город Москва |
|
15 октября 2019 г. |
дело N А40-114843/19 |
Резолютивная часть постановления оглашена 08.10.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 15.10.2019.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Сумина О.С., Лепихин Д.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бабажановым Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Корпорация Стелла" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.07.2019
по делу N А40-114843/19, принятое судьей Нариманидзе Н.А.
по заявлению ООО "Корпорация Стелла"
к УФАС по г. Москве
третье лицо: ГБУ г. Москвы "Гормост"
о признании недействительным решения;
при участии:
от заявителя - не явился, извещен;
от заинтересованного лица - Павлоский Д.О. по доверенности от 12.09.2019;
от третьего лица - Слабикова А.И. по доверенности от 18.01.2019;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 15.07.2019 в удовлетворении заявленных ООО "Корпорация Стелла" требований о признании незаконным решения УФАС по г. Москве от 19.03.2019 по делу N 2-19-2716/77-19 о включении в реестр недобросовестных поставщиков, отказано.
Заявитель, не согласившись с принятым решением, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления, по мотивам, изложенным в жалобе.
В качестве третьего лица в деле участвует ГБУ г. Москвы "Гормост".
Представители антимонопольного органа и третьего лица в судебном заседании поддержали решение суда.
Представитель заявителя в судебное заседание не явился, дело рассмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что в УФАС России по г. Москве поступило обращение государственного заказчика - ГБУ г. Москвы "Гормост" о включении сведений об ООО "Корпорация Стелла" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним расторжением заказчиком государственного контракта, заключенного по результатам электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение строительно-монтажных и пусконаладочных работ по созданию системы охранного видеонаблюдения подэстакадных пространств эстакады на пересечении Можайского шоссе и Рябиновой улицы (СМП и СОНО) (реестровый N 0373200557918000385), по причине неисполнения ООО "Корпорация Стелла" условий государственного контракта N 2772276542818000406 от 30.10.2018.
07.12.2018 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, по причине неисполнения ООО "Корпорация Стелла" условий контракта.
10.12.2018 решение размещено заказчиком в единой информационной системе.
07.12.2018 направлено по электронной почте и 15.12.2018 по почтовому адресу общества посредством ФГУП "Почта России".
Антимонопольный орган пришел к выводу об осведомленности ООО "Корпорация Стелла" о принятом заказчиком решении об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно п. 2.4 контракта срок выполнения работ - в течение 4-х месяцев с момента подписания контракта и не позднее 19.12.2018.
21.11.2018 общество направило в адрес заказчика письмо (исх. N 100), согласно которому подрядчику предъявлено требование о наличии согласования работников с Федеральной службой охраны в устном порядке, в связи с чем общество приостанавливает выполнение работ.
23.11.2018 ГБУ г. Москвы "Гормост" направлено в адрес ООО "Корпорация Стелла" письмо (исх. N 019-10403/18), в котором сообщено о том, что подрядчик к оказанию услуг не приступил.
ООО "Корпорация Стелла" направило письмо (исх. N 104 от 26.11.2018), в котором сообщалось, что подрядчику для выполнения работ необходимо получение согласования с ФСО России.
03.12.2018 заказчик повторно направляет в адрес общества письмо (исх. N 019-0757/18), согласно которому подрядчик к выполнению работ не приступил.
04.12.2018 заказчик направил в адрес подрядчика письмо исх. N 019-10846/18, в котором повторно сообщает об отсутствии необходимости наличия согласования списков сотрудников с ФСО России.
Заказчиком составлены акты осмотра от 05.12.2018, от 06.12.2018, в которых зафиксирован факт неисполнения обществом обязательств, предусмотренных условиями контракта.
11.12.2018 обществом направлено заказчику письмо с предложением расторгнуть контракт по соглашению сторон ввиду невозможности выполнить работы в установленный контрактом срок по независящим от подрядчика причинам (исх. N 112).
Письмом исх. N 118/18/1809 заказчик выразил несогласие расторгнуть контракт по соглашению сторон.
Решение заказчика от 07.12.2018 об одностороннем отказе от исполнения контракта мотивировано неисполнением обществом обязательств по нему, а именно подрядчик к выполнению работ не приступил, в связи с чем окончание выполнения подрядчиком работ в установленный контрактом срок становится невозможным.
19.03.2019 решением УФАС по г. Москве по делу N 2-19-2716/77-19 информация, представленная ГБУ г. Москвы "Гормост" в отношении ООО "Корпорация Стелла", включена в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сроком на 2 года.
Не согласившись с решением антимонопольного органа, заявитель обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из фактических обстоятельств и отсутствия правовых оснований.
Рассмотрев повторно материалы дела в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта исходя из следующего.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно ч. 6 данной статьи в случае расторжения контракта по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта заказчик в течение 3-х рабочих дней с даты расторжения контракта направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информацию, предусмотренную ч. 3 настоящей статьи, а также копию решения суда о расторжении контракта или в письменной форме обоснование причин одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Согласно ч. 7 ст. 104 Федерального закона о контрактной системе в течение 10 рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в ч. ч. 4 - 6 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов. В случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию, предусмотренную ч. 3 настоящей статьи, в реестр недобросовестных поставщиков в течение 3-х рабочих дней с даты подтверждения этих фактов.
В силу ч. ч. 8, 9 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ информация, содержащаяся в реестре недобросовестных поставщиков, размещается в единой информационной системе и должна быть доступна для ознакомления без взимания платы. Информация, предусмотренная ч. 3 настоящей статьи, исключается из указанного реестра по истечении 2-х лет с даты ее включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Постановлением Правительства Российской Федерации утверждены Правила N 1062, устанавливающие, в том числе требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра.
Согласно п. 11 Правил N 1062 уполномоченный орган осуществляет проверку информации и документов, указанных в п. п. 6 - 8 настоящих Правил, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), в течение 10 рабочих дней с даты их поступления.
Абзацем 2 п. 12 Правил определено, что по результатам рассмотрения представленных информации и документов и проведения проверки фактов, указанных в п. 11 настоящих Правил, выносится решение. В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
В соответствии с п. 13 Правил уполномоченный орган включает информацию о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе), предусмотренную ч. 3 ст. 104 Федерального закона, в реестр в течение 3 рабочих дней с даты вынесения решения о включении информации о таком лице в реестр. Указанная информация образует реестровую запись, которая подписывается представителем уполномоченного органа, имеющим соответствующие полномочия, с использованием электронной подписи.
Пунктом 16 Правил установлено, что информация о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе), предусмотренная ч. 3 ст. 104 Федерального закона, исключается из реестра по истечении 2 лет с даты ее включения в реестр, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - до истечения указанного срока на основании решения суда.
Согласно п. 5.7 приказа Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 26.01.2011 N 30 "Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы" решение о включении информации о недобросовестных поставщиках в реестр недобросовестных поставщиков (исключении из реестра недобросовестных поставщиков) принимает территориальный орган в пределах, предоставленной ему компетенции.
Пунктом 5.3.4. Положения о Федеральной антимонопольной службе Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331 определено, что Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации ведет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, реестры недобросовестных поставщиков.
Из приведенных положений законодательства следует, что если по результатам проверки предоставленных заказчиком сведений подтверждена информация о недобросовестном поведении поставщика при исполнении контракта, то в установленные сроки территориальный антимонопольный орган принимает об этом соответствующее решение, информацию о принятом решении направляет в Федеральную антимонопольную службу Российской Федерации, которая в установленном порядке и определенные сроки в силу предоставленных полномочий включает сведения о хозяйствующем субъекте в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков, является правовым последствием установления факта уклонения от заключения контракта и санкцией за недобросовестное поведение лица, уклонившегося от заключения контракта.
С момента включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков для указанного лица возникают определенные негативные последствия: наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике, ненадлежащим образом исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
При этом основанием для включения лица в реестр недобросовестных поставщиков является решение уполномоченного органа о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренный Гражданским Кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрев контрактом.
Согласно п. 8.1 контракта расторжение контракта возможно по соглашению сторон, в судебном порядке, либо в связи с односторонним отказом государственного заказчика; от исполнения контракта в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с п. 1 ст. 410 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательство, либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности).
В силу п. 3 ст. 410 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее или ненадлежащий образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможные вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Таким образом, односторонний отказ возможен только при наличии существенных нарушений, допущенных по вине исполнителя.
Заявитель ссылается на возможность исполнить контракт в течение 4-х месяцев с даты его заключения (до 28.02.2019), ввиду чего у заказчика не имелось оснований для принятия решения об одностороннем отказе.
Предметом закупки является выполнение строительно-монтажных и пусконаладочных работ.
Принимая решение об участии в процедуре осуществления закупки, и подавая соответствующую заявку, участник несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных указанным законом, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям этого закона, в том числе, приведших к невозможности исполнения контракта.
Таким образом, подавая заявку на участие в закупке, лицо, ее подающее, должно осознавать наступление определенных последствий своих действий, в том числе и наступление неблагоприятных для него последствий.
В соответствии с п. 3.1 контракта, срок выполнения работ в течение 4-х месяцев с момента подписания контракта и не позднее 19.12.2018.
Из буквального содержания контракта и с учетом предмета закупки следует, что выполняемые работы носят регулярный характер и конечный результат должен быть достигнут к 19.12.2018.
Заявитель является победителем аукциона, с которым заключен контракт на условиях указанных в аукционной документации.
Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на общественные социально-экономические цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 11.05.2012 N ВАС-5621/12, включение общества в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу общества, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и в данном случае не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности общества.
Доказательства невозможности соблюдения заявителем требований действующего законодательства по причинам, не зависящим от него, в материалах дела отсутствуют.
Учитывая законность и обоснованность решения антимонопольного органа, права и охраняемые законом интересы заявителя не могут быть признаны нарушенными.
Исходя из изложенного, совокупность условий, предусмотренных ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, необходимых для удовлетворения заявленных требований, в рассматриваемом случае не установлена.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.07.2019 по делу N А40-114843/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
О.С. Сумина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-114843/2019
Истец: ООО Корпорация Стелла
Ответчик: УФАС по г. Москве
Третье лицо: ГБУ "Гормост"