г. Самара |
|
17 октября 2019 г. |
Дело N А65-3831/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 октября 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Засыпкиной Т.С.,
судей Бажана П.В., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Яковлевой Е.А.,
с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Частная охранная организация "Викон-Кама" - представитель не явился, извещено,
от судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов N 1 по Нижнекамскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан Асылгареевой Алсу Харисовны- представитель не явился, извещена,
от Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан- представитель не явился, извещено,
от старшего судебного пристава Нижнекамского отдела судебных приставов N 1 по Нижнекамскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан Шадрина С.П. - представитель не явился, извещен,
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Республике Татарстан- представитель не явился, извещена,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Частная охранная организация "Викон-Кама" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.06.2019 по делу N А65-3831/2019 (судья Кириллов А.Е.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Частная охранная организация "Викон-Кама" (ОГРН 1151651003635, ИНН 1651076153), г.Нижнекамск,
к судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов N 1 по Нижнекамскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан Асылгареевой Алсу Харисовне, г. Нижнекамск,
с участием третьих лиц:
Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан, г.Казань,
старшего судебного пристава Нижнекамского отдела судебных приставов N 1 по Нижнекамскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан Шадрина С.П., г. Нижнекамск,
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Республике Татарстан,
об оспаривании постановлений о возбуждении исполнительного производства, об обязании,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Частная охранная организация "Викон-Кама" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к судебному приставу-исполнителю Асылгареевой Алсу Харисовне отдела судебных приставов N 1 по Нижнекамскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан (далее - судебный пристав) о признании недействительными постановлений о возбуждении исполнительных производств N 16041/18/394978 от 28.04.2018 и N 16041/17/1275235 от 26.10.2017, а также об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, причиненных данными постановлениями.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.06.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе указывает, что срок для обращения в суд с заявлениями об оспаривании постановлений судебного пристава им не пропущен.
Постановление налогового органа о взыскании налогов и сборов за счет имущества должника может считаться исполнительным документом в том случае, если к нему приложены документы, содержащие отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований данного органа в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований. Неприложение к постановлению налогового органа документов, содержащих указанную информацию, является основанием для отказа в возбуждении исполнительного производства в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 31 Федерального закона N 229-ФЗ.
К постановлениям налогового органа, поступившим в УФССП по Республике Татарстан, не приложены документы, содержащие отметки банка о неисполнении заявителем требований налогового органа на сумму 23 434,69 рублей.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 26.10.2017 судебным приставом на основании постановления налогового органа о взыскании налогов и сборов за счет имущества должника было возбуждено исполнительное производство N 137122/17/16041-ИП, о чем вынесено соответствующее постановление N 16041/17/1275235.
Также судебным приставом 28.04.2018 на основании постановления налогового органа о взыскании налогов и сборов за счет имущества должника было возбуждено исполнительное производство N 67006/18/16041-ИП, о чем вынесено соответствующее постановление N 16041/18/394978.
Считая, что судебный пристав не вправе был возбуждать указанные выше исполнительные производства, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
При принятии судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Частью 1 статьи 30 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ) предусмотрено, что судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Согласно части 7 статьи 30 Закона N 229-ФЗ заявление взыскателя и исполнительный документ передаются судебному приставу-исполнителю в трехдневный срок со дня их поступления в подразделение судебных приставов.
В соответствии с частью 8 статьи 30 Закона N 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.
В силу пункта 4 части 1 статьи 31 Закона N 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если документ не является исполнительным либо не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, установленным статьей 13 настоящего Федерального закона.
В свою очередь, частью 1 статьи 13 Закона N 229-ФЗ предусмотрено, что в исполнительном документе, за исключением постановления судебного пристава-исполнителя, судебного приказа, исполнительной надписи нотариуса и нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов, должны быть указаны: 1) наименование и адрес суда или другого органа, выдавшего исполнительный документ, фамилия и инициалы должностного лица; 2) наименование дела или материалов, на основании которых выдан исполнительный документ, и их номера; 3) дата принятия судебного акта, акта другого органа или должностного лица; 4) дата вступления в законную силу судебного акта, акта другого органа или должностного лица либо указание на немедленное исполнение; 5) сведения о должнике и взыскателе: а) для граждан - фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства или место пребывания, а для должника также - дата и место рождения, место работы (если они известны), один из идентификаторов (страховой номер индивидуального лицевого счета, идентификационный номер налогоплательщика, серия и номер документа, удостоверяющего личность, серия и номер водительского удостоверения, серия и номер свидетельства о регистрации транспортного средства), для должника, являющегося индивидуальным предпринимателем, также - идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер (если он известен); б) для организаций - наименование и адрес, указанный в едином государственном реестре юридических лиц, фактический адрес (если он известен), идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер (если он известен); в) для Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования - наименование и адрес органа, уполномоченного от их имени осуществлять права и исполнять обязанности в исполнительном производстве; г) для иностранного государства - помимо сведений, указанных в пунктах 1 - 4 настоящей части, также наименование и место нахождения соответствующих органа, учреждения или иного образования; 6) резолютивная часть судебного акта, акта другого органа или должностного лица, содержащая требование о возложении на должника обязанности по передаче взыскателю денежных средств и иного имущества либо совершению в пользу взыскателя определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий; 7) дата выдачи исполнительного документа.
В соответствии с частью 4 статьи 13 Закона N 229-ФЗ исполнительный документ, выданный на основании акта другого органа или являющийся актом другого органа, подписывается должностным лицом этого органа и заверяется печатью данного органа или лица, его выдавшего, а в случае направления исполнительного документа в форме электронного документа он подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В рассматриваемом случае судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что исполнительные документы налогового органа, на основании которых судебный пристав 28.04.2018 и 26.10.2017 вынес оспариваемые постановления о возбуждении исполнительных производств, полностью соответствуют требованиям, предусмотренным статьей 13 Закона N 229-ФЗ.
Довод заявителя о том, что постановления налогового органа о взыскании налогов и пеней за счет его имущества не являются исполнительными документами по причине отсутствия в них отметки банка о полном или частичном неисполнении требований налогового органа в связи с отсутствием на счете должника денежных средств, является ошибочным, исходя из следующего.
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 47 НК РФ взыскание налога за счет имущества налогоплательщика - организации производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Законом об исполнительном производстве, но с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей НК РФ.
Статьей 47 НК РФ, в частности, пунктами 2 и 3 этой статьи, не предусмотрено наличие на постановлении налогового органа о взыскании налогов и пеней за счет имущества налогоплательщика отметки банка о полном или частичном неисполнении требований налогового органа в связи с отсутствием на счете должника денежных средств.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2015 по делу N А49-5243/2015, которое было оставлено без изменения постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 10.12.2015.
Таким образом, у судебного пристава-исполнителя не имелось правовых оснований для отказа в возбуждении спорных исполнительных производств.
Следовательно, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что судебный пристав правомерно возбудил спорные исполнительные производства.
Кроме того, арбитражный апелляционный суд принимает во внимание следующее.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, основанием для удовлетворения заявления является наличие двух условий: несоответствие оспариваемых акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пленум ВАС РФ в пункте 64 Постановления от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" указал, что судам необходимо учитывать, что по смыслу статьи 47 НК РФ и пункта 5 части 1 статьи 12 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" постановление налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика является исполнительным документом. Из взаимосвязанного толкования указанных норм следует, что оспаривание налогоплательщиком данного постановления в суде может осуществляться исключительно путем подачи заявления о признании его не подлежащим исполнению.
В рассматриваемом случае заявитель не представил доказательств того, что им были оспорены постановления налогового органа, на основании которых судебным приставом были возбуждены оспариваемые в рамках настоящего дела исполнительные производства.
Не представил заявитель и доказательств того, что им были оспорены суммы недоимки по налогам и пени, которые взыскиваются с него в рамках указанных исполнительных производств.
Также не представлены в материалы дела доказательства того, что у заявителя отсутствовала задолженность по налогам и пени и что у заявителя на момент возбуждения исполнительных производств имелись достаточные денежные средства на счетах в банках, с которых могли быть списаны спорные суммы налогов и пени.
То есть заявитель не оспорил имеющуюся у него задолженность по налогам и пени.
Следовательно, заявленные в рамках настоящего дела требования фактически направлены не на защиту своих нарушенных прав и законных интересов, а на затягивание процесса по принудительному взысканию с него задолженности по налогам и пени, что, в свою очередь, свидетельствует о злоупотреблении им предоставленным ему правом.
Таким образом, арбитражный апелляционный суд считает, что в рассматриваемом случае отсутствует совокупность условий, предусмотренных частью 1 статьи 198 АПК РФ и необходимых для удовлетворения заявленных требований.
В то же время арбитражный апелляционный суд не согласен с выводом суда первой инстанции о том, что заявителем пропущен срок для обращения в суд с настоящими требованиями, поскольку данный факт опровергается материалами дела. Кроме того, судебный пристав фактически подтвердил тот факт, что заявитель в установленный срок обратился в суд с этими требованиями, что следует из его отзыва.
Однако данное обстоятельство не влияет на правильность принятого судом первой инстанции решения.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Доводы, приведенные заявителем в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18 июня 2019 года по делу N А65-3831/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.С. Засыпкина |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-3831/2019
Истец: ООО "Частная охранная организация "Викон-Кама", г.Нижнекамск
Ответчик: Отдел судебных приставов N1 по Нижнекамскому району Управления Федеральной службы судебных приставов России по РТ (судебный пристав-исполнитель Асылгареева А.Х.), г.Нижнекамск, Судебный пристав-исполнитель Асылгареева Алсу Харисовна отдела судебных приставов N1 по Нижнекамскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан, г.Нижнекамск
Третье лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N11 по Республике Татарстан, г.Нижнекамск, старший судебный пристав Нижнекамского ОСП N1 Шадрин С.П., Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан., УФССП РФ по РТ