г. Пермь |
|
14 октября 2019 г. |
Дело N А71-7922/2019 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Васильевой Е.В.
рассмотрев без вызова лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Завьяловском районе Удмуртской Республики
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
От 15 июля 2019 года (мотивированное решение от 23 июля 2019 года), принятое судьей Якушевым В.Н. при рассмотрении в порядке упрощенного производства дела N А71-7922/2019.
по исковому заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Завьяловском районе Удмуртской Республики (ИНН 1808400812, ОРН 1021800642214)
к обществу с ограниченной ответственностью "СК Максдом" (ИНН 1841063716, ОГРН 1161832066879)
о взыскании финансовой санкции,
установил:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Завьяловском районе Удмуртской Республики (далее - управление, фонд) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "СК Максдом" (далее - общество, страхователь) 500 руб. финансовых санкций.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 15 июля 2019 года (мотивированное решение от 23 июля 2019 года), принятым в порядке упрощенного производства, в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит названное решение отменить, принять новый судебный акт. Заявитель жалобы полагает, что выводы суда первой инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, во взыскании финансовой санкции отказано необоснованно, так как срок давности привлечения к ответственности фондом не пропущен.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и с учетом пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве".
Апелляционная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, после срока, установленного определением суда о принятии апелляционной жалобы к производству для представления отзывов на апелляционную жалобу.
Как установлено судами и следует из материалов дела, налоговым органом в управление передана информация с указанием сумм заработка (дохода) и начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в отношении застрахованных лиц, указанных в приложении N 1 к акту. Данная информация предоставлена из расчетов общества по страховым взносам за отчетные периоды 2017 года. Также в управление поступили сведения страхователя по форме СЗВ-М за 2017 год, указанных в приложении N 2 к акту.
Однако сведения индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год общество к установленному законом сроку (01.03.2018) не представило.
Обществом уточненные (исправленные) сведения индивидуального (персонифицированного) учета не представлены, что послужило основанием для составления фондом акта от 17.10.2018 о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
По итогам рассмотрения акта управлением вынесено решение от 22.11.2018 о привлечении общества к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), за непредставление в установленный срок сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год в виде штрафа в сумме 500 руб.
Требованием от 19.12.2018 страхователю предложено уплатить штраф в сумме 500 руб. в срок до 16.01.2019.
Поскольку требование в добровольном порядке не исполнено, управление обратилось 20.03.2019 в арбитражный суд с заявлением о выдаче судебного приказа. Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 03.04.2019 по делу N А71-4194/2019 в принятии заявления о выдаче судебного приказа отказано, что послужило основанием для обращения (13.05.2019) фонда в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Судом принято приведенное выше решение.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 1 Закона N 27-ФЗ общество является страхователем по обязательному пенсионному страхованию и в силу пункта 2 статьи 11 данного закона обязано ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом, представлять о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) сведения о страховом стаже.
Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11.01.2017 N 3п утверждена форма "Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)", а также порядок ее заполнения.
Сведениями налогового органа подтверждается и обществом не оспаривается выплата им застрахованным лицам дохода в 2017 году.
Таким образом, общество обязано было представил в фонд сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год не позднее 01.03.2018.
В соответствии с частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2-2.2 статьи 11 настоящего закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
В соответствии с частью семнадцатой данной статьи в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию об их уплате взыскание сумм финансовых санкций производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Порядок и сроки обращения в суд Законом N 27-ФЗ не определены.
В то же время статья 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" относит Закон N 27-ФЗ к составной части законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании и устанавливает, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Указанная позиция (ранее изложенная, в частности, в пункте 15 информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.08.2004 N 79 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании") подтверждена Обзором судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019 (ответ на вопрос 1 в разделе "Разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике").
В соответствии с частью 6 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в редакции, действующей с 01.01.2017, при выявлении правонарушения, ответственность за которое установлена настоящей статьей, должностным лицом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, установившим правонарушение, составляется акт, который подписывается этим должностным лицом.
Срок составления указанного акта Законом N 27-ФЗ не установлен.
Однако отсутствие в Законе N 27-ФЗ указаний на сроки проведения проверки предоставленной страхователем отчетности не свидетельствует о наличии у фонда неограниченного во времени полномочия по проведению проверок.
В пункте 31 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля сроков, предусмотренных пунктом 2 статьи 88, пунктом 6 статьи 89, пунктами 1 и 5 статьи 101, пунктами 1, 6, 9 статьи 101, пунктами 1, 6, 10 статьи 101.4, пунктом 3 статьи 140 (в случае подачи апелляционной жалобы), статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс), не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем, при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер, сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 101.4 Кодекса при обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах, ответственность за которые установлена НК РФ, должностным лицом налогового органа в течение 10 дней со дня выявления указанного нарушения должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом.
В силу пункта 6 статьи 6.1 НК РФ срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем.
Судом первой инстанции установлено и фондом не оспаривается, что нарушение, за которое страхователь привлечен к ответственности (непредставление в срок 01.03.2018 сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год), фонд должен был обнаружить 02.03.2018 (после истечения установленного законом срока представления сведений). В частности, фонд не ссылается на то, что до получения сведений от налогового органа управление не могло знать об обязанности страхователя представить форму СЗВ-СТАЖ за 2017 год. Фонд также не указывает на нарушение налоговым органов сроков, предусмотренных статьей 11.1 Закона N 27-ФЗ "Представление сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, налоговыми органами".
Таким образом, срок для составления фондом акта о выявлении рассматриваемого правонарушения истек 19.03.2018.
Само по себе нарушение данного срока не является основанием для вывода о неправомерности привлечения страхователя к ответственности (в отличие от срока давности привлечения к ответственности), однако, как уже указано в постановлении, данный срок подлежит учету в совокупности с иными сроками при взыскании фондом финансовой санкции в судебном порядке (пункт 31 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57).
В соответствии с частью 7 статьи 17 Закона N 27-ФЗ акт в течение пяти дней с даты его подписания, должен быть вручен лицу, совершившему правонарушение, лично под расписку, направлен по почте заказным письмом или передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта, считается шестой день, считая с даты отправления заказного письма.
Поскольку в Законе N 27-ФЗ нет указания, аналогичного пункту 6 статьи 6.1 НК РФ, а напротив, при исчислении срока в рабочих днях прямо указывается на это (например, часть 5 статьи 17, пункты 1-2 статьи 11.1), необходимо исходить из того, что если в Законе N27-ФЗ не указано на исчисление срока в рабочих дня, то он исчисляется в календарных днях. Вместе с тем, если срок падает на нерабочий день, то по общему правилу днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Следовательно, срок для направления страхователю акта о выявлении правонарушения в настоящем случае истек 26.03.2018 (понедельник), а срок для получения - 31.03.2018.
В силу части 8 статьи 17 лицо, совершившее правонарушение, в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт правонарушения, в течение 15 дней со дня получения акта вправе представить в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям, а также приложить к письменным возражениям документы (их копии, заверенные в установленном порядке), подтверждающие обоснованность своих возражений.
То есть срок для представления страхователем возражений на акт о выявлении правонарушения истек 16.04.2018 (понедельник).
Акт, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим правонарушение, должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и решение по ним должно быть вынесено в течение 10 дней со дня истечения срока, в течение которого страхователем могли быть представлены письменные возражения по акту. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц (часть 9).
Поскольку решения о продления срока рассмотрения акта в деле не имеется, суд исходит из того, что данный акт должен был быть рассмотрен фондом, а решение по нему вынесено не позднее 26.04.2018.
Решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения в течение пяти дней после дня его вынесения может быть вручено лицу, в отношении которого вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю), лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления решения по почте заказным письмом датой вручения этого решения считается шестой день считая с даты отправления заказного письма (часть 12).
Решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения его лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю) (часть 13).
В течение 10 дней со дня вступления в силу решения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения страхователю, в отношении которого вынесено данное решение, направляется требование об уплате финансовых санкций. Требование об уплате финансовых санкций может быть передано страхователю (его уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма (часть 15).
Требование об уплате финансовых санкций должно быть исполнено страхователем в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты не указан в этом требовании (часть 16).
Из требования от 19.12.2018 следует, что фонд предоставил страхователю почти один месяц для его исполнения (л.д.18).
Таким образом, срок для направления страхователю требования об уплате финансовой санкции в сумме 500 рублей истек 31.05.2018, а срок для его исполнения - 06.07.2018.
Согласно пункту 3 статьи 46 НК РФ заявление о взыскании налогов, пени, штрафов может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Следовательно, срок на обращение фонда в суд за взысканием рассматриваемой финансовой санкции истек 09.01.2019. Фактически фонд обратился в суд 20.03.2019 (за выдачей судебного приказа).
Учитывая совокупность вышеуказанных сроков, устанавливающих процедуру выявления правонарушения и составления акта, вынесения решения о привлечении к ответственности, выставления требования и обращения в суд с заявлением о взыскании суммы штрафа, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о пропуске фондом срока обращения в арбитражный суд с заявлением о взыскании финансовой санкции.
С ходатайством о восстановлении пропущенного срока управление к суду не обращалось.
Поскольку пропуск срока является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований, суд правомерно отказал в удовлетворении заявления.
Срок давности привлечения к ответственности за совершение правонарушения не влияет на исчисление срока на обращение в суд с заявлением о взыскании штрафа.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь отмену обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного решение суда первой инстанции отмене не подлежит. Основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Взыскание с фонда госпошлины по апелляционной жалобе не производится ввиду освобождения его от уплаты госпошлины при обращении в арбитражные суды (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ).
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 15 июля 2019 года (мотивированное решение от 23 июля 2019 года) по делу N А71-7922/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Судья |
Е.В. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-7922/2019
Истец: ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Завьяловском районе Удмуртской Республики
Ответчик: ООО "СК Максдом"