могут осуществлять свою деятельность на возмездной основе.
В ходе проверки установлено, что в базу начисления страховых взносов за период с 01.01.2015 по 31.12.2016 не включены выплаты членам правления ТСЖ на общую сумму 138000 руб., при этом выплаты носили систематический характер.
На основании статьи 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) трудовыми отношениями признаются отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Согласно статьи 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора. Трудовые отношения возникают на основании трудового договора в результате: избрания на должность; избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности; назначения на должность или утверждения в должности; направления на работу уполномоченными в соответствии с Федеральным законом органами в счет установленной квоты; судебного решения о заключении трудового договора; признания отношений, связанных с использованием личного труда и возникших на основании гражданско-правового договора, трудовыми отношениями.
В соответствии со статьей 17 ТК РФ трудовые отношения в результате избрания на должность возникают, если избрание на должность предполагает выполнение работником определенной трудовой функции.
Из содержания договора дарения от 01.12.2014 следует, что ТСЖ "Антей" на основании решения общего собрания членов ТСЖ обязуется выплатить гражданке Капорской Галине Николаевне 143 750 руб. При этом согласно пункту 1.2 договора выплаты производятся ежемесячно по 5750 руб.
Согласно статьи 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) это - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Таким образом, поскольку выплаты носили систематический характер, что указывает на то, что выплаты по указанному договору дарения фактически являются вознаграждением за исполнение членом правления в интересах товарищества услуг по осуществлению управленческих и контролирующих функций и носят поощрительный характер, то его деятельность относится к трудовой деятельности физического лица вне зависимости от факта заключения трудового договора и, следовательно, данные выплаты подлежат включению в базу для исчисления страховых взносов.
Следовательно, ссылка апеллянта на отсутствие трудовых отношений между ТСЖ и членами правления ТСЖ, на то, что вознаграждение члена правления ТСЖ являлось подарком, не принимается апелляционным судом, поскольку спорные выплаты представляют собой вознаграждение, выплачиваемое физическим лицам в связи с исполнением ими в интересах товарищества услуг по осуществлению управленческих и контролирующих функций, которое выплачивалось систематически.
Данный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 12.02.2018 N 301-КГ17-22172, от 21.03.2016 N 307-КГ16-1739, от 12.09.2016 N 309КГ16-10703.
Доводы подателя жалобы об отсутствии правовых оснований для доначисления и взыскания штрафа в размере 2760 руб., поскольку Закон N 212 утратил силу с 01.01.2017 в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон N 250-ФЗ), подлежат отклонению.
С 1 января 2017 года в силу статьи 5 Федерального закона от 03.07.2016 года N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" указанные полномочия принадлежат налоговым органам.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 17.01.2018 N 3-П, если деяние продолжает оставаться противоправным и наказуемым, правовая норма, закреплявшая конкретный состав соответствующего правонарушения, может применяться и после утраты силы законом, ее содержавшим, к деяниям, совершенным во время действия этого закона, но только если предусмотренная ею ответственность мягче, чем закрепленная положением, устанавливающим в настоящее время ответственность за то же деяние, или равна ей.
Ответственность плательщика страховых взносов за неуплату или неполную уплата сумм страховых взносов в виде штрафа, которая была предусмотрена частью 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ, с 1 января 2017 года, без временного разрыва, установлена пунктом 1 статьи 122 НК РФ.
При этом в указанной норме НК РФ размер штрафа за указанное правонарушение идентичен предусмотренному ранее в Законе N 212-ФЗ и учтен перенос регулирования страховых взносов в законодательство о налогах и сборах (вследствие чего на него распространяются общие правила об ответственности за совершение налоговых правонарушений, предусмотренные названным Кодексом), а также передача полномочий по контролю за их уплатой налоговым органам, существо противоправного деяния осталось неизменным, равно как и волеизъявление законодателя о его наказуемости.
Установление в пункте 1 статьи 122 НК РФ с 1 января 2017 года ответственности плательщика страховых взносов за неуплату или неполную уплата сумм страховых взносов предусматривавшийся ранее частью 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ, при сохранении тем самым наказуемости соответствующего деяния означает, что с 01.01.2017 к таким правонарушениям, имевшим место до указанной даты, может применяться либо часть 1 статьи 47 Закона 212-ФЗ, либо пункт 1 статьи 122 НК РФ. Выбор же одного из названных законоположений для цели применения меры ответственности за соответствующее правонарушение предопределяется положениями статьи 54 Конституции Российской Федерации.
Таким образом, ТСЖ "Антей" обоснованно привлечено к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ, в виде штрафа в общем размере 2760 руб. с учетом вышеуказанной правовой позиции.
Процедура привлечения страхователя к указанной выше ответственности определена положениями статей 38, 39 Закона N 212-ФЗ.
По результатам выездной проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной проверке должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившими проверку, должен быть составлен акт проверки по форме и в соответствии с требованиями к составлению акта выездной проверки, которые установлены органом контроля за уплатой страховых взносов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования. Этот акт в течение пяти дней вручается страхователю лично, по почте или передается в электронном виде по телекоммуникационным канал связи (части 2, 3 статьи 38 Закона N 212-ФЗ).
Страхователь, ознакомившись с актом, вправе в течение последующих 15 дней представить письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям, а также приложить к письменным возражениям документы (их копии, заверенные в установленном порядке), подтверждающие обоснованность своих возражений (часть 5 статьи 38 Закона N 212-ФЗ).
Из материалов дела следует, что акт выездной налоговой проверки N 06400318V127 от 31.01.2019 вручен председателю ТСЖ "Антей" 31.01.2019.
Товариществом 14.02.2019 представлены возражения к указанному акту.
По результатам рассмотрения возражений и материалов проверки, Управлением Пенсионного фонда принято решение от 06.03.2019 N 06400318V127 о привлечении к ответственности ТСЖ "Антей".
Поскольку решение N 06400318V127 от 06.03.2019 соответствует законодательству Российской Федерации, не нарушает права и законные интересы заявителя, незаконно не возлагает на него какие-либо обязанности, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о законности и обоснованности оспариваемого решения.
Доводы, приведенные заявителем в апелляционной жалобе, не опровергают вышеприведенные обстоятельства, установленные судом первой инстанции, в связи с чем оснований, установленных статьей 270 АПК РФ для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не имеется.
В соответствии с подпунктами 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на решение арбитражного суда государственная пошлина составляет 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.
При подаче апелляционной жалобы ТСЖ "Антей" уплачена государственная пошлина в размере 3000 руб. по платежному поручению от 27.08.2019 N 103, в связи с чем излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1 500 руб. подлежит возврату.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 06.08.2019 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-16758/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Антей" - без удовлетворения.
Возвратить товариществу собственников жилья "Антей" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 27.08.2019 N 103.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев
со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
Т. В. Павлюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-16758/2019
Истец: ТСЖ "АНТЕЙ"
Ответчик: ГУ ОТДЕЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ, ГУ Управление ПФ РФ в Дзержинском районе г.Новосибирска межрайонное
Хронология рассмотрения дела:
23.12.2019 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-6313/19
12.11.2019 Определение Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-6313/19
15.10.2019 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-9330/19
06.08.2019 Решение Арбитражного суда Новосибирской области N А45-16758/19