город Томск |
|
15 октября 2019 г. |
Дело N А45-19543/2019 |
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Логачева К.Д., рассмотрев апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Дзержинском районе г. Новосибирска (межрайонного) (N 07АП-8525/2019) на решение от 25.07.2019 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-19543/2019, рассмотренному в порядке упрощенного производства (судья Абаимова Т.В.), по исковому заявлению государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Дзержинском районе г. Новосибирска (межрайонное) (630015, г. Новосибирск, пр. Дзержинского 12/1, ИНН 5401134191, ОГРН 1025400522124) к обществу с ограниченной ответственностью "Виктория" (630000, г. Новосибирск, ул. Красина, д. 58, кв. 22, ИНН 5401962999, ОГРН 1165476114330) о взыскании 500 рублей финансовых санкций, без вызова представителей участвующих в деле лиц,
установил:
государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Дзержинском районе г. Новосибирска (межрайонное) (далее - заявитель, Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Виктория" (далее - заинтересованное лицо, Общество, ООО "Виктория") 500 рублей финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ), по форме СЗВ-М за отчетный период - сентябрь 2018 года.
Настоящее дело в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением от 12.07.2019 Арбитражного суда Кемеровской области принятым в виде резолютивной части в порядке части 1 статьи 229 АПК РФ в удовлетворении заявленных требований отказано.
Мотивированное решение составлено судом первой инстанции 25.07.2019 по заявлению Пенсионного фонда.
Не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции, Пенсионный фонд обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель, ссылаясь на статьи 11, 15, 17 Федерального закона N 27-ФЗ, пункт 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 21.12.2016 N 766н (далее - Инструкция N 766н), указывает на то, что направление индивидуальных сведений за отчетный период за август 2018 вместо сведений за сентябрь 2018 года в срок до 13.10.2018, и последующее их представление за правильный отчетный период с нарушение установленного законом срока (17.10.2018), не может расцениваться как направление сведений с ошибками (неточностями, расхождениями), в связи с чем действия Общества образуют объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
На основании части 1 статьи 272.1 АПК РФ, пункта 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи по имеющимся в деле доказательствам.
Общество в представленном отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, отзыв приобщен апелляционным судом к материалам дела на основании статьи 262 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим изменению или отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Обществом в установленный законом срок представлены сведения о застрахованных лицах по форме СВЗ-М по типу "исходная" за сентябрь 2018 года (13.10.2018), однако при оформлении указанного отчета исполнителем была допущена техническая ошибка - в графе "Отчетный период" вместо 09 месяца (сентябрь) указан 08 месяц (август), что подтверждается протоколом контроля отчетности ПФР, подтверждением о получении отчетности.
Унифицированным протоколом проверки отчетности от 13.10.2018 Пенсионный фонда уведомил Общество о том, что сведения, полученные 13.10.2018, не приняты по причине наличия у Пенсионного фонда ранее представленных сведений за указанный отчетный период (август 2018 года).
В связи с допущенной технической ошибкой в указании месяца, Общество 17.10.2018 представило исправленный отчет по форме СЗВ-М по типу "исходная" за сентябрь 2018 года, содержащий идентичные сведения о застрахованных лицах.
В результате проведенной в отношении Общества проверки достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицировано) учета, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, по представленным 17.10.2018 сведениям по форме СЗВ-М Пенсионным фондом установлено несвоевременное представление Обществом сведений по форме СЗВ-М за сентябрь 2018 года.
Пенсионным фондом составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 17.10.2018 N 064S18180027436.
По результатам рассмотрения акта и материалов проверки, с учетом возражений заявителя на акт проверки, Пенсионным фондом вынесено решение от 19.11.2018 N 064S19180028284 о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, в виде 500 рублей финансовых санкций.
Обществу выставлено требование от 19.12.2018 N 064S1180071265 об уплате суммы финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в срок до 10.01.2019.
Неисполнение Обществом требования в установленный срок в добровольном порядке послужило основанием для обращения Пенсионного фонда в арбитражный суд с соответствующим заявлением о взыскании финансовых санкций.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для взыскания с Общества финансовых санкций.
Арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ), статьей 1 Федерального закона N 27-ФЗ, Общество является страхователем в сфере обязательного пенсионного страхования.
В силу абзаца 3 пункта 2 статьи 14 Федерального закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В соответствии с преамбулой Федерального закона N 27-ФЗ данный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Этим же законом определены обязанности (статья 15 Федерального закона N 27-ФЗ), объем и сроки (статья 11 Федерального закона N 27-ФЗ) представления таких сведений.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ (в редакции, действующей в спорный период) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Статьей 16 Федерального закона N 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Сведения о застрахованных лицах направляются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах" (далее - Постановление N 83п).
Согласно Постановлению N 83п в разделе 3 "Тип формы" указывается один из предлагаемых кодов: "исходная", "дополняющая", "отменяющая".
В соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Вместе с тем, в силу статьи 15 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Абзацем вторым пункта 39 Инструкции N 766н предусмотрена возможность неприменения финансовых санкций в случае, если страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений представил уточненные (исправленные) индивидуальные сведения.
В определениях Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2018 N 303-КГ18-99 и от 05.09.2018 N 303-КГ18-5702 указано на недопустимость формального подхода к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.
В рассматриваемом случае несвоевременность поданной отчетности по форме СЗВ-М за сентябрь 2018 года заключалось в указании Обществом неверного периода, за который представлены индивидуальные сведения на застрахованных лиц - был указан август, тогда как сведения представлены за сентябрь, иных ошибок в сведениях Пенсионным фондом не обнаружено.
Пенсионным фондом не отрицается, что корректирующие сведения представлены Обществом в течение 5 рабочих дней, после получения от Пенсионного фонда унифицированного протокола проверки отчетности от 13.10.2018, которым первоначально поданные сведения не были приняты.
В возражениях на акт проверки Общество ссылалось на техническую ошибку, допущенную при заполнении отчетности по форе СЗВ-М за сентябрь 2018 года.
В материалы дела представлена форма СВЗ-М по типу "исходная" за август 2018 года, направленная Обществом 11.09.2018, что подтверждается унифицированным протоколом проверки отчетности от 11.09.2018 со статусом "Документ принят", протоколом контроля отчетности ПФР от 11.09.2018, подтверждением о получении Пенсионным фондом отчетности от 11.09.2018, и, соответственно, свидетельствует об исполнении Обществом обязанности по представлению индивидуальных сведений застрахованных лицах за август 2018 года.
Иные корректирующие сведения по форме СЗВ-М типы "дополняющая", "отменяющая" Обществом за август, сентябрь 2018 года в Пенсионный фонд, не направлялись.
При таких обстоятельствах, указание в представленных 13.10.2018 сведениях месяца "август" следует расценивать в качестве очевидной технической ошибки, датой представления сведений по форме СЗВ-М за сентябрь следует считать 13.10.2018, в связи с чем, установленный пунктом 2.2 статьи 11 Федеральным законом N 27-ФЗ срок соблюден Обществом.
В данном случае страхователь реализовал свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный период, откорректировав их путем подачи отчетности по форме СЗВ-М по типу "исходная" за сентябрь 2018 года с указанием в графе "Отчетный период" соответствующего месяца - "09" (сентябрь), в пятидневный срок со дня получения от Пенсионного фонда уведомления об ошибке, что допускает не применять к страхователю финансовые санкции, предусмотренные частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Из анализа положений абзаца третьего пункта 39 Инструкции N 766н, следует, что они направлены на стимулирование заинтересованности страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
В ином случае страхователь был бы наказан за добросовестное поведение, связанное с исполнением предусмотренной законом обязанности по представлению сведений о застрахованных лицах, что не отвечает принципу справедливости при привлечении к ответственности за неисполнение публично-правовой обязанности.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа, является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.
Суд апелляционной инстанции руководствуется правовым подходом, изложенным в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 06.02.2018 N 6-П, в соответствии с которым принципы справедливости и соразмерности предполагают пропорциональность не только в санкциях, но и в условиях освобождения от ответственности в зависимости от тяжести содеянного, причиненного ущерба, степени вины и других существенных обстоятельств, не исключая поощрения к правомерному поведению в фискальных правоотношениях.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для привлечения Общества к ответственности за вмененное ему правонарушение, соответственно, оснований для удовлетворения заявленных Пенсионным фондом требований о взыскании с Общества финансовой санкции не имеется.
Доводы апелляционной жалобы о том, что направление индивидуальных сведений за отчетный период за август 2018 вместо сведений за сентябрь 2018 года в срок до 13.10.2018, и последующее их представление за правильный отчетный период 17.10.2018, не может быть расценено как направление сведений с ошибками (неточностями, расхождениями), отклоняются апелляционным судом, поскольку в данном случае Обществом исполнена обязанность по представлению сведений по форме СЗВ-М за август 2018 года, при этом оснований для предоставления дополняющей (отменяющей) формы отчетности, подаваемых с целью дополнения (отмены) ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за август, сентябрь 2018 года у Общества не имелось, никаких дополняющих либо изменяющих сведений о застрахованных лицах представленная форма не содержала.
Действующим законодательством не предусмотрена ответственность за представление отчетности по форме СЗВ-М, содержащей ошибочные сведения.
Кроме этого, в акте проверки и в решении о привлечении к ответственности отсутствует установление всех элементов состава данного правонарушения, в том числе виновности Общества, причины расхождения между представленными страхователем сведениями за один период, в ходе проверки Пенсионным фондом не устанавливались. Заполнение формы отчетности с ошибками, без исследования причин, в результате которых они были допущены, само по себе не свидетельствует о противоправном характере действия страхователя.
В данном случае Пенсионный фонд ограничился описанием факта несвоевременного представления Обществом сведений об индивидуальном (персонифицированном) учете, не установив, какие действия совершены Обществом противоправно, какая форма вины установлена в ходе проведения проверки, то есть ненормативный акт не содержит описания как объективной, так и субъективной стороны правонарушения.
Таким образом, представленными в материалы дела доказательствами не подтверждена правомерность привлечения страхователя к ответственности по решению Пенсионного фонда от 19.11.2018 N 064S19180028284, в свою очередь, на основании которого Пенсионным фондом предъявлено Обществу требование об уплате заявленных в настоящем деле финансовых санкций, что повлекло обоснованный отказ суда в удовлетворении заявленных требований.
Иное толкование Пенсионным фондом положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств дела, не свидетельствуют о неправильном применении или нарушении судом первой инстанции норм права.
Доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции установил, что в них отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленного требования по существу.
Суд апелляционной инстанции полагает, что, исходя из заявленных требований, с учетом обстоятельств, входящих в предмет доказывания и установленных судом, оценив все имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы сторон и оценив все в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции нарушений норм материального и норм процессуального права не допущено.
Оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения у суда апелляционной инстанции не имеется. Апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Поскольку органы Пенсионного фонда освобождены от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, вопрос о распределении в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебных расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
постановил:
решение от 25.07.2019 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-19543/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Дзержинском районе г. Новосибирска (межрайонное) - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Судья |
К.Д. Логачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-19543/2019
Истец: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ДЗЕРЖИНСКОМ РАЙОНЕ Г. НОВОСИБИРСКА МЕЖРАЙОННОЕ
Ответчик: ООО "ВИКТОРИЯ"