г. Челябинск |
|
16 октября 2019 г. |
Дело N А07-31393/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 октября 2019 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Карпачевой М.И.,
судей Богдановской Г.Н., Тимохина О.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Придвижкиной В.Д., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Шамсутдинова Хамита Гамировича на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24.06.2019 по делу N А07-31393/2018.
В судебном заседании принял участие представитель истца - Прокуратуры Республики Башкортостан - Москвитин Николай Николаевич (поручение от 25.09.2019, служебное удостоверение).
Прокуратура Республики Башкортостан (далее - истец, Прокуратура) обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к Администрации сельского поселения Арслановский сельсовет муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан (далее - ответчик-1, Администрация), главе крестьянского (фермерского) хозяйства Шамсутдинову Хамиту Гамировичу (далее - ответчик-2, глава КФХ Шамсутдинов Х.Г.), в котором просила:
1. Признать недействительными и расторгнуть соглашения о перераспределении земельных участков от 09.12.2015 и 01.04.2016, заключенные между администрацией сельского поселения Арслановский сельсовет муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан и Шамсутдиновым Хамитом Гамировичем.
2. Применить последствия недействительности ничтожной сделки, обязав Шамсутдинова Хамита Гамировича возвратить администрации сельского поселения Арслановский сельсовет муниципального района Чишминский район РБ земельный участок, площадью 7463 кв. м, из состава земельного участка с кадастровым номером 02:52:030308:55, категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: РБ, Чишминский район, с/с Арслановский, определив его границы с учетом исходных границ земельного участка 02:52:030308:17.
Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.12.2018 в качестве третьего лица не заявляющих самостоятельных требований привлечена Администрация муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан.
Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.12.2018 в качестве третьих лиц, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24.06.2019 (резолютивная часть от 19.06.2019) исковые требования удовлетворены в полном объеме.
С указанным решением суда не согласился глава КФХ Шамсутдинов Х.Г. (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт), в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Податель жалобы полагает, что основания для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, предусмотренные пунктом 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации материалы не содержат. Ответчиками Администрацией и Шамсутдиновым Х.Г. все требования законы были соблюдены, в связи с чем, сделки являются законными.
По мнению апеллянта, суд первой инстанции не рассмотрел заключение специалиста кадастрового инженера Уразлина В.И. от 15.03.2019 и не дал ему правовую оценку.
Податель жалобы считает, что в нарушение части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом первой инстанции не было привлечено третье лицо - арендатор земельного участка с кадастровым номером 02:52:030308:51 Фаткуллин Рамиль Наилевич. Апеллянт отмечает, что ни одно из распоряжений администрации N 50 от 22.10.2015, N 61 от 10.12.2015, N 8 от 08.02.2016, N 15 от 01.04.2016 до настоящего времени не было оспорено истцом.
По мнению главы КФХ Шамсутдинов Х.Г., в рассматриваемой ситуации вышеназванные сделки являются оспоримыми, в связи с чем, срок исковой давности по требованию о признании оспоримой сделки недействительной и о применении последствий ее недействительности составляет один год (часть 2 статьи 181 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Глава КФХ Шамсутдинов Х.Г. просит отказать в удовлетворении исковых требований в связи с пропуском истцом срока исковой давности.
К апелляционной жалобе ее подателем приложена выписка из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 05.09.2019 в отношении земельного участка с кадастровым номером 02:52:030308:51.
Суд апелляционной инстанции на основании статьи 159, части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определил указанные документы к материалам дела в качестве доказательств не приобщать, возвратить подателю жалобы (протокол судебного заседания 15.10.2019), поскольку указанный документ составлен после вынесения обжалуемого решения и не был предметом исследования в суде первой инстанции.
К дате судебного заседания в суд апелляционной инстанции истцом представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором он указал, что решение суда является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В судебном заседании представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в суд не обеспечили, что не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из письменных материалов дела и установлено судом первой инстанции, главе КФХ Шамсутдинову Х. Г. принадлежал на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 02:52:030308:17, площадью 1265 кв. м, категории земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования - для производственной застройки. На указанном земельном участке, расположен объект недвижимости: здание фуражного склада площадью. 1101,1 кв. м, (кадастровый номер объекта 02:52:00000:4164) принадлежащий главе КФХ Шамсутдинову Х. Г. на праве собственности.
На основании заявления главы КФХ Шамсутдинова Х. Г., Администрацией сельского поселения Арслановский сельсовет муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан распоряжением от 22.10.2015 N 50 утверждена схема расположения земельного участка с кадастровым номером 02:52:030308:53 площадью 4785 кв. м, вид разрешенного использования "Под производственную базу", путем перераспределения земельного участка Администрации с кадастровым номером 02:52:030308:50 и участка ИП Шамсутдинова Х.Г. с кадастровым номером 02:52:030308:17.
09 декабря 2015 года между Администрацией и ИП Шамсутдинов Х.Г. заключено соглашение о перераспределении земельных участков, согласно которому (л.д.25 т.1):
Администрации принадлежит земельный участок с кадастровым номером 02:52:.030308:50 площадью 742996 кв. м, расположенный по адресу: Республика Башкортостан, Чишминский район, л с/с Арслановский, который находится в собственности Сельского поселения Арслановский сельсовет, что подтверждается свидетельством о ГРП СВ 118454 от 01.10.2015.
ИП Шамсутдинову Х.Г. на основании договора купли-продажи земельного участка от 09.09.2015, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 08.10.2015 СВ 0339100 принадлежит земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: под производственную застройку, общая площадь 1265 кв. м, адрес (местонахождение) объекта: Местоположение установлено _ относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Республика Башкортостан, Чишминский район, с/с Арслановский, с.-Аминево. Кадастровый номер: 02:52:030308:17.
Стороны пришли к соглашению о перераспределении земельных участков, указанных в п. 1 и 2 настоящего Соглашения. В результате перераспределения образуются следующие земельные участки: земельный участок с кадастровым номером 02:52:030308:51,площадью 28116 кв. м, по адресу: РБ; р-н Чишминский, с/с Арслановский, земельный участок с кадастровым номером 02:52:030308:52,площадью 711360 кв. м, по адресу: РБ, р-н; Чишминский, с/с Арслановский, земельный участок с кадастровым - номером 02:52:030308:53, площадью 4785 кв. м, по адресу: РБ, р-н Чишмиснкий с/с Арслановский, вблизи с. Аминево.
Администрации переходит право собственности на земельные участки с кадастровым номером 02:52:030308:51,02:52:030308:52. ИП Шамсутдинов Х.Г. переходит право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: Республика Башкортостан, Чишминский район, с/с Арслановский, - с. Аминево, с кадастровым номером: 02:52:030308:53,площадью 4785 кв. м.
Распоряжением Администрации N 61 от 10.12.2015, установлен размер платы за увеличение площади земельного участка кадастровым номером 02:52:030308:53 площадью 4785 кв. м в результате перераспределения земельных участков в размере 27 772 руб. 80 коп. Денежные средства ИП Шамсутдинов Х.Г. в размере 27 772 руб. 80 коп. оплачены.
Далее, на основании заявления главы крестьянского (фермерского) хозяйства Шамсутдинова Хамита Гамировича, Администрацией сельского поселения Арслановский сельсовет муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан распоряжением от 08.02.2016 N 5 утверждена схема расположения земельного участка с кадастровым номером 02:52:030308:55 площадью 8 728 кв. м, вид разрешенного использования "Под производственную базу", путем перераспределения земельного участка Администрации с кадастровым номером 02:52:030308:52 и участка ИП Шамсутдинов Х.Г. с кадастровым номером 02:52:030308:53.
01 апреля 2016 года между Администрацией и ИП Шамсутдинов Х.Г. заключено соглашение о перераспределении земельных участков, согласно которому (л.д.27 т.1):
Администрации принадлежит земельный участок с кадастровым номером 02:52:030308:52 площадью 711360 кв. м, расположенный по адресу: Республика Башкортостан, Чишминский район, с/с Арслановский, из категории земель сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для возделывания сельскохозяйственных культур, который находится в собственности Сельского поселения Арслановский сельсовет, что подтверждается свидетельством о ГРП СВ 0341139 от 24.12.2015.
ИП Шамсутдинову Х.Г. на основании соглашения о перераспределении земельных участков от 09.12.2015 и договора купли-продажи N 156 от 09.09.2015, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 24.12.2015 СВ 0341138 принадлежит земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: под производственную застройку, общая площадь 4785 кв. м, адрес (местонахождение) объекта: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Республика Башкортостан, Чишминский район, с/с Арслановский, с. Аминево. Кадастровый номер: 02:52:030308:53.
Стороны пришли к соглашению о перераспределении земельных участков, указанных в пунктах 1 и 2 настоящего соглашения. В результате перераспределения образуются следующие земельные участки: земельный участок N 1 из категории земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования: для возделывания сельскохозяйственных культур, с кадастровым номером 02:52:030308:54,площадью 707417 кв. м, по адресу: РБ, р-н Чишминский, с/с Арслановский и земельный участок N 2 из категории земель сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования: под производственную застройку, с кадастровым номером 02:52:030308:55,площадью 8728 кв. -м, по адресу: РБ, р-н Чишминский, с/с Арслановский, вблизи с. Аминево.
Администрации переходит право собственности на земельный участок с кадастровым номером 02:52:030308:54. ИП Шамсутдинову Х.Г. переходит право собственности на Чишминский район, с/с Арслановский, с. Аминево, с кадастровым номером 02:52:030308:55, площадью 8728 кв. м.
Размер платы за увеличение площади земельного участка кадастровым номером 02:52:030308:55, площадью 8728 кв. м в результате перераспределения земельных участков в размере 31 110 руб. 27 коп. Денежные средства ИП Шамсутдинов Х.Г. в размере 31 110 руб. 27 коп. оплачены.
Ссылаясь на то, что названные земельные участки предоставлены с нарушением предусмотренной законом процедуры, Прокуратура обратилась в суд с настоящим иском.
В соответствии со статьей 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено лицами, указанными в настоящем Кодексе. Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом. Суд вправе применить такие последствия по собственной инициативе.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемые соглашения о перераспределении земельных участков заключены в нарушение требований земельного законодательства.
Повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы ответчика, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Согласно пункту 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В соответствии со статьей 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации произведено подразделение земель на категории и определено, что эти земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В силу статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земельных участков является одним из способов образования земельных участков. Согласно пункту 3 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 названного ЗК РФ.
Случаи, когда допускается перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, определены пунктом 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации. Согласно подпункту 2 пункта 1 данной статьи к таким случаям относится перераспределение названных земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Таким образом, перераспределение указанных земель и (или) земельных участков возможно при наличии в совокупности следующих условий: в результате перераспределения границы земельных участков должны приводиться в соответствие с утвержденным проектом межевания территории; целью перераспределения должно служить исключение вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы; размер увеличившегося земельного участка не должен превышать установленные пределы.
В целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в уполномоченный орган (пункт 1 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации).
В срок не более чем тридцать дней со дня поступления такого заявления уполномоченный орган по результатам его рассмотрения обязан направить заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо принять решение об отказе в его заключении при наличии оснований, исчерпывающий перечень которых предусмотрен пунктом 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации.
Из анализа приведенных норм права в их взаимосвязи следует, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории, может быть осуществлено только в случае устранения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ и чересполосицы.
Пункт 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации определяет вклинивание, вкрапливание, изломанность границ и чересполосицу как недостаток землепользования, наличие которого препятствует образованию и рациональному использованию земельных участков.
Таким образом, перераспределение, осуществляемое на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации, может быть выполнено при одновременном наличии следующих условий:
- находящийся в частной собственности земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания;
- находящийся в частной собственности земельный участок обладает одним или несколькими недостатками землепользования, такими как вклинивание, вкрапливание, изломанность границ, чересполосица;
- площадь земельного участка, находящегося в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
По мнению Администрации, земельный участок с кадастровым номером 02:52:030308:17, принадлежащий ИП Шамсутдинову Х.Г. на праве собственности соответствует условиям подпункта 2 пункта 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, в материалы дела не представлено надлежащих доказательств, что принадлежащий ИП Шамсутдинову Х.Г. земельный участок обладает каким-либо из вышеперечисленных недостатков землепользования. Заключение кадастрового инженера Уразлина В.И. от 15.03.2019 таким доказательством не является. Кроме того, оно не было приложено к заявлениям, с которыми ИП Шамсутдинову Х.Г. обращалось в Администрацию.
Пунктом 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Индивидуализация земельных участков осуществляется посредством государственного кадастрового учета, проводимого в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (статья 70 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 7 статьи 1 названного закона установлено, что государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
На основании изложенного, такой недостаток землепользования, как вкрапливание, вклинивание, может иметь место лишь тогда, когда один индивидуально определенный земельный участок препятствует использованию другого индивидуально определенного земельного участка посредством вкрапливания, вклинивания в него.
В рассматриваемом случае формируемый земельный участок, в который, по мнению Администрации, ИП Шамсутдинова Х.Г., вкрапливается вклинивается его земельный участок, не индивидуализирован, и в связи с этим он не может создавать препятствия в пользовании принадлежащим ИП Шамсутдинову Х.Г. земельным участком с кадастровым номером 02:52:030308:17.
Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Градостроительный кодекс Российской Федерации определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны. Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (пункт 6 статьи 1, пункт 3 части 2 и части 6 статьи 30, части 1, 6 статьи 36, часть 5 статьи 37).
Таким образом, для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены. Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства, а также применение порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Иного федерального закона, регламентирующего использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются и определяется порядок проведения зонирования территорий, не имеется, что означает невозможность изменения вида разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения и действие принципа сохранения целевого использования данных земельных участков, закрепленного в подпункте 1 пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2009 N 537, установлено, что продовольственная безопасность России должна обеспечиваться путем предотвращения истощения земельных ресурсов и сокращения сельскохозяйственных земель и пахотных угодий.
Таким образом, до принятия специального законодательства о зонировании территорий для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, имеющий целью охрану указанных земель и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в том числе в целях использования в сельскохозяйственной деятельности.
С учетом изложенного, изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию. Данный перевод допускается в исключительных случаях, перечисленных в части 1 статьи 7 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", в том числе связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов. Особенности перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов путем включения земельного участка в границы населенного пункта либо исключения из границ населенного пункта предусмотрены ст. 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
При этом в результате заключения между Администрацией и ИП Шамсутдиновым Х.Г. соглашений от 09.12.2015 и 01.04.2016 о перераспределении земельных участков вид разрешенного использования земельного участка 02:52:030308:55, образованного, в том числе, из земельных участков с кадастровыми номерами 02:52:030308:50 и 02:52:030308:52 из категории земель сельскохозяйственного назначения, изменен с "для возделывания сельскохозяйственных культур" на "под производственную застройку", названные соглашения нарушают вышеуказанные нормы и не освобождает ИП Шамсутдинова Х.Г. от доказывания наличия иных необходимых условий для перераспределения земельных участков.
Нахождение принадлежащего ИП Шамсутдинову Х.Г. земельного участка с кадастровым номером 02:52:030308:17 в границах предполагаемого к формированию земельного участка само по себе не свидетельствует о наличии такого недостатка землепользования, как вкрапливание.
Как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 1266-О, Земельный кодекс Российской Федерации предусматривает в качестве основного способа приватизации земли торги, которые проводятся на конкурсной основе, обеспечивающей справедливое и открытое распределение объектов публичной собственности. С учетом специфики земельных отношений Кодекс также устанавливает иные способы приватизации, к которым относится перераспределение земель, находящихся в частной и публичной формах собственности.
Специальные способы приватизации не подлежат применению в случаях, когда права на земельные участки, находящиеся в публичной собственности, могут быть приобретены гражданами и юридическими лицами в общем порядке.
Следовательно, в рассматриваемом случае отсутствуют обстоятельства, предусмотренные пунктом 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации обстоятельств, при которых возможно приобретение главой КФХ Шамсутдиновым Х.Г. прав на земельный участок, формирование которого из земель, находящихся в государственной собственности, предусмотрено утвержденным проектом межевания территории, путем перераспределения земель вне установленного Земельным кодексом Российской Федерации общего порядка - по результатам проведения торгов.
Заключение соглашений от 09.12.2015 и 01.04.2016 Администрацией и ИП Шамсутдиновым Х.Г. в нарушение закона без проведения торгов повлекло необоснованное увеличение площади исходного участка главы КФХ Шамсутдинова Х.Г. на 7 463 кв. м, то есть более чем в 5 раз, из муниципальных земель.
Принятие незаконных решений о предоставлении земельных участков, расположенных в границах муниципального образования, ограничивает реализацию прав иных потенциальных участников земельных правоотношений и являются нарушением принципов эффективности и справедливости, в соответствии с которыми должно происходить управление недвижимым имуществом.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что действия главы КФХ Шамсутдинова Х.Г. фактически направлены на приобретение в собственность формируемого земельного участка в обход процедур, установленных действующим законодательством (проведение аукциона).
В соответствии с вышеуказанными нормами Земельного кодекса Российской Федерации процедура перераспределения земельных участков не может преследовать фактическую цель предоставления земельного участка (тем более на льготных условиях в части цены земли), поскольку в противном случае использование этой процедуры является способом обхода закона, что запрещено статьей 10 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Согласно пункту 8 постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", к сделке, совершенной в обход закона с противоправной целью, подлежат применению нормы гражданского законодательства, в обход которых она была совершена. В частности, такая сделка может быть признана недействительной на основании положений статьи 10 и пунктов 1 или 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации. При наличии в законе специального основания недействительности такая сделка признается недействительной по этому основанию (например, по правилам статьи 170 Гражданского кодекса Российской Федерации).
На основании изложенного, утверждение схем расположения земельных участков распоряжениями главы администрации сельского поселения от 22.10.2015 N 50 и от 08.02.2016 N 5, а также заключение соглашений от 09.12.2015 и 01.04.2016 между Администрацией и ИП Шамсутдинову Х.Г. в нарушение установленного порядка признано судом первой инстанции незаконным.
Рассматривая требование Прокуратуры о применении последствий недействительности ничтожной сделки, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что полученные Администрацией денежные средства по недействительной сделке в размере 58 883 руб. 07 коп., подлежат взысканию с Администрации в пользу главы КФХ Шамсутдинова Х.Г.
Также судом первой инстанции обоснованно учтена правовая позиция, изложенная в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.04.2008 N 16975/07, от 13.09.2011 N 3413/11, согласно которой специфическая особенность земельных участков как объектов недвижимости заключается в том, что они являются природными объектами, частью поверхности земли, формирование их границ осуществляется посредством землеустройства. В последующем в отношении таких участков производится государственный кадастровый учет. При образовании новых земельных участков прежний земельный участок как природный объект не исчезает, меняется лишь описание границ.
Таким образом, земельные участки фактически не прекратили свое существование, и могут быть приведены в прежнее состояние, а земельный участок с кадастровым номером 02:52:030308:55 подлежит снятию с кадастрового учета.
Доводы апелляционной жалобы о невозможности использования земельного участка и представленное в обоснование доводов заключение кадастрового инженера, правового значения не имеют и не могут ставить под сомнение законность выводов суда первой инстанции.
Так, для осуществления сельскохозяйственной деятельности глава КФХ Шамсутдинов Х.Г., в том числе строительства здания склада ранее арендовал земельный участок с кадастровым номером 02:52:030308:17 и им была самостоятельно определена площадь испрашиваемого участка при заключении договора купли-продажи. Об этом Шамсутдинов Х.Г. изложил в своем заявлении от 07.09.2015.
О невозможности использовании земельного участка с кадастровым номером 02:52:030308:17 по причине вклинивания глава КФХ Шамсутдинов Х.Г. указал лишь в ходе судебного разбирательства. Об этом, нет каких-либо указаний ни в заявлениях главы КФХ Шамсутдинова Х.Г. о перераспределении земельных участков, ни в самих соглашениях от 09.12.2015 и 01.04.2016.
То есть, дважды по не предусмотренным законом основаниям произведено перераспределение земельных участков.
Предоставленные главе КФХ Шамсутдинову Х.Г. смежные земельные участки обладали всеми признаками самостоятельных объектов земельных правоотношений и могли быть предоставлены, в том числе иным лицам, конкурентным способом.
Доводы об оспоримости сделок и применении срока давности к требованиям прокуратуры, признаются судебной коллегией несостоятельными, в силу следующего.
Согласно части 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Применительно к статьям 166 и 168 Гражданского кодекса Российской Федерации под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы.
Частью 3 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо. Требование о признании недействительной ничтожной сделки независимо от применения последствий ее недействительности может быть удовлетворено, если лицо, предъявляющее такое требование, имеет охраняемый законом интерес в признании этой сделки недействительной.
Представленными доказательствами подтверждается, что совершенная сделка по распоряжению земельными участками противоречит требованиям действующего законодательства и нарушает публичные интересы, что свидетельствует о ее недействительности (ничтожности) в силу части 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Срок исковой давности по требованиям о применении последствий недействительности ничтожной сделки и о признании такой сделки недействительной (пункт 3 статьи 166) составляет три года. Течение срока исковой давности по указанным требованиям начинается со дня, когда началось исполнение ничтожной сделки, а в случае предъявления иска лицом, не являющимся стороной сделки, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о начале ее исполнения. При этом срок исковой давности для лица, не являющегося стороной сделки, во всяком случае не может превышать десять лет со дня начала исполнения сделки.
Соглашения о перераспределении земельных участков между ответчиками заключены 09.12.2015 и 01.04.2016, соответственно исковые требования Прокуратурой заявлены в пределах срока исковой давности.
Факт наличия договорных отношений на земельный участок 02:52:030308:51 с Фаткуллиным Р.Н. правовую природу ничтожных сделок не изменяет, прав и обязанностей ответчика не затрагивает, сам Фаткуллин Р.Н. с требованием о защите нарушенных прав не обращался, предметом спора являлись незаконные соглашения о перераспределении земель, а не арендные правоотношения, кроме того, на момент принятия судебного решения Фаткуллин Р.Н. утратил права на земельный участок. Так, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости срок, на который установлено ограничение прав и обременение объекта недвижимости с 15.12.2015 на 3 года истек.
То обстоятельство, что распоряжения Администрации ранее не оспаривались в судебном порядке, не лишает истца возможности ссылаться на их недействительность в суде по гражданскому спору и представлять в подтверждение этого соответствующие доказательства, которые подлежат исследованию по правилам искового производства.
По приведенным в постановлении мотивам основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции по изложенным в апелляционной жалобе доводам отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в связи с оставлением апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на апеллянта.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24.06.2019 по делу N А07-31393/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Шамсутдинова Хамита Гамировича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.И. Карпачева |
Судьи |
Г.Н. Богдановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-31393/2018
Истец: Прокуратура Республики Башкортостан
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ АРСЛАНОВСКИЙ СЕЛЬСОВЕТ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЧИШМИНСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН, ИП глава КФХ Шамсутдинов Хамит Гамирович, Шамсутдинов Х Г
Третье лицо: Администрацию муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан, Глава крестьянского фермерского хозяйства Шамсутдинов Хамит Гамирович, Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, ФБГУ "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"