г. Чита |
|
16 октября 2019 г. |
ДелоN А78-15608/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 октября 2019 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, судей Д.В. Басаева, Н.В. Ломако, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куркиной Е.А. рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Фитнес-Клуб "Ривьера голд" на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 05 июня 2019 года по делу N А78-15608/2018 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Фитнес-Клуб "Ривьера голд" (ОГРН 1127536001890, ИНН 7536125773) к Комитету градостроительной политики администрации городского округа "Город Чита" (ОГРН 1167536052562, ИНН 7536158391) о признании незаконным решения от 26 июня 2018 года об отказе в выдаче разрешений на строительство объекта капитального строительства "Крытый ледовый дворец "Арена Героев" 10-го этапа строительства - Крытый ледовый дворец" по адресу: Забайкальский край, городской округ "Город Чита", улица Кайдаловская, 26, строение 1,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Берестецкий В.Ю., представитель по доверенности от 04.09.2018;
от заинтересованного лица: Митрофанова Е.А., представитель по доверенности от 28.12.2018;
от третьих лиц:
1) Администрации городского округа "Город Чита" (ОГРН 1027501183467, ИНН 7536031229): не было;
2) Правительства Забайкальского края (ОГРН 1087536008163 ИНН 7536095293): не было;
3) Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края (ОГРН 1087536008801, ИНН 7536095984): не было;
4) Министерства физической культуры и спорта Забайкальского края (ОГРН 1087536008735, ИНН 7536095871): не было;
5) Комитета городского хозяйства администрации городского округа "Город Чита" (ОГРН 1077536015677, ИНН7536088377): не было;
6) Общества с ограниченной ответственностью "СКАД" (ОГРН 1157536008398 ИНН 7536156154): не было
установил:
Заявитель, Общество с ограниченной ответственностью "Фитнес-Клуб "Ривьера голд", обратился в суд с требованием о признании незаконным решения от 26 июня 2018 года об отказе Комитета градостроительной политики администрации городского округа "Город Чита" в выдаче разрешений на строительство объекта капитального строительства "Крытый ледовый дворец "Арена Героев" 10-го этапа строительства - Крытый ледовый дворец" по адресу: Забайкальский край, городской округ "Город Чита", Кайдаловская улица, 26, строение 1.
Решением суда первой инстанции от 05.06.2019 заявителю отказано в удовлетворении требований.
Принимая указанное решение, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что представленные заявителем для получения разрешения на строительство документы не содержали подтверждения соблюдениям им указанного в ГПЗУ ограничения использования земельного участка, а именно получения ООО "Фитнес-клуб Ривьера Голд" разрешения на снос зеленых насаждений, как это предписывается постановлением администрации городского округа "Город Чита" от 27.01.2016 N 28.
Общество, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявило апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, требования удовлетворить.
Из апелляционной жалобы следует, что обжалуемое решение суда первой инстанции вынесено с нарушением норм материального и процессуального права. Как указано Обществом, исходя из решения суда первой инстанции, у заявителя при подаче заявления на получение разрешения на строительство должно иметься разрешение на снос зелёных насаждений, а получение данного разрешения возможно только при наличии разрешения на строительство. Следовательно, по мнению Общества, указанное исключает получение разрешения на строительство на территории городского округа "Город Чита" в местах произрастания деревьев в принципе.
Представитель Общества в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель Комитета в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласился, указав на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Представленным отзывом на апелляционную жалобу Комитет просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представители третьих лиц по делу в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 24.08.2019.
Информация о перерыве в судебном заседании, о времени и месте судебного заседания размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 08.10.2019.
Согласно пункту 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке частей 1, 6 статьи 121, статей 122, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, изучив материалы дела, включая документы, представленные участниками в электронном виде, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права и заслушав доводы сторон, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, заявитель включен в государственную программу Забайкальского края "Развития физической культуры и спорта в Забайкальском крае", утвержденную постановлением Правительства Забайкальского края от 30 июня 2014 года N 381 строительства физкультурно-оздоровительного комплекса с крытой ледовой площадкой и универсальным спортивным залом за счет внебюджетных источников, что следует из письма Министерства физической культуры и спорта Забайкальского края от 16.09.2016 года N 1-10/2350 (т. 1 л.д. 32).
В связи с этим между Заявителем и Департаментом государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края был заключен договор аренды земельного участка из категории земель населённых пунктов с кадастровым номером 75:32:030330:10, площадью 18 204 кв. метров, местоположение которого установлено: Забайкальский край, г. Чита, ул. Кайдаловская, дом 26, от 25.05.2017 N 222/17 (т. 1 л.д. 34-42).
Земельный участок предоставлен с видом разрешенного использования для размещения объекта капитального строительства - "Крытый ледовый дворец "Арена героев" с целью строительства физкультурно-оздоровительного комплекса с крытой ледовой площадкой, универсальным спортивным залом и сопутствующих объектов инфраструктуры.
25.06.2018 заявитель обратился в Комитет градостроительной политики администрации городского округа "Город Чита" за получением разрешения на строительство объекта капитального строительства "Крытый ледовый дворец "Арена Героев" 1-го этапа строительства - Крытый ледовый дворец" по адресу: Забайкальский край, городской округ "Город Чита", Кайдаловская улица, 26, строение 1 (т. 2 л.д. 62).
26.06.2018 Обществу отказано в получении данного разрешения, основанием которого послужило следующее: " в соответствии с п.5.4 ГПЗУ N RU92303000-5228 от 16.01.2018 необходимо оформить разрешение на снос зелёных насаждений на основании постановления Главы администрации г.Читы N 28 от 27.01.2016 "Об утверждении порядка регулирования отношений при сносе зелёных насаждений на территории городского округа "Город Чита". В случае предоставления соответствующего документа возможно повторное рассмотрение заявления о выдаче разрешения на строительство" (т. 2 л.д. 61).
Таким образом, причиной отказа Комитета в выдаче разрешения на строительство Обществу явилась необходимость оформить разрешение на снос зеленых насаждений на территории городского округа "Город Чита" в соответствии с 5.4. ГПЗУ N RU92303000-5228 от 16.01.2018.
Общество посчитав, что указанный отказ нарушает его права и законные интересы и не соответствует нормам действующего законодательства, обратилось в суд с рассматриваемыми требованиями.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Статьей 66 АПК РФ установлено общее правило, что доказательства представляются лицами, участвующими в деле.
В соответствии со статьей 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Как было указано выше, основанием обжалуемого отказа послужило необходимость оформления разрешения на снос зеленых насаждений на территории городского округа "Город Чита" в соответствии с 5.4. ГПЗУ N RU92303000-5228 от 16.01.2018.
Порядок выдачи разрешений на строительство установлен ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст.51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
В целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы (часть 7 статьи 51 ГрК РФ).
Уполномоченные на выдачу разрешений органы в течение семи рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации (ч.11 ст.51 ГрК РФ).
Согласно ч. 7 ст. 51 ГрК РФ к заявлению о выдаче разрешения на строительство прилагается, в том числе, градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления (далее также ГПЗУ).
Как установил суд и не оспаривается в апелляционной жалобе, обществом, в числе документов, прилагаемых к заявлению о выдаче разрешения на строительство, ООО "Фитнес-клуб "Ривьера-Голд" был представлен ГПЗУ N RU92303000-5228 от 16.01.2018, Разделом 5 которого "Информация об ограничениях использования земельного участка, в том числе, если земельный участок полностью или частично расположен в границах зон с особыми условиями использования территорий" предписано: "Производить снос существующих зеленых насаждений попадающих в зону размещения объектов капитального строительства в строгом соответствии с постановлением администрации городского округа "Город Чита" N 28 от 27.01.2016 "Об утверждении порядка регулирования отношений при сносе зеленых насаждений на территории городского округа "Город Чита" (п. 4).
Указанный Порядок регулирует отношения при сносе зеленых насаждений на территории городского округа "Город Чита", устанавливает процедуру получения разрешения на снос зеленых насаждений, а также определения размера восстановительной стоимости за снос и повреждение зеленых насаждений, произрастающих на территории городского округа "Город Чита" (п. 1.1).
Положения данного Порядка распространяются на отношения, связанные с вынужденным сносом существующих зеленых насаждений, произведенным при строительстве, реконструкции жилых и общественных зданий и инженерных сетей, их обслуживании, сносом аварийных деревьев, угрожающих падением (п. 1.2.).
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции указал, что представленные заявителем для получения разрешения на строительство документы не содержали подтверждения соблюдениям им указанного в ГПЗУ ограничения использования земельного участка, а именно получения ООО "Фитнес-клуб Ривьера Голд" разрешения на снос зеленых насаждений, как это предписывается постановлением администрации городского округа "Город Чита" от 27.01.2016 г. N 28.
Вместе с тем указанные выводы суда первой инстанции суд апелляционной инстанции находит ошибочными, по следующим основаниям.
Пунктом п. 2.2. Порядка регулирования отношений при сносе зеленых насаждений на территории городского округа "Город Чита" установлено, что разрешение на снос зеленых насаждений, за исключением аварийных и угрожающих падением деревьев, выдается Комитетом городского хозяйства администрации городского округа "Город Чита" на основании следующих документов:
- заявление о необходимости сноса зеленых насаждений;
- разрешение на строительство (реконструкцию) объекта, выданного отделом разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию управления архитектуры и градостроительства комитета градостроительной политики администрации городского округа "Город Чита" (предоставляется в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации);
- проектная документация на строительство (реконструкцию) объекта;
- согласие собственников (владельцев, пользователей) земельных участков многоквартирных жилых домов (при сносе зеленых насаждений на прилегающих территориях многоквартирных жилых домов); - схема компенсационного озеленения, выполненная на выкопировке из исполнительной съемки г.Читы (М 1:500) либо согласованный проект озеленения территории, прилегающей к объекту строительства (реконструкции) с указанием сроков производства работ по компенсационному озеленению.
Из указанного следует, что обязательным условием для получения разрешения на снос зеленых насаждений является наличие у заявителя разрешения на строительство.
Таким образом, из системного толкования ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации и Порядка регулирования отношений при сносе зеленых насаждений на территории городского округа "Город Чита" следует, что для получения разрешения на снос зелёных насаждений представляется разрешение на строительство, а не на оборот, как указал суд первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции считает, что поскольку, в том числе и разрешение на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства является основанием для выдачи разрешения на снос зеленых насаждений, за исключением аварийных и угрожающих падением деревьев (п. 2.2. Порядка), то у Комитета не было законных оснований для отказа в выдаче обществу разрешения на строительство по основаниям необходимости приоритетного оформления разрешения на снос зеленых насаждений на территории городского округа "Город Чита" в соответствии с 5.4. ГПЗУ N RU92303000-5228 от 16.01.2018.
В силу положений ч. 13 ст.51 ГрК РФ отказ в выдаче разрешения на строительство следует при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Указанные положения не содержат требований о предоставлении такого документа, как разрешение на снос зеленых насаждений, в связи с чем суд апелляционной инстанции считает доводы апелляционной жалобы о незаконности оспариваемого отказа обоснованными, выводы суда первой инстанции о том, что у заявителя при обращении за получением разрешения на строительства должно иметься разрешение на снос зеленых насаждений, ошибочными.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене в порядке ст. 270 АПК РФ, как принятое при несоответствии выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела и при неправильном истолковании закона.
Суд апелляционной инстанции считает, что оспариваемое решение Комитета, выраженное в письме от 26.06.2018 нарушает права и законные интересы заявителя и в полной мере не соответствует нормам действующего законодательства, в связи с чем апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, а решение Комитета градостроительной политики администрации городского округа "Город Чита" от 26 июня 2018 года об отказе ООО "Фитнес-Клуб "Ривьера голд" в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства "Крытый ледовый дворец "Арена Героев" 10-го этапа строительства - Крытый ледовый дворец", незаконным.
Отнести судебные расходы на Комитет градостроительной политики администрации городского округа "Город Чита", понесённые обществом в связи с уплатой им государственной пошлины в размере 4 500 руб.
Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от "05" июня 2019 года по делу N А78-15608/2018 отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Принять по делу новый судебный акт.
Решение Комитета градостроительной политики администрации городского округа "Город Чита" (ОГРН 1167536052562, ИНН 7536158391) от 26 июня 2018 года об отказе ООО "Фитнес-Клуб "Ривьера голд" (ОГРН 1127536001890, ИНН 7536125773) в выдаче разрешений на строительство объекта капитального строительства "Крытый ледовый дворец "Арена Героев" 10-го этапа строительства - Крытый ледовый дворец" по адресу: Забайкальский край, городской округ "Город Чита", Кайдаловская улица, 26, строение 1 признать незаконным, как несоответствующее Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Комитету градостроительной политики администрации городского округа "Город Чита" (ОГРН 1167536052562, ИНН 7536158391) устранить нарушение прав и законных интересов ООО "Фитнес-Клуб "Ривьера голд" (ОГРН 1127536001890, ИНН 7536125773).
Взыскать с Комитета градостроительной политики администрации городского округа "Город Чита" (ОГРН 1167536052562, ИНН 7536158391) в пользу ООО "Фитнес-Клуб "Ривьера голд" (ОГРН 1127536001890, ИНН 7536125773) судебные расходы в размере 4 500 руб.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в арбитражный суд кассационной инстанции, полномочный ее рассматривать, через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий судья |
Е.В. Желтоухов |
Судьи |
Н.В. Ломако |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-15608/2018
Истец: ООО "Фитнес-Клуб "Ривьера голд"
Ответчик: Администрация городского округа "Город Чита", Комитет градостроительной политики администрации городского округа "Город Чита"
Хронология рассмотрения дела:
03.09.2020 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-7383/18
11.02.2020 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-7541/19
16.10.2019 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-7383/18
05.06.2019 Решение Арбитражного суда Забайкальского края N А78-15608/18
28.12.2018 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-7383/18
29.10.2018 Определение Арбитражного суда Забайкальского края N А78-15608/18