г. Красноярск |
|
15 октября 2019 г. |
Дело N А33-14738/2019 |
Судья Третьего арбитражного апелляционного суда Иванцова О.А.,
рассмотрев апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе г. Красноярска (межрайонное)
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "18" июля 2019 года по делу N А33-14738/2019, рассмотренному в порядке упрощённого производства судьёй Куликовской Е.А.,
установил:
государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе г. Красноярска (межрайонное) (ИНН 2464038946, ОГРН 1022402296861) (далее - заявитель, Управление Пенсионного фонда) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Энергоэффективность+" (ИНН 2464124962, ОГРН 1162468053990) (далее - ответчик, общество, ООО "Энергоэффективность+") о взыскании финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 11.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", за июнь 2017 года в размере 500 рублей.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Красноярского края (резолютивная часть подписана 08 июля 2019 года, мотивированное решение изготовлено 18 июля 2019 года) по делу N А33-14738/2019 в удовлетворении заявленных требований отказано в связи с отсутствием состава правонарушения, вменяемого страхователю решением от 04.09.2018 N 205S19180017352.
Не согласившись с данным судебным актом, Управление Пенсионного фонда обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новое решение, удовлетворив заявленные требования. В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на следующие обстоятельства:
- ООО "Энергоэффективность+" должно было представить сведения за июнь 2017 года в Управление Пенсионного фонда не позднее 17.07.2017, однако на 1 застрахованное лицо им были представлены сведения только 12.06.2018;
- в адрес общества 28.02.2018 было направлено уведомление о выявленных расхождениях и необходимости их устранения;
- выводы суда об отсутствии состава правонарушения, вменяемого страхователю, о переквалификации вмененного состава правонарушения являются ошибочными и не соответствуют обстоятельствам дела.
Обществом отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Сведения о принятии апелляционной жалобы к производству размещены 06.08.2019 в Картотеке арбитражных дел на общедоступном сайте в сети Интернет: http://kad.arbitr.ru.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
ООО "Энергоэффективность+" представлены в Управление Пенсионного фонда сведения в отношении 1-го застрахованных лиц по форме СЗВ-М за июнь 2017 года (тип формы - исходная).
13.07.2017 страхователем был представлен отчет по форме СЗВ-М с типом "отм" (отменяющая) за июнь 2017 года на 1 застрахованное лицо, на которое ранее была представлена форма СЗВ-М с типом исходная за июнь 2017 года, в связи с чем Управлением Пенсионного фонда данные за июнь 2017 с индивидуального лицевого счета по данному застрахованному лицу были отменены.
12.06.2018 страхователь представил в Управление Пенсионного фонда дополнительные сведения за июнь 2017 года на 1 застрахованное лицо по форме СЗВ-М (дополняющая).
25.07.2018 Управлением Пенсионного фонда составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 205S18180016207, в котором зафиксирован факт несвоевременного представления страхователем сведений по форме СЗВ-М за июнь 2017 года в отношении 1 застрахованного лица. В указанном акте содержатся сведения о том, что рассмотрение материалов проверки, с учетом представленных страхователем документов, состоится в 10 час. 00 мин. 04.09.2018. Названный акт направлен страхователю по почте 27.07.2018.
Рассмотрение материалов правонарушения проводилось в отсутствие представителя страхователя.
По результатам рассмотрения материалов проверки Управлением Пенсионного фонда вынесено решение "О привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" N 205S19180017352 от 04.09.2018, в соответствии с которым страхователь привлечен к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 11.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", в виде штрафа в размере 500 рублей.
Названное решение направлено страхователю по почте 06.09.2018.
Требованием N 205S01180049021 от 04.10.2018 страхователю предложено в добровольном порядке оплатить сумму штрафных санкций в размере 500 рублей в срок до 15.10.2018. Требование направлено страхователю по телекоммуникационным каналам связи 05.10.2018.
Неисполнение ответчиком требования к установленному сроку явилось основанием для обращения Управления Пенсионного фонда в арбитражный суд с заявлением о взыскании с общества финансовой санкции.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
В силу части 1 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями (далее - контрольные органы), вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
Согласно части 4 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
В соответствии с частью 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Управление Пенсионного фонда просит взыскать с ответчика финансовую санкцию за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 11.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ), за июнь 2017 года.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования, исходил из того, что Управлением Пенсионного фонда не доказан состав правонарушения в виде не предоставления сведений, в связи с чем, отсутствуют основания для взыскания финансовых санкций.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции в силу следующего.
Согласно пункту 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета.
На основании пункта 1 статьи 8 Федерального закона N 27-ФЗ сведения о застрахованных лицах представляются страхователями. Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В силу статей 8, 9, 15 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ указанные сведения предоставляются в соответствующий орган пенсионного фонда, к которому относится территориальный орган пенсионного фонда по месту регистрации лица в качестве страхователя.
Индивидуальные сведения представляются страхователями в письменной или электронной форме в соответствии с Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н (далее - Инструкция N 766н), и Инструкцией по заполнению форм документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31.07.2006 N 192 п.
Указанные сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п "Сведения о застрахованных лицах".
Согласно разделу 3 "Тип формы" - выбирают один из предлагаемых кодов: "исхд", "доп", "отмн".
Код "исхд" (исходная форма) используется при первичной подаче формы СЗВ-М за отчетный период.
Код "доп" (дополняющая форма) указывается, если страхователем направляется форма СЗВ-М в качестве дополнения ранее поданных в пенсионный фонд сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период.
Код "отмн" (отменяющая форма) указывается при подаче формы СЗВ-М, которой отменяются ранее неверно поданные сведения о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
Следовательно, при выявлении страхователем ошибок в ранее представленных сведениях о застрахованных лицах за данный период все исправления и корректировки вносятся в формах "доп" и "отмн".
Абзацем 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ предусмотрены два состава правонарушения, влекущие ответственность страхователя в виде финансовой санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица:
- непредставление страхователем в установленный срок индивидуальных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона;
- представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона.
Как следует из материалов дела, решением от 04.09.2018 N 205S19180017352 страхователь привлечен к ответственности за совершение правонарушения, выразившегося в несвоевременности предоставления отчетности по форме СЗВ-М "доп" за июнь 2017 года.
Непредставление в установленные сроки сведений, обуславливается непредставлением указанных сведений в установленный законом срок.
Как следует из материалов дела, 10.07.2017 обществом представлены сведения в отношении 1-го застрахованных лиц по форме СЗВ-М за июнь 2017 года (тип формы - исходная). 13.07.2017 страхователем был представлен отчет по форме СЗВ-М с типом "отм" за июнь 2017 года на 1 застрахованное лицо, на которое ранее была представлена форма СЗВ-М с типом исходная за июнь 2017 года. 12.06.2018 страхователь представил в Управление Пенсионного фонда дополнительные сведения за июнь 2017 года на 1 застрахованное лицо по форме СЗВ-М (дополняющая).
Апелляционный суд полагает, что Управлением Пенсионного фонда, при вынесении решения от 04.09.2018 N 205S19180017352 не было учтено то обстоятельство, что самостоятельное выявление страхователем ошибки, до ее обнаружения Управлением Пенсионного фонда, которую заявитель откорректировал путем представления в Пенсионный фонд дополнительных сведений за спорный период свидетельствует о возможности в таком случае не применять к обществу финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Так, в силу статьи 15 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации. Следовательно, положения Федерального закона N 27-ФЗ предусматривают право страхователя корректировать сведения, предоставляемые в Пенсионный фонд. При этом, статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в Пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения Пенсионным фондом, и представить в Пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
Согласно пункту 39 Инструкции N 766н, страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Из материалов дела следует, что страхователь самостоятельно выявил ошибку и направил дополняющую форму СЗВ-М до выявления Управлением Пенсионного фонда указанного факта. Доказательств того, что именно Фонд уведомил страхователя о выявленной ошибке и предложил представить уточненные данные, в материалы дела не представлено.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что в адрес общества 28.02.2018 было направлено уведомление о выявленных расхождениях и необходимости их устранения.
Суд апелляционной инстанции отклоняет данный довод, поскольку в материалы дела не представлено соответствующих доказательств по направлению ответчику какого-либо уведомления о выявленных расхождения до даты составления акта. Направление результатов предварительной проверки файлов СЗВ-СТАЖ 28.02.2018 не является таковым. В информации о предварительной проверке файлов указано на ошибку в отношении застрахованного лица - отсутствуют данные в СЗВ-М за 6 месяц 2017 года, при этом указано, что застрахованные лица есть в СЗВ-М и отсутствуют в СЗВ-СТАЖ. Однако, страхователь не привлекается к ответственности за несвоевременное представление СЗВ-СТАЖ. Далее также указано, что сверка СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ по застрахованным лицам - ошибок и предупреждений нет. С учетом изложенной информации невозможно однозначно прийти к выводу о том, что Управление Пенсионного фонда уведомило общество о наличии ошибок в порядке, предусмотренном пунктом 37 Инструкции N 766.
Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.
Самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения Управлением Пенсионного фонда, страхователь реализовал свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный период, откорректировав их путем представления в пенсионный фонд дополнительных сведений за этот период, что допускает не применять к нему финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда Российской Федерации, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Данные выводы соответствуют правовой позиции Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 02.07.2018 N 303-КГ18-99 по делу N А73-910/2017.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии в рассматриваемом случае оснований для применения к обществу финансовых санкций, предусмотренных абзацем 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Кроме того, судом апелляционной инстанции установлен факт пропуска Управлением Пенсионного фонда срока на обращение в суд с требованием о взыскании финансовых санкций.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Статья 17 Федерального закона N 27-ФЗ содержит процедуру составления акта об обнаружении правонарушения, установленного данной статьей, порядок и сроки направления данного акта страхователю, предоставление страхователем возражений на данный акт, процедуру рассмотрения акта и возражений страхователя, принятия решения и его направление страхователю, вступления решения в силу, срок направления требования об уплате финансовой санкции. Однако, указанная норма не устанавливает срок, в течение которого фонд должен установить допущенное нарушение, и срок, в течение которого он должен обратиться в суд с требованием о взыскании финансовой санкции.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, до 01.01.2017 регулировались Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ).
В соответствии с частью 5.5 статьи 19 Федерального закона N 212-ФЗ заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Однако названный Закон с 01.01.2017 утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование".
Вместе с тем, согласно статье 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Таким образом, на правоотношения, связанные с контролем за уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, распространяется законодательство Российской Федерации о налогах и сборах.
В силу положений пункта 3 статьи 46 и пункта 1 статьи 115 Налогового кодекса Российской Федерации с заявлением о взыскании со страхователя суммы санкции управление вправе было обратиться в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования о ее уплате. Пропущенный по уважительной причине срок подачи указанного заявления может быть восстановлен судом.
Согласно статье 6.1 Налогового кодекса Российской Федерации сроки, установленные законодательством о налогах и сборах, определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или на действие, которое должно быть совершено, либо периодом времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами или днями. Течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало. Срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем.
Абзацами 15 - 17 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ предусмотрено, что в течение 10 дней со дня вступления в силу решения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения страхователю, в отношении которого вынесено данное решение, направляется требование об уплате финансовых санкций. Требование об уплате финансовых санкций может быть передано страхователю (его уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма. Требование об уплате финансовых санкций должно быть исполнено страхователем в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты не указан в этом требовании.
Как следует из материалов дела, Управлением Пенсионного фонда требование об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования вынесено 04.10.2018, установлен срок для добровольного исполнения требования до 15.10.2018. Следовательно, срок на взыскание санкций в судебном порядке, исчисленный с момента истечения срока на добровольное исполнение требования, истек в 15.04.2019.
Таким образом, обращение Управления Пенсионного фонда в арбитражный суд 16.05.2019 свидетельствует о пропуске срока взыскания, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования; ходатайство о восстановлении срока на обращение в суд не заявлено. Судом не установлено уважительных причин пропуска срока на обращение в суд.
С учетом вышеизложенного решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленного требования является законным и обоснованным, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для его отмены или изменения отсутствуют.
Поскольку доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, то признаются апелляционным судом несостоятельными, в связи с чем не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения суда первой инстанции.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление Пенсионного фонда освобождено от уплаты государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271, 272.1. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "18" июля 2019 года по делу N А33-14738/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
О.А. Иванцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-14738/2019
Истец: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЕРДЛОВСКОМ РАЙОНЕ Г. КРАСНОЯРСКА МЕЖРАЙОННОЕ
Ответчик: ООО "ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ "